опыт работы
учебно-методический материал

распространение опыта работы по развитию речи. опыт работы содержит теоретическое обоснование вопроса развития связной речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_kapichnikova_e._a.doc80.5 КБ
PDF icon презентация2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Интегрированной образовательной деятельности

«Путешествие в сказочный лес»

Выполнила воспитатель:

Капичникова Е.А.

Цель: Формирование интереса к устному народному творчеству как к средству развития речи детей.

Задачи:

Образовательные

  • Продолжать закреплять знания детей о русском народном фольклоре (сказки, заклички, потешки);
  • Развивать диалогическую и монологическую речь;
  • Стимулировать активную речь детей, побуждать их к активному употреблению слов, обозначающих признаки предметов;
  • Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры в игровой форме, закреплять знания цветов (красный, жёлтый, синий);
  • Пополнять словарный запас детей.

Воспитательные

  • Воспитывать желание задавать вопросы;
  • Развивать радостное, эмоциональное отношение к выполнению упражнений;

Интеграции образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа :чтение русских народных сказок, разучивание закличек, потешек.

Планируемый результат: дети активно отвечают на вопросы воспитателя; активно принимают участие в разговоре; отгадывают загадки; проговаривают заклички; называют основные цвета; выполняют физические упражнения; находят и называют геометрические фигуры; проявляют интерес к выполнению заданий.

Возрастная группа детей: вторая младшая, дети 3-4 лет.

Оборудование: стульчики по количеству детей; карточки – билеты; корзинки разного цвета; цветы; игрушки заяц и мишка; декорации- деревья; д/и «подбери замочек» (домики, замочки); изображения животных, автобуса, поезда.

Ход мероприятия.

Дети стоят около воспитателя

Воспитатель: Придумано кем то просто и мудро,

                       При встрече здороваться «Доброе утро»

                       Доброе утро солнце и птицы,

                       Доброе утро улыбчивым лицам,

                       Доброе утро весёленьким глазкам,

                       Сегодня мы с вами отправимся в сказку.

Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Я их тоже очень люблю. А какие сказки вы знаете?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю  отправиться в путешествие в сказочный лес, в лес где живут герои русских народных сказок. А на чём мы сможем туда поехать?

Дети: На автобусе.

Воспитатель: В этот сказочный автобус садиться нужно по билетам, а билетами у нас будут картинки, отгадав героя сказки, вы можете проходить в автобус.

Загадки.

Воспитатель: Вот и хорошо, все сели? Отправляемся в путь.

Звучит музыкальная композиция

Воспитатель: Посмотрите, как светит солнышко, давайте порадуем его и вспомним заклички.

Солнышко- вёдрышко,                                 Светит солнышко в окошко,

Выгляни в окошко.                                       Светит в нашу комнату,

Твои детки плачут,                                     Мы захлопали в ладоши,

По лавочкам скачут.                                   Очень рады солнышку.  

Солнышко – появись,

Красное – покатись.

Вот и приехали мы с вами на полянку, выходите из автобуса. Посмотрите как на полянке много цветов. Какого цвета этот цветок?

Дети: Жёлтого.

Воспитатель: Правильно, а этот?

Дети: Красный.

Воспитатель: А этот?

Дети: Синий.

Воспитатель: А у меня как раз и корзиночки есть, давайте мы с вами соберём эти цветочки. Красные, в красную корзинку, жёлтые в жёлтую корзинку, а синие цветочки в синюю корзиночку.

Проводится игра, собери цветочки по цвету.

Воспитатель: Ой, а кто это тут под цветочком спрятался (достаёт игрушку медведя).

Дети: Медведь.

Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся.

Дети: Здравствуй мишка!

Воспитатель: Ребятки скажите, а какой мишка?

Дети: Большой, мягкий, бурый,

Воспитатель: А где живёт медведь?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Давайте мы вспомним сказки, где есть медведь.

Дети: «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Бычок смоляной бочок».

Воспитатель: Послушайте, мишка мне что то шепчет на ухо. Он говорит, что хочет поиграть с вами, а вы хотите с ним поиграть?

Дети: Да.

Подвижная игра у медведя во бору.

Воспитатель: Мишка был очень рад с вами поиграть, но нам с вами пора отправляться дальше, давайте попрощаемся с мишкой.

Дети: До свиданья!

Воспитатель: Впереди густой лес, наш автобус там не проедет, как же нам быть?

