«Поддержка детской инициативы в игровой деятельности»
учебно-методическое пособие (средняя группа)

Перспективный план по развитию самостоятельности и инициативности у детей среднего возраста в творческой деятельности.
Тема: «Скоро лето»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsibizova_mariya.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Самарский филиал

Государственного автономного образовательного учреждения

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Итоговая работа

по дополнительной профессиональной программе

повышение квалификации

«Поддержка детской инициативы в игровой деятельности»

Выполнил:

Слушатель курсов Цибизова М.А.

29.05.2020г.

Преподаватель:

Чеховских О.Г., к.п.н.

Перспективный план по развитию самостоятельности и инициативности у детей среднего возраста в творческой деятельности.

Тема: «Скоро лето»

Режиссерская игра

Конструирование

Сюжетно - ролевая игра

  Название  игры

«К бабушке в деревню»

«Путешествие в автобусе»

«Путешествие по реке»

Деятельность детей

Экскурсия на приусадебный участок; д.и. «найди мам детенышам»; отправляемся в гости к бабушке Кот Матроскин достает фанты и называет кому, какая роль выпала (деда, бабки, внучки, сына, дочери, внучки, внука).

Конструирование из бумаги «Автобус»

Продают  и покупают билеты на корабль;приветствуют пассажиров; управляют кораблем, сверяя маршрут по карте; создание и решение проблемной ситуации.

Деятельность педагога

Помогает детям в выборе атрибутов; создает от имени Кота Матроскина проблемные ситуации, развивая этим творческое воображение детей; с помощь. Мотивирующих вопросов, заставляет ребенка искать выход из ситуаций во время игры, поддерживает интерес к игре.

Рассматривание альбома - насмотренности «Автобус»; заучивание песенки «Автобус голубой»; материалы на каждого ребенка (заготовки корпуса автобуса).

Распределить роли (капитан, помошник капитана, рулевой, матрос, кассир пассажиры); оказание помощи в создании игровой среды и атрибутов в игре; развитие умений правильно использовать игровые атрибуты (рупор, бинокль, спасательный круг, якорь)

Название  игры

«Веселая ферма»

«Скотный двор»

«Поход в лес»

Деятельность детей

Выбор детьми ролей: кто-то изображает разных животных, копируя их повадки, позы и походку. Остальные примеряют на себя роль туристов (зрителей), которые гуляют по ферме, фотографируют животных, хвалят их и угадывают названия.  

Изготовление макета «Скотный двор» из бросового материала.

Выбор детьми всего необходимого для похода (кепки, рюкзаки, карта, телефон, удочки, ведерки, шкатулка с сокровищами, ткань для создания пещеры и реки, еда, аптечка).

Распределить игровые роли: туристы, рыболовы, врач, связист на телефоне, водитель транспорта.

Деятельность педагога

Стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера. Когда все животные угаданы воспитатель предлагает поменяться ролями.

Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение стихов и рассказов о домашних животных, составление коротких рассказов. Подготовка материалов: лист ДСП, клей, солома, ветки дерева, искусственная трава,фигурки домашних животных.

Воспитатель в роли проводника. Участие педагога в диалоге с детьми, моделирование игровой ситуации, советы и разрешение различных проблемных ситуаций, показ образца ролевого поведения.

Название  игры

«Мы - фермеры»

«Ферма»

«Дачники»

Деятельность детей

Распределение ролей, выбор транспорта (трактор, грузовые машины, комбайны). Подготовка бросового материала и конструктора. Подошло время посадки урожая, в поле выходит спец. техника.

Дети выбирают строительный материал (бруски, кубы, арки, набор игрушек «Ферма») и методом приставления деталей вплотную друг к другу выстраивают ограду.

Дети самостоятельно выбирают роли (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка); изготовление и подготовка атрибутов для основного сюжета: овощи — фрукты, садово — огородный инвентарь; сооружение семейного автомобиля; работа в огороде. Собираем урожай. Создание проблемной ситуации — Роль председателя садового-дачного товарищества.

Деятельность педагога

Воспитатель направляет действия детей в нужное направление согласно сюжету игры.

Воспитатель координирует действия детей; задает вопросы о ферме; предлагает обыграть постройку.

Воспитатель показывает для детей возможные игровые действия в огороде (копать, сажать, полоть, поливать), а также использование столярных инструментов(молоток, пила, рубанок). Воспитатель помогает в переходе от основного сюжета «работа в огороде» к сопутствующим «автомобиль», «кухня», «строители», «дочки-матери».

Приложение

 «Путешествие по реке»

  Ход игры : Воспитатель предлагает детям совершить увлекательное путешествие по реке. Организует детей на постройку корабля из крупного строительного материала, украшают корабль вывеской с названием «Победа», флажками, размещают в соответствующих местах якорь, штурвал, спасательный круг, трап, оборудуют корабль кухней, кабинетом врача, пассажирскими местами. После подготовки площадки для игры с помощью воспитателя распределяются роли. Роль помощника капитана воспитатель берёт на себя. Дети подготавливаются к игре: надевают элементы костюмов, занимают свои игровые места. Пассажиры покупают билеты, по приглашению капитана занимают места на корабле. Матросы и рулевой выполняют приказы капитана к отправке корабля. Под негромкое музыкальное сопровождение гудка корабля и шума волн начинается отплытие (постепенно музыка стихает). Все заняты выполнением ролей: девочки – мамы нянчат кукол; матросы драют палубу; рулевой стоит за штурвалом; капитан смотрит в бинокль и отдаёт приказы; врач наводит порядок в кабинете; кок готовит обед и кормит пассажиров; фотограф предлагает сфотографироваться на память о путешествии. Воспитатель, исполняя роль помощника капитана, направляет и подсказывает детям игровые действия, активизирует малоактивных детей. Корабль прибывает на остров. Капитан объявляет об остановке; матросы и рулевой выполняют приказы капитана; пассажиры выходят и отдыхают – купаются, собирают ягоды, фотографируются; кок моет посуду; врач следит, чтобы пассажиры надели головные уборы, не ели немытые ягоды.Помощник капитана (воспитатель) поощряет самостоятельность детей, помогает разрешить конфликты, напоминает о вежливом доброжелательном отношении друг к другу. Капитан объявляет, что пришло время к отплытию с острова. Дети занимают свои места, выполняют роли. Но происходит беда – пассажир падает за борт. Пассажиры волнуются, капитан отдаёт команду к спасению, матросы поднимают утопающего на борт корабля, врач осматривает пострадавшего, фотограф делает снимки о происшествии.

Окончание игры: Капитан объявляет, что корабль прибывает к пристани и путешествие подходит к концу. Капитан и команда корабля прощается с пассажирами. Пассажиры благодарят команду корабля за чудесное путешествие.

«К бабушке в деревню»

Оборудование: Макет для развёртывания игры, игрушка Кот Матроскин, игрушки животных; игра «Найди мам детёнышам; картинки из серии «Домашние животные» с изображением домашних животных; познавательная и художественная литература, тематический конструктор.

Ход игры:  Воспитатель (управляя игрушкой): Здравствуйте ребята! Вы меня узнали?(Ответы детей).

- Да я, кот Матроскин, пришёл в гости и хочу с вами поиграть. А вы умеете отгадывать загадки? Вот я сейчас узнаю.

Кот Матроскин читает стихотворение-загадку «Скотный двор».

Есть двор у бабушки в деревне

Двор то не простой.

Нет там лестниц и качелей,

Нет песочниц с детворой.

Зато гуляет лошадь,

Корова и коза.

Под солнце на песочнице

Свинья лежит с утра,

И с мамами на травке,  

Резвится детвора:

Игривый жеребёнок,

И ласковый телёнок,

Щенята, поросята,

Ягнята и козлята.  

Там человек содержит

Животных в дождь и снег.

Там кормит их и поит,  

И чистит и стрижет.

Под крышей их спасает.

Скажите мне, ребята,

Как этот двор назвать? (Высказывания детей).

Воспитатель: Кот Матроскин предлагает вам, ребята, ответить на вопросы.

Какие животные живут на хоздворе?

Каких животных называют домашними?

Как за ними ухаживает человек?

О каких домашних животных говорится в стихотворении?

Какую пользу приносят домашние животные человеку?

Какие домашние животные дают человеку молоко и шерсть?(Ответы детей).

Молодцы ребята. А теперь Кот Матроскин предлагает вам поиграть в игру «Найди мам детёнышам».

Воспитатель: Кот Матроскин объясняет детям правила игры.

Игра «Найди мам детёнышам»

Игра проводиться в парах. Ребёнок находит себе пару, партнёры договариваются, кто будет выбирать картинку детёныша, а кто - мамы.

Дети расходятся к разным столам и выбирают картинку.

Под музыку дети с картинками гуляют по группе после окончания музыки ребёнок – детёныш звукоподражанием зовёт маму, ребёнок – мама находит его.

Кот Матроскин хвалит детей и предлагает поиграть с ним.

Пальчиковая игра «Про кошку»

1-2-3-4-5 вот кулак, а вот ладошка,

На ладошку села кошка.

И крадётся потихоньку,

И крадется потихоньку,

Значит, мышка здесь живёт.

Воспитатель: Ребята, Кот Матроскин предлагает вам, отправится в гости к бабушке в деревню и помочь ей по хозяйству. У Кота Матроскина есть волшебный мешочек, в нём лежат фанты - ваши вещи. Сейчас Кот будет доставать по одной вещи, и говорить какую роль будет обыгрывать владелец этого фанта.

Кот Матроскин достаёт фанты и называет кому, какая роль (деда, бабки, сына, дочери, внучки, внука) выпала.

Воспитатель: У всех в доме есть свои обязанности по хозяйству. Давайте мы с вами вместе заглянем на хозяйственный двор и сами попробуем справиться.

Список литературы

1. «От рождения до школы» (Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, В.В. Васильевой /

Под ред. Н.Е. Вераксы.

          2. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»

  3. Вераксы Е.Н. Вераксы А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»

          4. Куцакова Л.И. «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада»

  5.Дыбина О.Б. «Занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе» (Планы занятий)

  6. Фисенко М.А. «ОБЖ разработка занятий с детьми в средней группе»

  7. Дыбина О.Б. «Ребенок и окружающий мир»

          8. Дыбина О.Б. «Природный мир как средство формирования творчества детей».

           9. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду».

           10. МААМ.RU (для воспитателей, для педагогов, для родителей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы и направления поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в образовательную программу каждого дошкольного образовательного учреждения должен быть включён раздел "Поддержка детской ин...

Творческая разработка "Эффективные формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников."

Особенности развития коммуникативной деятельности дошкольников..Формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников……………………………………………….....

Поддержка детской инициативы через проектную деятельность дошкольников

Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают боятся высказать свое мнение. Проект дает ребенку возможность найти себя – опре...

Поддержка детской инициативы в проектной деятельности как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Поддержка детской инициативы в проектной деятельности как средство развития речи дошкольников....

Условия психолого-педагогической поддержки детской инициативы в игровой деятельности

В данной статье описывается организация предметно-пространственной, предметно-игровой и предметно-развивающей среды....

«Педагогическая технология «Кукольный театр в детском саду» как форма поддержки детской инициативы в творческой деятельности.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...