Методические рекомендации по шахматам
методическая разработка

Лысова Ирина Владимировна

Методические рекомендации адресованы в помощь педагогам и родителям детей дошкольного возраста 4-8 лет и являются приложением к рабочей программе «Белая ладья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1 год обучения2.43 МБ
Файл 2 год обучения837.42 КБ
Файл 3 год обучения1.55 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Буратино» г. Когалым

Методические рекомендации

для педагогов  и родителей по обучению шахматам детей дошкольного возраста

Старшая группаhttps://gorlovka.today/images/2015/Chess-Pieces.jpg

2 год обучения

Методические рекомендации адресованы в помощь педагогам и родителям детей дошкольного возраста 4-8 лет и являются приложением к рабочей программе «Белая ладья»

     

 Целенаправленное внедрение шахматной игры в учебно-воспитательный процесс будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Использование шахмат позволит развивать интеллект детей в процессе игры, а игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Методические рекомендации построены с учётом современных требований педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения. В основе рекомендаций прослеживаются принципы от простого к сложному, принцип доступности, наглядности, индивидуального подхода.

Пояснительная записка

     

   

«Шахматы – это пробный камень человеческого ума»

 И.В.Гёте

           Существует зависимость между уровнем знаний и умственным развитием ребёнка. Однако уровень умственного развития определяется не только объёмом усвоенных знаний, но и умением владеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. Игра является неотъемлемой формой деятельности ребёнка-дошкольника, это средство самовыражения и моделирования социальных отношений.

            Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Шахматы-одна из самых справедливых игр потому, что итог игры зависит исключительно от знаний и воли игрока. Существует давний спор о том, что же такое шахматы- спорт или искусство? Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование на результаты игры, как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно.

            В работе воспитателей дополнительного образования на передний план выходит необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков - сделать образовательный процесс для детей радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. И большую помощь в этой кропотливой работе могут оказать занятия таким видом спорта, как шахматы, где активизируется мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально-волевые качества и эстетическое наслаждение у дошкольников. 

            Шахматная игра - увлекательное занятие для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. В этом войске есть главный - король. Его помощники - ферзь (учёный, мудрец в переводе с арабского). Ладья - башня, слоны, кони и маленькие пешки, которые в награду за их храбрость и терпеливость могут превращаться в другие фигуры.

Цель игры: захватить в плен неприятельского короля - говорят поставить королю мат.

         Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

          Считается, что шахматы возникли около 2000 лет назад в Индии. Название происходит от персидского «шах мат», что означает «король умер» - конец игры. Постепенно шахматы стали

          Собственно, игра в шахматы направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста. Обучение детей основам шахматной игры, способствует развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.

         Часто педагоги и родители задумываются, есть ли смысл учить малыша такой сложной игре до первого класса?

         Ответ на этот вопрос един – надо спешить! Специалисты считают, что есть три причины для занятий шахматами именно в дошкольном возрасте. Ранний старт оправдан, прежде всего, если мы хотим вырастить чемпиона. Многие великие шахматисты начали постигать азы древней игры довольно рано. Судите сами. X. Р. Капабланка и А. Карпов познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили и Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов и Б. Спасский – в 6, А. Алехин и М. Таль – в 7.

       Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами – желание вырастить гармонично развитого человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин и М. Лермонтов, И. Тургенев и Л. Толстой.

     

         Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.

Цель занятий: Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы.

       Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное  значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Педагог в игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.

Наша цель не столько обучить, сколько привить детям интерес к шахматам, познакомить с азами древней игры. В процессе такого знакомства малыши получат небольшие исторические сведения, узнают о шахматной доске, секретах шахматных фигур, правилах игры, важнейших терминах, этике борьбы за клетчатой доской.

Объем  непосредственно – образовательной деятельности

по обучению детей игре в шахматы

Алгоритм ознакомления с игрой в шахматы у дошкольников

Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, шахматные игры.

Старшая группа

5-6 лет

2 год обучения

Возрастные особенности детей 5-ти – 6-ти лет

      В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления и цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения.

     Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

К пяти годам ребенок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребенок бегло излагает свои мысли. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

        К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. К шести годам ребенок уже стремится управлять своими эмоциями, пытаясь их сдерживать или скрывать от посторонних, что не всегда удается. Дети знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят ее менять.

С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается их координация.

Имеет собственное представление о красоте. Он познает мир прекрасного, через посещение музеев, театров, филармоний, начинает понимать классическую музыку.

Свои познания ребенок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он сможет сделать замысел реальным. В этот период ребенок становится сознательно самостоятельным.

 

https://c.pxhere.com/photos/d5/b7/chess_pawn_king_game_tournament_intelligence_think_championship-597481.jpg!d

Учебно-тематический план по обучению игре в шахматы

Задачи:

 Продолжать знакомить детей с первоначальными навыками игры в шахматы;

Познакомить с историей шахмат;

Формировать приемы умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;

 Развивать у детей вариативное мышление, фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

Воспитывать детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Месяц

Тема

1

Сентябрь

 «Сказка, про шах, и про шахматы»

Цель: Знакомство с историей возникновения шахмат.

2

«Экскурсия в виртуальный музей шахмат»

Цель: Знакомство с историей возникновения шахмат.

3

«В шахматном королевстве»

Цель: Продолжать знакомить с шахматной игрой.

4

Тема: «Волшебная доска»

Цель: Закрепление знаний о шахматной доске.

5

Октябрь

Тема: «Волшебная доска»

Цель: Закрепление знаний о шахматной доске.

6

Тема: «Пешка».

Цель: Знакомство с «пешкой».

7

Тема: «Пешка».

Цель: Знакомство с «пешкой».

8

Тема: «Пешка и ладья» (игровая практика)

Цель: Знакомство с «пешкой».

9

Ноябрь

Тема: Шахматная фигура «Король»

Цель: Знакомство с шахматной фигурой «король».

10

Тема: Шахматная фигура «Король»

Цель: Знакомство с шахматной фигурой «король».

11

Тема: Шахматная фигура «Король» и «Пешка»

Цель: Взаимодействие фигур.

12

Тема: Чтение сказки «Как Незнайка заболел шахматной горячкой»

Цель: Знакомство с художественной литературой о шахматах.  

13

Декабрь

Тема: Шахматная фигура «Слон»

Цель: Игры со Слоном.

14

Тема: Шахматная фигура «Слон»

Цель: Игры со Слоном. (Слон и ладья).

15

Тема: «Ладья против слона» (игровая практика)

Цель: Игры со Слоном. (Слон и ладья).

16

Тема: «Экскурсия в городской шахматный клуб»

Цель: Воспитывать интерес к шахматной игре.        

17

Январь

Тема: «Экскурсия в городской шахматный клуб»

Цель: Воспитывать интерес к шахматной игре.

18

Тема: «Шахматная фигура ферзь»

Цель: Знакомство с фигурой «Ферзь».

19

Тема: «Шахматная фигура ферзь»

Цель: Знакомство с фигурой «Ферзь».

20

Февраль

Тема: «Шахматная фигура ферзь» (Ферзь и Ладья)

Цель: Взаимодействие фигур.

21

Тема: «Шахматная фигура Конь»

Цель: Закрепить знание о шахматной фигуре Конь.

22

Тема: «Шахматная фигура конь» (Конь и Слон)

Цель: Взаимодействие фигур.

23

Тема: «Шахматная фигура «Конь» ( Конь и Ладья) (игровая практика)

Цель: Взаимодействие фигур.

24

Март

Тема: Досуг «Вечер загадок»

Цель: Продолжать воспитывать интерес к шахматной игре.

25

Тема: «Сказка о том, как на Руси в шахматы играли»

Цель: Продолжать воспитывать интерес к шахматной игре.

26

Тема: «Шах»

Цель: Взаимодействие фигур.

27

Тема: «Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном. Защита от шаха»

Цель: Взаимодействие фигур.

28

Апрель

Тема: «Шах. Шах  конем, пешкой. Защита от шаха»

Цель: Взаимодействие фигур.

29

Тема: «Mат»

Цель: Взаимодействие фигур.

30

Тема: «Мат в один ход»

Цель: Взаимодействие фигур.

31

Тема: «Мат в один ход»

Цель: Взаимодействие фигур.

32

Май

Тема: «Ничья, пат»

Цель: Взаимодействие фигур.

33

Тема: «Шахматная партия»

Цель: Взаимодействие фигур.

34

Тема: «Шахматная партия»

Цель: Взаимодействие фигур.

35

Тема: чтение «Правдивая история об одной шахматной деревни»

Цель: Чтение художественной литературы о шахматах.

36

Тема: «Шахматный карнавал»

Цель: Приучать детей активно участвовать в развлечениях в подготовке к праздникам.

        

План работы

Сентябрь

1.Тема:  «Сказка, про шах, и про шахматы»

Цель: Знакомство с историей возникновения шахмат.

Задачи: Расширять представление детей о шахматной игре. Познакомить с историей возникновения шахмат. Закреплять названия фигур. Развивать память, логическое мышление. Воспитывать интерес к игре.

Методические приемы: Просмотр мультфильма «Заговор шахматной королевы»; д\и: «Цепочка», работа с логическими кубиками «ходы шахматных фигур».

2.Тема: «Экскурсия в виртуальный музей шахмат»

Цель: Знакомство с историей возникновения шахмат.

Задачи: Знакомить детей с компьютерными играми по шахматам. Развивать логическое мышление, мыслительные операции: синтез, анализ. Воспитывать интерес к шахматной игре.

Методические приемы: Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь»; работа с дидактическими кубиками «ход Фигур».

3.Тема: «В шахматном королевстве»

Цель: Продолжать знакомить с шахматной игрой.

Задачи: Повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, шахматной доске. Развивать память, внимание, любознательность.

Методические приемы: Конкурсы, задания, эстафеты, загадки

4. Тема: «Волшебная доска»

Цель: Закрепление знаний о шахматной доске.

Задачи: Продолжать знакомить детей с шахматными дорожками. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Методические приемы: Д/игра «Почта», «Какой фигуры не хватает?», «Шахматное лото», работа с рабочими карточками.

Октябрь

5.Тема: «Волшебная доска»

Цель: Закрепление знаний о шахматной доске.

Задачи: Продолжать знакомство с «шахматным» алфавитом, упражнять в нахождении «адреса» шахматного поля.

Методические приемы: Д/игра «Найди адрес», «Расставь правильно фигуры», «Шахматное лото», работа с рабочими карточками.

6.Тема: «Пешка».

Цель: Знакомство с «пешкой».

Задачи: Закрепить знание о внешнем виде пешки. Уточнить, что пешка фигурой не является. Познакомить с местом пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие.  

Методические приемы: Компьютерная игра «Динозаврики», упражнение «Цепочка», слепить шахматную фигуру пешку, заучивание стихотворения «Пешка».

7.Тема: «Пешка».

Цель: Знакомство с «пешкой».

Задачи: Продолжать знакомить детей с пешкой, вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием – «превращение пешки». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. Развивать наблюдательность.

Методические приемы: Работа с рабочими карточками, указать правильное решение позиции (ход белой пешки), д/игры: «Пешечная эстафета», «Игра на уничтожение».

8.Тема: «Шахматная фигура. Пешка и ладья» (игровая практика)

Цель: Знакомство с «пешкой».

Задачи: Повторить и закрепить знания детей о пешке. Формировать взаимодействие  ладьи и пешки. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. Закрепить ходы пешки. Развивать наблюдательность.

Методические приемы: Д/игры: «Обжорный ряд», «Игра на уничтожение». Работа с дидактическими кубиками «ходы фигур».

Ноябрь

9.Тема: Шахматная фигура «Король»

Цель: Знакомство с шахматной фигурой «король»

Задачи:  Закрепить знание о внешнем виде пешки. Познакомить с местом Короля в начальном положении.  Ход короля. Взятие. Развивать наблюдательность, сосредоточенность. Воспитывать дружелюбное отношение к окружающим.

Методические приемы: Заучивание стихотворения о короле, слепить шахматную фигуру «король», работа с рабочими карточками, дидактическими кубиками.

10.Тема: Шахматная фигура «Король»

Цель: Знакомство с шахматной фигурой «король».

Задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король». Дать новое понятие – «контролируемое» поле. Развивать внимание.

Методические приемы: Д/игры: «Цепочка», «Самая короткая дорожка», блиц-опрос.

11.Тема: Шахматная фигура «Король» и «Пешка»

Цель: Взаимодействие фигур.

Задачи: Знакомить с возможностями защиты и нападения. Упражнять детей в игре с королем и пешками против короля. Развивать сосредоточенность, выдержку. Воспитывать интерес к игре.

Методические приемы: Д/игры «Штаны», «Юбка», «Шорты».

12.Тема: Чтение сказки «Как Незнайка заболел шахматной горячкой»

Цель: Знакомство с художественной литературой о шахматах.  

Задачи: Учить детей понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Развивать интерес к художественной литературе. Прививать интерес к шахматам. Методические приемы: Чтение произведения. Вопросы по содержанию. Д\и: чудесный мешочек. Рисование на тему «Как Незнайка заболел шахматной горячкой».

Декабрь

13.Тема: Шахматная фигура «Слон»

Цель: Игры со Слоном.

Задачи: Продолжать знакомить  детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернопольные слоны. Показать детям как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Методические приемы: Д/игры: «Цепочка», «Самая короткая дорожка», раскраски, заучивание стихотворения «Слон» Весела И., Веселы И. («Шахматный букварь»).

14.Тема: Шахматная фигура «Слон»

Цель: Игры со Слоном. (Слон и ладья).

Цель: Продолжать знакомить  детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернопольные слоны. Учить взаимодействию Слона и Ладьи. Закрепить знания о том,  как слон выполняет взятие, посредством дидактических игр, загадок. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Методические приемы: Загадки, д/игры: «Соберем зернышки», «Лабиринт» . Игры за шахматной доской.

15.Тема: «Ладья против слона» (игровая практика)

Цель: Игры со Слоном. (Слон и ладья).

Задачи: Закреплять полученные знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражнять в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске. Воспитывать интерес к шахматам.

Методические приемы: игры за шахматной доской. Рисование на тему «Шахматное королевство».

16. Тема: «Экскурсия в городской шахматный клуб»

Цель: Воспитывать интерес к шахматной игре.

Задачи: Познакомить с компьютерными играми по шахматам. Развивать интерес к играм соревновательного характера.

Методические приемы: Конкурсы, д\ игры.

Январь

17. Тема: «Экскурсия в городской шахматный клуб»

Цель: Воспитывать интерес к шахматной игре.

Цель: Учить детей делать ходы поочередно, понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу. Упражнять в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске. Воспитывать интерес к шахматам.

 Методические приемы: Д/игры: «Кто быстрее «срубит» все фигуры?»

18. Тема: «Шахматная фигура ферзь»

Цель: Знакомство с фигурой «Ферзь».

Задачи: Продолжать знакомить детей с новой шахматной фигурой «ферзь». Путем анализа и сравнения подвести к пониманию относительной силы фигуры. Упражнять в ориентировки на плоскости. Активизировать мыслительную деятельность при решении шахматных задач. Развивать логическое мышление, память.

Методические приемы: Заучивание стихотворения «Фигура ферзь» Весела И., Веселы И. («Шахматный букварь»), лепка на тему «Ферзь», д/игра «Цепочка».

19.Тема: «Шахматная фигура ферзь»

Цель: Знакомство с фигурой «Ферзь».

Задачи: Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой ферзь, вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит фигура ферзь, весовое значение Ферзя. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр. Активизировать мыслительную деятельность при решении шахматных задач. Развивать логическое мышление, память.

Методические приемы: Д/ игры: «Цепочка», «Самая короткая дорожка», «Кто быстрее «срубит» все фигуры?» Прописи по шахматам.

20.Тема: «Шахматная фигура ферзь» (Ферзь и Ладья)

Цель: Взаимодействие фигур.

Задачи: Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике. Сформировать понятие о различии и сходстве фигур: Ладьи и Ферзя. Учить детей выполнять правила ведения шахматной партии. Развивать у  детей умение понимать и  правильно решать поставленную задачу. Воспитывать справедливо, оценивать свое поведение и поведение сверстников.

Методические приемы: «Разыгрывание позиции», Д/игра «Уничтожение противника».

Февраль

21.Тема: «Шахматная фигура Конь»

Цель: Закрепить знание о шахматной фигуре Конь.

Задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Конь». Закрепить место коня в начальной позиции. Уточнить: ход коня. Познакомить с понятием - взятие. Развивать у  детей умение понимать и  правильно решать поставленную задачу. Воспитывать справедливо, оценивать свое поведение и поведение сверстников.

Методические приемы: Заучивание стихотворения о шахматной фигуре «Конь», лепка на тему «Конь», упражнения с шахматной фигурой «Конь».

22.Тема: «Шахматная фигура конь» (Конь и Слон)

Цель: Взаимодействие фигур.

Задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражнять в ходе коня и во взятии. Сформировать понятие о различии и сходстве фигур: Слона и Коня. Учить детей выполнять правила ведения шахматной партии. Воспитывать детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.

Методические приемы: Компьютерная игра «Динозаврики», прописи по шахматам, д/игры: «Цветочки», «Гости», «Джигитовка».

23.Тема: «Шахматная фигура «Конь» ( Конь и Ладья) (игровая практика)

Цель: Взаимодействие фигур.

Задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражнять в ходе коня и во взятии. Сформировать понятие о различии и сходстве фигур: Ладьи и Коня. Учить детей выполнять правила ведения шахматной партии. Воспитывать детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.

Методические приемы: Д/игры: «Цветочки», «Гости», «Цепочка», задание (белым конем добраться до ладьи за два хода, за три хода и т. д.)

24. Тема: Досуг «Вечер загадок»

Цель: Продолжать воспитывать интерес к шахматной игре.

Задачи: Закрепить знания о шахматных фигурах и шахматной доске. Приучать детей активно участвовать в развлечениях. Учить доброжелательности и умению самостоятельно оценивать действия персонажей.

Методические приемы: «Шахматная шкатулка».

Март

25.Тема: «Сказка о том, как на Руси в шахматы играли»

Цель: Продолжать воспитывать интерес к шахматной игре.

Задачи: Развивать любознательность, воспитывать интерес, стремление изучать шахматную игру. Воспитывать дружелюбные отношения друг к другу.

 Методические приемы: Выставка детских рисунков «Шахматная страна».

26.Тема: «Шах»

Цель: Взаимодействие фигур.

Задачи: Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закрепить новые знания посредством индивидуальных игр – заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно решать. Развивать логическое мышление, память.

Методические приемы: Загадки, задания: «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», работа с диаграммами.

27.Тема: «Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном. Защита от шаха»

Цель: Взаимодействие фигур.

Задачи: Вспомнить значение «шах». Учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. Развивать логическое мышление, память.

Методические приемы: Задания: «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», работа с диаграммами.

28. Тема: «Шах. Шах  конем, пешкой. Защита от шаха»

Цель: Взаимодействие фигур.

Цель: Учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. Развивать логическое мышление, память.

Задания: «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». «Первый шах».

Апрель

29.Тема: «Mат»

Цель: Взаимодействие фигур.

Задачи: Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. Учить детей выполнять правила ведения шахматной партии. Воспитывать детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.  

Методические приемы: Задания: «Мат или не мат», «Собери картинку», работа с диаграммами.

30.Тема: «Мат в один ход»

Цель: Взаимодействие фигур.

Задачи: Вспомнить значение понятия «мат». Познакомить с новым понятием - «мат в один ход». Учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю. Воспитывать детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.  

Методические приемы: Работа с рабочими карточками.

31. Тема: «Мат в один ход»

Цель: Взаимодействие фигур.

Задачи: Вспомнить значение понятия «мат». Познакомить с новым понятием - «мат в один ход». Учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю. Воспитывать детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.  

Методические приемы: Работа с рабочими карточками.

32. Тема: «Ничья, пат»

Цель: Взаимодействие фигур.

Задачи: Познакомить детей с новым понятиями – «ничья и пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Воспитывать самостоятельность в выполнении учебной задачи. Задание «Пат или не пат».

Методические приемы: Игры за шахматной доской.

Май

33. Тема: «Шахматная партия»

Цель: Взаимодействие фигур.

Задачи: Продолжать знакомить с правилами ведения шахматных партий. Закреплять ходы и взятие фигур. Закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий. Развивать внимание, память.

Методические приемы: Д/игра «Два хода», работа с рабочими карточками.

34.Тема: «Шахматная партия»

Цель: Взаимодействие фигур.

Задачи: Продолжать знакомить с правилами ведения шахматных партий. Закреплять ходы и взятие фигур. Закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий. Развивать внимание, память.

Методические приемы: Д/игра «Два хода», игры за шахматной доской.

35.Тема: чтение «Правдивая история об одной шахматной деревни»

Цель: Чтение художественной литературы о шахматах.

Задачи: Продолжать знакомить детей с интересными историями связанными, с шахматной игрой. Развивать любознательность, воспитывать интерес, стремление изучать шахматную игру.

Методические приемы: Чтение художественного произведения, вопросы по содержанию. Игра- драматизация по произведению.

36.Тема: «Шахматный карнавал»

Цель: Приучать детей активно участвовать в развлечениях в подготовке к праздникам. Методические приемы: Конкурсы, игры.

Ожидаемый результат:

Дети имеют представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

Имеют представление об элементарных правилах игры, умеют делать элементарные ходы;

Владеют основными шахматными терминами;

Умеют решать шахматные задачи.

Дидактические игры по обучение игре в шахматы

«Не зевай!».

 Цель: формирование знаний детей о начальном расположении фигур на шахматной доске, овладение пространственным ориентированием на плоскости.

Ход игры: Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.

«Один в поле воин».

 Цель: Формирование знаний о ходах фигур, закрепление знаний детей о начальном расположении фигур на шахматной доске, овладение пространственным ориентированием на плоскости.

Ход игры: Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт»

Цель: Формирование знаний о ходах фигур, закрепление знаний детей о начальном расположении фигур на шахматной доске, овладение пространственным ориентированием на плоскости.

Ход игры: Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых».

Цель: Формирование знаний о ходах фигур, закрепление знаний детей о начальном расположении фигур на шахматной доске, овладение пространственным ориентированием на плоскости.

Ход игры:  Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых».

Цель: Формирование знаний о ходах и взятии  фигур, закрепление знаний детей о начальном расположении фигур на шахматной доске, овладение пространственным ориентированием на плоскости.

Ход игры: Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой  маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

«Кратчайший путь».

 Цель: Формирование знаний о ходах фигур, закрепление знаний детей о начальном расположении фигур на шахматной доске, овладение пространственным ориентированием на плоскости.

Ход игры: За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля».

Цель: Формирование знаний о ходах фигур, закрепление знаний детей о начальном расположении фигур на шахматной доске, овладение пространственным ориентированием на плоскости.

Ход игры: Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника. 

«Защита контрольного поля».

Цель: Формирование знаний о ходах фигур, закрепление знаний детей о начальном расположении фигур на шахматной доске, овладение пространственным ориентированием на плоскости.

Ход игры: Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры».

Цель: Формирование знаний о ходах и взятии  фигур, закрепление знаний детей о начальном расположении фигур на шахматной доске, овладение пространственным ориентированием на плоскости.

Ход игры:  Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар».

Цель: Формирование знаний о ходах и взятии фигур, закрепление знаний детей о начальном расположении фигур на шахматной доске, овладение пространственным ориентированием на плоскости.

Ход игры: Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Взятие».

Цель: Формирование знаний о ходах и взятии фигур, закрепление знаний детей о начальном расположении фигур на шахматной доске, овладение пространственным ориентированием на плоскости.

Ход игры: Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита»

Цель: Формирование знаний о ходах и взятии фигур, закрепление знаний детей о начальном расположении фигур на шахматной доске, овладение пространственным ориентированием на плоскости.

Ход игры: Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

 «Борьба королей»

Воспитательный момент: обмен рукопожатием перед игрой!

 Цель: занятие королем 1 или 8 линии.

 «Кто быстрее» 

(Крайние пешки на противоположных вертикалях).

Цель: Закрепление знаний о возможностях пешки. Движение только вперед. Превращение пешки.

«Король и пешка»

Цель:  Закреплять возможности короля и пешки. Запретные поля для короля перед пешкой.

«Обжорный ряд» 

Цель: Закрепление возможностей ладьи и пешки. Взаимодействие фигур: ладья против пешек.

«Охота на слонов»

Цель: Закрепление возможностей слона  и пешки. Взаимодействие фигур: пешки против слонов.

«Охота на ферзя» 

Цель: Закрепление возможностей ферзя и короля. Взаимодействие фигур: пешки против ферзя и короля.

 «Охота на коней»

Цель: Закрепление возможностей коня и короля. Взаимодействие фигур: пешки против коней и короля.

C:\Users\Ирина\Desktop\100NIKON\DSCN1941.JPG

DSCN1940.JPG
«Ход Конём»                                                      «Дорожка Ладьи»

Заключение:

      Привитие дошкольникам интереса к шахматам является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. В результате работы по программе «Белая ладья» у детей появилась  сформированность умения пользоваться основными мыслительными операциями, активизация интеллектуальной деятельности детей, способность выделять существенные свойства предметов, сравнивать, отражать результаты в речи.

Шахматы – это целый мир. Мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. В ваших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.

Краткий словарь шахматных терминов

Блиц — молниеносная игра, при которой используется экстремально укороченный контроль времени (менее 15 минут каждому на всю партию). Проигрывает тот, кто первый просрочит время (или получивший мат).

Быстрые шахматы (рапид) — партия в шахматы с укороченным лимитом времени на обдумывание (15-60 минут каждому на всю партию).

Вертикаль — поля шахматной доски с одинаковым индексом буквы (например, вертикаль h).

Вечный шах — ситуация, в которой одна из сторон при помощи серии шахов добивается ничьей из-за повторения ходов.

Вилка — ход, после которого под боем оказываются две и более незащищенные фигуры противника.

Гамбит — жертва в дебюте материала (обычно пешки, реже фигуры) ради быстрейшего развития.

Горизонталь — поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры («первая горизонталь», «пятая горизонталь» и т. п.).

Двух слонов преимущество — ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона — слоном или конем, либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать их в полную силу.

Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развертывание) сил.

Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.

Детский мат — мат в дебюте, который может объявить любая сторона. Основная идея - объявить мат ферзем и слоном на поле f7 (f2).

Дурацкий мат — мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.

Задача шахматная — произведение шахматной композиции, решение которой предполагает нахождение строго единственного пути для объявления мата слабейшей стороне в обозначенное число ходов. В зависимости от числа ходов, необходимых для решения, задачи делятся на двухходовки, трехходовки и многоходовки.

Зевок — грубый просмотр, чаще всего приводящий к проигрышу партии.

Качество — «вес», отличающий тяжелую фигуру от легкой; «выиграть качество» или «пожертвовать качество» означает операцию, при которой один из игроков выигрывает (или жертвует) ладью, отдав (получив) за нее легкую фигуру.

Ловушка — один из приемов борьбы в практической партии, когда сторона, устраивающая ловушку рассчитывает на опрометчивость противника, который соблазнится «отравленной» пешкой или оставленным под боем ферзем и получит «взамен» мат или потерпит существенный материальный урон.

Мат Легаля — матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя легкими фигурами (схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1?? 6.C:f7+ Kpe7 7.Kd5x). Название мата происходит от имени Кермюр Сира Де Легаля, впервые осуществившего данный мат в практической партии против кавалера Сен-Бри (1787, Париж, кафе «Режанс»). Правда, ход К:е5 Легаль делал при черном коне на с6, и Сен-Бри мог выиграть, взяв не ферзя на d1, а коня на е5.

Мат — ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избе-жать.

