ТЕХНОЛОГИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ
методическая разработка

Удачина Наталья Вячеславовна

Гендерноне воспитание детей в условиях в условиях дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

       

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

          Гендерное воспитание детей в условиях дошкольного учреждения

Папилова Светлана Владимировна

   Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

             На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Диагностическое обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу "так, как воспитывали меня".

Все это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации старших дошкольников. Мы уверены: социальное осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребенок начинает различать пол. Сложность такой работы заключается в том, что и педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек. Изучение гендерной психологии не входило в программу подготовки педагогов, поэтому женщины-воспитатели испытывают трудности при взаимодействии с мальчиками.

Выстраивание модели образовательного пространства велось в 4 направлениях: 

  • Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
  • Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе;
  • Построение развивающей среды;
  • Построение модели педпроцесса.

На начальном этапе нашей главной целью было заинтересовать членов педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Под руководством старшего воспитателя педагоги подбирали и анализировали материал по данной теме. В методическом кабинете материал систематизировался по разделам:

  • теоретический материал для семинаров и консультаций с педагогами;
  • консультативный материал для родителей;
  • организация предметно- развивающей среды;
  • практический материал по организации и проведению занятий с детьми с учетом особенностей пола.

В течение учебного года данная тема рассматривалась на педсовете, воспитатель по обучению физической культуре провела консультацию "Дифференцированный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста", психологом ДОУ был проведен семинар-практикум для педагогов "Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников". На базе нашего МДОУ был проведен семинар "Роль детского сада в гендерном воспитании детей дошкольного возраста", в котором приняли участие руководители и психологи дошкольных учреждений, родители воспитанников, учителя начальной школы, врач Центра медпрофилактики.

С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в "Уголках для родителей" оформлялась наглядная информация, работал детско-родительский клуб "Дорога радости", на родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей, проводилось индивидуальное психологическое консультирование. Администрацией ДОУ была организована встреча родителей с врачом-гинекологом на тему "Гигиена мальчиков и девочек", издан спецвыпуск газеты "Васильковые вести", посвященный вопросам полоролевого воспитания. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс способствовало повышению результативности деятельности педагогов. В гостях у детей побывали родители-представители различных профессий: швея, повар, плотник, тренер спортивной школы; совместно с родителями дети изготавливали дома атрибуты к сюжетно-ролевым играм; была организована "Неделя добрых дел в семье". В каждой группе оформлены фотоальбомы "Мама с дочкой, папа с сыном - вместе смотримся красиво!", "Лучшая в мире семья - моя!", "Моя дружная семейка", в конце учебного года был проведен конкурс "Руки папы, ручки мамы и мои ручонки", посвященный Году семьи. Совместно с родителями проводятся культурно-досуговые мероприятия: "День влюбленных", "Шоу всемогущих пап", "Бенефис девочек", "Рыцарский турнир", "День матери", конкурс семейных талантов "МинуТка славы", спортивные праздники.

Модель педагогического процесса выстроена таким образом, что при сохранении смешанных групп используется дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. При организации и проведении занятий педагогами учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам- ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговаривают инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщают лишь принцип их выполнения, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение. Цели занятий формулируются с учетом половой принадлежности детей (на физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений; на музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учетом пола детей; на занятиях по математике используется разный раздаточный материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики - о машинках и т.д.)

Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Мы считаем, что накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью дети знакомились с русскими и татарскими народными играми, заучивались пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде; проводились беседы на темы: "Обязанности детей в крестьянской семье", "Семейные традиции и обычаи татарского народа", "Как трудились и отдыхали в старину", "Как росли мои родители?" и др.

Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В старших возрастных группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака, в игровых уголках помещены схемы-действия мальчиков и девочек, способствующие усвоению правил мужского и женского поведения.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью. С детьми проводятся специфические занятия. Так, например, плотник ДОУ учит мальчиков работать молотком и другими инструментами, а воспитатель подготовительной группы обучает девочек кройке и шитью кукольной одежды. В течение учебного года работает кружок "Умелые ручки", на занятиях в котором выполнение заданий распределяется таким образом, что девочки выполняют работу, связанную с усидчивостью, терпеливостью, а мальчики - с умением конструировать, моделировать, с развитием творческих способностей. В группах дети с большим удовольствием работают в "Уголке маленького мастера" и в "Уголке маленькой мастерицы". Вместе с воспитателями дети изготавливали подарки-сувениры воспитанникам младших групп (мальчики - мальчикам, девочки - девочкам), "Символ мальчика" и "Символ девочки", сувениры друг другу "В память о нашей дружбе".

Гендерный подход находит свое отражение в нашем детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков. В старших группах на дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.

Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Повторная диагностика воспитанников показала, что расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.

Гендерное воспитание

     Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин. Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

     Мальчики и девочки — это не только куклы и машинки, капризы и драки, пятерки или замечания в дневниках. Миры мальчиков и девочек в чем-то похожи, но в чем-то отличаются. Мы, взрослые, тоже родом из этих миров, но, пожалуй, во многом утратили способность видеть, слышать, чувствовать так, как это было в детстве. Чтобы понимать своих детей, важно помнить, что перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.

     Наиболее продуктивный подход к воспитанию заключается в том, чтобы не пытаться «вложить» в ребенка готовые модели поведения и принудить его соответствовать определенным образцам, а лишь создавать ему условия, в которых принятие тех или иных образцов будет его личным выбором. В формирование мужественности или женственности, наша задача - показать ребенку примеры того, что мы считаем истинным в образе «настоящего мужчины» или «прекрасной дамы», и помочь перенять или выработать черты, которые позволят ему стать достойным представителем своего пола.

Величие небольших различий
(памятка для родителей)

  • Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
  • Не уличайте детей в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
  • Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
  • Старайтесь, давая задания мальчикам как в
  •  детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и подсказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
  • С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
  • Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
  • При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.
  • Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
  • Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
  • Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
  • Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
  • Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.
  • Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. “Леность” ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
  • Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
  • Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
  • Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
  • Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и по крайней мере в каких-то областях он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
  • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
  • Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
  • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
  • Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К семи годам мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год. У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.
  • Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: “Отойди, принеси, дай, сделай, перестань…”. А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: “Мне нравится… Ты любишь? Кто это грустный?…”
  • Когда женщина учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт, сравнивать себя в детстве с ним — неверно и бесполезно.

 

Педагогика и гендер:

 развитие гендерных подходов в образовании

Л.В. Штылева

              Педагогика - наука о взаимодействии людей разного возраста в процессе передачи культуры от поколения к поколению в широком смысле слова. Центральным звеном и основой педагогической деятельности является воспитание. В процессе воспитания и взаимодействия с окружающей средой происходит социализация ребенка, то есть усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, принятых в обществе.

В отличие от стихийных и разнонаправленных воздействий факторов среды, воспитание является специальным, направленным, систематическим и организованным взаимодействием агентов (осознанно действующих лиц) с воспитанниками. В процессе воспитания создаются условия для эффективного развития и самореализации личности ребенка как залог максимальной самореализации личности взрослого в будущем.

К социальным противоречиям российского общества последних 10-15 лет целесообразно отнести открытие больших возможностей для самореализации личности в условиях перехода к рыночным отношениям, с одной стороны, и высокий коэффициент невостребованности творческого потенциала огромного количества людей, с другой. Особенно ярко это противоречие проявляется в женском социуме.

Из двух глобальных жизненных стратегий поведения, возможных в эпохи социальных трансформаций, - выживания и развития, женщины, как правило, выбирали наименее перспективную - выживания. Некоторые российские ученые (Г. Силласте, С. Айвазова) сформулировали тезис о недостаточной эффективности или невостребованности потенциала 53% населения страны.

