Краткосрочный проект «Перелётные птицы» для детей от 3 до 5 лет
проект (средняя группа)
Пояснительная записка.
- Дети по своей сути очень любознательны. Им будет интересно узнать о перелётных птицах. Познакомится с их образом жизни.
Актуальность темы:
- Наиболее существенной причиной снижения численности многих видов птиц у нас является изменение среды их обитания. Вырубка старых лесов навредила в первую очередь большим птицам, которые устраивают свои гнезда на ветвях деревьев и в дуплах. Наши леса и луга становятся беднее на разноголосое щебетание. Чаще случаются вспышки опасных вредителей сельского и лесного хозяйства, так как нарушено нормальное функционирование природных экосистем. Эти неблагоприятные изменения возникли благодаря человеческой деятельности, человек же может в некоторой степени и исправить их. Дети в возрасте(4-5 лет) активно стремятся приобрести новые знания, научиться у старших новым действиям; выражают потребность глубже узнать окружающее. Они более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности.
- Именно в этом возрасте дети более открыты в своих эмоциональных переживаниях, и поэтому и воспитателю и родителям намного легче привить ребёнку высокие моральные качества: внимательное отношение и забота о «братьях наших меньших» (птицах). Помощь пернатым - весьма доступное и благородное задание для юных любителей природы. Прежде всего, это может быть постройка искусственных гнездовий, защита существующих мест гнездования, подкормка птиц и т.п.
Вид проекта: познавательно-творческий; краткосрочный, недельный.
Цель проекта: дать представление о перелётных птицах, познакомить с их внешним видом, образом жизни, средой обитания, приносимой пользе природе и человеку.
Задачи проекта:
- закладывать основы экологического воспитания.
- расширить и закрепить представления детей о перелётных птицах.
- воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе, привить любовь к «братьям нашим меньшим» (птицам).
Ресурсное обеспечение:
- литература;
- подвижные игры;
- дидактические игры;
- наглядный материал;
- занятия;
- прогулки;
- наблюдения;
- сюжетно-ролевые игры.
Предполагаемый результат проекта:
- сформировать у детей представление о перелетных птицах;
- заинтересовать детей в наблюдении за птицами;
- расширить словарный запас;
- заложить основы экологического воспитания;
- воспитать бережное отношение к окружающему миру.
Способы реализации проекта:
- организация развивающей среды;
- знакомство детей с литературными произведениями по теме;
- рассматривание иллюстраций;
- просмотр мультфильма и видеороликов о птицах;
- проведение цикла занятий по тематике;
- работа с родителями в ходе реализации проекта;
- подготовка и проведение развлекательного мероприятия.
Реализация познавательных областей:
- Познавательное развитие:
Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.
Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.
- Речевое развитие:
Активировать в речи названия птиц и птенцов.
Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову.
Учить составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем.
Продолжать учить слушать сказки, рассказы, стихи, загадки о птицах; запоминать небольшие стихотворения, самостоятельно составлять загадки-описания.
- Социально-коммуникативное развитие:
Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.
Развивать ролевое взаимодействие.
- Художественно-эстетическое развитие:
Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц.
Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах. Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.
- Физическое развитие:
Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения.
Срок реализации проекта: с 20.03. 2017г по 24.03.2017г
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Необходимые материалы:
- книги, иллюстрации, мультфильм;
- картотека дидактических и пальчиковых игр, потешек, закличек;
- предметы для дидактических игр;
- видеоролики о птицах;
- сюрпризы для детей;
- консультации для родителей.
Продукт проекта:
- досуг «Прилетайте, жаворонушки»;
- выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный | Основной | Заключительный |
Постановка цели | Ознакомление с литературными произведениями | Проведение развлекательного мероприятия. |
Определение актуальности и значимости проекта | Рассматривание иллюстраций и беседы по ним | Анализ результата проекта |
Подбор методической литературы для реализации проекта | Прослушивание и обсуждение художественных произведений | Выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем». |
Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы | Разучивание стихов, песен и загадок о птицах. | Выставка рисунков «Вестники весны». |
Организация развивающей среды | Проведение занятий | Презентация экологического проекта. |
Дидактические и пальчиковые игры | ||
Просмотр видеороликов о птицах. | ||
Консультации для родителей | ||
Досуг «Прилетайте, жаворонушки» |
План работы:
Дата | Содержание работы | Участники | Ответственные |
Подготовительный этап | |||
20.03.2017 | Определение цели и значимости проекта | Воспитатели | |
20.03.2017-23.03.2017 | Подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, видео материала. | Воспитатели | |
23.03.2017 | Организация развивающей среды | Воспитатели, родители | |
20.03-24.03.2017 | Разработка бесед, занятий | Воспитатели | |
24.03.2017 | Разработка сценария праздника | воспитатели | |
Основной этап | |||
20.03.2017 | Первая половина дня: Рассматривание иллюстраций. ОО «Познавательное развитие» - ФЦКМ- беседа о том какие птицы прилетали к нам зимой, как мы о них заботились, кормили,а какие весной: «Почему перелётные птицы осенью покидают нас, а весной возвращаются?». Стихотворение « Грач». ОО «Физическое развитие» п/игра: «Лягушки и цапля».
Вторая половина дня: д/ игра «Чем похожи и чем отличаются». Учить находить сходство и отличие во внешнем виде снегиря, синицы, воробья.
Консультация для родителей «Перелетные птицы». Рекомендация родителям познакомить ребенка с перелетными птицами: жаворонком, грачом, скворцом, ласточкой. | Дети, воспитатели | Воспитатели |
21.03.2017 | Первая половина дня: Д/игра «Назовем птенца» (Знакомство с названием птенцов птиц); чтение стихотворения «Ласточка» ОО «Познавательное развитие»-ФЭМП-закрепление чисел и цифр 1-5 «На поиски цифры пять» ОО «Физическое развитие» п/игра: «Пчёлки и ласточки».
Вторая половина дня: д/игра «Расскажи о птице»; разучивание стишка о «Ласточке» | Дети, воспитатели | Воспитатели |
22.03.2017 | Первая половина дня – пальчиковая гимнастика «Встретим птиц» Загадки про перелетных птиц ; ОО «Речевое развитие» Перессказ описательного рассказа: «Грач»; Просмотр видео ролика «Перелетные птицы»; ОО «Физическое развитие»-п/игра: «Птицы, гнезда, птенцы».
Вторая половина дня: п/ игра «Птички и автомобиль»; чтение рассказа «Скворцы» Куприн Александр Иванович | Дети, воспитатели | Воспитатели |
23.03.2017 | Первая половина дня: Беседа « Берегите птиц» о бережном отношении к птицам. Дидактическая игра «Один — много» ОО «Художественно-эстетическое развитие – интегрированное занятие «Птички прилетели»-лепка - «Птичка перелётная». Словесная игра : «Узнай птицу по описанию»
Вторая половина дня – просмотр видео ролика «Птицы – вестники весны»; конструирование-«Скворечник»; д/игра: «Назови ласково». | Дети, воспитатели | Воспитатели, музыкальный руководитель |
24.03.2017 | Первая половина дня: рассматривание альбома «Перелетные птицы»; пальчиковая гимнастика «Птички»; ОО «ОО «Художественно-эстетическое развитие – рисование- «Вестники весны»; чтение рассказа «Жаворонок» Соколов-Микитов Иван Сергеевич;
Вторая половина дня – музыкальный досуг «Прилетайте, жаворонушки» | Дети, воспитатели родители | Воспитатели |
Заключительный этап: ожидаемый результат в ходе проекта достигнут:
- входе реализации проекта у детей сформированы первоначальные знания о перелетных птицах;
- сформированы представления о поведении птиц весной, знают, что птиц надо беречь;
- дети владеют обобщающим понятием перелётные птицы;
- дети проявляют интерес к наблюдению за птицами;
- обогатился словарный запас детей;
- повысился интерес у родителей к совместной деятельности с педагогами по воспитанию детей;
- дети и родители получили положительные эмоции.
Список используемой литературы
1.Е. А. Янушенко «Развитие речи у детей раннего возраста», Москва, изд. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» - 2010г.
2.Е. А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников » Санкт-Петербург, изд. «ДЕТСТВО – ПРЕСС» ;2013г.
3.Н.Н. Яковлева «Использование фольклора в развитии дошкольников» изд. «ДЕТСТВО – ПРЕСС»; 2011г.
4.Г.И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет: социальное развитие, окружающий мир» Творческий Центр СФЕРА, Москва; 2009г.
5.Е.А. Ульева Времена года «Весна» для работы с детьми 2-3 лет. Москва «ВАКО»; 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по проекту "Перелётные птицы" для детей старшей группы (ОНР) "ПТИЦЫ В ГОСТИ К НАМ СПЕШАТ"
Конспект итоговой НОД по проекту "Перелётные птицы" с использованием ИКТ ( работа с интерактивной доской), ТРИЗ...

Краткосрочный проект "Перелётные и зимующие птицы"
Проект разработан для детей 5-7 лет, включает различные этапы работы во всех образовательных областях....

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» для детей младшей группы
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формировани...

Краткосрочный проект «Перелётные птицы» (старшая группа)
Цель: расширять знания детей о перелётных птицах....

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ». для детей второй младшей группы
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ». для детей второй младшей группы...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» для детей второй младшей группы
ПАСПОРТ ПРОЕКТАТип проекта: познавательныйВид проекта: групповой. Возраст детей: вторая младшая группа.Период выполнения: с 19.01.21 по 05.02....