Дети: Идти пешком.

Дети с воспитателем идут змейкой между деревьями.

Воспитатель: Ребята посмотрите здесь кто то есть (достаёт игрушку зайца).Кто же это?

Дети: Зайчик.

Воспитатель: Что же нужно сказать зайчику?

Дети: Здравствуй зайка.

Воспитатель: Зайка мне говорит, что он попал сюда из одной сказки, а из какой вам надо угадать.

В сказке лисонька – плутовка

Обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь.

Плакал зайка день и ночь.

Но в беде ему помог,

Один смелый петушок.

Дети: «Заюшкина избушка».

Воспитатель: А вы помните эту сказку, что же там случилось?

Дети: Когда у лисы растаяла избушка, она пробралась в избушку к зайке и выгнала его на улицу.

Воспитатель: Давайте поможем зайчику, чтобы лиса больше не смогла пробраться в его избушку, мы повесим на неё замочек.

Дидактическая игра «Подбери замочек».

Воспитатель: Зайка очень рад, что у него в избушке теперь есть замочек,

и предлагает вам немного отдохнуть вместе с ним.

Физкультминутка.

На полянку, на лужок приглашаю заек,

Эй, зайчата улыбнитесь, влево – вправо повернитесь

Лапками захлопали, весело затопали.

Скок – поскок, скок – поскок, зайка прыгнул на пенёк,

Зайцу холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз, на носочках  подтянись,

Лапки ставим на бочок, на носочках скок – поскок.

А затем вприсядку, чтоб не замёрзли лапки.

Воспитатель: Ну, давайте попрощаемся с зайкой, он побежит в свою сказку, а мы с вами отправимся дальше.

Дети:  До свиданья зайчик.

Воспитатель: А нам уже пора возвращаться назад, а  вот на чём мы поедем дальше, вам сейчас придётся угадать.

Что за домики подряд,

На колёсах в ряд стоят,

Подбежал к ним сам собой,

Самовар с трубой,

Ухватил, покатил,

И след простыл.

Дети: Поезд.

Воспитатель: (показывает изображение поезда). Правильно, а по чём же ездит поезд?

Дети: По рельсам, по железной дороге.

Воспитатель: А что он за собой везёт?

Дети: Вагоны.

Воспитатель: А как гудит поезд?

Дети: Ту – ту, чух – чух.

Воспитатель: Давайте построимся друг за другом изображая паровоз и вагоны и поедем дальше

воспитатель с детьми изображая поезд движутся под музыку.

Воспитатель: Ну вот мы и приехали смотрите здесь какой то мешок. Что же там может быть, давайте заглянем в него.

Дети: Давайте.

Заглядывают в мешок, достают от туда подарки.

Воспитатель: А это вам подарки от сказочных героев, чтобы вы сказки читали,  и тем самым в гостях у сказки бывали.

Мастер - класс по изготовлению русской традиционной тряпичной куклы.

Выполнила: воспитатель

Капичникова Е.А.

Цель: повышение профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению тряпичных кукол.

Задачи: -познакомить с историей народной тряпичной куклы в России, ролью куклы в народном быту;

             - обучить технологии, приёмам изготовления куклы в соответствии с                             народными традициями;

             - способствовать положительному настрою педагогов на данный вид деятельности.

Методы и приёмы:

Словесный метод: рассказ, беседа, вопросы, поощрение ( похвала, положительное стимулирующее оценивание, одобрение способа выполнения задания).

Репродуктивный: выполнение действий с педагогом с проговариванием, совместное действие.

Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, объяснение сопровождаемое показом, устные инструкции по выполнению работы.

Эвристический: выполнение работ с опорой на личный опыт.

Оборудование: (на каждого участника) 3 круга диаметром 25, 20 и 15 см., квадрат со стороной 20см. белой ткани кусочек красивой тесьмы, цветной лоскутик треугольной формы, нитки, вата, колокольчик, ножницы.

Планируемые результаты:  - изготовление куклы «Колокольчик»;

- повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности;

- проявление интереса педагогов к изготовлению традиционной народной куклы.

Ход мероприятия:

Основной принцип мастер-класса «Я знаю как это делать, и я вам покажу».

Перед вами Кукла-колокольчик. Нравится? Хотите, чтобы у вас появилась такая? Давайте мы с вами попытаемся её сделать, я приглашаю желающих.

Для начала я вас познакомлю с этой куклой, расскажу о ней, а затем приступим к её изготовлению.

Куклу-колокольчик изготовляли как оберег для дома. Она считалась куклой добрых вестей. Ещё её называют Валдайским колокольчиком, так как родина куклы – Валдай. Эта кукла проста в изготовлении. На ней три юбочки (три царства как в сказках - медное, серебряное и золотое, и счастье у человека складывается из трёх частей, если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив). На головке красивый платочек. А звонкий колокольчик внутри напоминает нам  о праздничных тройках со звенящими под дугой колокольчиками, а может ещё о чём-то родном и дорогом для каждого из нас. От одного взгляда на куклу теплеет внутри и поднимается настроение. Изготовив куклу - Колокольчик своими руками, и подарив её со словами: «Кого люблю – тому дарю», мы желаем друг другу получать только хорошие известия и пребывать в радости.

Уважаемые коллеги, я буду педагогом, а вы будете выполнять роль детей. Предлагаю изготовить куклу. Для её изготовления нам понадобятся:

  • 3 круга из ткани;
  • белый квадратный лоскут;
  • кусочек красивой тесьмы для очелья вокруг головки;
  • треугольный лоскутик для платочка;
  • нитки для обвязывания;
  • вата для головки
  • и конечно же колокольчик.

Ход совместной практической деятельности:

  1. Берём вату и скатываем в шарик.
  2. К этому шарику привязываем колокольчик на ниточке.
  3. Этот шарик кладём в центр большого круга и обвязываем его.
  4. Получилась первая (самая нижняя) юбочка. А внутри юбочки звонкий колокольчик. Желательно чтобы юбочка была из плотной ткани, так кукла будет устойчивее стоять.
  5. Теперь берём круг поменьше, так же ровно надеваем и обвязываем, вот и вторая юбочка получилась.
  6. В ход идёт самый маленький кружок ткани. Расположив головку в центре обвязываем, вот и третья юбочка.
  7. Белый квадратный лоскут складываем противоположными углами к центру.
  8. Прикладываем сложенный таким образом белый лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1см. подгиба. При необходимости расправляем складки на лице и фиксируем ткань ниточкой на шее
  9. Для того чтобы получились руки надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты – цветными нитками, завязать примерно 1см. от края.
  10. Надеваем на головку очелье – цветную тесёмку вокруг головы.
  11. Теперь надеваем косыночку и завязываем её под ручками

Кукла готова. Правда добрый и оригинальный подарок друзьям и близким

Сделайте такую куклу вместе с детьми. Кукла изготовленная своими руками, будет особенной и неповторимой, у каждого получится своя «кукольная история». В процессе деятельности можно задавать вопросы детям: Какой формы лоскут взяли? Что вы сделали? Что получилось? Какого лоскут цвета? и т.д.

Вопрос: как вы думаете, что развивает данный прием у детей? (развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определённой деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи.)

Вот и подошла к концу наша совместная деятельность. Сегодня мы заглянули в прошлое. Каждый из вас держит в руках частичку истории, доброты, традиции наших предков. Пусть куклы которые вы изготовили, для кого то станут подарком, для кого то станут игрушкой, для кого то оберегом в дальнейшей жизни

Уважаемые коллеги, благодарю вас за продуктивную работу. Надеюсь наша совместная деятельность пробудила в вас желание творческого поиска, вызвала интерес к данной теме.

Рефлексия: На прощанье предлагаю подарить кукле одну из трёх лент.

Розовая – всё удалось, было интересно.

Зелёная – всё удалось но предложенный материал часто используется.

Голубая –было скучно, неинтересно.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Я педагог.

Воспитателя  Капичниковой Елены Анатольевны.

Р.п. Мучкапский 2016г.

На свете есть много разных профессий,

И в каждой есть прелесть своя

Но нет благородней, нужней и чудесней

Чем та кем работаю я.

Каждый человек рано или поздно сталкивается с выбором будущей профессии. И как ни странно, в большинстве случаев, это начинается уже в детстве, пусть и в игровой форме. Кто-то наряжается в белый халат и «лечит» игрушки, кто-то копит фантики от конфет, что - бы было чем давать сдачу, продавая на смастерённом прилавке пустые баночки и коробочки. А кто – то каждый день предстаёт перед родителями в новом образе и с уверенностью заявляет: «Когда я вырасту, буду космонавтом, парикмахером, президентом».

Через это проходят многие, но со мной было иначе. Сколько себя помню – всегда хотела быть педагогом.

В нашей семье не было педагогов, но в школе, где я училась, преподавали замечательные учителя, которые увлекали нас в мир нового и интересного. Мне захотелось быть похожей на них.

Я поступила в Балашовский филиал Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского на филологический факультет, по специальности, «Учитель истории и обществознания». Но на последних курсах, проходя практику в школе, я стала задумываться – моё ли это место? Нет я нисколько не сомневалась, что хочу связать свою жизнь с детьми и их воспитанием, но усомнилась в правильном выборе возраста воспитанников. Ведь дети приходят в школу от воспитателей. Именно на их плечи ложится ответственность за становление характера ребёнка. Они закладывают фундамент будущей личности малыша. И мне захотелось быть рядом с детьми в самом начале их жизненного пути. Поэтому с желанием вырастить достойное поколение, я твёрдо решила по окончании ВУЗа стать воспитателем. Так и произошло.

Для себя я определила первостепенные ценности в общении с детьми, которыми руководствуюсь в работе: вера в возможности каждого ребёнка, в то доброе что в нём заложено, уважение его любопытства, вопросов и идей. Я на своём примере стараюсь научить их жить в обществе и познавать окружающий мир. Важно найти для каждого из них то слово, в котором он сейчас нуждается и самой верить в сказанное слово.

Каждое утро приходя в детский сад, я полна ожидания детей, их искренних улыбок. Однажды услышав фразу: «А вы завтра к нам придёте?» я поняла что нужна, что меня любят и поэтому моя работа, это не просто работа воспитателя, это ещё и часть моей жизни. Я отдаю каждому из них свой труд, любовь, частичку души и сердца.

Педагог – это особенная профессия, освоить которую дано не каждому. Любовь воспитателя к детям – это любовь не к избранным, а к каждому ребёнку – покладистому и трудному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому.

Профессия воспитатель многогранна. Он – и педагог, и доктор, и психолог, художник, спортсмен, музыкант, актёр. А главное воспитатель – вторая мама. Мне важно что люди доверили мне самое дорогое что у них есть – своих детей, которые вырастут и непременно внесут свой посильный вклад во благо нашей Родины. А я буду знать, что в этом и моя заслуга, так как я наполнила сердца своих воспитанников трудом, любовью и частичкой своей души.

Работая с детьми я вспомнила так много всего что любила делать раньше, но со временем забыла об этом. Именно дети всколыхнули мою память, напомнили о моих талантах. И без лишней скромности могу сказать – я мастер на все руки! Из простого клубка ниток могу связать развивающую игру для детей, обычный лист бумаги превратить в отважный кораблик, из куска пластилина сотворить зоопарк. Но нельзя овладеть профессией педагога в полной мере. На протяжении всех лет работы мне приходится учиться « Ведь учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться – в нём умирает учитель». ( К.Д.Ушинский).

Как бы ни менялось наше общество, какие бы новые технологии не приходили в нашу жизнь, одно остаётся неизменным, дети остаются детьми: любознательными и застенчивыми, робкими и смелыми, нуждающимися в заботе и внимании взрослого.

Работая педагогом, понимаешь что все дети индивидуальны, и ты, как педагог, должен найти ключик к каждому ребёнку. И не только к нему, но и к его родителям. А обмануть этих «маленьких человечков» невозможно. Они всегда и всё увидят. Они сразу поймут как ты к ним относишься: с любовью или без. И ответят тебе тем же.

И оглядываясь назад в прошлое, я ничуть не жалею о своих мечтах быть педагогом, ни о сделанном выборе. И с превеликой гордостью могу сказать: « Я – Педагог! Я – Воспитатель!»

Презентация на тему «использование малых форм фольклора(чистоговорок, скороговорок) в развитии речи детей»

Слайд 1

Тема моей презентации «Использование малых форм фольклора (скороговорок, чистоговорок) в развитии речи детей». Взяв эту тему для своей презентации я сходила из того что на данный момент тема развития речи очень актуальна.

Слайд 2

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Ведь речь формируется не сама по себе, а под влиянием нас, взрослых в процессе общения. И от того как мы построим общение с малышом во многом будет зависеть насколько успешным он станет в будущем.

