IV Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России»
материал

Лисовская Светлана Васильевна

IV Ввероссийский конкрса "Лучшая инклюзивная школа России"

Номинация "Лучший инклюзивный детский сад"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 IV Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России»

Номинация «Лучший инклюзивный детский сад»

ГБОУ Школа № 480, дошкольное отделение по адресу: г. Москва, ул. Большая Калитниковская, дом 32.

                                                                  Ответственные за организацию конкурса:

                                                                   Корнеева Н.В. (педагог-психолог)

                                                                  Лисовская С.В. (учитель-дефектолог)

Описание существующей практики  развития инклюзивного образования в образовательной организации.

                                                                                     

1. Характеристика контингента детей с особыми ограниченными возможностями (количество детей; соотношение между детьми с ОВЗ и детьми без них, находящихся в общем образовательном пространстве, социальное партнерство образовательной организации)

2016-2017 учебный год

Дошкольное отделение по адресу: г. Москва, ул. Б. Калитниковская, 32. специализируется на помощи детям с нарушениями зрения. Уникальность данного  учреждения состоит в том, что на базе учреждения функционирует кабинет  «Охраны зрения»,  в котором ежедневно, кроме выходных, дети получаются квалифицированное лечение, назначенное врачом-офтальмологом. В 2016-2017 учебном году 54 ребенка из 190 получали лечение на офтальмологических аппаратах (28 % от общего контингента детей). Из них 33 ребенка имеют статус ребенка с ОВЗ.

Анализ воспитанников с ОВЗ позволяет разделить их 3 группы:

  • 33 ребенка обучаются по АООП для слабовидящих детей (из 3 имеют статус ребенка-инвалида по зрению)
  • 13 детей обучаются по АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи-
  • 10 детей обучаются по АООП для детей с задержкой психического здоровья (из которых один ребенок имеем смешанные нарушение, в которое входит нарушение зрения)

       Таким образом, из 190 детей в возрасте от  3 до 7 лет: 56 детей имеют статус  ОВЗ и обучаются по адаптированным основным образовательным программам, что составляет 30 % от общего контингента детей.  

      Анализируя количественное соотношение  детей с ОВЗ и детей, не имеющих статус ОВЗ по группам, можно констатировать факт, что в средней группе  13 детей из 22 имеют статус ОВЗ, в старшей группе 10 детей с ОВЗ из 20, среди которых 3 ребенка имеют нарушение зрения, проходят офтальмологическое лечение, но не имеют статуса ОВЗ, в подготовительной группе 9 детей с ОВЗ из 25, из которых 5 детей  имеют нарушение зрения, проходят офтальмологическое лечение, но не имеют статуса ОВЗ и т. д. Таким образом,  половина детей, находящихся в одной возрастной группе имеют нарушения в развития и нуждаются в создании особых образовательных потребностях. Грамотно построенное социальное партнерство в эксклюзивных группах является залогом успешности коррекционно-педагогического процесса и социализации детей.

Основными формами организации социального партнерства выступают:

  • ежедневные совместные мероприятия;
  •  коллективно-творческие мероприятия;
  • разработка и реализация совместных проектов, акций;
  • система дополнительного образования;
  • коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом, учителем — логопедом, учителем — дефектологом;
  • информационно-просветительские мероприятия.

В процессе всех форм организации взаимодействия детей с нарушением зрения и детьми, не имеющими патологию зрения, необходимо учитывать не только  зрительный диагноз и  степень слабовидения ребенка, а также учитывать их характерные особенности:

- снижение общей и зрительной работоспособности;

- снижение скорости и точности зрительного восприятия;

- замедленность  становления  зрительного  образа;

- сокращение и ослабление ряда  свойств  зрительного  восприятия (объем, целостность, константность,  обобщенность, избирательность);

- трудности реализации  мыслительных  операций;

- затруднения в  овладении пространственными  представлениями,  в  процессе  микро и  макроориентировки,  в  словесном  обозначении  пространственных  отношений;

- снижение  общей познавательной  активности,  что  затрудняет своевременное развитие различных  видов деятельности;

- снижение координации  движений,  их  точности;

- трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения;

- трудности в осуществлении  коммуникативной деятельности;

- снижение  уровня  мотивационной  сферы, регуляторных (самоконтроль,  самооценка, воля) и  рефлексивных образований.

2. Описание  и анализ существующей практики по созданию специальных условий в образовательной организации для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Историческая справка:

Дошкольное   отделение  по  адресу: г.  Москва, улица Большая Калитниковская, дом 32   успешно  работает уже  35  лет.

1982 год - был открыт новый детский №21 для детей с нарушениями зрения,  

1984 год -  перепрофилирован в ясли - сад №33,  

1993 год – УВК №1648,

1998 год – ГОУ  «Начальная школа-детский сад» №1648 IV компенсирующего вида,

2007 год – переименовано в ГОУ детский сад комбинированного вида №2639,

2015 год – ГБОУ СОШ №480,

2016 год – ГБОУ Школа №480.

С 2008 года ГОУ детский сад №2639 работает над реализацией проекта «Стрижи» (стремление к инклюзивной жизни). Индивидуальная тема в проекте – «Создание модели детского сада равных возможностей для детей с нарушениями зрения в условиях вариативного  и инвариантного инклюзивного образования».

Большинство  образовательных учреждений шли другим  путем  от массовой школы (детского сада)  к  инклюзии.

           На текущий  момент в  нашем  дошкольном отделении обучаются  190  воспитанников,  из  них 113  детей,  которые  обучаются по ООП, 54 ребенка – слабовидящие (33  ребенка обучаются по АООП для слабовидящих  детей), 13 детей – дети с тяжелыми нарушениями речи,  10 детей с задержкой психического развития.

Люди на свете
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.

            Каждому  человеку  необходимо,  чтобы  его  любили  и принимали,  а  для  малыша,  который  попадает в  новые  условия  это  жизненно  необходимо.  И  в  данном  случае  все  дети  для  нас  особые,  так  как  каждый  индивидуален  и  они  абсолютно  разные  по  характеру,  темпераменту, эмоциональности,  способам  поведения, психической  готовности  к  обучению.

         Зачастую  родители  отбирают  у  ребенка  «право на  особенности»  и  наказывают  его  своими  чувствами.  Переставая понимать  и  принимать  себя  таким,  какой  есть,  ребенок  вынужден  искать  механизмы  психологической  защиты  в  виде  агрессивности,  душевной  замкнутости  и  нередко, чтобы  хоть  как-то  обратить  на  себя  внимание близких,  совершают  некрасивые  поступки.

         Наказания,  равнодушие  создают  вокруг  ребенка  атмосферу  злости  и  пустоты,  а  это – путь  к  формированию  деформированной души.

         Поэтому,  загоняя  ребенка  в  угол  в  виде  наказания,  необходимо понимать,  что  он  там  чувствует  и  переживает – безысходность,  одиночество,  ущербность,  желание  отомстить.  Каждый  раз, попадая  в  это «заветное» место,  ребенок  теряет  часть   себя,  своей  уверенности  и  свободы,  не  видит  выхода,  пускает  в  свою  душу  одиночество  и  отверженность,  подавленность и  вину.

           Нашим  малышам  повезло,  так  как   у специалистов,  педагогов  накоплен  огромный  опыт  работы  с  особыми детьми,  мы - команда, мы  адаптированы в  профессиональном  плане  и  готовы решать любые  задачи,  которые  перед  нами ставит жизнь.

            Дошкольное  детство  - это  время  освоения  сенсорного,  чувственного  и  двигательного  опыта,  который  составит  в  дальнейшем  фундамент,  на  котором  ребенок  сможет  построить  собственную   мировоззренческую   систему,  осмыслив  каждый  факт  и  сопоставив   его  с другими.  

            Эффективное  завершение  этого  развития  способствует  не  только  формированию  более  высокого  интеллекта,  но  и  тех  личностных  особенностей,  которые  в  дальнейшем  составят  необходимую  основу  творчества:   инициативность,  любознательность,  стремление  понять  суть  проблемы,  а  не  просто  решить  поставленную  задачу  или  пассивно  запомнить  то,  что  предложил  взрослый.

             Ведущая  деятельность детей  дошкольного  возраста   с нарушениями развития  или  без  них  остается  неизменной – игровая.

