Консультация для воспитателей "Условия успешного развития сюжетно - ролевой игры в детском саду.
консультация

Виноградова Юлия Викторовна

Консультация содержит информацию о создании условий для развития сюжетно-ролевой игры в ДОУ в разных возрастных группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 

                                  Красносельского района Санкт-Петербурга

                              Консультация для воспитателей.

                      « Условия успешного развития

              сюжетно-ролевой игры в детском саду».

                                     Подготовила: Виноградова Юлия  Викторовна

                                                                                  воспитатель первая квалифика-

                                                                                  ционная категория.

                                                                         

  Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

    Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку:

1. Действие в воображаемом плане.

Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей символической функции мышления, построению воображаемой ситуации.

2. Умение ребенка особым образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение.

3. Формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. В процессе игры развиваются качества, обеспечивающие определенный уровень общения.

В этом и состоит основное развивающее значение сюжетно-ролевой игры. Так же в игре развиваются:

- произвольное управление поведением;

- начальные формы преднамеренного запоминания;

- активность, организованность;

- формируются знания о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотношениях взрослых и детей.

Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий:

- создание предметно-развивающей среды;

- наличие определенного времени в режиме дня;

- профессионализм педагогов.

Поговорим об организации предметно-пространственной среды в разных возрастных группах детского сада.

Во 2-й младшей группе предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны.

1. «Семья».

В ней помещены различные куклы (мальчики, девочки, младенцы), наборы кукольной одежды для разных сезонов, а также оборудование для игры с куклами:

- постельные принадлежности;

- мебель для кукол (столы, стулья, кровати разных размеров);

- стиральные наборы, утюги, телефон;

- наборы кукольной посуды ( кухонной, столовой, чайной). Посуду можно хранить в коробках с соответствующей маркировкой.

2. «Магазин»:

- прилавок или витрина;

- различные наборы продуктов;

- кассовый аппарат;

- разные сумочки;

- весы.

3. «»Больница»:

- пластиковые баночки;

- фонендоскоп;

- шпатели деревянные;

- градусник.

Не должно быть упаковок от таблеток.

4. «Парикмахерская»:

- зеркало;

- расчески;

- игрушечные фены;

- флаконы пластиковые от шампуней.

А также транспортные игрушки, игровые строительные наборы, игрушки- животные, предметы-заместители.

В средней группе уже не нужны четко выраженные игровые зоны. Например, одни и те же атрибуты могут использоваться для разных игр. Важно учить детей взаимопроникновению сюжета. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя скорой помощи. В игре «Семья» - запланировать поход по магазинам.

Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во 2-й младшей группе был продуктовый магазин, то в средней группе добавляется магазин одежды, обуви и т.д. Игровые зоны насыщаются различными атрибутами. Так в «Парикмахерскую» можно внести альбомы с прическами и стрижками, бигуди, щипцы для завивки. Добавляются сюжетно-ролевые игры «Аптека», «Ателье».

Важно, чтобы в средней группе был бросовый материал, из которого дети самостоятельно могли бы создавать атрибуты для сюжетных игр. Воспитатель учит детей, как использовать материалы этого «волшебного сундучка». При организации игр предлагает подумать, какие игрушки и атрибуты нужны детям и из чего их можно смастерить.

В старшем дошкольном возрасте необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей. Все атрибуты игр помещаются в контейнеры или коробки, помеченные специальными обозначениями.

Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного и бросового материалов, чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр.

В старших группах могут появляться такие сюжетные игры как «Рекламное агентство», «Школа», «Туристическая фирма», «Телевидение».

Роль воспитателя в подготовке сюжетно-ролевой игры велика. Он обучает детей игре. Первая линия работы воспитателя – это планомерное обогащение опыта детей. Опыт детей обогащается за счет:

- вариантов познавательных бесед с детьми;

- чтения художественных произведений;

- через рассматривание иллюстраций;

- через просмотр видеосюжетов, прослушивание аудиокассет;

- варианты рассказов воспитателя о том, что он видел или слышал, как он играл в такие игры, когда был маленьким.

Сюда же могут быть включены экскурсии, рекомендации к домашнему чтению.

Вторая линия- это передача ребенку игровой культуры. Сюда входят:

-дидактические игры по выбранной теме;

- примерные сценарии хода игры;

- варианты входа в игру и выхода из неё;

- перечень ролей игры;

- перечень действий, выполняемых в игре;

- список игр-спутников, которые могут быть задействованы в игре.

Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду"

В статье рассматриваются вопросы влияния сюжетной игры на развитие ребенка - дошкольника. Выделяются принципы организации  игры в детском саду. Даются практические примеры проведения сюжетно - ро...

Проект "Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду"

В данной публикации содержится основные этапы развития сюжетной игры, особенности сюжетной игры в разных возрастных категориях, определение игры....

Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду

В данном материале рассматриваются особенности педагогического сопровождения сюжетных игр на разных возрастных этапах....

Дошкольник учится играя. Сюжетно-ролевые игры в детском саду Консультация для воспитателей

Дошкольник учится играя. Сюжетно-ролевые игры в детском саду...

Краткосрочный проект "Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду"

laquo;Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенкавливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире».В. А. Сухомлинский...

Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду.

Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду....

Условия, которые необходимо создать для развития сюжетно-ролевой игры в детском саду.

Первостепенное в рамках данного вопроса - педагог должен понимать важность развивающей функции игры (для формирования инициативности, воображения, проживания своего опыта, разрешение конфлик...