Слайд 3

Большую часть времени(около 16 часов в сутки) мы общаемся. Очевидно что именно от коммуникативных навыков зависит успех человека буквально в любой сфере деятельности, поскольку речевые характеристики являются важной частью его образа. Некоторые проблемы с речью могут оказать негативное влияние на будущее ребёнка. К таким проблемам относят…

Слайд 4

Большинство проблем вполне исправимы. И помогут в этом не нашумевшие методики, а простые и несправедливо забытые скороговорки и чистороворки.

Скороговорка – это народно поэтическое произведение, построенное на сочетании звуков затрудняющих быстрое и чёткое произношение слов.

Чистоговорки – это стихотворные упражнения направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающим отработке произношения какого то звука при  регулярном их повторении.

Слайд 5

Целью решения данных проблем является формирование эмоциональной, выразительной речи детей, навыков речевого общения с окружающими через малые формы народного фольклора.

Слайд 6

Наиболее главными задачами речевого развития дошкольников посредством малых фольклорных форм  являются.

Развитие активной разговорной речи обогащение словарного запаса

Закрепление навыков выразительной, чёткой правильной речи

Дальнейшее совершенствование речевого слуха.

Слайд 7

Игра – самый естественный вид деятельности ребёнка. Именно поэтому игровые формы – оптимальный путь привлечения ребёнка к обучению. Увлекаясь игрой со словесным материалом в том числе скороговоркой и чистоговоркой дети сами не замечая того формируют ряд очень важных навыков которые со временем

Лягут в основу чёткой, размеренной речи

Помогут быстро освоить чтение.

Слайд 8

Игровая форма помогает не только принять и полюбить такое замечательное речевое упражнение, но и научиться правильному и чёткому произношению звуков и слов родного языка.

Проводятся такие игры как:

Скажи ч. с. тихо-громко Цель учить менять силу голоса

Скажи ч. с. быстро-медленно Цель учить менять темп речи

Скажи ч. с. с различной интонацией. Цель учить произносить с вопросительной или восклицательной интонацией.

Скажи как. Цель учить говорить разными по тембру голосом (имитировать животных)

Пропевка ч. с. на мотив р. н. песен или других мелодий. Цель развивать фонематический слух

Закончи ч. с. Цель учить подбирать слово с задуманным звуком.

Проговори и прохлопай. Цель упражнять в чётком произношении звуков в слогах  словах.

И много других игр.

Слайд 9

Учитывая что для дошкольников характерно наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, многие приёмы строятся с опорой на демонстративный материал (карточки, фишки, картинки, схемы-символы, мнемотаблицы)

Слайд 10

При заучивании ч. с. для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук на каждое слово или слог

  • Сжимать пальцы в кулаки
  • Загибать пальцы поочерёдно
  • Стучать ладонью по столу
  • Подбрасывать и ловить мяч
  • Кидать мяч друг другу
  • Прохлопать ладонями как будто лепишь снежки

Доказано что речевая функция тесно связана с двигательной системой.

Слайд 11

Ни в каких других произведениях не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов. Проговаривая с. ч. у ребёнка вырабатываются артикуляционные механизмы которые в свою очередь помогают овладеть полноценной техникой речи.

Слайд 12

Ч. с. находят эмоциональный отклик в душе ребёнка, делают увлекательным и интересным предлагаемый к изучению материал, а то что делается без интереса не запоминается или запоминается с трудом.

Слайд 13

Они же помогают эмоционально провести физкультминутки, дать возможность снять напряжение.

Слайд 14

Развивать речь ребёнка нужно постоянно на протяжении всего дня. Поэтому по возвращении ребёнка из д.с родителям так же необходимо проводить работу по развитию речи. Для этого проводится активная работа с родителями . проводятся консультации по волнующим родителей вопросам и моментам. Индивидуальные беседы, где озвучивается проблема конкретного ребёнка. В раздевалке выставляются папки передвижки где размещён материал помогающий родителям правильно и грамотно развивать речь своего ребёнка.

Слайд 15

Результаты проводимой работы свидетельствуют что использование в работе с детьми малых фольклорных форм активизирует весь организм ребёнка: способствует развитию голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков, исправляют дефекты речи, способствуют приобретению навыков правильной речи, развивают фонематический слух.

Слайд 16

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы должны отвечать требованиям современной государственной образовательной политики РФ, при их разработке, безусло...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...