В том, что современные российские женщины практически вытеснены из сферы управления политикой, экономикой, бизнесом, наукой, лишены доступа к финансовым и природным ресурсам, высокооплачиваемым рабочим местам, немаловажную роль сыграли системы мотиваций и ценностей общества, господствующие в массовом сознании стереотипы мужественности и женственности, статусные роли полов в обществе.

Предметом исследования гендерной педагогики наряду с другими выступает проблема коррекции процесса социализации молодежи в зависимости от пола в эпоху глобальных социально-экономических и культурологических трансформаций.

Изменение парадигмы исследований гендерной социализации молодежи отражает объективные процессы, отмечаемые во всех индустриальных и постиндустриальных культурах мира. Так же, как и многие российские исследователи (И. Кон, О. Здравомыслова-Стоюнина, Н. Римашевская, Л. Попова, Т. Клименкова, Т. Журженко, Н. Давыдова, С. Айвазова, Г. Силласте и др.), мы считаем, что наиболее заметными из них являются:

1. Ломка традиционной системы гендерной стратификации, резкое ослабление поляризации женской и мужской социальных ролей.

Традиционное гендерное разделение труда потеряло жесткость и нормативность, большинство социальных ролей вообще не дифференцируются по половому признаку. Общая трудовая деятельность и совместное обучение в значительной степени нивелируют различия в нормах поведения и психологии женщин и мужчин.

Разумеется, все еще существуют преимущественно мужские и женские профессии, сохраняются различия мужских и женских ролей в семье и т.д. Но они все чаще воспринимаются не как проявление естественного порядка вещей, а как простой эмпирический факт или следствие индивидуальных различий, не обязательно связанных с полом.

2. Изменяются сами культурные стереотипы маскулинности и фемининности. Они становятся менее жесткими и полярными, более внутренне противоречивыми, что выдает их конструктивистское происхождение. Традиционные черты в них переплетаются с новыми, значительно полнее учитывается разнообразие индивидуальных ситуаций.

И, что особенно важно, они значительно чаще, чем раньше, отражают женскую точку зрения.

3. Серьезные трансформации происходят в брачно-семейных отношениях.

По мере того как старые экономические и социальные функции семьи (как производительной единицы, ячейки потребления, основной среды социализации детей и др.) ослабевают и приобретают подчиненное значение, увеличивается ценность духовной и психологической близости между членами семьи, будь то супружеские или детско-родительские отношения.

Брак все более становится индивидуально избирательным, заключается по свободному выбору в отличие от браков по расчету и обязанности. Но и устойчивость браков на основе психологической совместимости меньше. Растет вариативность брачных отношений, что соответствует росту ценности индивидуальности.

Общая тенденция, лежащая в основе трансформации семейно-брачных отношений, - изменение ценностных ориентиров, центром которых становится не семейная группа, а индивид. Эта переориентация затрагивает не только семейно-брачные, но и трудовые отношения, свободное общение, являясь результатом длительного исторического развития. Сдвиг в брачно-семейных отношениях, влияние акселерации закрепляются и передаются через изменения в системе гендерной социализации девушек и юношей.

Особенно отметим те глубокие изменения, которые происходят в культуре:

Крах традиционных сексистских установок в отношении женщин и их псевдонаучного обоснования.

Интеллигенция, а вслед за ней и другие слои общества перестают видеть в сексуальности нечто постыдное и низменное. Сексуальность признается таким же неотъемлемым качеством личности, как и все другие.

Происходит перестройка телесного канона и канона языка. Ослабели культурные запреты в отношении наготы, вошли в оборот некоторые слова, которые ранее считались непристойными.

Изменение отношения к телу связано с общим изменением отношения к эмоциям. "Воспитание чувств" в сегодняшнем понимании означает не только способность контролировать и сдерживать, но и выражать свои чувства, слушать "веление сердца".

Как в каждой переходной культуре, эти явления иногда приобретают гипертрофированные, уродливые, экстремистские формы. Но это не дает оснований их не замечать или делать вид, что ничего не происходит.

Очевидно, что педагогика в целом и воспитание, как педагогическое явление, нуждаются в осмыслении обозначенных противоречивых изменений и корректировке своих позиций в вопросах полоролевой (воспользуемся пока этим привычным термином) социализации воспитанников.

Также очевидно, что воспроизводимые школой через образование жесткие стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности являются анахронизмом и становятся объективным препятствием для эффективной социализации воспитанников в мире меняющихся социальных феноменов.

Следует допустить, что отечественной педагогикой в предшествующем периоде упущен из виду один из важных аспектов социализации индивида, которому в западном научном мире в последние 20 лет уделяется большое внимание и присвоен специальный термин - "гендер".

По нашему мнению, смысл понятия "гендер" заключается, прежде всего, в идее социального моделирования или конструирования пола (в отличие от биологического пола, который задается генетически). Социальный пол конструируется социальной практикой. Общество формирует систему норм поведения, предписывающую выполнение определенных ролей в зависимости от биологического пола индивида. Соответственно, возникает жесткий ряд представлений о том, что есть "мужское" и что есть "женское" в данном обществе.

Внедрение категории "гендер" в педагогический процесс имеет принципиальное значение, поскольку в школе формируются многие представления о профессиональном самоопределении, жизненной стратегии, доступе к ресурсам и власти, имеющие в основе социополовую ориентацию. Развитие гендерного образования в школе позволит сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации по какому-либо критерию или показателю, что он дает возможность женщине и мужчине пользоваться правами человека во всей полноте этого понятия, рождает силы для взламывания "стеклянных потолков", свободного выбора путей и форм самореализации на уровне своей неповторимой индивидуальности.

Но пока гендерные подходы в педагогике воспринимаются как научная экзотика. Для понимания и профессионального участия в процессе гендерной социализации детей педагогу необходим соответствующий методологический и методический аппарат, содержащий систему научных знаний о гендере, педагогических аспектах воспитания и образования как гендерных технологиях, факторах, условиях и критериях эффективной гендерной социализации школьников, соответствующий предмету профессиональный язык.

Разработка нового направления в науке, как правило, приводит к рождению новых терминов, новых категорий.

С целью определения степени взаимодействия педагогики и гендера, как сложных социальных и научных категорий, вводится понятие "гендерное измерение в образовании".

Под образованием мы подразумеваем процесс и результат усвоения человеком навыков, умений и теоретических знаний. Образование школьника происходит в процессе обучения и воспитания, педагогического взаимодействия с учителями, одноклассниками, различными субъектами школьной среды.

Под "гендерным измерением в образовании" мы подразумеваем оценку последствий и результатов воздействия воспитательных усилий педагогов на положение и развитие мальчиков и девочек, осознание ими своей идентичности, выбор идеалов и жизненных целей, статус детей в школьном коллективе, группе сверстников в зависимости от биологического пола.

Необходимость введения категории "гендерное измерение в образовании" обусловлена следующими факторами.

Во-первых, в последнее десятилетие именно гендерное измерение становится все более важным в оценке основных детерминант и болевых точек процессов общественного и личностного развития.

Во-вторых, в педагогической теории до сих пор отсутствует направление, изучающее становление гендерной идентичности, несмотря на его безусловное значение для гармоничного и полноценного развития личности, общества.

Традиционная полоролевая социализация девочек и мальчиков, в которой активно участвует школа, продолжает воспроизводить патриархатные стереотипы взаимодействия полов в общественной и приватной сферах. Эти стереотипы все чаще вступают в противоречие с реальными трансформациями гендерных отношений в современном российском обществе, становятся препятствием для раскрытия индивидуальностей, равноправия полов, устойчивого развития демократических отношений.

Школа должна давать ученикам возможность развивать индивидуальные способности и интересы, независимо от принадлежности к тому или иному полу, противостоять традиционным стандартам в отношении полов. Для этого педагогический коллектив должен обладать гендерной чувствительностью, владеть методикой гендерного подхода к процессу гендерной социализации девочек и мальчиков.

Осуществлять гендерный подход в образовании детей - это значит действовать с пониманием социального, конструктивистского происхождения категорий "мужского" и "женского" в обществе, ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.

Под "гендерной чувствительностью" мы подразумеваем способность педагога воспринимать, осознавать и моделировать воздействие вербальных, невербальных и предметных влияний социальной среды, методов и форм работы с детьми на формирование гендерной идентичности ребенка, способность улавливать и реагировать на любые проявления дискриминации по признаку пола (сексизма).

В-третьих, рождение новых педагогических терминов связано с тем, что иные, на первый взгляд, близкие по значению термины: "половое воспитание", "полоролевое воспитание", "полоролевая социализация" и их вариации, не только не отражают сути предмета, но затрудняют его понимание, поскольку в российской культуре имеются многочисленные и неадекватные коннотации слова "пол".

С этой проблемой, судя по всему, сталкивались наши предшественники - авторы работ по половому воспитанию школьников в 60 - 80-е годы (Э.Г. Костяшкин, А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов, Л.Н. Тимошенко, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган и др.). Многие из них указывали на взаимодействие природного и социального в становлении женственности и мужественности, на необходимость учета факторов социального окружения, влияния родителей, сверстников, значимых взрослых, специально организованного просвещения для девочек и мальчиков. Но, как правило, все их дальнейшие сентенции сводились к "природному предназначению" полов. Рекомендованное в методических пособиях содержание деятельности по "подготовке к половой роли" можно отнести к морализаторству о "современном мужчине и современной женщине", утверждению сложившейся половой сегрегации в сферах домашнего и общественного труда и информированию о половой гигиене.

Отсутствие в профессиональном и научном языке категории "гендер", соответствующей культурному корреляту пола, как теперь стало понятно, неизбежно приводило к дефициту языка, умолчанию собственно сути процесса конструирования женственности и мужественности на общественном, групповом и индивидуальном уровнях, роли в этом процессе педагогических технологий.

Возможно поэтому в структуре теории коммунистического воспитания "половое воспитание" занимало периферийное положение. В профессиональном педагогическом сознании оно более ассоциировалось с санпросветом и медико-гигиени-ческими аспектами половой жизни, нежели с педагогикой социальных процессов.

Разработка гендерных подходов в образовании, по нашему мнению, является новым шагом в развитии науки человековедения, педагогической антропологии. Задача разработки теории гендерного образования и воспитания состоит в том, чтобы, интегрируя и перерабатывая знания, полученные другими науками о человеке,

- выявить и показать обществу педагогические аспекты процесса гендерной социализации девочек и мальчиков как субъектов школьного воспитания, влияния сложных и многонаправленных взаимодействий с родителями, сверстниками, педагогами, материалом школьных учебников и курсов на становление гендерной идентичности индивидов обоего пола;

- проанализировать роль школы как социального института в гендерной социализации девочек и мальчиков, способствовать ликвидации дискриминации по полу, преодолению наиболее жестких гендерных стереотипов в педагогической школьной практике;

- выявить закономерности и методики педагогического влияния учителя на гендерные идентичности учеников, чтобы в процессе педагогического взаимодействия, корректируя влияние среды, расширять индивидуальные возможности самореализации учеников.

Мы предполагаем, что если в процессе гендерной социализации школьников удастся создать условия для воспитания отношений между полами, свободных от жестких стереотипов маскулинности и фемининности в традиционном патриархатном смысле, то это может стать залогом воспитания новой личности с высокими интенциями открытости и адаптивности к различным культурам, приоритетами миролюбия и паритетной демократии во всех сферах жизни, неограниченными возможностями индивидуального жизненного выбора и самореализации.

Методологические основы разработки проблемы гендерного измерения в образовании включают в себя:

- аксиологию, как философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, систему педагогических взглядов, основанную на понимании и утверждении ценности личности, человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования;

- культурно-историческую теорию развития личности, признающую примат социального над натурально- биологическим в психическом развитии человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.);

- постмодернистские идеи о конструктивистской природе культуры, социально-конструктивистской природе человеческого знания и опыта, о половой принадлежности и сексуальности человека;

- идеи социологов и психологов о гендерной идентичности как базовой структуре личности на всех этапах её развития, о непрерывности процесса конструирования и реконструкции гендера каждым индивидом на протяжении всей его жизни, о природе отношений ребенка и общества в процессе гендерной социализации, о школе (обучении и воспитании) как одной из важнейших гендерных технологий;

- учение об андрогинии (С. Бем) как условии эффективного развития и самореализации личности;

- педагогическую антропологию как философскую базу воспитания (Б.М. Бим-Бад).

Круг вопросов, который требует своей разработки и исследований в связи с декларированием нового педагогического направления, определяется исходя из проблематики гендерной социализации индивида.

В первую группу исследовательских проблем, условно названную "Общество, пол, гендер", входят проблемы взаимоотношений природного и социального в гендерной социализации, анализ последствий гендерной асимметрии для развития личности ребенка, конструирование технологий воздействия социума на индивида с целью формирования определенной модели гендерной идентичности.

Для последующего определения критериев эффективности гендерной социализации большое значение имеет изучение педагогами сущности происходящих в постиндустриальных обществах социальных трансформаций в отношениях полов, знакомство с последствиями трансформаций гендерной идентичности полов в скандинавских странах.

Ко второй группе проблем с условным названием "Гендер и педагогика" относятся: историческая ретроспектива отношения педагогики как науки и практики к вопросам полоролевой социализации детей, анализ работ 60 - 80-х годов по половому воспитанию, исследование различий в процессе гендерной социализации девочек и мальчиков, роли школьных предметов, взаимодействия с учителями обоего пола в достижении гендерного равенства.

Для эффективного внедрения гендерного подхода в работу с детьми необходимо исследовать, какие факторы педагогической среды (агенты и технологии) влияют и наиболее предпочтительны в процессе формирования гендерной идентичности воспитанников разного возраста, какие формы школьной работы значимы для гендерной социализации и ресоциализации.

В третью группу "Проблемы внедрения гендерного подхода в работу школы и подготовку педагогического персонала" мы отнесли вопросы методологии и методики, стратегии и тактики продвижения гендерных исследований в профессиональную подготовку педагогов различных возрастов, методические аспекты внедрения гендерной инновации в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений.

Нам предстоит изучить наиболее устойчивые и распространенные гендерные стереотипы педагогов, выявить способы их репрезентации воспитанникам, изучить методы и приемы их эффективной деконструкции и реконструкции.

Гендерные исследования отличаются от имеющихся традиционных исследований по "половому воспитанию" школьников. Во-первых, в биологически ориентированных теориях "полового" воспитания становление женской и мужской идентичности рассматривалось как детерминированное репродуктивной функцией и "естественным" порядком разделения труда по полу. Однако исследования антропологов и реалии постмодернистской цивилизации в развитых странах выявили несоответствие этих теорий практике бытия.

Гендерно ориентированные исследования социализации детей по полу, не отрицая значения и влияния биологического пола, отдают предпочтение влиянию социума на становление и конструирование гендерной идентичности индивидов и гендерных отношений.

Во-вторых, гендерная педагогика берет за основу то, что гендерная идентичность не является единообразной, жесткой, одинаковой для всех мужчин и для всех женщин в рамках своего пола. Исследователи исходят из признания множественности, индивидуальности, пластичности гендерных различий.

В-третьих, с индивидуализацией гендерной идентичности внимание исследователей гендерной социализации переносится с анализа объективных функций и статусов полов в обществе на изучение субъективных смыслов и значений создания той или иной модели идентичности каждым индивидом.

В-четвертых, с переходом от тематики и проблематики "полового воспитания" в медико-гигиеническом смысле к проблематике гендерного воспитания, медико-пе-дагогические модели уступают место более перспективным психолого-педагогичес-ким и социально-педагогическим моделям реконструкции объектов исследования.

Это не означает, что биология полов и сексуальности должна быть исключена из объектов внимания педагогов. Напротив, педагоги и школьные психологи, врачи-педиатры призваны быть в курсе новейших открытий биологии, медицины, генетики в вопросах пола.

Итак, целью гендерного подхода в образовании выступает деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия.

Таким образом, в результате внедрения гендерного подхода в образование будут созданы условия для роста самосознания и возможностей самореализации личности с андрогинным набором характеристик.

Библиографический список

1. Айслер Р. Чаша и клинок. М., 1993.

2. Арутюнян М.Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой российской школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96". М., 1997.

3. Батлер Дж. Гендерное беспокойство // Антология гендерных исследований / Под ред. Е.И. Гаповой и Р.С. Урусмановой. М., 2000.

4. Барчунова Т. Сексизм в букваре // ЭКО. 1995. № 3.

5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности // Трактат по социологии знания / Моск. филос. фонд. М., 1995.

6. Бовуар С. де. Второй пол: В 2 т.: Пер. с франц. / Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. М.; СПб., 1997.

7. Воронина О.А. Философия пола // Философия: Учеб. / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 1998.

8. Габриэлян Н.М. Всплывающая Атлантида (Медитации на тему феминизма) // Материалы Первой российской школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96".

9. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Там же.

10. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980.

11. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры: Взгляд из России. М., 1996.

12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000.

13. Кон И.С. Вкус запретного плода: Сексология для всех. М., 1997.

14. Кон И.С. Сексуальная культура в России: Клубничка на березе. М., 1997.

15. Педагогическая антропология: Учеб. пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М., 1998.

16. Попова Л.В. Некоторые тенденции в ценностных ориентациях девочек и мальчиков младшего подросткового возраста // Женщина в российском обществе. 1996. №4.

17. Попова Л.В. Отношение к социальным ролям женщин: кросскультурное исследование // Гендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996. Вып. 15.

18. Попова Л.В. Психологические исследования и гендерный подход // Women Gender Culture. M., 1999.

19. Пушкарева Н.Л. Женщина в российской семье: традиции и современность // Семья, гендер, культура. М., 1997.

20. Силласте Г.Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России // Социологические исследования. 1994. №3.

21. Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова. 2-е изд., доп., исправ. Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж; Люксембург; Москва; Минск, 1998.

22. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Основы гендерных исследований: Хрестоматия. М., 2000.

23. Хоткина З.А. Приобретения и потери последнего десятилетия ХХ века: Права женщин в российском контексте прав человека // Women Gender Culture. M., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мир мальчиков,  мир девочек»  Работа...

Сценарий мероприятия с участием родителей по вопросам гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) на тему: «Мальчики и девочки: сходства и различия»

Представленный материал позволяет познакомить родителей с современными научными подходами к осуществлению процесса гендерного воспитания дошкольников, расширяет знания  об анатомо – физиологическ...

Использование современных педагогических технологий в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.

Разработка и внедрение в практику работы гендерно-образовательной технологии способствует расширению гендерных компетенций всех участников социокультурного взаимодействия - детей, родителей, воспитате...

ТЕХНОЛОГИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ

Использование современных педагогических технологий в гендерном воспитаниидетей дошкольного возраста. Богатейший опыт взаимодействия со сверстниками разного пола дети при...

Технология гендерного воспитания дошкольников

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочк...

Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе

Цель проекта:  Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...

Современные технологии гендерного воспитания дошкольников.

Современные технологии гендерного воспитания дошкольников....