Развитие детской инициативы в игровой деятельности в условиях введения ФГОС ДО
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

Романенко Лариса Витальевна
Развивающая предметно- пространственная среда  не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий.
 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие детской инициативы в игровой деятельности в условиях введения ФГОС ДО Подготовила: Романенко Л.В.

Слайд 2

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Во время игры ребенок знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо.

Слайд 3

Игровая деятельность и игра -это две разные вещи Игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает « пустой » промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. Д. Б. Эльконин Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. О. С. Газман

Слайд 4

Роль игры в развитии ребенка Целенаправленный характер игры ; Воспитание целеустремленности у детей ; Вырабатывание желания доводить начатое дело до логического завершения ; Формирование ответственности за свои действия ; Развитие умения воплощать задуманное на практике Воспитание умения договариваться с партнерами по игре ; Формирование умения оценивать и уважать мнение других ; Воспитание у детей других положительных качеств.

Слайд 5

Функции игровой деятельности Познавательная. Ребенок учится экспериментировать, прогнозировать, моделировать, исследовать. Развлекательная. Направлена на то, чтобы пробудить интерес у ребенка, воодушевить, доставить удовольствие, развлечь. Коммуникативная . Направлена на развитие речевых механизмов общения. Функция Самореализации. Заключается в выборе роли. Игротерапевтическая. Предусматривает преодоление детьми трудностей различного характера, которые возникают и в других видах деятельности. Диагностическая. Поможет познать ребенку свои возможности, а воспитателю – выявить наличие или отсутствие отклонений от нормального поведения. Особенности игровой деятельности еще и в том, что ребенок приучается к социально - культурным нормам и усваивает ценности, правила человеческого общежития и включается в систему общественных отношений.

Слайд 6

Для развития игровой деятельности педагог должен : создавать в течение дня условия для свободной игры детей ; определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь ; наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре ; отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо ; косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер ( например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей ) знать детскую субкультуру : наиболее типичные роли и игры детей, понимать их значимость устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности. Спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей.

Слайд 9

Планирование игровой деятельности Взрослый с несколькими детьми (3-4 человека ) заранее составляет план будущей совместной игры : распределяет роли, определяет порядок действий, обязанности каждого персонажа, его характер, промежуточные и конечные этапы игры. При этом воспитатель не диктует свои решения, не навязывает свои планы, а постоянно советуется с детьми, охотно принимает и поддерживает всякое предложение, исходящее от них. Можно предложить любые сюжеты ролевых игр, знакомые и доступные дошкольникам, где есть понятные и привлекательные для них роли, например : « Больница » ( роли : врач, медсестра, шофер « скорой помощи », больной ); « Улица » ( роли : милиционер, работник заправочной станции, водители, авторемонтник ); « Концерт » ( роли : конферансье, артисты, зрители ). Подробно обсудив и определив план предстоящей игры и порядок действий для каждого персонажа, воспитатель вместе с детьми начинает разыгрывать сюжет. Он следит за тем, чтобы дети не слишком отклонялись от намеченного плана, но вместе с тем поощряет все инициативные действия в пределах роли. После игры взрослый разговаривает с каждым участником и спрашивает, во что он играл, что делал во время игры, что ему больше всего понравилось, а что - не очень. Особенно подробно взрослый интересуется тем персонажем, роль которого выполнял ребенок, его рассказом о собственных действиях и об их соответствии намеченному плану.

Слайд 10

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности , нравственных и эстетических переживаний. В нашей группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке и т. п.

Слайд 11

Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами . Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий.

Слайд 13

Для этого нами используются разнообразные предметы-заместители, которые обладают наибольшим развивающим эффектом , позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал, различные атрибуты для развития сюжетов игр , которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута.

Слайд 16

ВЫВОД: Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей. Отсюда вытекает очевидный совет : играйте с ребенком как можно больше и чаще. Обычную детскую игру ( ролевую или с правилом ) не могут заменить ни видеофильмы с мультиками, ни компьютерные игры, ни самый замысловатый конструктор. Потому что в игре ребенку необходимо контролировать свое поведение и понимать, что и для чего он делает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие детской инициативы в игровой деятельности»

Позволим детям упиваться радостью утра и верить.Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени насказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, ...

Условия психолого-педагогической поддержки детской инициативы в игровой деятельности

В данной статье описывается организация предметно-пространственной, предметно-игровой и предметно-развивающей среды....

Доклад по теме: "Условия для развития детской инициативы через игровую деятельность"

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.Инициативно...

Семинар-практикум на тему «Развитие детской инициативы в игровой деятельности дошкольника»

Задачи:  1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.2.Повышать методический уровень педагогов по организации  сюжетно-ролевой игры.3.Составить памятку по теоретическим ос...

«Поддержка детской инициативы в игровой деятельности»

Перспективный план по развитию самостоятельности и инициативности у детей среднего возраста в творческой деятельности.Тема: «Скоро лето»...

СТАТЬЯ «Развитие детской инициативы в игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative,...

«Развитие детской инициативы в игровой деятельности дошкольников»

laquo;Развитие детской инициативы в игровой деятельности дошкольников» Консультация....