Картотека артикуляционной гимнастики
картотека (старшая группа)

Абрамова Светлана Александровна

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата.
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

C:\Users\User\Desktop\orig_74e34b20391bcd2decf74be9b4a085b4.jpg

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2.Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4.При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5.Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8.Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Взрослый показывает выполнение упражнения.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

 Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4.Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5.Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

 Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

 Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

 Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Комплексы упражнений

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

Первый комплекс включает эти основные упражнения:

  1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
  2. Вытягивание губ вперед трубочкой.
  3. Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой.
  4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
  5. Язык широкий.
  6. Язык узкий.
  7. Чередование положений языка: широкий — узкий.
  8. Подъем языка за верхние зубы.
  9. Чередование движений языка вверх-вниз.
  10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык вглубь рта — приближать к передним нижним резцам.

После отработки упражнений первого комплекса логопед в зависимости от того, какие звуки нарушены у большинства детей, подбирает соответствующие комплексы и проводит их.

Второй комплекс упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков («Загнать мяч в ворота», «Наказать непослушный язычок», «Сделать язычок широким», «Кто дальше загонит мяч», «Почистим зубы»).

Третий комплекс упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков («Наказать непослушный язычок»,  «Сделать язычок широким», «Приклей конфетку», «Грибок», «Кто дальше загонит мяч», «Вкусное варенье», «Гармошка», «Фокус»).

Четвертый комплекс упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука л («Наказать непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Пароход гудит», «Индюк», «Качели», «Пощелкать кончиком языка»).

Пятый комплекс упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука р («Чьи зубы чище?», «Маляр», «Пощелкать кончиком языка», «Вкусное варенье», «Индюк», «Барабанщики»).

Карточка для статического упражнения

«Лопаточка»

Цель:  Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время.

Объяснение особенностей упражнения

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с.

Внимание!

  1. Cледить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы.
  2. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
  3. Боковые края языка должны  касаться углов рта.

Рифмовка для слушанья

Язычок широкий, гладкий —

Получается лопатка. 

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

Р, Рь, Ш, Ж, Ч, Щ, С, Сь, 3, Зь, Ц, Ть, Дь

Карточка для статического упражнения

«Чашечка»

Цель: Упражнять в умении удерживать широкий язь в верхнем положении.

Объяснение особенностей упражнения

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.

Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с.

Внимание!

Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

Рифмовка для слушанья

Любим пить мы крепкий чай,

Ну-ка, чашку подставляй!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь, Ль

Карточка для статического упражнения

«Иголочка»

Цель: Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении.

Объяснение особенностей упражнения

Рот приоткрыть. Узкий, напряженный  язык высунуть вперед как можно дальше. Удерживать в таком положении 15с.

Рифмовка для слушанья

Язычок наш как иголка,

Отойди, уколет колко!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

 

Л, Р, Рь, Ль

Карточка для статического упражнения

«Горка»

Цель: Развивать подвижность мышцы спинки языка.

Объяснение особенностей упражнения

Рот приоткрыть. Сделать язык широким. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в передние нижние зубы. Удерживать в таком положении

                                                 15 с.

                                                 

Рифмовка для слушанья

Выше, горка, поднимись,

Мы помчимся с горки вниз!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

С, Сь, 3, Зь, Ц, Ть, Дь

Карточка для динамического упражнения

«Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки.

Объяснение особенностей упражнения

Присасывать кончик языка к нёбу. Максимально открыть рот, не отрывая языка от неба. Затем щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 — 15 раз.

Внимание!

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Рифмовка для слушанья

Причешу лошадке хвостик

И на ней поеду в гости

Цокай громче, язычок,

Чтоб никто догнать не мог!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

 Р, Рь, Ш, Ж, Ч, Щ

Карточка для динамического упражнения

«Грибок»

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).

Объяснение особенностей упражнения

Широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы «ножка грибка» (уздечка языка) натянулась.

Внимание!

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Рифмовка для слушанья

Язычок у нас грибок,

Подставляйте кузовок!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

 Р, Рь, Ш, Ж, Ч, Щ, Ль

 

Карточка для динамического упражнения

«Качели»

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Объяснение особенностей упражнения

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно к носу, к подбородку. Рот не закрывать. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Внимание!

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Рифмовка для слушанья

Вот веселые качели —

Выше крыши подлетели,

На качелях вверх и вниз

Ты качаться не ленись!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

 Р, Рь, Ш, Ж, Ч, Щ

Карточка для динамического упражнения

«Вкусное варенье»

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Объяснение особенностей

упражнения

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать вглубь рта.

Внимание!

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Рифмовка для слушанья

Мы вареньем, крепким чаем

Всех знакомых угощаем...

С губ сотрем следы варенья,

Угощенья-объеденья!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

 Р, Рь, Ш, Ж, Ч, Щ

Карточка для динамического упражнения

«Змейка»

Цель: Развивать боковые мышцы языка.

Объяснение особенностей упражнения

Сделать упражнение «Иголочка». Узкий язык, похожий на жало, максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта.

Рифмовка для слушанья

Показала змейка жало,

Убрала и хвост поджала...

Жало вынула опять,

Хочет всех вас испугать!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

 Ть, Дь, К, Кь, Г, Гь, X, Хь, И, Л


Карточка для динамического упражнения

«Маляр»

Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Объяснение особенностей упражнения

Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно.

Внимание!

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Рифмовка для слушанья

Мы покрасим потолок,

Маляром стал язычок,

Будет чистым (вот дела!)

Все до дальнего угла!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

 Р, Рь, Л, Ль, Ш, Ж, Ч, Щ

Карточка для динамического упражнения

«Громкий барабан»

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Объяснение особенностей упражнения

Рот широко открыть. Широкий язык поднять вверх. Произносить громко, отрывисто, многократно, не опуская кончика языка: ДДДДДД. Звук "д" произносить медленно, постепенно ускоряя темп.

Внимание!

1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.

3. Кончик языка не должен подворачиваться.

4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Рифмовка для слушанья

Язычок мой крепким станет,

Барабанить не устанет.

Барабана страшный гром

Оглушит огромный дом!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

 Р, Рь, Ль


Карточка для статического упражнения

«Парус»

Цель: Растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

Объяснение особенностей упражнения

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться «бугорков» (альвеол) за верхними зубами.

Рифмовка для слушанья

Выше парус поднимай!

В путь кораблик отправляй!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

Р, Рь, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Ль

Карточка для статического упражнения

«Дудочка»

Цель: Развивать круговые мышцы губ.

Объяснение особенностей упражнения

Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочку».

Рифмовка для слушанья

Дудочка, гуди сильней,

Созовем мы всех друзей!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

 С, Сь, 3, Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Ть, Дь

 

Карточка для динамического упражнения

«Лодочка»

Объяснение особенностей упражнения

Сделать упражнение «Лопаточка». Кончик и боковые края языка загнуть вверх (в отличие от упражнения «Чашечка», язык высоко не поднимать).

Рифмовка для слушанья

Лодочку могу свернуть

И на ней отправлюсь в путь,

Как ни высока волна,

Лодке не страшна она!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

 Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь

Карточка для динамического упражнения

«Щетка-Сметка»

Объяснение особенностей упражнения

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его вглубь рта.

Рифмовка для слушанья

Щеткой кухню подмету,

Наведу там чистоту,

Вправо, влево гну щетинки,

Не оставлю ни соринки!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение

Л, Р, Рь, Ль

Карточка для динамического упражнения

«Колесо»

Объяснение особенностей упражнения

Сделать упражнение «Горка». Среднюю часть языка максимально выдвигать вперед, а затем убирать вглубь рта. Язык перемещать вперед-назад в форме валика.

Рифмовка для слушанья

Покатилось колесо,

Отвалилось, вот и все...

Колесо, вернись назад!

Пожалей мой самокат!

Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение 

С, Сь, 3, Зь, Ц, Ть, Дь, И



Предварительный просмотр:

57 упражнений

для запуска речи у малышей

http://maouschool48.ru/upload/iblock/c6b/c6b6171856e6ee94f238bf227269e6b4.jpg

Упражнения, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов

  В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох. Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри;
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых;
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них;
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса;
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга;
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга;
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

Игры с различными звуками:

           Цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся.

Развиваем артикуляционные мышцы:

                     Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками;

Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно;

Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»

«Лакаем молоко» как кошка.

Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен).

Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте» и т.д.

Простукивание на бубне простых слов и имен.

Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками).

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь:

Прятки игрушек под платочком;

ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)

ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)

Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).

Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, камешки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

У детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример).

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед;
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку;
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево;
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба;
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже;
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик;
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой;
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина и т.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Желаю успеха!



Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА

Для чего нужен ребенку хороший  фонематический слух?C:\Users\User\Desktop\283265b4e40db7e97185803b6797745c.jpg

  Под фонематическим слухом  – основным компонентом восприятия речи – понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность.

А также фонематический слух связан с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.  Развитие фонематического слуха у детей – залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем – и иностранным языкам.


Хлопни в ладоши.

Цель: дифференциация гласных звуков изолированно.

Описание игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать произносимые гласные звуки и хлопнуть в ладоши только на определенный звук (например, на звук «а»: а, и, о, и, у)

Аналогично игра проводится и с другими звуками.

Какое слово лишнее?

Цель: дифференциация гласных звуков в словах.

Описание игры. Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):

Аня, август, осень, апельсин.

Оля, овощи, уши, окна.

Ира, ива, Инна, утка.

Усики, утка, осень, ушки.

Выбери картинки

Цель: дифференциация гласных звуков в словах.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Взрослый предлагает ребенку из ряда нарисованных предметов выбрать те, названия которых начинаются на определенный звук (например, на звук «а»: арбуз, аист, ананас и т.п.).

Что звучит вокруг нас?

Цель: продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

Оборудование. Предметы, находящиеся в групповой комнате.

Описание игры. Воспитатель собирает детей и говорит: 

«Вы уже знаете, что слова звучат. Слова звучат потому, что в них есть звуки. Вслушайтесь в слова: з-зо-он-нт, ж-жу-ук. Теперь повторите эти слова вместе со мной так, чтобы были слышны звуки. Теперь сами произнесите эти слова так, чтобы все звуки слышались очень ясно. Много слов спрятано вокруг нас, и, когда их находят, они тоже звучат.

Посмотрите, сколько предметов в этой комнате, все они имеют названия – это слова, которые звучат. Я, например, нашла слово чашка. Послушайте, как оно звучит: ча-аш-шк-ка-а

Воспитатель обращается к кому-нибудь из детей с просьбой повторить это слово так, чтобы все звуки слышались очень ясно. Затем просит его найти еще какое-нибудь слово, которое спряталось в комнате и произнести его так, чтобы были слышны звуки. Далее он предлагает повторить найденное ребенком слово следующему игроку.

В ходе игры воспитатель следит за четкостью произнесения слов детьми.

C:\Users\User\Desktop\i.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ...

Картотека Артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы

Картотека артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы....

Картотека "Артикуляционная гимнастика"

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике...

Картотека артикуляционной гимнастики

Данная картотека артикуляционной гимнастики предназначена для логопедов и воспитателей в работе с детьми....

Картотека артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...

картотека артикуляционная гимнастика

картотека артикуляционная гимнастика...

Картотека артикуляционной гимнастики

Данная картотека дает возможность детям самостоятельно выполнять знакомую гимнастику....