Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Дидактическая игра по развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
    консультация (старшая группа)

    Шеина Людмила захарьевна

    Дидактические игры в образовательном процессе имеют развивающую и обучающую ценности. Поэтому их применение в работе с детьми дошкольного возраста незаменимо. Данная консультация рассказывает о дидактических играх для детей старшего дошкольного возраста на развитие мыслительной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_d_i.docx19.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

    Дидактическая игра по развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

                                                          «Игра – путь детей к познанию мира,

                                       в котором они живут и который призваны изменить»

                                                                                          М. Горький.

    Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего – либо. Мыслительная операция – это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. В том числе в процессе развития мыслительной деятельности формируются познавательные процессы и познавательные способности: интеллектуальные, сенсорные, творческие.

    Игра – один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.

    В практике дошкольного образования разработаны ряд средств развития мыслительной деятельности, однако дидактическая игра, на наш взгляд остается самым эффективным из них.

    Вместе с тем, анализируя различные источники, мы не обнаружили систематически обобщённых материалов использованию дидактической игры в развитии мыслительной деятельности у старших дошкольников, которые могли бы стать основой для построения ОД по данному направлению работы.

    Идея проекта состояла в том, чтобы создать комплект материалов по развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.

    Цель проекта – теоретически обосновать и составить комплект материалов по использованию дидактических игр для развития мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

    На первом этапе нами были проанализированы теоретические подходы к проблеме развития мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактической игры.

    На втором этапе был составлен комплект материалов по развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактической игры.

    Дидактическая игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.

    В подготовку к проведению дидактической игры входят:

    • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
    • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
    • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
    • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке$
    • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
    • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
    • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
    • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

    Проведение дидактических игр включает:

    • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом$
    • который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
    • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
    • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
    • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
    • подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

    В конце игры педагог спрашивает у детей, что понравилось детям в игре, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

    Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

    Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

    Большое место в играх занимают мотивы соревнования: дошкольникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач.

    Роль воспитателя в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог четко, эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала. Прежде всего, это относится ко многим настольно-печатным играм.

    В процессе совместной игровой деятельности воспитывать настойчивость, выдержку, формировать положительные взаимоотношения между детьми: дружелюбие, взаимопомощь, умение выполнять правила.

    Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

    В связи с тем, что дидактическая игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования дидактических игр в индивидуальной работе с детьми. Как часто и много? По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей.

    Проведя частичную апробацию дидактических игр, мы выявили, что дидактические игры повлияли на развитие мыслительной деятельности старших дошкольников. В результате апробации дидактических игр дети стали лучше логически рассуждать особенно после проведения следующих игр: «Что забыл нарисовать художник», «Жили были»

    Стали лучше сопоставлять объекты: это стало проявляться не только в процессе других видов детской деятельности, например, конструктивной, но и в ходе проигрывания игры «Что нарисовано?».

    Так же хочется отметить успешность детей в использовании сенсорных эталонов, чему на наш взгляд сопутствовало использование игр: «Восприятие качеств величины», «Точки».

    Таким образом, использование дидактических игр способствует эффективному решению одной из задач дошкольного образования по развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

    Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.

    Литература

    1. Андреев, В. И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: «Центр инновационных технологий», 2010. – 608 с.
    2. Гафитулин, Т. М. Игра и развитие личности ребенка // Педагогика + ТРИЗ: Сб. для учителей, воспитателей, менеджеров образования [Текст] / Под ред. А. А. Гина. – М.: Вита – Пресс, 2013. – Вып. 5. – С. 40 – 44.
    3. Запорожец, А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры. [Текст] / А. В. Запорожец. – М.: МГУ, 2011. – 212 с.
    4. Истомина, З. М. Умственное воспитание дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2 [Текст] / З. М. Истомина. – М.: Инфра – М, 2012. – 890 с.
    5. Подъяков, Н. Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. [Текст] / Н. Н. Подъяков, А. Ф. Говоркова. М.: МГУ, 2009. – 478 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей: «Эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».

    Работу по развитию связной речи у детей с нарушением зрения необходимо проводить во всех видах деятельности....

    Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

    Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...

    Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

    консультация была проведена с целью расширить знания педагогов о познавательных способностях детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности...

    методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

    Предлагемые игры и игровые упражнения  построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...

    Дидактическая игра по развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста «Дом в котором я живу» (игра с цифрами и числами)

    Представленная дидактическая игра развивает познавательные процессы у детей (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.).Воспитатель использует игру как средство развития мышлен...

    Памятка для родителей « Рекомендации родителям по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

    В памятке даны рекомендации по развитию познавательной сферы дошкольников, представлены игры и упражнения по развитию памяти, внимания, мышления....