«Мы  играем  не  потому,  что  мы  бываем  детьми,  но  нам  именно  для  того  и  дано  детство,  чтобы  мы  могли  играть».

                                                                                                 К. Гросс

          Игра  для  ребенка – серьезное,  полное  смысла  занятие,  которое  способствует  его  физическому,  психическому  и  социальному  развитию. Игра  для  ребенка – это  также  одна  из  форм  «самотерапии»,  благодаря  которой    могут  быть  отреагированы   различные  конфликты  и  неурядицы. Понаблюдайте  за  игрой  ребенка.  Как он  играет,  что  выбирает,  чего  избегает?   То,  каким  образом  ребенок  умеет  играть, - прекрасный  барометр,  отражающий  степень   его  благополучия   в  реальной  жизни.  Игра  с  детьми – это   решение  проблемы,  поиск  ответов,  цепочки  вопросов: «Как? Откуда? Зачем? Почему?».  Давать  систему  знаний          о  предметах  и  явлениях,  как  поиск  сути,  например,  через  сказку.

         

          Маленький  цыпленок, гуляя,  почувствовал  себя  одиноким,  ему стало скучно,  и  он  решил  подыскать  себе  приятеля  для  игры.  Первым, кого  он  встретил,  был  земляной  червь. В  ответ на  приглашение  поиграть  с ним  он  ответил: «Ну  как  же  я  могу  с  тобой  играть,  когда  ты  такой  большой,  а  я  такой  маленький!»  Расстроился  цыпленок,  что  он  такой  большой  и  побрел  дальше  и  встретил  теленка. В  ответ  на  просьбу  поиграть  тот  сказал: «Как  я  могу  с  тобой  играть,  когда  ты  такой  маленький,  а  я  такой  большой?»  «Какой  же  я  на  самом  деле?» - спросил  себя  озадаченный  цыпленок,  и  после  размышлений  догадался,  что все относительно.                                                                                (Норвежская сказка).

           В  нашем  дошкольном отделении созданы  все  условия  для  развития  игровой  деятельности,   собрано  много  разных  игр  на  развитие   всех высших психических функций,  которые  позволят  детям  научиться  сравнивать,  сопоставлять,  обобщать,  ориентироваться  в  пространстве.

           Игра под чутким руководством взрослым научит  ребенка  терпению,  умению  подчиняться  правилу,  соотносить  свои  желания  с  потребностями  других  участников,  достойно  принимать  поражение  и  в  конечном  итоге  подготовит  ребенка  к  обучению  в  школе.

          Похожей  на  игру  она  может  быть  только  на  первых  порах.  При  выработке  любого  навыка  требуется  преодоление  себя.

          Исследование  психологов  показали: причиной  школьной  неуспешности  многих  детей,  их  плохой  успеваемости   стало  как  раз  то,  что  в  дошкольном  возрасте  ребенок  «не  доиграл». В  погоне  за  ранним  развитием  детей, взрослые  лишают  ребенка  возможности  играть,  а взамен  сажают  их  за  парту, осваивать  чтение  в  4  года,  а  навыки  самообслуживания  при  этом  могут  быть  несформированы.  

         Часто родители склонны не придавать значения некоторым сложностям развития и поведения своего ребенка до определенного момента, так как дома  они компенсируются за счет гибкости поведения близких. Общая позиция родителей  и специалистов по отношению к сложностям ребенка способствует его успешному развитию и социализации.

           Таким образом,  у педагогов и родителей одна цель - гармоничное и эффективное  развитие ребенка. Домашнее воспитание важно как основа социального опыта, а внешнее воспитание - возможность проявления всех личных качеств в реальном мире.

           Нам  повезло,  мы  смотрим в одну  сторону, нам  легко и  интересно работать друг  с другом,  потому   что  рядом  с тобой  единомышленники + родители,  тогда  в итоге  =  хороший результат.

          Воспитатели, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию  в  работе с детьми делают  основной акцент на процесс развития, который строиться с соблюдением основных концептуальных положений,   разработанных нашим коллективом:

  • Успешность усвоения знаний зависит от активности ребенка во время непосредственного взаимодействия с взрослым, от связи полученных знаний с жизнью ребенка;
  • Коррекционная работа в своей основе имеет личностно-ориентированный подход к ребенку,  концепцию сотрудничества, когда два субъекта образовательного процесса находятся в  партнерских отношениях, используют диалоговый характер общения.  Педагог должен учитывать стремление детей к развитию, к взрослению и к свободе;
  • В процессе получения новых знаний необходимо ставить ребенка в ситуацию успеха, создавать комфортные условия во время образовательной деятельности, стремиться, чтобы дети не боялись ошибиться, старались высказывать свою точку зрения;
  • Планируя  свою работу,   ориентируемся на актуальный уровень  ребенка и учитываем зону ближайшего развития, соблюдаем  принцип индивидуального темпа усвоения знаний, учитываем сензитивные периоды развития;
  • Стараемся работать  не над исправлением ошибок, а стремимся  организовать педагогический процесс так, чтобы предупредить возможные сложности, которые могут возникнуть у ребенка во время формирования той или  иной психической функции;
  • Дифференциация и доступность заданий для каждого ребенка с учетом не только возраста и актуального уровня развития, но и с учетом зрительного нарушения;
  • Оптимальное сочетание индивидуальной и  групповой работы;
  • Организуя педагогический процесс, педагоги стремятся к тому, чтобы ребенок  постепенно достигал полной самостоятельности  при выполнении заданий, также видел конечный результат своей деятельности;
  • Поиск,  заложенных природой, задатков в каждом ребенке, максимальное раскрытие выявленных природных задатков с учетом возраста и психического уровня ребенка;
  • Поощрение сотрудничества и взаимопомощи между детьми.

Если  взрослые  не  делят  детей   на обычных  и  особых,  то и дети    тоже.

Наши  дети  понимают,  что ограничение  возможностей не равно ограничению потребностей. Ведь  каждый  день  эта  истина,  подтверждается  обыденной  жизнью. Их  также  приводят  в детский  сад  мама или папа, они занимаются,  играют,  гуляют,  шалят,  расстраиваются,  если  что-то не получается,  фантазируют, поют, дружат. В конечном итоге  у  детей  формируется  понимание, что:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый имеет право на общение, поддержку, дружбу, быть услышанным.
  • Каждый способен чувствовать, сопереживать.
  • Если  улыбнуться миру, то мир улыбнется тебе в ответ.
  • Человек рядом с тобой точно такой же как и ты.

3. Анализ паспорта доступности  (в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 8 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи") позволил сделать вывод о том, что в дошкольном отделении ГБОУ Школы № 480 по адресу: Москва, ул. Б.Калитниковская, 32 создан порядок обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

  1. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи определяется  правилами обеспечения условий доступности для инвалидов объектов.
  2. Педагогические работники, работающие с детьми-инвалидами, на педагогическом совете  проинструктированы  по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
  3. В дошкольном отделении ГБОУ Школа № 480 по адресу: г. Москва, ул. Б. Калитниковская созданы следующие условия доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

-  возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них (наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания  на контрастном фоне);

- возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта (необходимо предварительно заказать кресло-коляску, т.к. она находиться в главном здании  ГБОУ Школа № 480);

- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;

-  содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;

-  надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе надписей, знаков и иной текстовой и графической информации на контрастном фоне;

-  адаптация официального сайта  организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);

- обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида;

- предоставление бесплатно  учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования (подставки с подсветкой «Сигма», аппарат «Светлячок»)

- оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.

Итоговое заключение о состоянии доступности объекта: объект доступен для детей дошкольного возраста, в том числе для детей-инвалидов со специфическими расстройствами речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и сочетанными нарушениями.

  1. Наличие материально-технической базы и оснащенности образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (специальное оборудование, программно-методическое обеспечение, дидактические материалы).

      Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ в дошкольном отделении (большинство – это дети с нарушением зрения), определяет вариативность специальных образовательных условий, распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая архитектурные условия, кадровое, информационное, программно- методическое обеспечение и т. п.).

      Создание этих условий должно обеспечить не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство.

