Рабочая программа.
рабочая программа (старшая группа)

рабочая программа  по шахматам в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatnaya_doska_programma.docx252.81 КБ

Предварительный просмотр:

https://png.pngtree.com/element_pic/16/11/01/9c452c4b779978ddad9b3c1d73c35390.jpg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Цветик – семицветик»

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МАДОУ «Цветик – семицветик»

Протокол № __ от «__» 2018г. №

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МАДОУ «Цветик – семицветик»

________Л.В.Давыдова

приказ от «__» 2018г. №

Рабочая программа кружка

 «Шахматная доска»

(для детей старшего дошкольного возраста)

https://gamestil.ru/image/cache/catalog/Nardu/Fabrika/50-25/28-1665x2238.jpg

Город

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Актуальность
  2. Цель и задачи рабочей программы
  3. Принципы организации кружковой работы
  4. Ожидаемые результаты
  1. Содержательный раздел
  1. Формы организации кружковой работы
  2. Содержание разделов программы
  3. Календарно-тематический план
  1. Список литературы

Пояснительная записка

  1. Актуальность

Правительство РФ уделяет колоссальное внимание вопросу популяризации шахматного образования, что отмечается в Программе развития шахмат в Российской Федерации на 2011-2018 годы.

В связи с этим одной из ключевых задач модернизации в системе образования является поиск, апробация и интеграция в  образовательный  процесс дисциплин, способствующих интеллектуальному развитию молодого поколения. Большой опыт, накопленный во многих странах, позволяет считать шахматы, как и шашки, одними из таких учебных предметов.

Выдающийся российский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти».

Актуальность программы обусловлена тем, что в дошкольном детстве происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается формирующая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению психики старших дошкольников и наиболее полному раскрытию способностей детей. Введение Программы позволяет реализовать многие позитивные идеи — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шашки и шахматы положительно влияют на совершенствование у дошкольников многих психических процессов и таких качеств, как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Игра в шахматы открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматная деятельность влияет на формирование у детей произвольных психических процессов, в игре у них развиваются произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра в шахматы и шашки организует чувства ребенка, его нравственные качества и поведение. Обучение игре в шахматы и шашки позволяет наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре в формировании логического мышления дошкольников.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Важное значение при изучении данного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование мнемотехнических приёмов для развития памяти , приёмы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

 Доказано, что занятия шашками и шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шашки и шахматы учат быть предельно внимательным, собранным.

Отличительной особенностью рабочей программы является большой акцент на начальную подготовку детей старшего дошкольного возраста.

Нормативной базой Программы являются:

  • Конвенция о правах ребенка ООН;
  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273(ст.2,п.9);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (ст.7, п.12.5);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (№ 1008 от 29 августа 2013г.).
  • Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

  1. Цель и задачи рабочей программы

Цель 

разработать и реализовать педагогические условия для формирования интеллектуальных способностей дошкольников средствами шахматной деятельности и игры в шашки.

Задачи:

Образовательные:

  • научить детей играть в настольные игры шашки и шахматы, соблюдая правила и ход игры, развивая интерес и активное участие воспитанников;
  • обучить простым комбинациям, практике шашечной и шахматной игры.

Развивающие:

  • развивать стремления детей к самостоятельности;
  • развивать умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
  • развивать умения сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
  • развивать  всех сфер мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
  • способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
  • приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
  • формировать мотивацию к познанию и творчеству, создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных.

Воспитательные:

  • воспитание отношение к шашкам и шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
  • выработка у детей умения применять полученные знания на практике;
  • воспитание  усидчивости, организованности, уверенности в своих силах, самостоятельности в принятии решений.

  1. Принципы организации образовательного процесса

В основу программы положены принципы:

1. Принцип развивающего обучения.

Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).

3. Принцип систематичности и последовательности обучения.

Этот принцип предполагает, чтоб изложение учебного материала педагогом доводится до уровня системности в сознании воспитанников, чтобы знания давались не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. Установление взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого - к сложному, от близкого - к далекому, от конкретного - к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

4. Принцип доступности.

Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход)

В организации непосредственно-образовательной деятельности необходимо стремится подходить к каждому ребенку, как к личности.

Каждое мероприятие строится в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, учитывается тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп. Уровень сложности определяется строго для каждого ребенка.

6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

Стиль взаимодействия педагога и детей – демократический, партнёрский.

Общение – на уровне глаз ребёнка. Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет (в старшем возрасте совместно с детьми) задачи образовательной деятельности, темп. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию, как ученика, так и учителя.

7. Принцип связи с жизнью.

Педагог с детьми должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи; уметь применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Специфическими принципами основой организации работы с детьми в данном проекте являются:

  • принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса;
  • принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
  • непрерывности – процесс обучения игре в шахматы не заканчивается на занятиях, а продолжается в повседневной жизни, в совместной деятельности и с родителями.

  1. Ожидаемые результаты:

Воспитанник:

  • С помощью внедрения шахматного образования   у старших дошкольников будут развиты интеллектуальные способности, улучшены важные компоненты школьной готовности, такие как:
  • развитие логического мышления;
  • развитие пространственной ориентации на плоскости;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • повышение интереса детей к игре в шахматы.

Родители:

  • создано единое образовательное  пространство дошкольного учреждения  и семьи по шахматному образованию дошкольников;
  • увеличено количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по шахматной деятельности на 40%, имеется понимание необходимости в шахматном образовании дошкольников

Педагоги:

  • приобретен  педагогами новый опыт работы по организации шахматной деятельности дошкольника, произошел рост профессионального мастерства;
  • повысилось мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

Содержательный раздел

2.1.        Форма организации кружковой деятельности

Программа «Шахматная доска» разработана для детей старших и подготовительных групп ДОУ (в возрасте 5-7 лет).

Реализация данной программы осуществляется на подгрупповых занятиях в форме игр, эстафет, упражнений, бесед, конкурсов с использованием методического пособия в виде «карточек - заданий» для каждого ребёнка.

Количество детей в подгруппе 8-10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий -  25-30 минут.

Занятия по данной программе носят интегрированный, занимательный  и побудительный характер, они  построены в форме игры, что делает их интересными для детей.

Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.

Для занятий необходимы: столы, стулья, демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, шахматные часы, маркеры, демонстрационный материал к занятиям, индивидуальные «карточки-задания» на каждого ребенка, наборы цветных карандашей, простые карандаши, рабочие тетради, комплекты настольных шахмат и шашек.

2.2. Содержание разделов программы

  1.  Организационное – 1  ч.

Теория 0,25 ч.

Знакомство с шахматной доской. Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста.   Проведение диагностики.

Практика – 0,75 ч.

1.        Игра по правилам

2.        Физкультминутка

3.        Игры на развитие внимания.

4.        Релаксация

  1. История возникновения шашечной игры. Знакомство с шашечной доской. – 3 ч

Теория – 0,25 ч.         

 Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек. Ходы и взятие фигур.

Практика – 2,75 ч.

1.        Игра по правилам

2.        Физкультминутка

3.        Игры на развитие памяти.

4.        Релаксация

  1. Азбука шашечной игры.- 4ч.

Теория – 0,5 ч.

3.Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практика – 7,5 ч.

1.        Игра по правилам

2.        Физкультминутка

3.        Дидактические игры на развитие мышления.

4.        Релаксация

  1. Правила шашечной игры -6ч.

Теория – 0,5 ч.

Беседа о правилах шашечной игры.

Практика – 5,5 ч.

1.        Игра по правилам

2.        Физкультминутка

3.        Дидактические игры на пространственную ориентировку.

4.        Релаксация

 

  1. Игра «Русские шашки»-5ч.

Теория – 0,25 ч.

 Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Практика – 4,75 ч.

1. Пальчиковая гимнастика

2. Игра по правилам

3. Физкультминутка

4. Дидактические игры на развитие памяти.

5. Релаксация

  1. Общие принципы разыгрывание партии-4ч.

Теория – 0,25 ч.

Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

Практика – 3,25 ч.

1. Пальчиковая гимнастика

2. Игра по правилам

3. Физкультминутка

4. Дидактические игры на развитие памяти.

5. Релаксация  

  1. Знакомство с сильными и слабыми фигурами в шахматах. Знакомство с легкими и тяжелыми фигурами в шахматах-4ч.

Теория – 0,5 ч.

Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля  полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практика –3,5 ч.  

1. Пальчиковая гимнастика

2. Игра по правилам

3. Физкультминутка

4. Дидактические игры на развитие мышления.

5. Релаксация  

 

  1. Игра в шахматы-3ч.

Теория – 0,25 ч.

Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную тему.

Практика – 2,75 ч.

1. Пальчиковая гимнастика

2. Игра по правилам

3. Физкультминутка

4. Дидактические игры на развитие памяти.

5. Релаксация    

 

  1. Шах и мат-3ч.

Теория – 0,5 ч.

Тактические приемы и особенности их применения

Практика – 2,5 ч.

1. Пальчиковая гимнастика

2. Игра по правилам

3. Физкультминутка

4. Дидактические игры на развитие памяти.

5. Релаксация    

  1.  Шахматный турнир «Наш лучший шахматист»-3ч.

Теория – 0,25.

Подведение итогов за год, выступлений детей.

Практика – 2,75

1. Пальчиковая гимнастика

2. Игры по правилам

3. Физкультминутка

4. Дидактические игры

5. Релаксация    

2.3. Календарно-тематический план

                                     Сентябрь

Недели

Тема

Программные задачи  

 1-я неделя

 Шахматная доска.

Познакомить детей с  шахматным королевством.

Рассказать о том, что игра в шахматы и шашки – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и  достоверные факты.

2-я неделя

 

Шахматная доска.

Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и

черных полей на шахматной доске.

Закрепить умение пользоваться линейкой и  карандашом, ориентироваться на тетрадном листе.

3-я неделя

 

Шахматная доска  

Продолжать знакомить с шахматной доской.

Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на листе бумаги.

Продолжить знакомить детей с шахматным королевством.

4-я неделя

 

Шахматная доска

 

Продолжить знакомить детей с шахматным королевством.

Формирование представлений о правилах

размещения шахматной доски между партнерами,

введение понятия "горизонталь", "вертикаль", 

Октябрь

Недели

 Тема

Программные задачи  

1-я неделя

 Шахматная доска.

Упражнять детей в быстром  и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух.  

 2-я неделя

 «Шахматная

эстафета». 

 Отрабатывать практические

навыки. 

3-я неделя

Беседа об игре в шашки.

Знакомство с чемпионами России по шашкам. Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе

4-я неделя

Обучение ходам при игре.

Развитие и совершенствование мыслительных операций. Знакомство с терминологией: противоположные стороны, диагонали. Объяснение положения в игре дамок.

Ноябрь

Недели

Тема  

Программные задачи    

1-я неделя

Игра между соперниками

Отработка практических навыков. Развитие и совершенствование мыслительных операций.

2-я неделя

«Поддавки»

Знакомство с игрой «поддавки». Отработка практических навыков. Развитие и совершенствование мыслительных операций.

3-я неделя

 

Соревнование. 1 тур.

Отработка практических навыков. Развитие и совершенствование мыслительных операций.

4-я неделя

 

Соревнование. 2 тур.

Отработка практических навыков. Развитие и совершенствование мыслительных операций.

Декабрь

Недели

Тема  

Программные задачи    

1-я неделя

 Шахматные

Фигуры 

Познакомить с  шахматными фигурами;

развитие интереса к игре, внимания

2-я неделя

 Шахматные

Фигуры 

Познакомить с  шахматными фигурами;

развитие интереса к игре, внимания

3-я неделя

 

 Слон.

   

Формировать представлений о  шахматной фигуре «слон», месте слона в начальном положении, ходом слона, взятием.

4-я неделя

 Слон.  

Закрепить представления о шахматной фигуре «слон». Отработка практических навыков  

Январь

Недели

Тема

Программные задачи    

1-я неделя

 

 Ладья.

Формировать представлений о  шахматной фигуре «ладья», месте слона в начальном положении, ходом ладьи, взятием.

2-я неделя

 

 Ладья.

Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой

– ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы.

Развивать воображение, сообразительность,

быстроту реакции, мелкую  моторику рук.

3-я неделя

 

Ладья против

слона. 

Отрабатывать практические навыки.

Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику игры,  

4-я неделя

 

Ладья

Закрепить представления о шахматной фигуре «ладья». Отработка практических навыков  

Февраль

Недели

Тема  

Программные задачи    

1-я неделя

Ферзь

   

Формировать представлений о  шахматной фигуре «ферзь», месте слона в начальном положении, ходом ферзя, взятием.

2-я неделя

 Ферзь

Закрепить представления о шахматной фигуре «ферзь». Отработка практических навыков  

3-я неделя

 

Ферзь против

ладьи, слона. 

Закреплять знания и  отрабатывать практические

навыки игры ферзем.

4-я неделя

 Конь  

Формировать представлений о  шахматной фигуре «конь», месте слона в начальном положении, ходом коня, взятием.

Март

Недели

Тема  

Программные задачи    

1-я неделя

Конь  

Закреплять знания и  отрабатывать практические

навыки игры конем.

2-я неделя

Конь  

Закреплять знания и  отрабатывать практические

навыки игры конем.

3-я неделя

 

Отработка навыков

Развивать ловкость и  смекалку, ориентировку в

пространстве, способность  думать, мыслить,

анализировать. Активизировать словарь.

4-я неделя

Конь против

ферзя, ладьи,

слона  

Развивать ловкость и  смекалку, ориентировку в

пространстве, способность  думать, мыслить,

анализировать. Активизировать словарь.

Апрель

Недели

Тема  

Программные задачи    

1-я неделя

Пешка

Познакомить с пешкой, с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая,

слоновая, ферзевая, королевская пешка.

2-я неделя

Пешка

Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить

«сражаться пешками». Поощрять стремление

высказывать свое мнение.

3-я неделя

 

Пешка

Развивать ловкость и  смекалку, ориентировку в

пространстве, способность  думать, мыслить,

анализировать. Активизировать словарь.

4-я неделя

Король

Познакомить с фигурой «король». Показать, как ходит король.  Разучить правило «Королей .

не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение,

отстаивать своё мнение.

Май

Недели

Тема  

Программные задачи    

1-я неделя

Король

Формировать представления о  волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать

способность думать, мыслить, рассуждать и

анализировать. Активизировать словарь. 

2-я неделя

Шах и мат.

Формировать представления о  комбинациях "шах", "мат" 

3-я неделя

 

Игра в парах.

Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы. 

4-я неделя

Шахматный турнир

Отработка практических навыков. Развитие и совершенствование мыслительных операций.

3.Список литературы

  • Борис Грцензон, Андрей Напереенков «Шашки – это интересно». - М.: «Детская литература», 1989
  • Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
  • Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
  • Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы» М.: Просвещение, 1991.
  • Зак В., Двуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
  • Каплунов Я.Л. «Секреты шашечного сундучка». - Санкт-Петербург, 2001.
  • Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  • Юровский Е. М., Кондратьева Л. П. Зайкины шашки (книжка-игра для самых маленьких), СПб- 2001 г.

Приложение 1

Диагностика по выявлению уровня развития навыков игры в шахматы и шашки детей страшего дошкольного возраста

Способом определения результативности реализации программы дополнительного образования «Шахматы и шашки» является диагностика. Диагностирование детей проводиться в игровой форме, 2 раза в год (сентябрь и май),  Результаты диагностики педагог вносит в диагностическую карту.

Диагностический мониторинг

Для определения уровня способностей детей в начале и конце года проводится педагогическая диагностика по следующим критериям:

Формы педагогической диагностики:

  • педагогические наблюдения;
  • открытые занятия с последующим обсуждением;
  • итоговые занятия;

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

В режиме дня педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Каждый ответ оценивается по трех бальной системе:

3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание

2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя

1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание.

Критерии уровней развития детей

Высокий:

 ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.

 Средний:

ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.

Низкий:

 ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...