Мат линейный — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжелыми фигурами (двумя ладьями, ладьей и ферзем, двумя ферзями). Мат спертый — мат, объявляемый конем, при котором матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками. Мат эполетный — мат, объявляемый ферзем, при кото-ром матуемый король с двух сторон ограничен собственными ладьями ("эполетами") (например, белый ферзь с е6 матует черного короля на е8, а черные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).

Материал — фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное преимущество. Отдача материала для получения решающего преимущества — комбинация, жертва.

Мельница — типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной.

Миттельшпиль — середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.

Ничья — результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по полочка.

Нотация шахматная — общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции. Запись полной нотацией предполагает обозначение поля, с которого пешка или фигура делает ход, и поля, на который этот ход делается (например, 22. Кра4-b3 означает, что белый король с поля а4 сделал ход на b3). Запись сокращенной нотацией ограничивается указанием поля, на которое сделан ход (например, 56. …Лg7 — черная ладья сделала ход на поле g7).

Пат — позиция, в которой какой-либо стороне не объявлен шах, но она не имеет возможности сделать ход.

План — стержень шахматной стратегии, в которой увязывается воедино дебют, миттель-шпиль и эндшпиль. План формируется на основе динамичной оценки позиции и включает в себя постановку адекватной цели борьбы (борьба за победу, за ничью), оценку необходимости перегруппировки фигур, оценку приемлемости (неприемлемости) серии разменов, необходимость тех или иных маневров, лавирования и т.п.

Позиция — положение, случившееся в практической партии или представляющее задание в шахматной композиции. Умение адекватно оценивать позицию представляет собой одну из необходимых составляющих шахматного мастерства.

Поле — единица шахматного пространства, то же, что и «пункт», «клетка шахматной доски». Обладание ключевыми полями в данной конкретной позиции предопределяет позиционное преимущество. «Слабое» поле — то есть поле, доступные для вторжения вражеских сил.

Превращение — замена пешки при достижении последней горизонтали на любую фигуру своего цвета (кроме короля). Превращение «слабое»— превращение пешки не в самую сильную фигуру (то есть не в ферзя, как обычно), а, например, в коня, слона или ладью. При этом «слабое» превращение может быть сильнейшим ходом.

Проходная пешка — пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.

Преимущество — превосходство над позицией противника в одном из компонентов (материальное или позиционное преимущество).

Размен — ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен при-мерно равноценным материалом (размен легкой фигуры на легкую фигуру, пешки на пешку, легкой фигуры на три пешки, ферзя на две ладьи или три легких фигуры и т.п.).

Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной — на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля на поля g1 при короткой рокировке или c1 при длинной), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король. Рокировка может производиться только, если ни ладья ни король до рокировки не делали ходов, и ни одно из полей между полями, занимаемыми королем и ладьей, (включая и эти два поля) не находится под боем и не занята другими фигурами.

Ряд — то же, что и горизонталь. «Обжорный» ряд - вторая (для черных) или седьмая (для белых) горизонталь, на которых тяжелые фигуры могут «полакомиться» пешками.

Связка — положение, когда фигура не может сделать ход из-за того, что после ее хода поле, на котором стоит король, будет атаковано.

Стратегия шахматная — долговременный план, на реализацию которого направлены конкретные ходы и операции. Общая линия стратегии определяется прежде всего требованиями позиции и включает в себя оценку позиции, определение конечной цели (борьба за победу или за ничью), методов достижения последней (обострение игры, блеф, переход в эндшпиль и т.п.).

Тактика шахматная — система приемов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей. К приемам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («отвлечение», «завлечение», «уничтожение защиты» и пр.).

Темп — 1) ритм игры. 2) получение лишнего

Турнир — разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором ряд участников играет друг с другом. Типичный пример — круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными. Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой после каждого тура жеребьевки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков).

Фаланга — пешечная цепь.

Фланг — край доски, расположенный на вертикалях a, b, c и f, g, h. Королевский фланг — фланг, ближний к королю в начале шахматной партии, на вертикалях f, g, h. Ферзевый фланг — фланг, ближний к ферзю в начале шахматной партии, на вертикалях a, b, c.

Форточка — поле, на которое может отступить король в случае шаха по первой (последней) горизонтали. Соответственно, «сделать форточку»— это сделать ход одной из пешек, прикрывающих позицию рокировки. В случае отсутствия «форточки» принято говорить о возможной слабости первой (для белых) или последней (для черных) горизонтали.

Ход — передвижение фигуры или пешки с одного поля на другое. Ход считается сделанным, если игрок поставил фигуру или пешку на поле и отпустил ее. Ходы шахматной партии, сыгранной в официальных соревнованиях, записываются посредством шахматной нотации. В случае рокировки и взятия в ходе могут участвовать две фигуры. См. также полуход.

Цейтнот - нехватка времени на обдумывание хода, обычно встречается в конце партии.

Центр — поля с индексами e4-e5-d4-d5. Понятие расширенного центра включает также смежные с указанными поля.

Часы шахматные — особая разновидность часов, в которых совмещены два циферблата и при совершении хода особый механизм переключает часы таким образом, что идут часы того, кто обдумывает ход. Нехватка времени вызывает цейтнот, а его исчерпание (в случае, если не сделано предусмотренное количество ходов) означает просрочку времени и поражение.

Шах — позиция, в которой король атакован вражеской фигурой или пешкой. Двойной шах — позиция, в которой королю объявляют шах сразу две фигуры.

Шахматная композиция — область шахматного искусства, в которой художники (шахматные композиторы) составляют позиции (задачи и этюды), в которых те или иные идеи, принципы и приемы выражаются в чистом виде и имеют ярко выраженную эстетическую окраску.

Шахматная фигура: Конь, Король, Ладья, Пешка, Слон, Ферзь. Легкая фигура — легкой фигурой называют коня или слона. Тяжелая фигура — тяжелой фигурой называют ладью или ферзя (в отличие от легких фигур, отдельная тяжелая фигура может при поддержке короля поставить мат одинокому королю противника).

Шахматы Фролова (королевские шахматы, кингчесс) — разновидность шахматной игры, придуманная А.Фроловым. Игра начинается на пустой доске. Противники поочередно выставляют на доске свой комплект фигур (свои пешки — только на своей половине доски). «Обычная» игра начинается, когда все фигуры поставлены на доску.

Эндшпиль — заключительный этап шахматной партии.

Этюд шахматный — произведение шахматной композиции, искусственно составленная позиция, в которой необходимо найти единственно верный путь (как правило, неочевидный, парадоксальный) для достижения поставленной задачи (достижение выигрыша или ничьей).

Методическая литература:

     

Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989.

     Венгер, Л.А. Мухина, B.C. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988.

     Весела, И. Шахматный букварь  / И. Весела, И. Веселы. - М.: Просвещение, 1983.

     Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы / В. Г. Гришин - М.: Просвещение, 1991.- 158с.

    Гафт А.М. /Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагогов дошкольных образовательных организаций- Институт развития образования, 2015г.

    Зак, В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. - Л.: Детская литература, 1985.

    Карпов, А. Е. Учитесь шахматам  / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;

    Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. - М.: Русский шахматный дом, 2005.

    Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей / В. В. Костров, Д. А. Давлетов.- СПб.: Литера, 2005.

   Костенюк, А.К. Как научить шахматам  / А.К. Костенюк, Н.П. Костенюк.-М.: Ульяновский дом печати, 2008.-144с.

  Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи / С.В. Мазаник. - СПб.: Питер, 2009;

  Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей  / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2006.

  Позин, С.Б. 25 уроков шахмат  / С.Б. Позин.- Екатеринбург: Изд-во Урал.унта, 2003. -144с.

  Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин.- М.: Астрель; АСТ, 2000.

  Сухин, И. Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны»: – Обнинск «Духовное возрождение», 1998. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации

  Сухин, И. Г. «Шахматы, первый год, или Учусь и учу». Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Дидактические шахматные сказки

  Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.

  Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.

  Сухин И. От сказки – к шахматам.

  Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.

  Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.

  Сухин И. Хвастуны в Паламеде.

  Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.

  Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

 Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

 Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.

 Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.

 Добрыня, посол князя Владимира (былина).

 Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.

 Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.

 Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.

 Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.

 Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).

 Остер Г. Полезная девчонка.

 Пермяк Е. Вечный Король.

 Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.

 Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.

  Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.

   Шаров А. Сказка о настоящих слонах.

Стихотворения о шахматах и шахматистах

        Берестов В. В шахматном павильоне.

        Берестов В. Игра.

        Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.

        Ильин Е. Средневековая легенда.

        Квитко Л. Турнир.

        Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.

        Сухин И. Волшебная игра.

Художественная литература для детей по шахматной тематике

        Булычев К. Сто лет тому вперед.

        Велтистов Е. Победитель невозможного.

        Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.

        Крапивин В. Тайна пирамид.

        Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.

       Лагин Л. Старик Хоттабыч.

       Надь К. Заколдованная школа.

       Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.

       Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.

       Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.

       Раскатов М. Пропавшая буква.

       Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.

      Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая        школа, 1995. – Вып. 4, 5.

      Томин Ю. Шел по городу волшебник.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию логического мышления дошкольников в процессе обучения игре в шахматы

Шахматы– это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Мно...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...

Методические рекомендации "Использование технологии ОТСМ - ТРИЗ в обучении детей игре в шахматы"

   Шахматы - это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас - одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искус...

Методическая разработка "Королевство шахмат"

Данная программа предназначена для работы с детьми старших и подготовительных     групп      детского      сада...

" Шахматы - это интересно" (методические рекомендации)

методические рекомендации для педагогов...