Архитектурная среда

Внеучебное пространство

Учебное пространство

Для слепых и слабовидящих, со сложной структурой зрительного дефекта

Для передвижения по коридору:

— зрительные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета);

— тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение наощупь);

— зрительные ориентиры на стенах и дверях;

Помещения для проведения непосредственной образовательной деятельности:

- тактильные ориентиры на каждой парте (обозначение парты наощупь);

- стены учебных кабинетов окрашены в светлые пастельные тона, предпочтительно светло-зеленый, светло-желтый;

- отсутствие  на окнах  темных штор, максимальное освещение групповых комнат и  кабинетов специалистов;

- учебная  доска и столы  имеют матовую поверхность

Специальное оборудование

- специализированный кабинет «Охраны зрения», где ежедневно, кроме выходных, дети получают лечение, назначенное врачом-офтальмологом:

 - большое количество тактильных модулей;

- дополнительное освещение на рабочем месте ребенка, использование подставок «Сигма» и проборов «Светлячок»;

-  комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром;

- кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Программно-методическое обеспечение.

Содержание образовательного процесса для детей  с нарушением зрения в ГБОУ Школа № 480 раскрыто в Адаптированной основной образовательной программе для слабовидящих детей, разработанной коллективом дошкольного отделения школы по адресу: ул. Б. Калитниковская, 32 на 2016-2020 уч.гг. на основе  комплексных  образовательных программы, а также парциальных программ и технологий различной направленности: 

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И. Плаксиной.

 - Примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»  под ред. Н.Е. Вераксы, соответствующей ФГОС ДО

      Программа может корректироваться в связи с изменениями нормативно-правовой базы дошкольного образования, образовательного запроса родителей.

     Определение  АООП для  слабовидящего  ребенка осуществляется в соответствии с  рекомендациями ПМПК с учетом пожеланий родителей (законных  представителей).

В работе с детьми используются авторские разработки, получившие «Грант Москвы в сфере образования»:

  1. Авторская разработка  «Мы смотрим на мир и радуемся ему» разработанная учителем-дефектологом Лисовской Светланой Васильевной, которая включает в себя:

-  методику диагностики дошкольников с нарушением зрения;

- механизм проведения коррекционной работы;

- методические рекомендации к проведению коррекционных занятий; конспекты занятий по основным лексическим темам;

- картотеку дидактических игр для детей с нарушением зрения;

- примеры реализации проектной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, в ДОО.

   

      2. Авторская психолого-педагогическая программа развития и обучения детей   старшего дошкольного возраста  «Использование песка для формирования образа буквы  и развития произвольной регуляции при подготовке детей к школьному обучению», разработанная  педагогом-психологом  Корнеевой Надеждой Вячеславовной, которая включает в себя:

-диагностический инструментарий;

-методические рекомендации к проведению коррекционных занятий;

-план – конспекты   занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использованием песка;

-анкеты для родителей и педагогов;

- рекомендации  для  педагогов  и  воспитателей  по  проведению  коррекционно-развивающих  занятий  с  детьми  с  нарушениями  зрения.

Цель данной  программы – всесторонняя  подготовка  детей  к  школьному  обучению   в  игровой  форме   с  использованием  песка.

Дидактические материалы и пособия, применяемые в работе с детьми, имеющими  нарушения  зрения, соответствуют следующим требованиям:

  1. Материалы и пособия состоят из подлинных объектов, муляжей, игрушек, объемных и плоскостных геометрических фигур, рельефных и плоскостных изображений предметов и объектов на карточках, листах бумаги, картона, фанеры (как контурные, так и закрашенные силуэты различной цветовой гаммы).
  2. Материалы и пособия для зрительного восприятия  яркие, насыщенные по цвету (в основном используются красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета; остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета).
  3. Материалы и пособия имеют матовую неотражающую поверхность, четкое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира.
  4. Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий).
  5. Основные признаки, имеющие наиболее важное информативное значение, выделяются и подчеркиваются.
  6. Фон изображения должен быть без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета (объекта) и его качеств.
  7. Материалы и пособия изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетично оформлены, вызывают у ребенка желание играть и заниматься с ними.
  8. В изображении соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных заданий).
  9. Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально – 20-30 см. картинки предъявляются под углом от 5 до 45 градусов относительно линии взора.
  10.  Рассадка детей за столы происходит в соответствии с их диагнозами. За первые столы необходимо сажать детей, страдающих амблиопией высокой степени и расходящимся косоглазием, за последние столы – детей с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием.
  11. Во время занятий традиционная физкультминутка дополняться упражнениями для снятия зрительной нагрузки. Целесообразно приглашать детей к окну, посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта и полет птиц.

         Своеобразие подбора  предметной  атрибутики, игрушек, дидактических материалов, оборудования и технических средств обусловлено первичным дефектом, степенью его выраженности и характером вторичных отклонений  и особенностями контактирования детей со средой, способами и возможностями переработки информации и характером  коммуникативных возможностей и способностей.

5. Наличие службы психолого-педагогического консилиума в образовательном процессе.

     Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) является формой методической работы педагогического коллектива и взаимодействия специалистов, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ/инвалидностью.

Общее руководство работой ППк возлагается на руководителя ГБОУ Школа № 480  и  создается на базе комплекса соответствующим приказом.

       Состав ППк комплектуется из числа сотрудников образовательного комплекса и утверждается на каждый учебный год приказом руководителя ГБОУ Школа № 480. В состав ППк входят специалисты комплекса: председатель консилиума, педагоги учреждения с большим опытом работы, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог.

    ППк собирается для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия;  консультирует родителей, педагогов, специалистов по вопросам профилактики, воспитания, обучения, педагогической поддержки детей с ОВЗ/инвалидами; готовит документы на городскую ЦПМПК в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании ребенка.

В задачи ППк ГБОУ Школа №  480  входят:

 – организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психолого-педагогического обследования: выявление уровня  и особенностей актуального развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи у детей;

- выявление резервных возможностей ребенка, определение основных направлений, форм и сроков специальной (коррекционной) помощи исходя из имеющихся в образовательном комплексе возможностей;

- выбор оптимальных для развития ребенка образовательных программ, соответствующих уровню его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных возможностей развития, адаптивности к ближайшему окружению;

- обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, что предполагает активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого развития, коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития;

-организация и анализ результатов диагностики динамики развития, социальной адаптации обучающихся с ОВЗ/инвалидностью; определение динамики развития и эффективности результатов реализации программ, в случае необходимости внесение изменений и дополнений;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния;

- осуществление консультативной помощи родителям (законным представителям), педагогам образовательного комплекса.

Кроме указанных основных задач ППк может решать и другие, имеющие более конкретную направленность и реализующиеся в различных видах деятельности сотрудников образовательного комплекса.

       Заседания консилиума разделяются на плановые и  внеплановые и проводятся под руководством председателя.  Периодичность проведения ППк определяется реальным запросом образовательной организации на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с особенностями  в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ППк проводятся не реже одного раза в квартал.

     Обследование ребенка специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательной организации с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников. Во всех случаях согласие на обследование и (или) коррекционную работу  оформляется в письменном виде.

       Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

       Рекомендации ППк являются обязательными для всех педагогов и специалистов Службы.

  1. Наличие договоров о сетевом взаимодействии.

  1. Наличие договоров о сетевом взаимодействии.

В ГБОУ Школа № 480 организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров:

- Детской городской поликлиникой г. Москвы № 104 (на территории дошкольного отделения ГБОУ Школа  № 480 по адресу Б. Калитниковская, 32 на основании договора функционирует кабинет «Охрана зрения» с врачом - офтальмологом и сестрой - ортоптисткой;

 - Центральной психолого-медико-педагогической  комиссией г. Москвы (для получения заключения на детей о предоставлении специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации);

- Городским психолого-педагогическим центром г. Москвы;

- Органами опеки и попечительства Таганского района г. Москвы;

- Центром социальной помощи семье и детям «Семья».

- Фондом  «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей»

- Центральной библиотекой   имени В.О. Ключевского и  В.Г. Белинского

           Взаимодействие с  социальными партнерами позволяет обеспечить для ребенка наиболее адекватный при его   особенностях развития образовательный маршрут, а также помогает максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка.