Условия психолого-педагогической поддержки детской инициативы в игровой деятельности
статья

Горлова Галина Александровна

В данной статье описывается организация предметно-пространственной, предметно-игровой и предметно-развивающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Условия психолого-педагогической поддержки детской инициативы в игровой деятельности

Воспитатель Г.А. Горлова

Аннотация. В данной статье описывается организация предметно-пространственной, предметно-игровой и предметно-развивающей среды.

Ключевые слова: детская инициатива, игровая деятельность, предметно-игровая среда.

   Е.А.Погонина под инициативой понимает форму активности, которая считается причиной начала и развертывания деятельности. Реализуя системный подход к исследованию инициативы, автор выделяет её структуру мотивационно-потребностной, чувственный и когнитивный компоненты и 2 фазы инициативы: выдвижение нового замысла (начинание) и его осуществление[9.c.205].

      Психолог  С.Ю.Головин понимает инициативу как проявление субъектом активности, не стимулированной извне и не определенной независимыми от него обстоятельствами[2.c.161].

     Дошкольное образование нацелено на поддержку возрастающей инициативы ребенка и опирается на нормативную картину развития ребенка-дошкольника, в которой определены следующие сферы инициативы: творческая; инициатива как целеполагание и волевое усилие; коммуникативная; познавательная [3].

Обязательным условием взаимодействия воспитателя с ребёнком считается создание предметно-пространственной среды, насыщенной социально важными образцами деятельности и общения, содействующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Весомую роль тут играет сезонность и событийность образования дошкольников. Т.е. чем ярче станут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они отыщут отражение в деятельности ребёнка, в его чувственном развитии.

Создание в дошкольной организации предметно-игровой среды является важнейшим условием плодотворного развития ребенка. ФГОС ДО дошкольного образования настоятельно рекомендует, чтобы образовательное пространство было хорошо «оснащено средствами обучения и воспитания». Среда обязана предоставлять «необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами».

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда обязана  гарантировать и обеспечивать:

  • охрану и укрепление физического и психического самочувствия и эмоционального благополучия детей, а еще проявление уважения к их человеческому достоинству к их эмоциям и потребностям, создавать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
  • наибольшую реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей земли,  а также материалов, оснащения и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в согласовании с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и корректировки недостатков их развития;
  • построение вариативного развивающего образования, нацеленного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми различного возраста, так и с взрослыми, а также свободу в выражении собственных эмоции  и мыслей;
  • создание условия для повседневной трудовой деятельности и мотивации нескончаемого самосовершенствования профессиональное развитие педагогических сотрудников, а также помощь в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
  • открытость дошкольного образования и втягивание родителей (законных представителей) именно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их самочувствия, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
  • построение образовательной деятельности на базе взаимодействия взрослых с детьми, направленной на интересы и возможности каждого ребенка и предусматривающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного сдерживания развития детей);
  • создание равных условий, максимально содействующих реализации всевозможных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к различным национально-культурным, религиозным общностям и общественным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

В каждой ДОО предметно-пространственная среда владеет свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО предметно-пространственная среда формируется педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения данной  задачи предметно-пространственная среда должна быть:

  • содержательно-насыщенной– включать способы обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оснащение, которые дают возможность гарантировать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям;
  • трансформируемой – гарантировать возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
  • полифункциональной – обеспечивать возможность различного использования составляющих предметно-пространственной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в различных  видах детской активности;
  • доступной – гарантировать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • безопасной – все составляющие предметно-пространственной среды обязаны отвечать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их применения  санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности[5.с.6].

Согласно применяемой многими специалистами концепции доктора психологических наук С.Л.Новоселовой, «…предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его физического и духовного облика. Обогащенная развивающая среда подразумевает единство общественных и природных средств обеспечения различной деятельности ребенка»[7].

Предметно-пространственная среда–часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в согласовании с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их самочувствия, учёта особенностей и корректировки недостатков их развития. Другими словами, «предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оснащение, материалы, мебелировка и т. п., в сочетании с определенными принципами деления пространства Организации (группы)» [4.c.37].

Важным условием успешной организации предметно-развивающей деятельности является грамотный подбор игрового оборудования. Это оборудование должно быть полезно и интересно детям, а также должно помочь педагогам охватить все образовательные области, формирующие полноценную методическую базу для развития воспитанников дошкольной организации.

При организации развивающей предметно-пространственной среды следует обращать внимание на ее дизайн и эргономичность, учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия воспитанников и педагогов. Прежде всего, игровой материал должен быть расположен таким образом, чтобы дети имели возможность свободно играть и убирать на место. Необходимо организовать игровое пространство так, чтобы каждый воспитанник имел возможность свободно заниматься любимым делом, учился правильно и рационально использовать предлагаемый материал. Игровое оборудование не должно препятствовать свободному перемещению воспитанников. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может уединиться, отдохнуть и помечтать.

Сегодня очень важно создать такую игровую среду, в которой было бы интересно и мальчикам, и девочкам; она должна научить играть детей сообща, учить делиться и заботиться друг о друге. Социализирующую роль среды отмечает в своей концепции социального развития С.А.Козлова «Среда должна быть направлена на формирование у ребенка собственного видения картины мира»[5 c.129]. Игровое оборудование должно помогать в этом, должно быть доступным, удобным для юных воспитанников, создавать у них чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребенок должен чувствовать себя любимым. Без правильно подобранной предметно-пространственной среды, без искреннего участия воспитателя в этом крайне важном деле дети среднего дошкольного возраста во многом могут оставаться на таком же уровне развития, в том числе и в старшем дошкольном возрасте.

Инициативность так же имеет место быть в разработке сюжетов и организации совместных игр, в умении исполнять важные задания взрослых (родителей и педагогов), способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение, а также деятельность и поведение других детей.

Инициативность более ярко проявляется в играх с правилами. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом – означит овладеть собственным поведением. В следствии этого воспитателю нужно мотивировать игровые действия детей, именно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдающего – подвергает анализу и держит под контролем действия детей. Лишь только совмещение данных ролей может обеспечить развитие воли, произвольности и инициативности дошкольников.

В условиях ДОУ распределение различных видов игр по видам деятельности в течение дня имеет возможность быть организовано следующим образом - непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя различные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям; образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с воспитателями сюжетных игр, содействующих обогащению игрового опыта детей. Тут воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности; свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих ребят игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления различной игровой активности, инициативности, самостоятельности; дает возможность выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так формируются условия для формирования возрастных новообразований.

Осваивая свежие сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру свежим содержанием, значит, она станет оставаться для него увлекательной. Воспитателю важно поддерживать данный интерес, содействуя обогащению жизненного навыка, предоставляя ребенку время и пространство для игры, стимулируя его творческую активность. Обогащению игровых сюжетов содействуют экскурсии и целевые прогулки, рассказы о профессиях, направленные на определенную тематику разговора, дидактические и театрализованные игры, показ картинок. Все эти формы взаимодействия взрослого с ребенком становятся содержанием подготовительной  работы, которая подготавливает детей к игре. 

Подготовительная  работа обязана быть целенаправленной, педагогически вместительной,  многогранной, что позволит полностью охватить применяемую в этой игре тему. В подобной  работе задействованы все способы и формы взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада; в ней как ни в какой другой работе видно взаимодействие и взаимопроникновение всевозможных  видов детских игр. Игра вбирает в себя все, что случается  в жизни ребенка.

  1. Целевые прогулки, экскурсии разрешат воспитателю поближе познакомить детей с деятельностью взрослых, дадут им возможность поговорить с представителями данной профессии, удовлетворят интерес малышей. Добиваясь намеченной цели, умный педагог превратит экскурсию в увлекательное путешествие.
  2. Рассказы о профессиях заинтригуют ребят живыми образными сопоставлениями, дадут пищу для воображения. В случае если снабдить такой рассказ картинками, то у детей возникнет желание познакомиться поближе: использовать или изготовить похожие инструменты, произвести действия. Можно пользоваться книжкой серии «Школа 7 гномов», «Какие бывают профессии». Увлекают детей и придуманные воспитателем рассказы, специально направленные на то, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, поведать о событии.
  3. Тематические беседы могут помочь прояснить представления детей о той или иной игровой ситуации, их мнение сравнительно какого-нибудь сюжета. Воспитатель вовлекает детей в разговор и наводящими вопросами вызывает их речевую активность. Беседа по какому-либо сюжету позволяет продемонстрировать модели замыслов игры и их развитие: «Знаешь, как правило врач в начале раскладывает инструменты, а затем вызывает больных», «Когда водитель поставил машину в гараж, что он мог обнаружить?»; «Как лучше начать игру? Подумай, где будет место для аэродрома?»
  4. Дидактические игры, несомненно, помогут детям научиться игровым действиям и поведению (взвешивать продукт, чинить машину, слушать пациента, определять качество товара), а еще соблюдать правила в игре, быть организованными, показывать лидерские качества. Для проведения дидактических игр вам потребуются различного рода предметы, которые можно найти в разделах «Игровые наборы»«Инструменты и оружие»,«Наборы посуды»,
  5. Театрализованные игры обучат детей обыгрывать уже готовые сюжеты, воспринимать и воплощать в действии игровой план, быть выразительным в роли. В разработке интерьера для проведения театрализованных игр вам помогут специальные наборы мебели.
  6. Картинки станут дополнять все увиденное и услышанное детьми до этого. Дети заметят в них массу деталей, которые возможно спокойно рассмотреть и которые они до этого не замечали. Яркие краски картинок вызовут эмоциональные переживания, вызовут желание подражать действиям изображенных персонажей.

Воспитатель вдохновляет детей к планированию, то есть к созданию простого плана, который будет воплощен в игре; обучает их описывать сюжетные события, именовать круг действующих лиц (персонажей) в игре, открывать их взаимодействие.

Важно обучить ребенка находить для себя роль, оптимальную по смыслу к ролям сверстников с которыми он желал бы сыграть, а для этого нужно обучить ребенка менять принятую роль на новую. Как правило, воспитатели не устанавливают перед собой такую задачу особого формирования у детей таких умений, уделяя основное внимание обогащению содержания детской игры. Воспитатель выбирает определенную тему, связанную с конкретной сферой реальной жизни и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете, каждому предписываются в игре определенные ролью действия. Стремясь к порядку в игре, воспитатель убивает сам дух игры как свободной деятельности. Дети, подчиняясь команде воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия. Такая игра, кроме как конкретизации знаний о (почте, стройке, магазине и т.д.) ничего не развивает в ребенке (ни умения самостоятельно соотносить собственные ролевые действия с действиями партнеров, подключаться к их игре, ни умения заменять роли в процессе игры).

Игра обязана развертываться особенным образом, так, чтобы для детей «открылась» необходимость сопоставить собственные роли с различными другими ролями, а также возможность замены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета.

Объединение детей в разновозрастной играющий коллектив позволяет воспитателям решить ряд наиглавнейших задач развития детей. Потому что похожие игры имеют большое значение не только для становления и развития игры дошкольников, но и для благоприятного эмоционального и личного развития дошкольников, для которых игра становится уже не ведущей, но преобладающей деятельностью [1.c.35].

Литература

  1. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада:учебное пособие/ Н. А. Виноградова,Н. В. Микляева.-М.:Перспектива,2011.
  2. Головин, С.Ю Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин – Минск.:Харвест, 2001. – 226 с.
  3. Комарова, О.А. О создании предметно-игровой среды в современном ДОУ [Текст] / О.А. Комарова  // Управление ДОУ. – 2007. – №4.
    Красношлык З. П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф.— Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 32-34. 
  4. Купряшина, Н.Д.  Педагогическая поддержка в работе учителя и воспитателя [Текст] / Н.Д. Купряшина – М.: Просвещение, 2005. – 250 с.
  5. Мещерякова, Б.Г Современный психологический словарь [Текст] / Б.Г Мещерякова, В.П. Зинченко – М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 440с.
  6. Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах [Текст] / Л.С.Новоселова - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. - 64  с.
  7. Петровского, А.В Общая психология [Текст] / А.В. Петровского – М.: Просвещение, 1986. – 479 с.
  8. Федосова, И.Е Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» [Текст] / И.Е. Федосовой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы и направления поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в образовательную программу каждого дошкольного образовательного учреждения должен быть включён раздел "Поддержка детской ин...

Творческая разработка "Эффективные формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников."

Особенности развития коммуникативной деятельности дошкольников..Формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников……………………………………………….....

Развитие детской инициативы в игровой деятельности в условиях введения ФГОС ДО

Развивающая предметно- пространственная среда  не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к до...

Доклад по теме: "Условия для развития детской инициативы через игровую деятельность"

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.Инициативно...

«Поддержка детской инициативы в игровой деятельности»

Перспективный план по развитию самостоятельности и инициативности у детей среднего возраста в творческой деятельности.Тема: «Скоро лето»...

«Педагогическая технология «Кукольный театр в детском саду» как форма поддержки детской инициативы в творческой деятельности.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...