Краткосрочный проект «Перелётные птицы» для детей от 3 до 5 лет
проект (средняя группа)

Чаганова Любовь Владимировна

Пояснительная записка.

  1. Дети по своей сути очень любознательны. Им будет интересно узнать о перелётных птицах. Познакомится с их образом жизни.

 Актуальность темы:

 

  1. Наиболее существенной причиной снижения численности многих видов птиц у нас является изменение среды их обитания. Вырубка старых лесов навредила в первую очередь большим птицам, которые устраивают свои гнезда на ветвях деревьев и в дуплах. Наши леса и луга становятся беднее на разноголосое щебетание. Чаще случаются вспышки опасных вредителей сельского и лесного хозяйства, так как нарушено нормальное функционирование природных экосистем. Эти неблагоприятные изменения возникли благодаря человеческой деятельности, человек же может в некоторой степени и исправить их. Дети в возрасте(4-5 лет) активно стремятся приобрести новые знания, научиться у старших новым действиям; выражают потребность глубже узнать окружающее. Они более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности.
  2. Именно в этом возрасте дети более открыты в своих эмоциональных переживаниях, и поэтому и воспитателю и родителям намного легче привить ребёнку высокие моральные качества: внимательное отношение  и забота о «братьях наших меньших» (птицах). Помощь пернатым - весьма доступное и благородное задание для юных любителей природы. Прежде всего, это может быть постройка искусственных гнездовий, защита существующих мест гнездования, подкормка птиц и т.п.

Вид проекта: познавательно-творческий; краткосрочный, недельный.

Цель  проекта: дать представление о перелётных птицах, познакомить с их внешним видом, образом жизни, средой обитания, приносимой пользе природе и человеку.

Задачи проекта:

  1. закладывать основы экологического воспитания.
  2. расширить и закрепить представления детей о перелётных птицах.
  1.  воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе, привить любовь к «братьям нашим меньшим» (птицам).

Ресурсное обеспечение:

  1. литература;
  2. подвижные игры;
  3. дидактические игры;
  4. наглядный материал;
  5. занятия;
  6. прогулки;
  7. наблюдения;
  8. сюжетно-ролевые игры.

Предполагаемый результат проекта:

  1. сформировать у детей представление о перелетных птицах;
  2. заинтересовать детей в наблюдении за птицами;
  3. расширить словарный запас;
  4. заложить основы экологического воспитания;
  5. воспитать бережное отношение к окружающему миру.

Способы реализации проекта:

  1. организация развивающей среды;
  2. знакомство детей с литературными произведениями по теме;
  3. рассматривание иллюстраций;
  4. просмотр мультфильма и видеороликов о птицах;
  5. проведение цикла занятий по тематике;
  6. работа с родителями в ходе  реализации проекта;
  7. подготовка и проведение развлекательного мероприятия.

Реализация познавательных областей:

  1. Познавательное развитие:

Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.

Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.

  1. Речевое развитие:

Активировать в речи названия птиц и птенцов.

Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову.

Учить составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем.

Продолжать учить слушать сказки, рассказы, стихи, загадки о птицах; запоминать небольшие стихотворения, самостоятельно составлять загадки-описания.

  1. Социально-коммуникативное развитие:

Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.

Развивать ролевое взаимодействие.

  1. Художественно-эстетическое развитие:

Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц.

Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах. Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.

  1. Физическое развитие:

Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения.

Срок реализации проекта: с 20.03. 2017г по 24.03.2017г

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Необходимые материалы: 

  1. книги, иллюстрации, мультфильм;
  2. картотека дидактических и пальчиковых игр, потешек, закличек;
  3. предметы для дидактических игр;
  4. видеоролики о птицах;
  5. сюрпризы для детей;
  6. консультации для родителей.

Продукт проекта:

  1. досуг «Прилетайте, жаворонушки»;
  2. выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем».

Этапы реализации проекта:

 

Подготовительный

Основной

Заключительный

Постановка цели

Ознакомление с литературными произведениями

Проведение развлекательного мероприятия.  

Определение актуальности и значимости проекта

Рассматривание иллюстраций и беседы по ним

Анализ результата проекта

Подбор методической литературы для реализации проекта

Прослушивание и обсуждение художественных произведений

Выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем».

Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы

Разучивание стихов, песен и загадок о птицах.

Выставка рисунков «Вестники весны».

Организация развивающей среды

Проведение занятий

Презентация экологического проекта.

 

Дидактические и пальчиковые игры

 
 

Просмотр  видеороликов о птицах.

 
 

Консультации для родителей

 
 

 Досуг «Прилетайте, жаворонушки»

 

 

 

 

План работы:

 

Дата

Содержание работы

Участники

Ответственные

Подготовительный этап

20.03.2017

Определение цели и значимости проекта

 

Воспитатели

20.03.2017-23.03.2017

Подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, видео материала.

 

Воспитатели

23.03.2017

Организация развивающей среды

 

Воспитатели, родители

20.03-24.03.2017

Разработка бесед, занятий

 

Воспитатели

24.03.2017

Разработка сценария праздника

 

воспитатели

Основной этап

20.03.2017

Первая половина дня: Рассматривание иллюстраций.

ОО «Познавательное развитие» - ФЦКМ- беседа о том какие птицы прилетали к нам зимой, как мы о них заботились, кормили,а какие весной: «Почему перелётные птицы осенью покидают нас, а весной возвращаются?».

Стихотворение « Грач».

ОО «Физическое развитие» п/игра: «Лягушки и цапля».

 

Вторая половина дня:  

д/ игра «Чем похожи и чем отличаются». Учить находить сходство и отличие во внешнем виде снегиря, синицы, воробья.  

 

Консультация для родителей «Перелетные птицы». Рекомендация родителям познакомить ребенка с перелетными птицами: жаворонком, грачом, скворцом, ласточкой. 

Дети, воспитатели

Воспитатели

21.03.2017

Первая половина дня:

Д/игра «Назовем птенца» (Знакомство с названием птенцов птиц);

чтение стихотворения «Ласточка»

ОО «Познавательное развитие»-ФЭМП-закрепление чисел и цифр 1-5 «На поиски цифры пять»

ОО «Физическое развитие» п/игра: «Пчёлки и ласточки».

 

Вторая половина дня: д/игра «Расскажи о птице»; разучивание стишка о «Ласточке»

Дети, воспитатели

Воспитатели

22.03.2017

Первая половина дня – пальчиковая гимнастика  «Встретим птиц»

Загадки про перелетных птиц ;

ОО «Речевое развитие»

Перессказ описательного рассказа:  «Грач»; Просмотр видео ролика «Перелетные птицы»;

ОО «Физическое развитие»-п/игра: «Птицы, гнезда, птенцы».

 

Вторая половина дня:

п/ игра «Птички и автомобиль»;

чтение рассказа «Скворцы» Куприн Александр Иванович

Дети, воспитатели

Воспитатели

23.03.2017

Первая половина дня:  Беседа « Берегите птиц»

о бережном отношении к птицам.

Дидактическая игра «Один — много»

ОО «Художественно-эстетическое развитие – интегрированное занятие «Птички прилетели»-лепка - «Птичка перелётная».

 Словесная игра :

«Узнай птицу по описанию»

 

Вторая половина дня – просмотр видео ролика «Птицы – вестники весны»;

конструирование-«Скворечник»;

д/игра: «Назови ласково».

Дети, воспитатели

Воспитатели,

музыкальный руководитель

24.03.2017

Первая половина дня: рассматривание альбома

«Перелетные птицы»;

пальчиковая гимнастика «Птички»;

ОО «ОО «Художественно-эстетическое развитие – рисование- «Вестники весны»;

чтение рассказа «Жаворонок»

Соколов-Микитов Иван Сергеевич;

 

Вторая половина дня – музыкальный досуг «Прилетайте, жаворонушки»

Дети, воспитатели

родители

Воспитатели

 

Заключительный этап: ожидаемый результат в ходе проекта достигнут:

  1. входе реализации проекта у детей сформированы первоначальные знания о перелетных птицах;
  2.  сформированы представления о поведении птиц весной, знают, что птиц надо беречь;
  3. дети владеют обобщающим понятием перелётные птицы;
  4.  дети проявляют интерес к наблюдению за птицами;
  5.  обогатился словарный запас детей;
  6.  повысился интерес у родителей к совместной деятельности с педагогами по воспитанию детей;
  7.  дети  и родители получили положительные эмоции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Е. А. Янушенко «Развитие речи у детей раннего возраста», Москва, изд. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» - 2010г.

2.Е. А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников » Санкт-Петербург, изд. «ДЕТСТВО – ПРЕСС» ;2013г.

3.Н.Н. Яковлева  «Использование фольклора в развитии дошкольников» изд. «ДЕТСТВО – ПРЕСС»; 2011г.

4.Г.И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет: социальное развитие, окружающий мир» Творческий Центр СФЕРА,  Москва; 2009г.

5.Е.А. Ульева Времена года «Весна» для работы с детьми 2-3 лет. Москва «ВАКО»; 2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Перелётные и зимующие птицы"

Проект разработан для детей 5-7 лет, включает различные этапы работы во всех образовательных областях....

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» для детей младшей группы

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формировани...

Краткосрочный проект «Перелётные птицы» (старшая группа)

Цель: расширять знания детей о перелётных птицах....

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ». для детей второй младшей группы

КРАТКОСРОЧНЫЙ  ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ».  для детей второй младшей группы...

Краткосрочный проект "Перелётные птицы"

Знакомства с перелетными птицами, их образом жизни...

краткосрочный проект " Перелётные и зимующие птицы"

Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокор...