Консультация для педагогов "Как использовать продуктивную деятельность в предметно-развивающей среде группы?"
консультация
Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место.
Продуктивный вид деятельности — это законченное самостоятельное творчество, создание чего-то нового, интересного для общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastya_konsultatsiya.docx | 280.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28»
Консультация для педагогов
« Как использовать продуктивную деятельность в предметно-развивающей среде группы?»
Выполнила воспитатель
старшей группы:
Вайцеховская А.В.
Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место.
Продуктивный вид деятельности — это законченное самостоятельное творчество, создание чего-то нового, интересного для общества.
Разнообразные изобразительные, конструктивные, пластические материалы, ставят перед ребенком вопрос: «Что из этого можно сделать?» -стимулируют порождение замысла и его воплощение. К спектру общеразвивающих функций следует отнести и совершенствование ручной моторики, которому способствует продуктивная деятельность.
Под содержанием продуктивной деятельности имеется в виду совокупность работ, которые воспитатель может предлагать детям. Они должны соответствовать возрасту и соотноситься с требованием момента-актуальной ситуацией и интересами детей. Все многообразие содержаний работы для продуктивной деятельности мы задаем через четыре типа работы:
− Работа по образцам;
− Работа с незаконченными продуктами;
− Работа по графическим схемам;
− Работа по словесному описанию цели-условий.
В этой деятельности важно не допускать закрепления традиционных графических образов и превращения их в шаблоны, а стимулировать собственное творчество ребенка. Поэтому, как считает коллектив авторов: М. В. Дюжакова, О. И. Лавлинская, А. В. Коломеец — педагог «должен поощрять использование детьми разнообразных инструментов, материалов и техник изображения, в том числе, нетрадиционных: монотипия, тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальцами, ватными палочками, ладошкой, оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, печатками из ластика и картофеля, смятой бумагой, печать по трафарету, кляксография обычная, с ниточкой, с трубочкой, тиснение, набрызг, отпечатки листьев».
Как отмечают авторы О. В. Бережнова и Л. Л. Тимофеева, «взрослые предлагают детям задания, которые развивают у детей умение придумать, предвидеть, домыслить, преобразовать; побуждают сооружать индивидуальные, комплексные и коллективные постройки (по замыслу и с опорой на чертежи, схемы). Поскольку восприятие ребенка-дошкольника целостно, его обучение должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением познаваемого объекта на отдельные составляющие, а интегративно».
В ежедневном общении детей кроме усвоения необходимого и определенного возрастом набора социальных норм должно быть место проблемным ситуациям и задачам, решение которых пробуждает инициативу детей и самостоятельность. Безусловно, взрослый на первом этапе должен показать ребенку алгоритм выхода из проблемной ситуации, обеспечить соответствующими навыками и умениями в ходе анализа, многократного повтора типовых действий (прежде всего связанных с безопасностью).
Следующий этап – понимание ситуации и попытка поиска выхода из нее в совместной деятельности. Под совместной продуктивной деятельностью подразумевается деятельность нескольких субъектов, цель которой – производство конкретного продукта (например, рисунка, аппликации, модели из конструктора, спектакля и т.д.).
Полезным опытом является «интерактивный праздник». Его отличительной чертой в контексте продуктивного обучения является (в отличие от традиционного праздника-концерта), как указывает Е.Г. Тимошенко, решение технологических проблем: «самостоятельный перенос знаний в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, поиски вариантов решения проблем, таким образом, воспитывается умение преодолевать трудности и радоваться достигнутым успехам».
Вторым основанием подбора конкретных содержаний для совместной деятельности взрослого с детьми могут быть смысловые поля. Каждый из развивающих типов работы нужно включить («упаковать») в смысловые поля, которые, обусловят привлекательность работы для дошкольников и выведут продуктивную деятельность в более широкое культурное пространство.
Совместную партнерскую деятельность взрослому следует строить на содержаниях, интересных детям. Поэтому каждый из развивающих типов работы нужно включить («упаковать») в смысловые поля, которые обусловят привлекательность для дошкольников. В качестве таких культурно-смысловых контекстов, можно предложить следующие:
•изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности;
•создание произведений для собственной художественной галереи;
•создание коллекций;
•создание макетов;
•изготовление украшений-сувениров;
•создание книги;
•изготовление предметов для собственного театра.
Остановимся на каждом подробнее.
1. Изготовление игрушек, игровых материалов и предметов, обслуживающих познавательно-исследовательскую деятельность детей. Работа в этом разделе строится, по преимуществу, на конструктивных материалах, но может включать и сочетание разнообразных материалов (конструктивные, изобразительные, бумага, ткани и пр.) и развивать соответствующие специфические умения и навыки.
Подбор конкретной тематики зависит от актуальных игровых интересов детей группы (например, самолеты и кораблики или мебель для маленьких кукол из объемных модулей и бумаги и т. п., и реализуемых в этот момент задач познавательно-исследовательской деятельности (к примеру, картонные горки и трамплины для опытов с движением, парашюты и вертушки для опытов с воздушными потоками).
2. Создание и оформление работ для собственной художественной галереи. Этот раздел связан с художественной изобразительной деятельностью (живопись, лепка, коллаж – аппликация) и соответствующими материалами. Используется для введения детей в виды и жанры изобразительного искусства, знакомства с основами гармоний линий, цветов, масс (объемов, гармоничным
сочетанием частей в целостном пространстве.
Целенаправленное создание работ для определенной, периодически сменяющейся экспозиции собственной художественной галереи (по жанрам, темам, материалам) позволяет в осмысленной для детей форме ориентировать их на овладение все более сложными изобразительными средствами, на совершенствование специфических для изобразительной деятельности умений и навыков.
3. Создание коллекций разного рода и их оформление (от оформления гербария до создания коллекции моделей транспортных средств, марок и монет для воображаемой страны и т. п.). Работа в этом разделе преимущественно связана с моделированием отдельных вещей (включающим собственно
конструктивные и художественные элементы) и их классификацией, связывающей ее с познавательно – исследовательской деятельностью. Может
использоваться для введения детей в культурное пространство Музея как места сбора и хранения коллекций (возможен выход на создание собственного музея).
4. Создание макетов как предметное воплощение целостных возможных миров (вымышленных, реалистических, представленных в художественной литературе, мультфильмах, детской сюжетной игре. К примеру, макеты сказочных городов с дворцами и крепостями, космодромов и аэродромов, морских портов, зоопарков, различных ландшафтов. Работа такого рода включает элементы конструирования и художественного изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Продукт работы может использоваться в режиссерской игре детей.
5. Изготовление украшений и сувениров к тем или иным общезначимым событиям (праздникам). Работа в этом разделе дает возможность широкого использования разнообразных материалов (включая элементы рисования, аппликации, конструирования); связывает детскую жизнь с традициями и обычаями общества; ориентирует на художественное оформление пространства или вещи. Примерами могут служить поздравительные открытки и пригласительные билеты, афиши и праздничные панно, гирлянды, елочные украшения, подарки близким и пр. Целесообразно использование всех типов
работы.
6. Создание и оформление Книги. Этот раздел включает широкий комплекс работ по изготовлению и иллюстрированию книг на основе рассказов детей, подготовке и сборке тематических словарей с собственными рисунками (или специально подобранными и наклеенными, ведению летописи группы, дневника природы и пр. Такая работа предполагает развитие изобразительных умений (иллюстрация - рисунок: предметный, сюжетный, орнамент). Она используется для введения многоаспектного представления о книге (книга — как вещь, как синтез искусств, как источник знания); связывает продуктивную деятельность с познавательно-исследовательской, со словесным творчеством
детей, способствует освоению чтения и письма. Может иметь выход на создание собственной библиотеки группы как хранилища приобретенных
знаний. Наиболее подходящие типы работы — с незавершенным продуктом и по словесному описанию.
7. Подготовка материалов для собственного Театра (спектакля). Театр как общий смысловой контекст для разнообразных работ (изготовление декораций, реквизита, элементов костюмов для спектакля, материалов для кукольного и плоскостного театра и пр.) связывает продуктивную деятельность с детской сюжетной игрой, с чтением художественной литературы. Сочетание различных материалов (конструктивных, графических, живописных) позволяет использовать эту «упаковку» для совершенствования широкого спектра изобразительных и конструктивных умений, навыков работы с разными инструментами. Возможно использование всех типов работы для этой «упаковки».
Каждая из представленных видов наполняется конкретным тематическим содержанием в зависимости от актуальных интересов группы, тематики познавательно-исследовательской деятельности, художественных текстов, читаемых в настоящее время, интересных событий, происходящих внутри и за пределами детского сада. Именно этим определяется выбор конкретной темы для работы: какие игрушки мастерить, что рисовать, какие коллекции или макеты создавать, какой спектакль оформлять и т. д.
Некоторые из этих смысловых полей воспитатели могут использовать в своей работе, но делать это эпизодически, время от времени, «разбавляя» ими занятия (например, сезонное изготовление поделок из природного материала, подарков к праздникам).
Детей очень привлекают нетрадиционные формы работы, используемые материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Продуктивные виды деятельности позволяют обогатить и разнообразить работу с детьми при реализации всех образовательных областей по ФГОС ДО.
Рассмотрим на примере организации работы по математическому развитию дошкольников. Дети используют знания, приобретенные в процессе конструирования (геометрические плоскостные фигуры и объемные формы; понятия о вершине, стороне, углах, части и целом; преобразование плоских форм в объемные; пространственные отношения). Для закрепления образа цифр можно предложить детям выложить их из палочек, шнура, камешков, ракушек; вылепить из теста, пластилина; перерисовать цифру с контура на картон, заполнить пластилином и по желанию украсить. Можно привлечь детей к составлению коллажей из изученных геометрических фигур и цифр, сочинению сказок математического содержания и их иллюстрированию.
Таким образом, в воспитательно-образовательном процессе ДОО в жизни ребенка должно быть предусмотрено место для свободной продуктивной деятельности, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметной среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов, где есть возможность участвовать в коллективных действиях со сверстниками и действовать самостоятельно. Необходимым условием свободной продуктивной деятельности является наличие разнообразных пособий, материалов, которые должны быть в свободном доступе и достаточном количестве. Ребенок может решать сам, какие материалы, когда и как ему использовать. Роль педагога при этом
заключается в том, чтобы совместно с ребенком разработать план и способ его деятельности, предоставить набор материалов, соответствующий интересам и стимулирующий личностное развитие ребенка. Можно сказать, что знакомство с техниками, применение различных форм совместной деятельности, создание условий для самостоятельной детской деятельности, умелое руководство взрослого стимулируют интерес детей к продуктивной деятельности, являющейся эффективным средством целостного развития дошкольников.
Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная
деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, воображение, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и
наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Работу с родителями следует строить по принципам:
- отказ от критики участников процесса;
- учет интересов семьи;
- обучение и воспитание родителей (андрология)
Следуя этим принципам можно научить не только родителей делать игрушки и организовывать досуг детей дома, но и оказывать им помощь развитии художественно – творческих способностей. При такой организации свободного времени ребенок может наиболее полно и всесторонне усвоить программу, приобщиться к миру прекрасного, овладеть новыми видами техники и обработки материалов для осуществления творческих задач.
Хочу сделать вывод: правило трёх “П” - понимание, приятие и признание – фундамент общения людей любого возраста. И если мы хотим, чтобы наши дети умели делать выбор самостоятельно, нам, взрослым, нужно принимать и признавать их интересы.
Литература:
1. Алексеева Л. Ю. Значение продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста / Л. Ю. Алексеева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 сент. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (9). — С. 176–178.
2. Бережнова О. В. Этап построения модели педагогического процесса / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева // Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы: Методическое пособие. — М., 2013. — С. 30–32.
3. Доронова Т. Н. Мастерская / Т. Н. Доронова // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. — М. — 2013. — С. 61–64.
4. Дюжакова М. В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника / М. В. Дюжакова, О. И. Лавлинская, А. В. Коломеец // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2016. — № 5. — С. 580–583.
5. Казакова Р. Г. Нетрадиционные графические техники / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина // Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р. Г. Казаковой. — М. — 2008. — С. 5–31.
6. Климова С. Конструктор LEGO как средство интеграции образовательных областей в процессе обучения старших дошкольников / С. Климова, Ю. Чичиланова // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 4. — С. 95–99.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды»
Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка,...
Консультация для педагогов ДОУ "Построение предметно-развивающей эстетической среды"
Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность по...
Консультация для педагогов ДОУ: «Музыкально - эстетическая и предметно – развивающая среда в рамках ДОУ»
Консультация для педагогов ДОУ: «Музыкально - эстетическая и предметно – развивающая среда в рамках ДОУ»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для школы молодого воспитателя. Тема: «Организация предметно-развивающей среды в группе»
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...
консультация для педагогов "Методические рекомендации к организации предметно-развивающей среды ДОУ"
Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образ...
Консультация для педагогов "Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Консультация для педагогов по совершенствованию РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО....
Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»....