Проект "Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду"
проект (младшая группа) по теме

В данной публикации содержится основные этапы развития сюжетной игры, особенности сюжетной игры в разных возрастных категориях, определение игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_attestatsiya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая аттестация

ДПП «Современные стратегии в реализации содержания дошкольного образования»

Тема проекта: «Создание условий для развития сюжетной игры»

Теоретическая часть:

  • содержание понятия «сюжетная игра»
  • развитие сюжетной игры
  • основные этапы сюжетной игры
  • проблемы, возникающие при развитии сюжетной игры

Практическая часть:

  • условия, необходимые для развития сюжетной игры
  • создание условий для развития сюжетной игры

Теоретическая часть

Содержание понятия «Сюжетная игра»

 Понятие «сюжетной игры» означает, что ребенок вводит в игру идеи, рожденные его воображением, и использует игрушки и другие предметы не в тех целях, для которых они изначально предназначены. О задачах и целях сюжетной игры существуют различные мнения, однако все ученые сходятся на том, что в развитии ребенка она занимает чрезвычайно важное место. В сюжетной игре ребенок тренируется в использовании навыков, не опасаясь неудачи. Благодаря игре развивается его понимание мира, социальных ситуаций и человеческих отношений (ср. психотерапевтические игры, которые проводятся с детьми, подвергшимися насилию). Сюжетная игра развивает абстрактное мышление ребенка (спичечная коробка – лодка, а спичка – весло), что очень важно для развития речи и вторичных когнитивных навыков. Различные сюжетные игры способствуют развитию речи. Как часто родители слышат из уст ребенка, играющего в «дочки  матери», свои собственные слова!

Вначале дети не столько играют с игрушками, сколько их исследуют: например, если дать ребенку, находящемуся на ранней стадии развития, игрушечную машинку, он будет трясти ее, бросать, брать в рот и т.п. Затем ребенок осознает назначение игрушки и начинает использовать ее функционально, например катает машинку по полу. О сюжетной игре можно говорить, когда ребенок, к примеру, сталкивает две машинки и говорит: «Бум! Авария!»

Истинную сюжетную игру, задуманную самим ребенком и начатую по его инициативе, не следует путать с сюжетными играми, которые предлагают ребенку родители. Например, взрослый катает машинку по дороге, а ребенок подражает ему. Затем взрослый предлагает заправить машинку воображаемым бензином, и ребенок соглашается. Это говорит о том, что он понимает указания и умеет подражать взрослому, но не о способности к сюжетной игре.

Возможны самые разнообразные формы сюжетной игры, от самых простых игр, в которых роль воображения незначительна (например, игра в «питье» из пустой чашки), до целых представлений, в которых ребенок разыгрывает сложные роли (например, игра в магазин или в почтальона). Отличительной чертой сюжетной игры является то, что в ней один предмет (или человек) «играет роль» другого: например, спичечный коробок превращается в лодку, цепочка – в змею, сам играющий ребенок – в почтальона или продавца в магазине.

Развитие сюжетной игры

 В полной мере сюжетная игра выполняет свои функции, только когда является самостоятельной деятельностью детей, а не деятельностью организованной взрослым.  В свободной игре дети сами выбирают, чем играть и с кем.  Участие  взрослого должно проходить по двум направлениям:

  1. строиться на основе партнерских отношений со взрослым, который действует в форме включенного партнера;
  2. оказывать опосредованное влияние на игру через игровой материал, который взрослый предлагает ребенку.

В конце ХХ в. в структуре и содержании сюжетной игры детей дошкольного возраста произошли изменения, не в лучшую сторону. Игра детей стала непродолжительной, а  сюжеты игр – однообразными. Причинами этого можно назвать нарушение естественных способов передачи игровых умений от старших детей к младшим.

Современные работы, в которых рассматриваются вопросы организации сюжетной игры, основано на обогащении опыта ребенка и переводе его в условный план с помощью специально организованных взрослым игр. В результате игра перестает быть самостоятельной и внимание педагогов обращено на дидактическое содержание игры.

Существует и другой подход, например, авторы Н. Я. Михайленко и  Н. А.  Короткова предлагают методики передачи детям именно способов игры.

Для эффективной организации сюжетной игры взрослый не должен превышать свои полномочия, а  быть с  детьми на равных. Нормативным регулятором взаимодействия взрослого и ребенка в игре является условие выполнения взрослым игровых действий только в рамках своей роли. Взрослый может влиять на содержание сюжета и на последовательность игры  не в большей и не в меньшей степени, чем любой из играющих.

Взрослый может предложить детям поиграть, но точно также,  как  дети предлагают поиграть друг другу. Если же ребенок категорически не желает принимать участие в совместной игре – это не считается отклонением от нормы. Если  в психическом состоянии  ребенка присутствуют какие-либо проблемы, то насильственное включение в игру может нанести только вред.

Основные этапы сюжетной игры

Условно выделяют три этапа развития сюжетной игры.

Первый этап. Ребенок активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий, активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями, воспроизводит понравившееся условное игровое действие. Данный этап характерен для детей до 3-х лет, если же в деятельности ребенка старше 3-х лет отсутствует предметное замещение, и он использует предметы исключительно в соответствии с их функциональным назначением, то ребенок нуждается в повышенном внимании взрослого.

Второй этап связан с развитием и усложнением предметно-игровых действий и со становлением ролевого поведения. В целом основным элементом игры ребенка на этом этапе является роль. Роль выполняет двоякую функцию в игре. С одной стороны, вокруг выбранной ребенком роли, группируются игровые предметы и действия, с другой стороны – роль  создает условия для взаимодействия детей в игре. Данный этап развития игровой деятельности называется ролевая игра. Он характерен для возрастного периода от 3 до 5 лет.

Третий этап. Игра ребенка-дошкольника усложняется. Роль перестает выполнять основополагающее значение в игре. Основным компонентом игры является совокупность сюжетных комбинаций. Данный этап развития игровой деятельности можно назвать игрой – фантазированием. Основным элементом игры являются события, которые состоят из действий персонажей и событий, происходящих с ними.  Наибольший расцвет этого способа игры приходится на школьный возраст, его формирование происходит у детей 6-7 лет. Отмечено, что если первым этапом развития игры овладевают  практически все дети, то второй и третий этапы в неподходящих условиях, могут быть пропущены. Это может привести к серьезным нарушениям в развитии ребенка, так как каждый этап имеет свое значение.

Рассмотрим этапы формирования сюжетной игры подробнее.

Роль является более сложным компонентом детской игры, чем предметно-игровые действия, характерные для первого этапа игры.  На первом этапе развитие сюжета игры предопределяло наличие игровых предметов, дополненное полифункциональными материалами, научившись давать предметам свое собственное, игровое назначение, ребенок готов к тому, чтобы представить себя в игре кем-то другим. Роль, в отличии от цепочки предметно-игровых действий, представляет собой социальное образование и позволяет  ребенку создавать целостную игровую ситуацию. Например, если на первом этапе, ребенок, играющий доктора, будет лишь выполнять предметно-игровые действия с «медицинскими аксессуарами», то на втором этапе, «доктор», поедет к больному, выпишет лекарства и т.д. Большое значение для активизации игры имеет взаимодействие ролей в совместной игре детей. Тому же доктору, необходим больной, чтобы лечить, медсестра для помощи и т.д.

На следующем этапе, после ролевой игры, является форма игры – игра-фантазирование. Роль, как средство построения сюжета игры по степенно начинает сковывать ребенка. Сюжет становится более сложным, и основным структурным элементом в нем уже является не роль или несколько ролей, а сюжетное событие. Игра представляет  собой не только разнообразные ролевые действия, но и объединенную одним сюжетом структуру, в которой переплетены роли, события, происходящие с персонажами, игровые предметы и их организация. Необходимо предоставить ребенку средства и способы успешного развертывания сюжета и пояснения его другим детям в совместной игре.  Схема игры должна забирать замыслы играющих в единый сюжет, и в то же время не отвергать ни один из них. Этого можно добиться за счет того, что в осуществлении каждого сюжета, будет оставаться что-либо из предыдущих событий, это придаст игре определенную связность, и развитие сюжета станет понятным для всех играющих и более слаженным. Первоначально игру – фантазирование лучше проводить в отдельном помещении, в свободной и непринужденной обстановке. Материалом могут служить сюжеты хорошо известных детям сказок. Сначала необходимо пересказать сказку таким образом, чтобы каждый ребенок рассказывал только об одном событии, а продолжал уже другой ребенок.  После пересказа сказки, необходимо трансформировать ее, изменить сюжет. Задача взрослого заключается в том, чтобы напоминать и подсказывать трансформирование сюжета. Постепенно в игру можно включить реалистические элементы.

Проблемы, возникающие при развитии сюжетной игры.

Результаты исследований, показали, что большинство воспитателей дошкольных учреждений занимает авторитарную позицию по отношению к детям. В связи с этим возникают проблемы в построении совместной игры с ребенком. Данная проблема усугубляется еще и тем, что работа по формированию навыков, необходимых для реализации сюжетной игры, требует слишком много времени для того, чтобы, быть реализованной одним воспитателем.  

Существует два вида решения проблемы:

- формирование соответствующей предметно-игровой среды в детском саду в различных формах;

- привлечение к формированию игровых навыков у детей их родителей.  

В каждой группе детского сада имеются социально активные родители, которые могут поиграть не только со своим ребенком, но и с другими детьми. Для этого требуется только способность во время игры относиться к детям как равным, и наличие некоторых знаний, заключающихся в знакомстве с содержанием художественных произведений для детей.

 Необходимо заинтересовать родителей, доказать им серьезность и важность предполагаемой работы.

Практическая часть

Условия необходимые для развития сюжетной игры

Одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Особенно большое значение игровой материал и его организация воспитателем имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, когда еще не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры детей. Более старшие дети в самостоятельной игре руководствуются уже внутренним замыслом и могут самостоятельно организовать необходимую игровую обстановку. Однако для поддержания самостоятельной игры и им необходимы сюжетные игрушки, а также разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию. Для детей старшего дошкольного возраста условием активизации самостоятельной игры может стать специальная организация воспитателем подготовительного периода игры в непринужденной форме совместного с детьми придумывания разнообразных событий, связанных с привлекательной темой, что позволяет детям в последующей самостоятельной игре творчески развертывать новые содержания.
Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной деятельности, совершенно недопустимы со стороны взрослого принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной). У детей не должно возникать чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь».
В целом, в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений. Важно понимать, что эти составляющие присутствуют на каждом возрастном этапе. Неправильно было бы считать, что в младшем дошкольном возрасте надо учить детей играть, а в старшем дошкольном возрасте они должны играть только самостоятельно.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Другое дело, что с изменением возраста детей должна изменяться сама форма совместной игры воспитателя с ними и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках всего отведенного режимом времени на нее.

Создание условий для сюжетной игры.

На практике, чтобы провести сюжетную игру необходимо, обеспечить предметно-игровую среду игровым материалом: игрушки-персонажи и ролевые атрибуты; игрушки-предметы оперирования; маркеры игрового пространства. В  ДОУ остро стоит проблема обеспечения игровым материалом. Например, необходимо пополнить перечень игрушек-персонажей, игрушек-предметов оперирования, маркеров игрового пространства.

Кроме этого предметную игровую среду необходимо существенным образом менять, в соответствии с возрастом детей. Например, если в младшей группе сюжетообразующие наборы подробно обставлены, то в средней группе оборудование будет более мобильным.

Для успешного развития сюжетной игры  автор предполагает внести изменения в размещении материалов в групповом помещении, а именно изменить традиционное разделение на уголки. Вместо этого создать несколько зон: рабочую, спокойную, активную. Именно такое деление позволит оптимально разместить все материалы и оборудование внутри группы. Планируется пополнить предметно-игровую среду объемными напольными модулями, ширмами,  игрушками оперирования.

Также для того, чтобы не принуждать ребенка к игре, планируется применять партнерские, равноправные отношения, т.е. не заставлять ребенка насильно участвовать в игровой деятельности, а заинтересовать его происходящим вокруг.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по организации и проведению Недели игры в детском саду. Сюжетно-ролевая игра "Магазин".

Данный материал содержит опыт работы педагога по организации и проведению недели игры в старшей группе....

Дошкольник учится играя. Сюжетно-ролевые игры в детском саду Консультация для воспитателей

Дошкольник учится играя. Сюжетно-ролевые игры в детском саду...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СЮЖЕТНО -РОЛЕВЫХ ИГР НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА»

В процессе игры ребенок познает окружающий мир, постоянно сталкивается с необходимостью решения многочисленных задач, максимально и разносторонне проявляет себя, применяя на практике имеющиеся навыки,...

Тема статьи: «Потенциал сюжетно-ролевой игры - как одно из ведущих условий реализации образовательной программы дошкольного образования. Действия педагога, направленные на поддержку сюжетно-ролевых игр дошкольников в детском саду».

Влияние воспитателя на развитие ребенка. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Основные моменты ме...

Весело играть в сюжетно ролевые игры в детском саду

Во второй младшей группе происходит качественное изменение в деятельности детей. предметная деятельность уступает ведущую роль игре. Значимое место среди игр занимают сюжетно-ролевые игры. Научить реб...