Главные вкладки

    Презентация опыта по применению современного развивающего дидактического материала по формированию сенсорных и элементарных метаматематических представлений у воспитанников – Круги Эйлера
    материал

    Родионова Вера Михайловна

    Презентация

    опыта по применению современного развивающего дидактического материала по формированию сенсорных и элементарных метаматематических представлений у воспитанников –

    Круги Эйлера

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 6»

    г. Назарово Красноярского края

    Презентация

    опыта по применению современного развивающего дидактического материала по формированию сенсорных и элементарных метаматематических представлений у воспитанников –

    Круги Эйлера

                                     Выполнила: Родионова В.М.

                                                     воспитатель

    2018 год

    1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня я бы хотела вам представить современный развивающий дидактический материал -   круги или кольца Эйлера. Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов для наглядного представления. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных других направлениях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду. Признаки предмета в кругах Эйлера обозначаются схематично, с помощью пиктограмм и символов.

    2 слайд. Круги Эйлера можно использовать как в организованной   образовательной деятельности детей, при освоении различных образовательных областей "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально – коммуникативное развитие", так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера, ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал, классифицировать, развивается речь, память и мышление.

     

    3 слайд. Построение и использование наглядных моделей способствует развитию умственных способностей дошкольников. С помощью кругов Эйлера ребенок учится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, овладевает действием наглядного моделирования.

    Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в несколько этапов, с постепенным усложнением.

    Для начала детям объясняют, что означает «положить в круг, обруч», и что такое «положить предмет вне обруча».

    hello_html_797e5704.png

    4 слайд. Затем можно приступать к распределению предметов на 2 обруча.

    Пусть два круга определяют два множества объектов, где каждое из множеств сформировано по какому-либо признаку.

    Например: Говорим детям, что нужно разложить предметы (или картинки) так, чтобы в первом круге находились (к примеру) все красные геометрические фигуры или живые объекты, а во втором – все синие или  неживые. РАЗНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

    Если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися.

    hello_html_m9c63e7e.png

    5 слайд. Можно использовать игру с тремя обручами

    Например: в одном круге все синие, а в другом все остальные, или в одном обруче все круглые, а в другом все желтые (и.т.д. – комбинации на ваше усмотрение).

    6 слайд.  Когда какие-либо объекты входят и в первое множество и во второе, круги будут пересекаться, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПО КАКОМУ ПРИЗНАКУ ОНИ МОГУТ ОБЪЕДИНИТЬСЯ. В ПЕРВЫЙ ОБРУЧ ПОЛОЖИТЬ ВСЕ КРУГИ, А ВО ВТОРОЙ ВСЕ ЖЕЛТЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. В МЕСТО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ НАДО ПОЛОЖИТЬ ЖЕЛТЫЕ КРУГИ, ТАК КАК ОНИ ОТНОСЯТСЯ К ПЕРВОМУ И КО ВТОРОМУ ОБРУЧУ.

    hello_html_43409476.png

    7 слайд. Наконец, если все объекты первого множества входят и во второе множество, то модель будет представлять собой вложенные круги (Рис. в). Такая ситуация возможна, если, например, большой круг представляет собой все геометрические фигуры (ТОГДА ПОДУМАЙТЕ, ВЛОЖЕННЫЕ В НЕГО КРУГИ ЧТО БУДУТ ОБОЗНАЧАТЬ?),  а маленькие – квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники; или всех животных, а маленький – домашних животных, диких, животных севера, юга.  

    hello_html_3ec5a60d.png

    Желтый круг – животные, голубые круги – домашние и дикие животные, зеленые круги – травоядные и хищные животные.

    hello_html_m7f7cd1a4.png

    Научившись строить довольно сложные модели с несколькими кругами, вложенными в один,  можно предложить третий и более сложный уровень обобщения, детям можно предложить задачи на использование пересекающихся кругов.

    Круги Эйлера могут хорошо использоваться в процессе обучения связной описательной речи. Моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления. Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. При этом символы описания (пиктограммывыкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении кругов (кругов Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

    8 СЛАЙД. ДЛЯ ПРИМЕРА Я ПРЕДЛАГАЮ : Сравнительное описание кошки и собаки.

    Для начала мы выделяем сходные признаки: Кошка и собака – это домашние животные. О них заботится человек. Он их кормит, ухаживает за ними. Тело кошки и собаки покрыто шерстью. У этих животных есть голова, туловище, уши, хвост, лапы. А затем выделяем различия:У кошки – кошачий, а у собаки – собачий хвост. Кошка бело-черного цвета, а собака – рыжего. Кошка мяукает, а собака – лает. Кошка любит пить молоко и есть рыбу, а собака грызть кости. Кошка и собака приносят пользу человеку. Собака охраняет дом, а кошка ловит мышей.

     Этот метод советуют использовать с детьми с тяжелыми нарушениями речи, и для развития фонематического процесса речи, КОНЕЧНО, ЖЕ В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ. Игры с кругами Эйлера хорошо применять летом в песочнице, предлагаю вам посмотреть (показ иллюстраций).

    Вывод: Таким образом, используя в работе данную методику решаются задачи, которые требуют от детей умения находить объекты обладающие в отличии от остальных, не одним, а сразу несколькими признаками. Именно с помощью пересекающихся кругов решается целый ряд логических, сенсорных и речевых задач - думать, рассуждать, уметь выделять существенное от несущественного.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система развивающих дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей группы кратковременного пребывания на учебный год

    Система дидактических игр разрабатывался в соответствии со следующими критериями:-игровой материал должен быть доступен и эмоционально привлекателен для детей;-включенность психических процессов...

    «Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у воспитанников»

    Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гара...

    Презентация "Методика Воскобовича" к Семинару «Использование современного развивающего дидактического материала для развития сенсорных и элементарных математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста»

    с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получиться у детей.7 слайд. &la...

    Презентация опыта по применению современного развивающего дидактического материала по формированию сенсорных и элементарных метаматематических представлений у воспитанников – Круги Эйлера

    Презентация опыта по применению современного развивающего дидактического материала по формированию сенсорных и элементарных метаматематических представлений у воспитанников –Круги Эйлера...

    Дидактический материал по формированию элементарных математических представлений

    Дифференцированный подход по формированию элементарных математических представлений основан на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностях детей. Он предполагает вариатив...

    "Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста" блоки Дьенеша

    quot;Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста" блоки Дьенеша...