«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СЮЖЕТНО -РОЛЕВЫХ ИГР НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Дорофеева Татьяна Викторовна

В процессе игры ребенок познает окружающий мир, постоянно сталкивается с необходимостью решения многочисленных задач, максимально и разносторонне проявляет себя, применяя на практике имеющиеся навыки, и непрерывно развивается. Следовательно,  использованию игровых  технологий для дошкольников необходимо уделять серьезное внимание, помнить, что игры должны быть разной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_igrovoy_sredy_na_uchastke_detskogo_sada1.doc76.09 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА»

В процессе игры ребенок познает окружающий мир, постоянно сталкивается с необходимостью решения многочисленных задач, максимально и разносторонне проявляет себя, применяя на практике имеющиеся навыки, и непрерывно развивается. Следовательно,  использованию игровых  технологий для дошкольников необходимо уделять серьезное внимание, помнить, что игры должны быть разной направленности.

Использование игровых технологий  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей способствует развитию у них ловкости, быстроты,  выносливости, наглядно-образного и логического мышления, памяти, воображения, самостоятельности, творчества и интеллекта. Дети в игре учатся осознанно относиться к своим действиям, овладевают самоконтролем, узнают о явлениях окружающего мира, учатся сравнивать объекты, приобретают бесценный опыт вербального и невербального общения. Только в игре дети получают мощный заряд положительных эмоций, пользу которых для здоровья и полноценного развития сложно переоценить!  

Часто дошкольные учреждения недостаточно эффективно используют участок детского сада, предназначенный для прогулки детей. Обычно он содержит стандартный набор: песочница, скамейки, веранда, спортивный инвентарь. Достаточно редко на участке оборудуется пространство для сюжетно-игровой деятельности, хотя именно на прогулке дети могут и должны играть в сюжетные игры, так как во многих детских садах существует дефицит пространства в группе для сюжетно-ролевых игр.

Когда  решили оборудовать  участки  детского сада, каждый воспитатель задался вопросом: какие конструкции создать на участках? Какова их роль в организации игровой деятельности?  Все старались     выполнить постройки, которые не только бы украшали наш участок, но и служили детям для сюжетно-ролевых игр. Цель таких сооружений – развитие игровых технологий  на участке детского сада, обогащающих  ролевое взаимодействие детей дошкольного возраста.

Для организации сюжетно-ролевых игр на участке, были построены разнообразные домики. Для игр в домиках  используется не дорогая посуда, самодельная мебель. На прогулке в домиках дети играют с удовольствием, организовывают обеды, посиделки, походы «в гости». В своих играх дети используют предметы заместители: насыпают в кастрюлю песок - варят суп, заваривают и разливают чай и т.д. Дети любят играть на срезах деревьев-пенечках, обращают внимание на фактуру дерева, цвет, с удовольствием устраивают посиделки и «угощают друг друга чаем».

Из разнообразных поделок на территории нашего участка есть кораблик. Добавив атрибуты к нему: парус, руль появилась возможность организовывать игру: «На корабле». Дети знакомятся с профессией капитана и моряка, что они делают, как служат. Малыши любят играть на корабле: достаточно взять бинокль, чтобы вообразить себя моряками. Исполняя роль моряка, они стремятся передать не только общие черты, но и подробности деятельности изображаемого лица. Например, в роли капитана ребенок постоянно прикладывает к глазам бинокль, проверяет путь корабля «чтобы он не сел на мель», капитан отдает, распоряжение рулевому: «Право руля! Так держать! Полный вперед!»

Для того чтобы организовать эту сюжетно-ролевую игру,  проводится предварительная работа:

  • Беседа с детьми с целью выявления их представления о содержании игры, жизненных наблюдений и конкретных знаний. Вопросы: Кто видел настоящий корабль? Кто работает на корабле? Что делают на корабле капитан, матросы, штурман, врач, кок, пассажиры?
  • Чтение художественной литературы о море (Например: Л. Кассиль «Далеко в море») беседа о прочитанном, где мы уточняем обязанности членов экипажа и решаем кому что нужно для работы?
  • Выясняем с детьми, какие атрибуты  и игрушки-самоделки нам необходимо взять на корабль (бескозырки, якорь, подзорную трубу, чемоданчик с медицинскими инструментами).
  • Рассматривание иллюстраций и составление рассказов по картинам.
  • Уточнение важных моментов перед игрой. Вместе с детьми решаем, какие правила могут быть установлены на нашем корабле (например, дисциплина), куда мы поплывем (в другую страну или другой город).
  • Распределение ролей. Предлагаю детям самим решить, кто кем хочет быть на корабле.

Все постройки на участке; машина, паровозик, домик, кораблик расставлены так, чтобы дети небольшими подгруппами играли в любимые игры.  Эти конструкции не только эстетичны, но и в первую очередь безопасны для детей, они выполнены из дерева, аккуратно окрашены, и соответствуют  санитарным требованиям.

На участке есть возможность познакомить детей с различными профессиями. Поэтому на участке  были  изготовлены  яркие красочные паровозики.

 У всех детей поезда вызывают интерес, поэтому дети сразу включились в игру «Мы –железнодорожники». Для обогащения знаний детей о труде  железнодорожников была проведена предварительная работа: экскурсия на станцию, беседы с работниками железной дороги, чтение художественной литературы. К игре изготовили необходимые атрибуты: сигнальные флажки, жилеты.  Дети   узнали много нового о работниках железной дороги. Как рабочие железной дороги следят за путями. Как правильно вести себя на перроне, в вагоне? Кто работает на железной дороге? Дети играют,  подражают взрослым, очень любят объявлять о прибытии поезда и показывать желтый, разрешающий флажок при прохождении поезда.

Постройки  на участке многофункциональные. Используются  в разных сюжетно-ролевых играх.  Например, грузовая машина.  Ребёнок с удовольствием берёт на себя роль  шофера (в игре «Мы -водители»),ведет машину,  подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки. Цель этой игры познакомить с трудом шофёра его общественной значимостью, закрепить значение грузовой машины. В сюжетно-ролевой игре «Кто построил новый дом?»мы тоже используем грузовую машину «для перевозки грузов на стройку». В этой игре дети знакомятся со строительными профессиями и, инструментами, которые используются для облегчения труда. Дети в игровой форме узнают, с чего начинается строительство нового дома? Что для этого нужно? Кто красит дом? Кладет кирпич? а так же какое участие принимают рабочие разных специальностей.

В сюжетных играх на участке  в доступной форме дети усваивают разные правила, например: правила дорожного движения. На прогулке детям   предлагаются игры, которые позволяют дошкольникам увереннее ориентироваться в правилах безопасного поведения на улице. Например, игры:«Улица», «Перекрёсток», «Игра ГАИ». Для проведения игры  на веранде  размещаются макеты домов, дорожная разметка, дорожные знаки.

В помещении трудно найти место для таких больших макетов, с целью изучения дорожного движения, а на свежем воздухе детям играть с большими машинами, велосипедами очень нравится .Использование игровых технологий на прогулке, на свежем воздухе способствует развитию игр, знакомит с трудом взрослых,  воспитывает интерес к профессиям, побуждает к деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар. "Игровые технологии. Сюжетно-ролевая игра"

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В и...

Игровые технологии: сюжетно-ролевые игры

Картотека сюжетно-ролевых игр для средней группы...

Игровые технологии: сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей подготовительной группы....

Игровые технологии: сюжетно-ролевые игры в старшей группе.

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшей группы....

Тема статьи: «Потенциал сюжетно-ролевой игры - как одно из ведущих условий реализации образовательной программы дошкольного образования. Действия педагога, направленные на поддержку сюжетно-ролевых игр дошкольников в детском саду».

Влияние воспитателя на развитие ребенка. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Основные моменты ме...

Дорожная карта реализации инновационной технологии (Игровой технологии)«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Актуальность проблемы речевого развития в процессе организации сюжетно – ролевых игр определяется  растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонен...