Главные вкладки

    Игровые технологии в коррекционной работе с детьми.
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

     

    Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы, — традиционные и нетрадиционные, а также разрабатываются игры с мячом. Опыт работы показал, что эти игры эффективны в коррекционной деятельности с детьми с нарушениями речи. Для того чтобы организовать работу с детьми в социуме необходимо обучить их играть, выполнять необходимые действия, правильно говорить и др. и итогом всей коррекционно-развивающей деятельности является перенос знаний полученных в процессе обучения в игровую деятельность.

    Разнообразные стимулирующие игровые приёмы здоровьесбережения являются перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. На фоне комплексной помощи эти приёмы оптимизируют процесс коррекции речи и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

    В пособии представлены варианты игры "Умные мячи", направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

    Основным игровым материалом являются легкие пластмассовые мячи красного, синего и зеленого цвета  с наклеенными на них буквами. На красных мячах -  буквы, обозначающие гласные , на синих  - твердые согласные, на зеленых - мягкие согласные звуки. Для некоторых игр подбираются предметные картинки на заданный звук в зависимости от цели игры.

    Дети подбирают слова на заданный звук, выделяют звуки в начале и в конце слова, определяют последовательность звуков в слове, называют их количество, дифференцируют звуки, усваивают слоговую структуру, закрепляют слогослияния, умение делить слова на слоги.

    В игровых заданиях предусмотрены методические приемы, направленные на организацию взаимоотношений детей в совместных действиях.

    Пособие адресовано воспитателям, логопедам, дефектологам, педагогам дополнительного образования, а так же родителям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pechat_umnye_myachi.doc383 КБ

    Предварительный просмотр:

    Серия "Здоровьесберегающие технологии"

                                 С.Ю. Ящук

    ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

    Санкт-Петербург

    2015год

    Здоровьесберегающая игровая технология «Умные мячи» является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребёнка с нарушениями речи, поскольку содействует формированию ориентации в пространстве, скорости реакции, координации двигательных действий, способности к согласованию отдельных движений, развитию силовых и скоростных качеств.

    Такая деятельность с мячом органично вплетена в режим дня группы, двигательный и оздоровительный режимы.

    Игры с мячом оказывают положительное влияние на выработку у детей  правильных речевых навыков и решают комплекс коррекционно-развивающих задач:

    • снимают напряжение при изучении нового материала, когда требуется максимальная концентрация произвольного внимания и памяти
    •  развивают память, внимание, эмоции
    •  тренируют в произношение отдельных звуков речи
    •   развивают интонационную сторону речи.
    •  развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве

    ОТ АВТОРА

    Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы, — традиционные и нетрадиционные, а также разрабатываются игры с мячом. Опыт работы показал, что эти игры эффективны в коррекционной деятельности с детьми с нарушениями речи. Для того чтобы организовать работу с детьми в социуме необходимо обучить их играть, выполнять необходимые действия, правильно говорить и др. и итогом всей коррекционно-развивающей деятельности является перенос знаний полученных в процессе обучения в игровую деятельность.

    Разнообразные стимулирующие игровые приёмы здоровьесбережения являются перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. На фоне комплексной помощи эти приёмы оптимизируют процесс коррекции речи и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

    В пособии представлены варианты игры "Умные мячи", направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

    Основным игровым материалом являются легкие пластмассовые мячи красного, синего и зеленого цвета  с наклеенными на них буквами. На красных мячах -  буквы, обозначающие гласные , на синих  - твердые согласные, на зеленых - мягкие согласные звуки. Для некоторых игр подбираются предметные картинки на заданный звук в зависимости от цели игры.

    Дети подбирают слова на заданный звук, выделяют звуки в начале и в конце слова, определяют последовательность звуков в слове, называют их количество, дифференцируют звуки, усваивают слоговую структуру, закрепляют слогослияния, умение делить слова на слоги.

    В игровых заданиях предусмотрены методические приемы, направленные на организацию взаимоотношений детей в совместных действиях.

    Пособие адресовано воспитателям, логопедам, дефектологам, педагогам дополнительного образования, а так же родителям.

    Многофункциональная авторская игра «Умные мячи»

    1вариант «Поющие мячи»   Цель игры: Развитие длительного плавного выдоха, точности движения рук, глазомера, закрепление произношения гласных звуков.

    Ход игры:  Дети распределяются парами, садятся лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метров. У каждой пары мячик красного  цвета с буквой, обозначающей гласный звук. Пропевая звук, ребенок катит мяч партнеру (игру можно провести в кругу).

    Правила игры: Произносить звук длительно, пока катится мяч (А-А-А-А..)

    2вариант «Придумай слово» Цель игры: Закрепление и дифференциация гласных и согласных звуков, развитие внимания, точности движения рук, глазомера.

    Ход игры: Ребенок катит мяч партнеру, называет звук, обозначающий букву на мячике ( А, О, Б, П и т.д.). Поймавший ребенок называет слово, начинающееся с данного звука, и катит мяч обратно.

    3вариант  «Звучащие игрушки» Цель игры: Тренировка четкого изолированного произношения гласных  и согласных звуков, развитие двигательных умений.

    Ход игры: Дети стоят рядом друг с другом в шеренге или по кругу. В руках у каждого мяч  красного цвета с написанной буквой, обозначающий гласный звук или мяч синего цвета с написанной буквой, обозначающий  твердый согласный звук. Педагог  говорит: «Сейчас вы будете прыгающими мячиками. Я нажму на кнопочку, и наши мячики запрыгают и заговорят (поочередно касается детей). Дети «мячики» воспроизводят свои звуки и выполняют предлагаемые педагогом движения.

    Правила игры: Называть звук только после «включения кнопочки», звук произносить четко и громко (А.А.А; О.О.О; Д.Д.Д; и т.д.)

    4вариант  « Найди мяч» Цель игры: Определение первого звука в слове, различение на слух гласных, твердых и мягких согласных звуков, соотнесение звука с буквой, ориентировка в пространстве, развитие мелкой и общей моторики.

    Ход игры: Дети сидят  в кругу. В руках у каждого карточка с изображением предметов. В середине круга на полу – мячики красного, синего и зелёного цвета с буквами, обозначающими гласный, твердый и мягкий согласные звуки. Дети по очереди называют, что изображено на карточке. Затем, каждый игрок перекатывает мячи по кругу (заранее определяется направление), пока не найдет мяч с буквой, обозначающий тот звук, с которого начинается название предмета на его картинке. Когда все найдут свой мячик, дети по очереди называют свой предмет и первый звук в слове (У меня на картинке – ТИГР, первый звук – Ть)

    Правила игры: Перекатывать мячи в заданном направлении следующему игроку, называть звук только тогда, когда все игроки найдут мячи со своей буквой.

    5вариант «Найди пару» Цель игры: Определение последнего звука в слове, воспитание эмоционально положительного отношения к совместным действиям, развитие общей моторики.

    Ход игры: Дети делятся на 2 команды. Игроки первой команды по очереди называют предмет, изображенный на карточке (утрируя  последний звук «У меня на картинке нарисован ЦВЕТОК).  Тот, у кого мяч с буквой, обозначающий последний звук в слове, называет конечный звук (последний звук в слове К) и встает  в пару.

    Правила игры: Голосом выделить последний звук в слове.

    6вариант «Составь слово» Цель игры: составление трех звуковых слов и их анализ, создать положительный эмоциональный настрой, почувствовать радость движения, развивать двигательные навыки (быстроту, координацию), стремление к взаимовыручке, внимание.

    Ход игры: Игра проводится в форме эстафеты. Игрок называет слово, обозначающее предмет на карточке, и первый звук в слове. В обруче  – мячи с буквами, добежать до обруча, взять мяч с буквой, обозначающей первый звук в слове на своей карточке. Затем допрыгать до финиша и поставить мячик в «домик». Выполнивший задание, поднимает руки вверх и хлопает в ладоши. Эстафету продолжает следующий игрок. Когда  игроки  выполнят задание, они составляют из букв слово и называют его.

    7 вариант   «Слоговые песенки». Цель игры: анализ и синтез слогов и  обратных слогов,  закрепление слогослияния, соотнесение звука с буквой, ориентировка в пространстве, упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу.

    Ход игры: У детей синий мяч с буквой, обозначающей согласный звук. Дети бегут вокруг остановок «Гласных  звуков» (карточки с буквами, обозначающими гласный звук). Услышав  сигнал «Остановка», дети останавливаются: один ребенок перед гласным звуком, второй – после гласного звука. Ведущий предлагает  спеть песенку вместе с согласным и гласным звуками.

    Дети по очереди произносят  получившиеся слоги: (ЗА, АЛ),( КО, ОН),(МИ, ИФ), (ШУ, УТ), (СЭ, ЭР) и т.д.  

     Можно предложить детям произнести получившееся слово.        

    8 вариант «Живая стрелка» Цель игры: закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику, упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу, развитие координации и общей моторики.

    Ход игры: В центре круга стоит ребенок, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с мячами, обозначающими гласные и согласные звуки. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед обе руки «стрелкой». Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами

    Наша стрелка оживись

    Быстро-быстро закружись.

    Сделай круг и обернись

    А теперь остановись.

    «Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки мяч, называет звук, обозначающий букву на мяче, и дает ему характеристику.

    Правила игры: Мяч ставится на подставку в том случае, если дана правильная характеристика звука. Если нет-мяч кладется обратно в сумку.

    Когда наберется много мячей, можно предложить составить из них слова.

    9 вариант "Загадки" Цель игры: Развивать звуковой анализ и синтез слов, фонематический слух, активизировать словарь, упражнять в разгадывании загадок.

    Ход игры: У каждого ребенка мяч красного, синего или зеленого цвета с буквой,обозначающей гласный, твердый согласный или мягкий согласный звук. Детям предлагается разгадать загадки и выложить из мячей с буквами слово - отгадку.

    Правила игры: После того, как дети отгадали загадку - показывается картинка - отгадка. Каждый ребенок последовательно выкладывает свой мяч с буквой, составляя тем самым слово.

     

               Долгорукий старичок в уголке сплел гамачок  

        Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу        

                    Если в воздухе кружусь, то уж вволю нажужжусь

       По лужку он важно ходит, из воды сухим выходит


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками

    Доклад из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Использование игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками"....

    Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ

    Игры Воскобовича в логопедической работе с детьми с ОВЗ...

    Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"

    Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...

    Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

    Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...

    Проект «Технология работы с авторским пособием «Игровое полотно» в коррекционной работе с детьми с ТНР»

    Созданные игровые полотна содержат яркие иллюстрации, представляют собой карту путешествия различных загадочных мест. Их размер и вид зависит от того, где мы планируем их использовать: в музыкальном и...

    Выступление на педсовете. Игровая технология в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

    Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать коррекционной, если взрослый определит, какие способности и навыки...