доклад по теме "Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Бернацкая Надежда Викторовна

Выступление учителя-логопеда МДОУ на муниципальном методическом обьединении учителей-логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igrovye_tehnologii_v_rabote_logopeda.docx39.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ДЕТСКИЙ САД № 2 «РОМАШКА»

Доклад:

Использование игровых технологий в

коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста

Подготовила:

                                                                   Учитель-логопед    Бернацкая Н.В.

2021

Введение

Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией имеющихся речевых нарушений – основа формирования полноценной личности.

Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.

   В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный шаг вперед стоит больших усилий. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда учителю – логопеду приходится долго и упорно искать тот материал, который разнообразит занятия, чтобы они не наскучили малышу. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

   Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?

Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Большое значение игре придавал А.С.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, психолог Д.Б.Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест. В режиме дня предусматривается использование игр до завтрака, перед занятием, после занятий, после дневного сна, до и после ужина. Кроме того, игры используются во время занятий и на прогулках.

Как же используются игры в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности.

Актуальность:

В последнее время логопеды бьют тревогу по поводу увеличения количества детей с речевой патологией и утяжеления речевой патологии.Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи. Часты  случаи сочетания речевых нарушений с недостатками развития мелкой пальчиковой моторики. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление.У детей наблюдается снижение тонуса сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведет к задержке темпа общего развития. Зачастую при обследовании  детей мы отмечаем у них следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, голосовая.Определяя содержание коррекционной работы, логопед должен учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывает ребенок.

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Цель использования  игровой технологии в логопедической практики:   повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к родному языку.

 Задачи:

  • Изучить особенности использования игровой  технологии  в логопедической работе.
  • Обогатить предметно – развивающую среду, направленную на развитие речи детей, имеющих речевые недостатки.
  • Внедрить элементы игровых технологий в логопедическую практику.
  • Повысить компетентность педагогов и родителей МДОУ в вопросах речевого развития дошкольников.

   Ожидаемые результаты:

  • Повышение мотивации к логопедическим занятиям.
  • Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.
  • Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте.
  •  Повышение  компетентности педагогов и родителей  в вопросах речевого развития дошкольников.

Формы работы:

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

На логопедических занятиях используются дидактические (с предметами, настольно-печатные, словесные), игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

   Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

  • Обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
  • Диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
  • Терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
  • Коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
  • Развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:

  • Выразительность проведения игр.
  • Необходимость включения педагога в игру.
  • Оптимальное сочетание занимательности и обучения.
  • Простота, доступность, ёмкость и наглядность.
  • Индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

   Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Коррекционно-развивающие игры направлены на развитие:

  • Мелкой моторики рук .
  • Общей моторики .
  • Правильного речевого выдоха.
  • Артикуляционной моторики.
  • Фонематической стороны речи.
  • Лексико-грамматического строя речи.
  • Коррекции звукопроизношения.
  • Связной речи.

1.Игровые технологии для развития мелкой моторики рук детей.

  • Самомассаж кистей и пальцев рук; Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок», грецкими орехами, карандашами,
  • Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
  • Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
  • Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование;
  • Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
  • Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный;
  • Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т.п.

2.Игровые технологии для развития общей моторики .

На логопедических занятиях уделяется внимание не только мелкой моторике, но и общей.

 Проведение различных физкультминуток (это всем известные «Зайчик серенький сидит», «Вырос высокий цветок» ,«Мы ехали, ехали» и т.д., мы подбираем физминутки в соответствии лексической темы недели  ), подвижные игры с речевым сопровождением, логоритмика, с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения.

3.Игровые технологии для развитияправильного речевого выдоха.

  • Сменяемость развивающей среды посезонно
    «Подуй на снежинку», «Сдуй листок», «Отправь бабочку в полёт»
  • «Мыльные пузыри»
  • «Фокус» Выработка сильной направленной струи воздуха вверх. Необходимо сдуть ватку с носа.
  • «Дудочки»
  • «Вертушки», «Султанчики», «Ветерки.
  • «Футбол»

4. Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях.

Артикуляционная гимнастика— это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

5. Игровые технологии для развития фонематической стороны речи.

  • «Звуковой полёт»(произнесение звуков, слогов в разном темпе, высоте)
  • «Поймай звук» ( Взрослый произносит ряды звуков , а ребенок хлопает в ладоши , когда услышит заданную фонему)
  • «Найди картинку  с твердым (мягким) звуком» (ребенок должен найти картинку с заданным звуком)

6.Игровые технологии для развития лексико–грамматического строя речи.

  • «Паровозик», «Дождик»
    (определяем количество слогов в слове)
  • «Цепочка слов»
  • «Прочитай по первым буквам»
  • Подбираем картинки со звуком [ ]
  • Найдём картинки с твердым (мягким )звуком [  ]
  • Найдём место звука в слове (Подбери слова к схеме).

7. Игровые технологии  для коррекции звукопроизношения.

  • «Вертушка» (Назвать слова на данный звук).
  •  «Назови правильно»
  • «Подружи картинки» (Подобрать картинки на автоматизируемый звук парами имеющими смысловую связь. Например: бабушка-дедушка, кошка-мышка).
  •  «Найди  и назови» (Ребенок должен найти картинки с нужным звуком).
  • «Четвертый лишний» (Найти лишнюю картинку и объяснить, в чем

отличия, признаки могут быть разные: по звуку, по месту звука в слове, по количеству слогов). Данные задания направлены не только на автоматизацию звука в речи по принципу многократного повторения, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.

  •  «Звуковая улитка»    (автоматизация  и  дифференциация звуков)

8.Игровые технологии для развития связной речи.

  • Сюжетно ролевый игры-помогают выработать естественную потребность в инициативной речи, чувство родного языка, умение правильно произносить слова, легко усваивать грамматические формы.
  • Игры  драматизации – позволяют решать одновременно несколько задач: развитие связной речи, навыков театрально –исполнительской деятельности.
  • Дидактические  игры-направлены на развитие  у детей речевого общения, речевой коммуникации, навыков  контроля и самоконтроля за построением связных высказываний

ВЫВОД

При  использовании  игровых технологий в коррекционной работе и     создании  разнообразной,интересной , речевой среды,  быстрее происходит постановка и автоматизация звука, лучше воспринимаются артикуляционные упражнения ,  упражнения на моторику рук. У детей появляется потребность в инициативно и  диалогической  речи, повышается уровень речевой коммуникации, легче  усваиваются  грамматические формы. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов. Таким образом, внедрение логопедических игровых технологий положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое  развитие в целом.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Букатов В.М. Педагогика таинства дидактических игр. М., 1997
  3. ВаськоваО.Ф,  Политыкина.А.А 2011г. «Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста» СПб.112.
  4. //Логопед № 6/2010
  5. //Логопед № 5/2012
  6. //Логопед № 5/2006
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998
  8. Рудик. О.С. 2013. С детьми играем – речь развиваем. Часть 1. Учебно-методическое пособие. М 176с
  9. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп. Авт-сост. Г.Н.Сергеенко. Воронеж.206с
  10. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в коррекционной работе с детьми.

Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы, — традиционные и нетрадиционные, а такж...

Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...

Выступление на педсовете. Игровая технология в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать коррекционной, если взрослый определит, какие способности и навыки...

Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми ТНР по обучению грамоте и развитию речи.

Разнообразные игровые технологии, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей и навыкам звуко-буквенного анализа у дошкольников....

Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Подготовили:Воспитатель комбинированной группы:Куприенко О.Ю.Учитель-логопед:Швецова И.С       «Для дитя игра — действительность, и действительность гораздо б...

Применение игровых технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья об использовании игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР...