Самообразование Тема: «Развитие речевых навыков детей подготовительной группы, посредством развития мелкой моторики рук».
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Екантьева Анастасия Витальевна

Формирование речевых навыков детей старшего дошкольного возраста, через развитие мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20»

Самообразование

Тема: «Развитие речевых навыков детей подготовительной группы, посредством развития мелкой моторики рук».

Учебный год 2017 -2018 г.

                                                                                          Воспитатель:  Екантьева.А.В.

г. Ухта.

Тема: «Развитие речевых навыков детей подготовительной группы, посредством развития мелкой моторики рук».

Период: 1год (2017 -2018 г.)

Возраст детей: подготовительная группа.

Цель: формирование речевых навыков  детей старшего  дошкольного возраста через развитие и мелкой моторики рук.

Задачи для педагога:

-разработка перспективного плана работы с детьми,

- изготовление пособий по данной теме,

- совершенствовать предметно-развивающую среду;

- привлечение родителей к совместной деятельности по развитию речи.

Задачи для детей:

-формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.

-улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук.

-развитие воображения, наглядно – образного мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.

Подготовительный этап:

-Выделение проблемы и целевой установки с учетом возрастных особенностей.

-Изучение методической литературы по теме:

В.Цвынтарный «Играем пальчики и развиваем речь».

О.И.Крепенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь».

- Изготовление консультаций для родителей.

-Составление перспективного и тематического планирования.

Актуальность:

В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем же причина задержки речи?

Главная причина кроется в снижении уровня развития кистевой моторики у детей. Этому способствует современный уровень научно-технического прогресса. Родителям проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться с ним полезной деятельностью, в виде игры. Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая трудности в старшем дошкольном возрасте, а затем и в школе в овладении письмом, счетом и являются причиной появления вторичных психологических расстройств и школьной дезадаптации.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму.

Одним из немаловажных условий полноценного овладения ребенком навыками письма в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 6-7 лет не теряет своей актуальности.

Перспективное планирование на 2017 -2018 год.

Содержание деятельности

Форма отчетности

Срок проведения

Изучение методической литературы по данной теме

Список литературы

В течение 2017 -2018 года.

Работа с родителями  на тему «Тренируем пальчики – развиваем речь».

Наличие консультаций

«Развитие речи ребенка 6-7 лет»

«Развиваем пальчики - улучшаем речь».

Октябрь 2017г.

Январь 2018 г.

Проведение образовательной деятельности по каждой тематической недели

Книга О.И.Крепенчук

Сентябрь 2017-май 2018.год

Тематический план работы с детьми на 2017-2018г.г.

Сентябрь

«Грибы»

Дети учатся составлять слово из первых звуков слова. Учатся определять звуки на слух. Учатся рисовать по клеточкам.6-7.

Октябрь

 «Овощи»

«Фрукты»

«Ягоды»

«Осень. Деревья»

Дети закрепляют знания об осени, её характерных особенностях. Повторяют и получают новые знания по речевому, окружающему, познавательному, художественно-эстетическому развитию. О.И Крупенчук «Тренируем пальчики -развиваем речь» стр.8-15.

Ноябрь

«Дикие животные»

«Дикие животные….»

«Перелётные птицы»

«Зимующие птицы»

Дети повторяют и получают новые знания по речевому, окружающему, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Учатся употреблять уменьшительно-ласкательные прилагательные, произносить правильно звуки в слове попорядку.. О.И Крупенчук «Тренируем пальчики - развиваем речь!» стр.16-23.

Декабрь

«Домашние животные»

«Домашние птицы»

«Зимняя одежда»

«Зимние забавы. «Новый год»

Дети повторяют и получают новые знания по речевому, окружающему, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Активизация в речи прилагательных, глаголов, правильное произношение звуков. О.И Крупенчук «Тренируем пальчики - развиваем речь!» стр.24-31

Январь

«Части тела»

«Транспорт»

«Инструменты»

Дети повторяют и получают новые знания по речевому, окружающему, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Упражнять в образовании слов из первых слогов слова. О.И Крупенчук «Тренируем пальчики - развиваем речь!» стр.32-39.

Февраль

 «Профессии» «Защитники отечества»

«Времена года»

Дети повторяют и получают новые знания по речевому, окружающему, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Закрепление правильного произношения звуков в словах. Учить произносить слова чётко и ясно пользоваться интонацией. О.И Крупенчук «Тренируем пальчики - развиваем речь!» стр.40-43.

Март

«Семья. Мамин день»

«Электроприборы»

«Ранняя весна»

«Весна в природе»

Дети повторяют и получают новые знания по речевому, окружающему, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Учить подбирать определение к словам, подбирать слова на заданный звук. О.И Крупенчук «Тренируем пальчики - развиваем речь!» стр.44-51.

Апрель

«Труд людей весной»

«Космос»

«Посуда»

«Насекомые и пауки»

Дети повторяют и получают новые знания по речевому, окружающему, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Учить правильно, называть качества предметов; учить использовать в ответах сложные и простые  предложения. О.И Крупенчук «Тренируем пальчики - развиваем речь!» стр.52-59.

Май

«Животные жарких стран»

«Город».

Дети закрепляют полученные знания по речевому, окружающему, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Стр.60-63.

Практический этап:

-совместная работа с детьми по развитию мелкой моторики;

-индивидуальная работа с детьми;

-свободная самостоятельная деятельность детей.

Ожидаемые  результаты:

-повышение у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики.

-умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.

-совершенствование у детей мелкой моторики, развитие глазомера, точности движений пальцев рук.

 - развитие речи, внимательности, мышления, обогащение словарного запаса.

Отчет по самообразованию за 2017-2018учебный год.

по теме «Развитие речевых навыков детей подготовительной группы, посредством развития мелкой моторики рук».

Своё самообразование я начала с изучения литературы:

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.

Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная  группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2016 г.

Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

         Для реализации поставленных целей и задач мною был разработано перспективное планирование на год было  запланировано 29 занятий. (каждый месяц с сентября по апрель с детьми подготовительной группы в рамках тематических недель проводилось по 3-4 занятия в месяц)

Сентябрь  -  ОД  по теме «Грибы»

Октябрь  - ОД по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды и заготовки», «Осень. Деревья»

Ноябрь - ОД по темам:  «Дикие животные готовятся к зиме», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»

Декабрь – ОД по темам: «Домашние животные», «Домашние птицы», «Зимняя одежда», «Зимние забавы. Новый год»

Январь – ОД по темам: «Части тела», «Транспорт», «Инструменты»

Февраль -  ОД по темам: «Профессии. Стройка» «Защитники отечества», «Времена года»

Март -  ОД по темам: «Семья. Мамин день», «Электроприборы», «Весна природе», «Первоцветы»

Апрель -  ОД по темам: «Труд людей весной», «Космос», «Посуда», «Насекомые и пауки», «Посуда. Продукты.»

Май – ОД по темам: «Животные жарких стран», «Город».

Каждое занятие  состояло из пяти частей:

  1. Продолжи ряд.
  2. Нарисуй по клеточкам
  3. Дорисуй половинку
  4. Раскрась только…
  5. Составь слово из первых (или последних) звуков слов.

Для этого я использовала книгу И.О.Крупенчук. «Тренируем пальчики – развиваем речи». (Подготовительная группа детского сада).

          Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов,  кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.  Дети употребляют уменьшительно-ласкательные прилагательные, активизировалась речь с помощью прилагательных, глаголов, правильно произносят звуки. Подбирают определение к словам, подбирают слова на заданный звук. Произносят слова чётко и ясно пользуются интонацией.

         

Работа с родителями осуществлялась с помощью:

-Консультаций «Развитие речи ребенка 6-7 лет». «Развиваем пальчики - улучшаем речь».

-Информации в родительском уголке (папки  передвижки) «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей старшего дошкольного возраста», « Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей», « Что необходимо предлагать детям для развития мелкой моторики рук».

-Индивидуальных бесед.

Список литературы:

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.

Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная  группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2016 г.

Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речевого творчества детей подготовительной группы

Конспект предназначен для детей логопедической группы 6-7 лет....

"Коррекция и развитие речевых навыков детей дошкольного возраста посредством арттерапии"

В настоящее время в практике дошкольного образования для осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи заметен интерес к методикам, построенных на применении различных видо...

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей подготовительной группы посредством инсценировки литературных произведений"

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей подготовительной   группы посредством инсценировки литературных произведений"...

Развитие коммуникативных навыков детей подготовительной группы через театрализованную деятельность

Развитие коммуникативных навыков детей подготовительной группы через театрализованную деятельность...

Конспект НОД для детей подготовительной группы. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Тема : «В гостях у Осени».

Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к  живой природе, обобщить и систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе,  развивать интерес к закономерностям в окружающем м...

Картотека упражнений для развития вокальных навыков детей подготовительной группы

В картотеке предоставлен материал для развития вокальных навыков детей подготовительной группы ДОУ...

Комплексы упражнений для развития певческих навыков детей подготовительной группы

Комплексы  упражнений для развития певческих навыков детей подготовительной группы...