Мастер-класс: «Применение социо-игрового стиля в работе с дошкольниками»
методическая разработка

Сбитнева Лариса Геннадьевна

Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» (авторы: Е. Шулешко, А. Ершова и В. Букатов).

В своей педагогической практике применяю социо-игровые приёмы, упражнения, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 «Теремок»

г. Назарово Красноярский края

Мастер-класс:

«Применение социо-игрового стиля в работе с дошкольниками»

                Воспитатель: Сбитнева Лариса Геннадьевна

                                                           

2018 г.

ЦЕЛЬ мастер-класса:

 обучение участников мастер-класса способам применения социо-игровой технологии в образовательном процессе в ДОУ в соответствии с ФГОС.

ЗАДАЧИ:

•        познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии;

•        повысить мотивацию педагогов к системному использованию в практике социо- игрового стиля.  

Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» (авторы: Е. Шулешко, А. Ершова и В.  Букатов).

В своей педагогической практике применяю социо-игровые приёмы, упражнения, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

В своей педагогической деятельности опираюсь на педагогические принципы, которые лежат в основе данной технологии и  понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Сущность социо-игрового стиля работы  определила  формулировкой, авторами которой являются Е. Шулешко В. Букатов:

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Следуя этим советам, НОД организую  как игру-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них;   социо-игровую технологию системно использую как в процессе НОД, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

В рамках данной технологии ставлю  перед собой такие задачи:

• помочь детям научиться  общаться  друг с другом;

• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

• способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, инициативности, творчества;

• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Социо-игровой стиль направлен на развитие коммуникативности у детей, в основе которого лежит общение детей между ссверстниками и со взрослыми.

Целесообразно в общении с детьми придерживаться следующих принципов:

•        Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

•        Не ворчать, не ныть, не бурчать;

•        Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

•        Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;

•        Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

•        Поддержи, помоги подняться и победить;

•        Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

•        Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего;

•        Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.

Плюсы социо-игрового стиля:

- Отношения: «ребенок-сверстники»;

-  Педагог является равноправным партнером;

- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

- Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога;

-  Дети самостоятельны и инициативны;

-  Дети сами устанавливают правила игры;

-  Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

-  Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих);

- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга, анализируют продукты собственной деятельности.

- Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Принципы, которыми мы руководствуемся в работе со своими воспитанниками по социо-игровой технологии:

•        Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их;

•        Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей;

•        Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам;

•        Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы и других помещениях детского сада;

•        Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры;

•        Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно;

•        Движение и активность;

•        Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках;

•        Принцип полифонии: «За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток».

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

1.        Игры-задания для рабочего настроя.

2.        Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.

3.        Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

4.        Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

В ходе практической части мастер-класса участники проиграли в различные игры и игровые упражнения из вышеперечисленных групп.

Памятка для воспитателей:

«Золотые правила» социо – игровой технологии

(по В.М. Букатову)

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте пары, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

Можно поделиться:

  - по цвету волос, глаз, одежды;

  - чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

  - кто на каком этаже живет;

  - четный-нечетный, однозначный-двузначный номер квартиры;

  - найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и поэтому «одинаковому» объединится в тройки;

  - кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.

2 правило: «Смена лидерства».  Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

4 правило: Смена темпа и ритма.  Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.  

5 правило–социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом:  «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т.д.    

6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания.