Раннее выявление детей с ОВЗ (на дошкольном уровне образования). Коррекционная работа с детьми с ОВЗ дошкольного возраста как профилактика школьной неуспеваемости
методическая разработка

Лисовская Светлана Васильевна

Презентация к выступлению на педагогичеком совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rannee_vyyavlenie_detey_s_ovz_prezentatsiya.ppt375.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-дефектолог: Лисовская С.В. Тема : Раннее выявление детей с ОВЗ (на дошкольном уровне образования). Коррекционная работа с детьми с ОВЗ дошкольного возраста как профилактика школьной неуспеваемости. Выступление на педагогическом совете «Преемственность дошкольного и школьного уровней образования в ГБОУ Школа № 480» 10.11.16.

Слайд 2

Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвоении учебного материала по русскому языку, чтению и математике, и их психологические причины могут быть разделены на три группы. Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения. Вторая группа трудностей у обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.

Слайд 3

Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения. Недостатками развития психомоторной сферы являются: - несформированность зрительно-двигательных координации; - недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки; - недостатки в развитии микромоторики. Все эти особенности в развитии не появляются в 7 лет с началом овладения письма, а выявляются и корректируются специалистами в дошкольном возрасте!!! Качество процесса письма в значительной мере обуславливается уровнем развития психомоторной сферы ученика. При формировании двигательного навыка чтения (речевые умения) важную роль играют особенности артикуляции учащегося

Слайд 4

При формировании двигательного навыка чтения роль играют особенности артикуляции, которые влияют на темпо-ритмические характеристики чтения. Каждый специалист понимает, что затруднения в артикулировании приведут к: а) низкой скоростью чтения, б) слоговому типом чтения, в) низкому уровню понимания прочитанного.

Слайд 5

Вторая группа трудностей у младших школьников обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть: 1. Несформированность пространственных представлений. 2. Недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия. 3. Недостатки в развитии познавательных процессов.

Слайд 6

Несформированность пространственных представлений . Письмо: "Зеркальное" написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде Математика: "Зеркальное" написание цифр Задача специалистов ДО: формирование пространственных представлений, профилактика зеркального написания букв и цифр

Слайд 7

Несформированность пространственных представлений . Письмо: - замена букв по пространственному сходству (с-е,б-д,и-п,н-п) Чтение: - неправильное чтение похожих по начертанию букв (напр., "фозетка " вместо "розетка") Профилактикой данного нарушения также занимаются все специалисты дошкольного отделения: Учитель-дефектолог или педагог-психолог предлагают упражнения на: - развитие зрительного образа («Найди такой же»), - зрительного анализа («Перерисуй рисунок», когда ребенка просят внимательно рассмотреть какой-либо узор, составленный из геометрических фигур точно так же воспроизвести его) - зрительного анализа и сравнение ( "Найди двух одинаковых") Зрительный диктант на невербальном материале Учитель – логопед предлагает задания на: - зрительный анализ букв, выделение их в слове ("Найди букву " Выбрать и подчеркнуть заданную букву) - запоминание формы буквы и соотношения ее частей и пропорций (лепка букв из пластилина).

Слайд 8

Несформированность пространственных представлений . Письмо: расположение букв при списывании в обратной последовательности, плохо ориентируется в пространстве листа тетради Математика: - при списывании цифровой последовательности запись начинается: последнего элемента (напр., 123 вместо 321) Задача специалистов ДО: развитие анализа пространственных представлений, формирование однонаправленности считывания элементов. Чтение: - Челночное чтение (чтение с возвратом)

Слайд 9

Вторая группа трудностей у младших школьников обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть: 1. Несформированность пространственных представлений. 2. Недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия. 3. Недостатки в развитии познавательных процессов.

Слайд 10

Недостатки в развитии познавательных процессов, которые могут привести к трудностям обучения русскому языку. Неустойчивость произвольного внимания - Добавление гласных букв, - Перестановка букв и слогов в словах, - С ошибками списывает с доски Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти - Трудности в удержании и воспроиз­ведении элементов речи (звуков, слов, предложений) Недостаточность развития процессов зрительного анализа - Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот (смешение печатных и письменных букв) - Количественные ошибки - Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений Ослабление процессов произвольного внимания - Появление или возрастание ошибок к концу работы

Слайд 11

Недостатки в развитии познавательных процессов, которые могут привести к трудностям обучения русскому языку. Недостатки в развитии непосредственной произвольной памяти Трудности в усвоении алфавита Недостаточность мыслительной операции обобщения - Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня (напр., часы - часовой) Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала, недоразвитие зрительной памяти - Отсутствует "орфографическая зоркость" (не умеет найти орфограмму) Несформированность мыслительной операции синтеза (не умеет найти связи внутри смыслового целого) - Неправильная постановка точки при письме Недостаточная концентрация внимания - Не умеет находить ошибки в собственной работе

Слайд 12

Недостатки в развитии познавательных процессов, которые могут привести к трудностям обучения чтению Неустойчивость произвольного внимания - Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней - Потеря строки при чтении - Прочитывание слов с ошибками (пропуск букв, перестановка слогов, замена предыдущих букв последующими) - Низкая скорость чтения Несформированность процессов зрительного анализа - Неправильное чтение похожих по начертанию букв (напр., "фозетка " вместо "розетка") Низкий уровень развития произвольной памяти - Не умеет выделить главное в прочитанном Недостаточность мыслительной операции обобщения Недостаточность мыслительной операции абстрагирования - Трудности при узнавании того же самого, но в другой форме

Слайд 13

Недостатки в развитии познавательных процессов, которые могут привести к трудностям обучения математике Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез" - Трудности при выполнении счетных операции с переходом через десяток Несформированность мыслительной операции обобщения Трудности в формулировании правила на основе анализа конкретных примеров Отсутствие обобщенности мыслительной операции сравнения Трудности при осуществлении сравнения

Слайд 14

Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции. Следствиями недостаточности процессов самоконтроля и саморегуляции могут быть: - неумение обнаруживать свои ошибки; - возрастание количества ошибок к концу работы; - выполнение требований учителя не в полном объеме; - трудности с формированием двигательного навыка письма; - медленный темп письма.

Слайд 15

Спасибо за внимание!