Поддержка детской инициативы посредством игровой деятельности.
консультация по психологии

Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей,  отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поддержка детской инициативы посредством игровой деятельности.

Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Выделяют четыре сферы инициативы:

1. коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

2. творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

3. инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);

4. познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

В соответствии с основными видами деятельности дошкольника, выделяются следующие направления и способы поддержки детской инициативы:

выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);

приобщение к … (труду, социальным, нравственным нормам и т. д.);

похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);

положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);

поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого (не схожего с предложенным образцом результата, задумки) подхода ребенка и т. д.);

проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;

косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);

создание ситуаций (общения, игровых, успеха, проблемных и т. д.);

личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);

отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);

предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);

неоднократное повторение действия через различные виды деятельности (возможность овладения детьми с разными ведущими видами деятельности);

создание предметно-пространственной среды (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для экспериментирования и других видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);

обеспечение выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений, музыкальных и спортивных атрибутов.

Данные направления будут реализованы при соблюдении следующих принципов:

вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации;

деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности;

креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу, применять различные методы:

продуктивные виды деятельности,

совместную исследовательскую деятельность взрослого и детей,

опыты и экспериментирование,

интегрированные познавательные занятия,

наблюдение и труд в уголке природы,

ритуал планирования самостоятельной деятельности,

совместную деятельность взрослого и детей,

организацию проектной деятельности,

самостоятельную деятельность детей,

групповой сбор.

А также, такие приемы, как:

алгоритмы,

моделирование ситуаций,

индивидуально-личностное общение с ребенком.

Способность ребенка к коммуникации является одним из критериев эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Коммуникация выступает как форма открытого действия при воспитании детей дошкольного возраста, поэтому успешность плодотворного взаимодействия ребенка и взрослого будет зависеть от того, насколько хорошо развита коммуникативная деятельность дошкольника.

Коммуникативная инициатива предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи.

В связи с этим перед воспитателем возникает ряд проблем, которые ставят вопрос, как организовать образовательный процесс, чтобы помочь воспитаннику овладеть основами коммуникативной компетентности, умению проявлять инициативу в коммуникативной деятельности, способствующей его успешной социализации, развитию культуры общения. При этом сегодня современное образование ставит пред педагогом задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации воспитательно-образовательного процесса.

Именно с помощью использования эффективных форм и методов поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников мы можем сформировать коммуникативную компетентность дошкольников. Все это становится возможным лишь при правильно организованной, систематической работе.

В связи с этим целью работы по данному направлению является организация систематической работы по формированию у детей коммуникативной компетентности, используя эффективные формы и методы поддержки детской инициативы.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

разработка параметров и уровней коммуникативной компетентности воспитанников;

создание в группе необходимых условий для поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности воспитанников;

повышение уровня детской инициативы в коммуникативной деятельности воспитанников;

создание системы работы с дошкольниками по поддержке детской инициативы в коммуникативной деятельности детей.

Одной из форм организации деятельности дошкольника, обладающей большими потенциальными возможностями для формирования инициативы коммуникативной деятельности являются совместные игры - творческие, подвижные, дидактические, развивающие игры со взрослыми.

Предлагаю вашему вниманию примеры игр, используемых для формирования коммуникативной инициативы:

Коммуникативные, сюжетно-ролевые игры

- Мы идем в поход

- А я заяц! А я еду! А я тоже!

- Я змея, змея, змея.

- Дрозд

- Зоопарк

- Резиночка

- Пчелы и змеи

- Японский театр (Кабуки)

Игры-имитации

- Насос и мяч

- Конкурс скульптур

- Где я был?

Игры на взаимодействие

- Узелки

- Гусеница

- Сиамские близнецы

- Шуршунчики

- Все на Борт!

- Веселые лыжники

В процессе данных игр идет благотворное влияние на эмоциональный климат в игровом объединении, а также проявление детской инициативы. Это выражается в формировании таких умений, как:

* умение прямо адресовать свое высказывание сверстнику, чтобы привлечь его внимание к игре, совместным действиям;

* умение обратиться к ребенку по имени или по названию роли;

* умение высказать предложение в приветливой форме, вежливо ответить на просьбу товарища принять его в игру;

* способность доброжелательно выразить согласие с игровым замыслом, придуманным другим ребенком или же в случае несогласия, деликатно отклонить нежелательное предложение партнера, вежливо принять отказ сверстника поиграть вместе, а также его возражения относительно замысла игры;

* умение выяснить, удовлетворен ли партнер полученной ролью, учтены ли его интересы при подборе игрового материала;

* умение обратиться к партнеру как равному, не подчеркивая своего превосходства;

* умение убедительно для сверстника обосновать свои предложения и поручения, объяснить целесообразность их принятия, выполнения.

Стоит отметить, что сформированные навыки коммуникативной деятельности ребенка дошкольного возраста обеспечат его успешную адаптацию в среде сверстников, позволят совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе учебной деятельности при переходе к новой ступени образования. Именно развитие коммуникативной деятельности, а также умение ребенка активно включаться в нее, является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-коммуникативного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...

Поддержка и развитие игровой деятельности дошкольников через создание авторского мультипликационного фильма.

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Ребенок должен научится многому , но как же детство? Для того, чтобы научить ребенка и при этом не украсть у ...

Методическая разработка технологии поддержки и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с использованием (лего) конструирования «Приключения маленьких человечков»

В работе были созданы условия для поддержки детской инициативы для игровой деятельности детей с использованием лего конструкторов, опираясь на сказку Н. Носова про Незнайку. Дети средствами конструкто...

Методическая разработка. Технологии поддержки и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с использованием (лего) конструирования «Тайна планеты роботов»

В работе были созданы условия для поддержки детской инициативыдля игровой деятельности детей с использованием лего конструктора....

Методическая разработка Конспект педагогического мероприятия по познавательному развитию. Технология поддержки и развития игровой деятельности с использованием набора «Дары Ф.Фрёбеля»: «СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ»

Конспект занятия с детьми старшей группы с использованием набора "Дары Ф.Фребеля". Игра "Стихийное бедствие"Цель. Создать условия для развития познавательных и творческих способнос...

Технология поддержки и развития игровой деятельности детей 6-7 лет. Игра с правилами и режиссерская игра высокого уровня по Е.Е.Кравцовой.

В свои дошкольные годы ребенок проходит достаточно большой путь развития. К семи годам дошкольнику предстоит многое узнать и многому научиться. От того, чему научится ребенок в дошкольном возраст...

Технология поддержки и развития игровой деятельности детей 6-7 лет. Игра с правилами и режиссерская игра высокого уровня по Е.Е.Кравцовой.

Возникнув в дошкольном детстве, игра сопровождает человека всю его жизнь. Игра позволяет человеку моделировать мир и обеспечивает возможность личностного роста. Игра создает фундамент для становления ...