"Методы изотерапии в работе с одаренными детьми".
консультация

Меркурьева Елена Александровна

Тема: «Методы изо терапии в работе с одаренными детьми».

Цель и задачи семинара:

  • создать условия для работы с одаренными детьми;
  •  активизировать работу педагогов, углубить знания по изотерапии;
  • систематизировать формы работы с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Д/с «В гостях у сказки»

Семинар-практикум для педагогов

Тема: «Методы изо терапии в работе

с одаренными детьми».

Подготовила:

педагог дополнительного образования

Меркурьева Елена Александровна

Дата проведения:

гп. Пойковский

2017

Семинар-практикум для педагогов

Тема: «Методы изо терапии в работе с одаренными детьми».

Цель и задачи семинара:

  • создать условия для работы с одаренными детьми;
  •  активизировать работу педагогов, углубить знания по изотерапии;
  • систематизировать формы работы с одаренными детьми.

Участники: педагоги ДОУ

Оснащение занятия:

  • Методическое:
  • конспект мероприятия, презентация «Сохраним мир вокруг себя» 
  • Материалы и оборудование:
  • альбомные листы для рисования;
  • стаканчики с водой;
  • подносы для раздаточного материала,
  • жидкое мыло (для мыльных пузырей);
  • гуашь различных цветов;
  • цветные карандаши;
  • клеенки,
  • кисти (белка № 10, № 3);
  • доски с ватманами – 2 шт.;
  • маркеры  - 2 шт.;
  • игральный кубик – 2 шт.

Ход семинара:

1. Теоретическая часть

Добрый день, коллеги! Тема нашего семинара «Методы изотерапии в работе с одаренными детьми». И его я хочу начать со слов В.А. Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». 

Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста, то сейчас развитие одаренности ребёнка – это неотъемлемая часть образовательного процесса. И главная задача педагога разглядеть уникальность в каждом ребёнке. Тема одарённости очень интересна и актуальная в последнее время. Что же такое одаренность?

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность детей может провялятся с разных направлениях , например, музыкальная, математическая, социальная и др.

Какой же он одаренный ребенок? И какими качествами он должен обладать?

(Ответы педагогов)

Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые педагог встречает у своих воспитаников. Отметьте знаком «+»    те свойства, которые Вам  нравятся в детях, а знаком «-» те, что не нравятся.

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело.
  8. Выскакивающий на занятии с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (всегда хорошо выполняет задания).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, «на лету» схватывающий.
  12. Не умеющий общаться, конфликтный.
  13. Общающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  15. Ясно,  понятно выражающий свои мысли.
  16. Не всегда желающий подчиняться большинству.

Считаем результаты. Каких «+» у Вас больше? Если чётных «+» больше, то Вы – педагог, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.  Если же у вас больше « - »  или одинаковое количество «+» и «-», то вам стоит поискать методы и способы подхода к детям и развивать свои творческие способности.

Как Вы считаете, может ли ребёнок с такой характеристикой быть одарённым?

(Ответы педагогов)

Дети обладают различными видами одаренности: музыкальной, лидерской, спортивной, математической и другими. Сегодня же мы поговорим о художественной одаренности.

Ребенок с художественной одаренностью обладает высокой избирательностью в отношении зрительных образов и представлений появляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительностью, способностью всё вокруг видеть в красках, в цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго. Большую роль играет собственная активность ребёнка, его стремление к творческому поиску. Талант без творческого поиска немыслим.

Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Для развития креативности и творческих способностей детей часто используется метод изотерапии.

В его основе лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Современная изотерапия — это в основном процесс художественного творчества.

Задачи изотерапии: 

  • Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
  • Совершенствовать технику рисования гуашью, акварелью, восковыми мелками.
  • Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления.
  • Способствовать обогащению индивидуального художественно - эстетического опыта.
  • Создать положительный эмоциональный настрой.
  • Развивать воображение, эстетический вкус, практические навыки изобразительной деятельность, художественные способности в целом.
  • Снижение утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений.

Приобщение ребенка-дошкольника к искусству важно для всего детского развития, т.к. при этом приобретается социокультурный опыт. Благодаря общению с искусством ребенок узнает о разнообразии художественных материалов, педагог знакомит ребенка с различными видами и жанрами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, архитектурой, декоративно – прикладным искусством.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует пред ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанию их использовать.

В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчество».

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариантность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Рисование, лепка, аппликация как виды художественной деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому, что оно так растет, а домик вот так» и т. п.) а что случится, если делать по другому? Кто от этого пострадает? Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявлять свою креативность.

Следующим условием является учет индивидуальных особенностей развития. В чем же проявляется индивидуальные способности детей в изобразительной деятельности? Индивидуальные различия определяют и характер действий педагога по отношению к тому или иному ребенку (Соблюдение принципа индивидуально – дифференцированного подхода).

Об индивидуальном подходе к детям важно помнить и при рассматривании и анализе детских работ в конце занятия. Дети, быстро и легко овладевающие изобразительной деятельностью, как правило, выполняют задания на хорошем уровне, творчески решают поставленные задачи.

Высокая оценка их работ, частая похвала могут привести к тому, что у ребенка развивается самоуверенность. И вот уже он говорит, что у него всегда получается лучше, чем у всех, начинает думать о своей исключительности. По-видимому, в подобных случаях целесообразнее предъявлять к детям более высокие требования не следует и спешить с похвалой. Гораздо полезнее найти время и индивидуально обсудить с ребенком, что можно было бы сделать, что бы его рисунок, лепка были еще лучше, совершеннее.

Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтают об этом. А как добиться такого эффекта?

Следует заинтересовать детей, создать мотивационные предпосылки для творчества. Например, занятие по замыслу может начаться с того, что педагог устраивает в группе выставку детских рисунков, на которых изображены различные предметы, сюжеты. Собрав всех около стенда, доски или стены, где развешаны рисунки, педагог обращает внимание детей на то, какие красивые картинки они научились рисовать. Каждый рисунок рассматривается; педагог спрашивает, что на нем нарисовано. Как правило, такая выставка вызывает у детей чувство радостного удивления, потому, когда педагог спрашивает, хотят ли нарисовать еще, они с радостью соглашаются. Педагог предлагает каждому ребенку выбрать себе бумагу (листы разного цвета лежат у него на столе) и подумать, что он хочет нарисовать, какие краски ему понадобятся. Представленные на выставке рисунки дают  толчок детскому воображению; все, как правило, рисуют то, что хотят, и с большим интересом.

Разнообразие следует предусматривать и в отборе тем, предлагаемых для рисования, лепки, аппликации. Так, научить малышей изображению предметов той или иной формы можно на разном предметном содержании.

Одним из существенных недостатков организации учебных занятий по изобразительной деятельности следует считать ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации и лепки; небольшое число используемых детьми способов изображения. Некоторые считают, что детям не стоит показывать разнообразную технику изображения, что это, дескать, формализует, засушивает детское творчество. Однако, такое мнение ошибочно. Дети любят новизну, им интересны разные приемы рисования, и далеко не все могут самостоятельно выделить и воспроизвести определенные способы изображения.

Осуществляя руководство изобразительной деятельностью, необходимо помнить о ее специфике – это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это – художественно-творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желание создать изображение, картинку, прикладывая усилия, мысли и физические усилия. Без этого успех невозможен.

Для того чтобы научить детей разнообразным композиционным решениям, необходимо предоставлять им для выбора бумагу разного формата. Листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно ребенок начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изобразить. Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для творческой деятельности, продумывать колорит для будущего творения.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны) засушенные листья. В последнее время особенно популярны рисование пальцами и ладонями, пульверизатором, губкой или ватными палочками; рисование на стекле, аппликации и т. д.

Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделают работы более интересными, творческими и разнообразными.

  1. Практическая часть

Так, например, чтобы разнообразить обычные занятия по лепке, можно использовать технику пластилинографии. Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Техника коллажа является одним из арт-терапевтических методов, который состоит в наклеивании на основу (ватман) материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Предлагается создать образ с помощью вырезанных из журналов картинок, надписей, фотографий, и др. Использование данного метода способствует развитию воображения, логического мышления, эстетического вкуса.

Техника «Монотипия»

 «Монотипия» (от «моно» – один и греч, «τυπος» – отпечаток, оттиск, касание, образ) - это рисование на гладкой специально предназначенной поверхности, например, стекле, пластмассовой доске, кусочках линолеума, пленке, толстой глянцевой бумаге с последующим отпечатыванием на обычной бумаге, затем дорисовка любыми материалами, придание объема, дополнение коллажем, изготовление рамки. В работе используются чернила, тушь, акварельные краски, разведенная гуашь. При использовании стекла его края необходимо хорошо обработать в целях безопасности. Рекомендуется использовать оргстекло.

Замысловатые узоры, проявляющиеся на запечатанном материале, носят случайный характер и не могут быть в точности воспроизведены автором. В процессе выполнения работы происходит спонтанное самовыражение, актуализация чувств и эмоций, снятие напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности. Ребенку задается вопрос, какое из изображений ему нравится больше, выбранный вариант получает название и внимание автора, взрослого, других детей.

 «Рисование мыльными пузырями»

Это техника, в которой для рисования используются мыльный раствор и краски. С помощью трубочки  на бумагу выдуваются пузыри разных цветов, которые затем можно дорисовать или вырезать и использовать для аппликации.

 «Рисовальные фантазии»

Еще одной очень увлекательной техникой изотерапии является рисование по схемам. Можно проводить как индивидуальные игры, так и групповые занятия. Ребенок кидает игральный кубик и по выпавшей цифре определяет часть изображения, которое ему нужно нарисовать. Такое рисование развивает логическое мышление, воображение. Игровая форма занятия захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, т.к все дети объединяются общей целью, единым положительным отношением к изобразительной деятельности.

Сегодня я рассказала лишь о некоторых методах изотерапии, и я надеюсь, что вы будете применять их на занятиях с детьми. А сейчас, я хочу узнать узнали ли вы для себя что-то новое  интересное, что вам понравилось, а что нет.

  1. Рефлексия

Что вам показалось наиболее интересным? Какие из предложенных методов вы хотели бы применять при работе с детьми?

(ответы педагогов)

Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!

Использованная  литература

  1.  Комарова Т.С., Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 120с.: цв. вкл.
  2. Комарова Т.С., Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 192 с. : цв. вкл.
  3. Комарова Т.С., Развитие художественных способностей дошкольников. Монография . – М. МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2013. – 144 с. : цв. вкл.
  4. Лыкова И.А., Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». –  М.: КАРАПУЗ – ДИДИКТИКА», 2009. – 144 с., переиздание доработанное и дополненное.
  5.  Научно – методический журнал «Дошкольное воспитание»  № 3/2010 г.
  6. ФГОС  ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Презентация на тему "Содержание, методы и формы работы с одаренными детьми"

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости, данной работе расмотена эта проблема...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

«Мультипликация как инновационный метод работы с одаренными детьми»

аннотация:В статье описывается работа воспитателей детьми, средств Мультипликационное кино, вид искусства, чрезвычайно потенциалом нравственно-эмоционального и художественно эстетического  в...

Отчет «Тьюторское сопровождение как эффективный метод индивидуальной работы с одаренными детьми»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29164380","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...

Использование проектного метода в работе с одаренными детьми

Проектная деятельность – это одна из инновационных технологий, используемых в дошкольной образовательной практике.Проектная деятельность является одним из методов воспитания мотивированных...