Картотека игровой деятельности детей раннего возраста
картотека (младшая группа)

Картотека игровой деятельности детей раннего возраста с учетом программы "Первые шаги"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Игра «Пора кушать»

Взрослый показывает детям как покормить куклу, как напоить куклу из чашки и предлагает сделать тоже самое. Постепенно круг действий можно расширять, включая в игру эпизоды, связанные с приготовлением пищи, сервировкой стола, мытьем посуды. Одновременно увеличивая число игровых предметов, персонажей, усложняются сами игровые действия: сварить суп, кашу, компот. Сварить яичко, подуть на него, разбить ложкой, покормить куклу. Поджарить на сковородке котлетку. Помыть посуду, вытереть ее полотенцем.

2.Игра «Ласковая мама»

В этой игре ребенок может изображать маму, папу, бабушку, няню, воспитателя, которые ласкают малыша, забавляют его. Покажите малышам, как можно приласкать куклу, мягкую игрушку:

-бережно взять на руки и поносить по комнате;

-нежно обнять;

-погладить ручки, ножки, головку;

-поцеловать, пощекотать;

-подбрасывать;

-водить за ручку;

-ласково называть;

-поиграть в «Сороку».

3.Игра «Баюшки-баю»

Баюкать куклу, мягкую игрушку могут и самые маленькие дети. Эту игру можно разнообразить такими действиями:

-побаюкать куклу на руках, приговаривая: «а-а-а»;

-положить в кроватку, накрыть одеялом;

-дать соску, бутылочку;

-покачать, покатать;

-завернуть в пеленку, поносить на руках;

-более старшие дети могут раздеть куклу, надеть пижаму;

-спеть колыбельную.

4.Игра «Кукла проснулась»

Воспитатель может сам положить куклу спать, а ребенку предложить разбудить ее и одеть. Побуждайте детей тихим голосом ласково обращаться к куле: «Лялечка, пора вставать». Ребенок может с вашей помощью вынуть куклу из-под одеяла, погладить ее, посадить на «горшок», одеть.

5. Игра «Надо, надо умываться»

Умывать кукол можно перед их кормлением, сном, после сна, прогулки и тогда, когда малыш захочет. Если в игровом уголке есть раковина, малыши умывать кукол будут там. В ходе игры предложите детям:

-искупать куклу в ванночке, используя мыло (кубик);

-вымыть кукле голову с «шампунем»;

-причесать куклу;

-протереть голыша салфеткой;

-почистить кукле зубки.

Игру можно сопровождать  короткими стишками:

«Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды.

Кто у нас хорошая? Кто у нас пригожая?

Катенька хорошая, Катенька пригожая!»

6.Игра «Кукольный домик»

Для строительства и обустройства кукольного домика можно использовать разнообразные материалы и игрушки: кубики, строительный конструктор, большие и маленькие коробки, кукольную мебель. Для игр с маленькими игрушками пригодятся обувные коробки. В них можно вырезать дверцы, окошки, а из маленьких коробок из-под духов можно сделать мебель.

Около такого домика можно «посадить» сад, сделать игровую площадку и выводить кукол на прогулку.

7.Игра «Мы идем гулять»

Прогулку с куклами, мягкими игрушками можно организовать в группе, на участке. Дети катают кукол в колясках, играют в песочнице, качают их на качелях. Вводите в эту игру разнообразные действия, например:

-катание игрушек на машине, игрушечном велосипеде;

-катание с горки;

-носить куклу на руках. Если ребенок уже хорошо говорит, предложите ему рассказать кукле, что она может увидеть на прогулке.

8. Игра «Домашние заботы»

Дети любят участвовать в домашних делах взрослых (подметать, мыть посуду, протирать стол, стирать платочки, кукольную одежду) все эти действия легко включаются в процессуальные игры малышей. Детям можно предложить:

-постирать куклам одежду;

-погладить белье;

-сложить белье в шкаф;

-помыть игрушечную посуду;

-убраться в комнате;

-починить машинку, стульчик.

9.Игра «Кукла заболела»

Воспитатель предлагает детям выступить в роли врача, пациента, медсестры, шофера скорой помощи. Самым маленьким можно предлагать несколько знакомых им действий, малышам постарше – более разнообразные действия и сюжеты:

-измерить кукле температуру;

-послушать;

-сделать укол, дать таблетку, витаминку;

-напоить горячим чаем с медом;

-помазать ранку;

-наложить повязку;

-поставить горчишники;

-осмотреть и полечить горло и т.д.

Можно устроить больничную палату для нескольких кукол и лечить их. В ходе игр можно читать К.Чуковского «Доктор Айболит».

10. Игра «В магазине»

В этой игре ребенок может быть покупателем, продавцом, шофером. Самый простой вариант: воспитатель раскладывает «товар» и спрашивает у ребенка: «Я продавец, что ты хочешь купить?» Ребенок покупает товар, игра повторяется с другими детьми. Затем можно вводить дополнительные предметы: весы, кассу, счеты, калькулятор. Детей следует побуждать здороваться, спрашивать, какие продукты есть в магазине, благодарить за покупку. Затем можно предложить детям из купленных продуктов приготовить обед.

11.Игра «Приходите в гости к нам»

После игр с сюжетом приготовления пищи поиграйте с детьми в приглашение гостей, которыми могут быть как другие дети, так и воспитатель. Пригласить можно на праздник, день рождение куклы и т.д. сначала с детьми надо обговорить, что они поставят (приготовят) на стол, предложить испечь пирог, пирожки. Когда к приему гостей все будет готово, позовите их, или позвоните по телефону. Затем вместе с малышом начинайте угощать гостей:

-поздоровайтесь с гостями;

-предложите им угощение;

-разложите угощение на тарелки;

- поблагодарите.

12.Игра «В парикмахерской»

Для этой игры подойдут игрушечные наборы «Парикмахер», и настоящие расчески, заколки, резинки. Малыши могут причесывать кукол, других детей, воспитателя:

-усадить на стул, повязать салфетку;

-«вымыть» голову с мылом (кубиком);

-причесать;

-заколоть волосы, завязать бантик;

-побрызгать волосы «лаком»;

-посмотреться в зеркальце;

Побуждайте детей разговаривать от имени парикмахера или клиента. Например, спрашивать: «Красиво?», «Эту заколку хотите?», «Спасибо», «Нравится».

13. Игра «У меня зазвонил телефон»

Эпизоды под названием «Разговор по телефону» могут быть как самостоятельной игрой, так и включаться в любой игровой сюжет. Они способствуют развитию речевого развития и общения ребенка со сверстниками, взрослым, с воображаемым персонажем. Сначала побуждайте малыша говорить с видимым собеседником, например, звоните по телефону и говорите: «Алло, Димочка, я тебе звоню по телефону, ты меня слышишь?». Постепенно взрослый вовлекает малышей в более сложные диалоги, говорить и отвечать на вопросы по телефону:

-рассказать маме о том, в какие игрушки и с кем играл, что кушал и др.

-вызвать врача к больному, рассказать, что у него болит;

-позвонить в магазин, спросить, что у них есть (яблоки, конфеты);

Спрашивайте у малыша, кому он хочет позвонить, организуйте телефонные разговоры между детьми.

14. Игра «Покатаем машинку»

Малыши любят катать машинку по столу, по группе, на участке. Эти действия легко включать в разнообразные сюжеты. Например, предложите малышу: «Смотри, какая машинка, давай ее покатаем». Поиграв с машинкой, скажите: «А теперь машинку нужно отправить в гараж, чтобы она отдохнула. Мы с тобой будем строителями и построим гараж для машины. Гараж строят из кирпичиков, где у нас кирпичики?» Понаблюдайте за малышом, как он строит гараж, спросите: «Где у гаража ворота?», попросите загнать машину в гараж. Если ребенок заинтересован, можно построить мост для машины, парк и т.д.

15.Игра «Маленькие путешественники»

Организуйте игры детей в поездки на разных видах транспорта. В играх используйте реалистические игрушки и возите на них кукол. На разных видах транспорта можно ездить в детский сад, магазин, зоопарк и т.д. В рамках этого сюжета дети:

-покупают билеты в кассе;

-отдают билеты контролеру;

-едут и смотрят в окно;

-заходят и выходят из вагона на остановках.

16. Игра «Я – водитель!»

Играя в водителей, используйте разные виды машин: грузовые и легковые, машины скорой помощи, пожарные, полицейские и др. предлагайте детям выполнить разнообразные действия:

-перевозить продукты в магазин;

-подвозить строительные материалы на стройку;

-устраивать гонки на автомобилях;

-катать игрушки на машинах, везти их в гости, магазин, больницу;

-чинить машину;

-мыть автомобили.

Побуждайте детей сопровождать свои действия звуками «У-у-у!», «Би-би!», «Ту-ту!», «Т-р-р-р!», словами «Поехали», «Стоп!» и др.

17. Игра «Плывет, плывет кораблик»

Эти игры целесообразно организовывать с использованием песка и воды, большого таза или ванночки с водой. Подготовьте плавающие игрушки и кораблики, лодочки. Предложите детям покатать игрушки на кораблике: «Давайте отправимся в плавание по озеру. Мы будем капитанами, а игрушки – пассажирами». Пусть дети опустят в воду рыбок, свои кораблики, они могут подталкивать кораблики и направлять их движения. Побуждать детей говорить от имени игрушек и капитанов: «Плывем на другой берег. Я хочу купаться. Я буду ловить рыбу». Детям постарше предложить построить в песочнице водоем, около него причал и после игры расставить корабли в порту.

18.Игра «В цирке»

Перед тем как начать игру, спросите у детей, кто был в цирке, кто там выступал, что им понравилось. Затем предложите им отправиться вместе с куклами в цирк. Сообщите детям: «В наш цирк пришли артисты» - и объявляйте возможные варианты выступлений: «Сейчас выступит обезьянка, посмотрите, как она умеет кувыркаться. А теперь выступит мишка – он умеет рубить дрова. Клоун может кувыркаться на лестнице. Петушок – петь». После выступления артистов предложите детям самим поучаствовать в представлении. Можно использовать маски животных, куклы-рукавички.

19.Игра «Зоопарк»

Для этой игры используйте кубики, строительные конструкторы, наборы разных животных. Спросите, кто из детей был в зоопарке, кого они там видели? Предложите малышам построить зоопарк. Рассмотрите животных, спросите, как называется каждое животное. Затем постройте загончики для животных, расставьте в них животных. Спрашивайте, кто здесь будет жить? Где у нас мама-тигр? А где ее малыш? Побуждать произносить звуки за животных. Затем поиграйте в кормление животных, расставьте кормушки. Аналогичным способом можно поиграть с домашними животными в ферму.

20. Игра «Петушок поет»

Подготовьте кубики, конструкторы, игрушечного петушка. Покажите ребенку петушка: «Смотри, Андрюша, петушок проснулся, запел свою песенку «Ку-ка-ре-ку!», хочет всех разбудить. Он любит петь по утрам на заборе. Давай построим ему забор. Где у нас кубики-кирпичики?» Помогите малышу построить забор, предложите посадить петушка на забор. Затем обратитесь к ребенку от имени петушка: «Я хочу заборчик повыше», предложите ребенку достроить забор еще выше. Ребенок строит, сажает петушка на забор. Воспитатель сопровождает игру стихами:

«Рано утром на дворе просыпаюсь на заре,

Ку-ка-ре-ку я кричу – разбудить ребят хочу».

21.Игра «Матрешки ходят в гости»

Подготовьте строительный набор и двухсоставную матрешку. Рассмотрите ее и предложите разобрать. Затем скажите, что каждая матрешка хочет жить в своем домике. Предложите ребенку построить для маленькой матрешки маленький домик, для большой матрешки – большой домик. Помогите малышу построить для матрешек домики, поставьте матрешек рядом с домиками и спросите: «Для кого этот домик? Какая матрешка здесь будет жить – большая или маленькая?» побуждайте малыша строить для матрешек дорожку, мостик и т.д. Затем можно вводить трехсоставную матрешку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность детей раннего возраста

Игра ведущий вид деятельности дошкольников. Детям надо дать возможность прожить игру, и прожить игру вместе с ними....

Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

Цели и задачи:  ¢Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)¢Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обо...

Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки"....

Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

Цели и задачи:  Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями,...

Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"

В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...

Адаптация детей от 1,5 до 3 лет. Организация игровой деятельности детей раннего возраста.

Адаптационный проект для детей раннего возраста с 1,5-3 лет учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. В результате осуществления проекта задействованы з...