Технология поддержки и развития игровой деятельности детей 6-7 лет. Игра с правилами и режиссерская игра высокого уровня по Е.Е.Кравцовой.
статья (подготовительная группа)

Крюкова  Татьяна Вячеславовна

В свои дошкольные годы ребенок проходит достаточно большой путь развития. К семи годам дошкольнику предстоит многое узнать и многому научиться. От того, чему научится ребенок в дошкольном возрасте, какие знания получит и усвоит об окружающем его мире, обществе, себе самом, зависит его успешность в дальнейшей жизни и школьном обучении.

Итак, что же такое игра? Один из основоположников отечественной психологии Л. С. Выготский говорил, что основой игры является мнимая или воображаемая ситуация. Воображаемая ситуация имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология поддержки и развития игровой деятельности детей 6-7 лет. Игра с правилами и режиссерская игра высокого уровня по Е.Е.Кравцовой.

В свои дошкольные годы ребенок проходит достаточно большой путь развития. К семи годам дошкольнику предстоит многое узнать и многому научиться. От того, чему научится ребенок в дошкольном возрасте, какие знания получит и усвоит об окружающем его мире, обществе, себе самом, зависит его успешность в дальнейшей жизни и школьном обучении.

Итак, что же такое игра? Один из основоположников отечественной психологии Л. С. Выготский говорил, что основой игры является мнимая или воображаемая ситуация. Воображаемая ситуация имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового.  

Помните «волшебные» слова детства — «понарошку», «как будто»? Вот когда «я понарошку машина, мамина помада понарошку свисток, а папин ремень понарошку змея (или поезд)», тогда есть игра. И, как видите, во всех приведенных примерах игрушек нет, а игра есть. Вот это «волшебное» слово и делает то, что Л. С. Выготский называл «расхождением смыслового и видимого поля». Видишь одно, а представляешь другое.  

Игра способна развиваться. В процессе ее развития ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре. Вместе с тем игру рассматривают как деятельность однородную, имеющую в дошкольном возрасте единственную форму выражения.

Дошкольный возраст делится на четыре возрастных этапа. В каждом возрастном периоде решаются свои задачи, и, соответственно, каждый имеет свое особое содержание. Ребенок в каждом возрасте имеет свой уровень развития воображения, специфический для данного возраста тип игры и, наконец, свою, специфическую для данного возраста взаимосвязь воображения и игры.

Игра с правилами 6-7 ЛЕТ

Сюжетно-ролевая игра, развиваясь, выдвигает на первый план игровое правило, которое начинает исполнять ведущую роль, и на сцене появляется новый вид игры — игра с правилами. Умирая, игра с правилами оставляет нам многие нерешенные проблемы. Так, например, где, в какой деятельности можно научить детей договариваться друг с другом? Как научить детей уступать друг другу? Или вот вроде бы школьная проблема, но имеющая глубокие корни в дошкольном детстве: как научить ребенка слышать товарища, продолжать его мысль, владеть коллективной учебной деятельностью? не играли в игры с правилами и поэтому не видят контекста ситуации, не понимают смысла задаваемого взрослым вопроса, превращают решение задачи в обыденное общение. Игра с правилами, наряду с рассмотренными нами режиссерской, образно-ролевой и сюжетно-ролевой играми, — необходимое условие развития воображения в дошкольном возрасте. Эта игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами — это игры коллективные. В них встречаются два рода отношений. Это отношения соревновательного типа — между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выиграет, то другой проиграет), и отношения подлинного сотрудничества — между участниками одной команды. Такое сотрудничество, участие в коллективной деятельности помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны.

Итак, игра с правилами возникает после развития сюжетно-ролевой игры и является, по словам Д. Б. Эльконина, ее прямым продолжением. Эти виды игры как бы генетически зависимы. Только в сюжетно-ролевой игре и игре с правилами существует прямо противоположная связь между компонентами игры. Так, по мнению Л.С.Выготского, если в сюжетно-ролевой игре налицо развернутая воображаемая ситуация, которая требует и игрушек для ее поддержания, и других игровых атрибутов, а существующие внутри нее правила еще мало заметны и самому ребенку, и окружающим его взрослым, то в игре с правилами эта формула как бы опрокидывается: на первый план выступают правила, они определяют поведение ребенка, а воображаемая ситуация уходит внутрь и сворачивается. Ее (так же, как и правила на предыдущем этапе) очень трудно найти и вычленить из игры, но она существует, задавая контекст всей ситуации игры с правилами. Не следует вводить игры с правилами до того момента, пока ребенок в полной мере не овладеет сюжетно-ролевой игрой.

источник игры

условия

роль взрослого

некоторый сюжет, который должен подчиниться некоторым правилам. источником является

нужно ставить ребёнка в условия, когда правила осмысливаются (например меняются правила, и ребенок выступает в роли эксперта

иногда он носитель правил. иногда - источник

необходимость придерживаться правил

(правильно-неправильно). соблюдено правило или нет.

изменений правил

 

обучение игре с правилами делят на этапы:

  1. Мы учим детей объединять как можно большее количество предметов. Для этого используются различные предметы (лучше мелкие):   картинки с изображением предметов, маленькие игрушки, переводные картинки и т.п. Очень хорошим и полезным материалом для таких заданий оказываются кубики, на которых рядом с буквой изображен определенный предмет. «Жил был колдун, он умел заколдовывать разные предметы и вещи. Заколдует и тащит к себе в пещеру. Но колдун заколдовывал только ту вещь, которая была одна. Если же предметы объединялись, колдун не мог утащить их». Из опыта: игры простые  
  2. Сначала мы выбираем сюжет, близкий соответствующей игре с правилами. Постепенно в игру с правилами можно превращать любое другое содержание. Необходим повод — зачем, для чего ребенку следует формулировать правила. Поэтому нужен или взрослый, или другой ребенок, которого надо научить играть в эту игру.

          Из опыта: придумывание правил

  1. Когда дети научатся формулировать правила, выделяя их из сюжета, можно предложить им обратный ход. Взрослый (или ребенок) очень хочет поиграть в игру, но все время путает правила. Можно даже это продемонстрировать на деле.

         Из опыта: фото нет, эту роль берет на себя взрослый (специально), или ребёнок  не умеющий играть

  1. Научив детей осмыслять правила игры, мы тем самым заложили прочный фундамент развития их воображения. Пора переходить к самому строительству — в данном случае непосредственно к играм с правилами.  

          Из опыта: игра с правилами

На первый взгляд кажется, что если основа есть, то дети уже самостоятельно смогут играть в игру с правилами, верно следуя им в любой ситуации. Однако это только на первый взгляд. На самом деле, правила гораздо легче «обходить», чем соблюдать.                        

Как учить соблюдать правила:

 Можно играть в игру сначала с двумя игроками. Другие дети наблюдают и «болеют». Они должны следить, как и тот и другой выполняет правила игры. Оказывается, что если правильно «болеть», то можно научиться соблюдать правила.

 Ребенок в роли тренера. Например, вам нужно научить ребенка возить машинки по сложному лабиринту. Если посадить его за стол, он часто просто нарушает правила, перенося машинки через барьеры, или, что еще хуже, вообще бесцельно едет и гудит, даже не пытаясь провезти машинку к выходу из лабиринта. Ситуация меняется коренным образом, когда «ведет» один ребенок, а другой им управляет, говорит, как надо ехать и куда.  Другими словами, малыша можно научить выполнять правила, если вывести его из ситуации, сделать не активным ее участником, а болельщиком или тренером.

                   Из опыта: в шашки втроем

 А если вы предложите ребенка научить какого-то абстрактного малыша держать правильно вилку или попросите объяснить вам (вы — инопланетянин, который первый раз на Земле), как надо есть, то увидите, что ребенок, конечно, не сразу, но постепенно, начнет выполнять правила, на которые раньше почти не обращал внимания. С этой точки зрения взрослый должен быть для ребенка не эталоном, а антиэталоном.  

Если сравнить игру с правилами с другими видами игр, то можно увидеть одну очень важную особенность. Так, если в остальные игры дети начинают играть почти сразу, иногда сами не замечая, что уже играют, то игра с правилами требует подготовительного этапа. Этот этап имеет непосредственное отношение к появляющейся позже учебной деятельности. Он же позволяет ребенку действовать сознательно, не импульсивно, идти от замысла, последовательно реализуя его. Действие от замысла — привилегия воображения…

5. поэтому на пятом, последнем, этапе целенаправленного развития воображения у детей 5—6 лет необходимо акцентировать внимание на этом подготовительном, предшествующем игре с правилами этапе. До того, как говорить о его организации, давайте посмотрим, чем дети в это время занимаются.

Вот группа ребят старшего дошкольного и младшего школьного возрастов собирается играть в прятки.  Выясняется, что играть можно по-разному: в одном дворе играют иначе, чем они, а можно играть и еще по-другому. Говоря психологическим языком, дети договариваются, как играть, вырабатывают совместный способ игры, распределяют участников, договариваются о стратегии и тактике. Д. Б. Эльконин писал, что у нас есть четкий критерий, который показывает, как ребенок играет в старшем дошкольном возрасте. Если он играет хорошо, то к концу дошкольного периода он уже не столько играет, сколько договаривается о том, как играть. Таким образом, смысл подготовительного к игре с правилами этапа — в овладении способом игры. Чтобы закрепить это важное достижение (а в некоторых случаях — чтобы привести к этому достижению), необходимо искусственно удлинить этот этап, специально обратив на него внимание детей. Так, можно отыскивать или придумывать новые правила к играм, уточнять старые, использовать в новой игре старые правила. Здесь просто незаменим детский игровой опыт. Только в нем ребенок и приобретет навыки, необходимые для воображения.

Из опыта:  

 Давайте возрождать дворовые игры, привлекать в них всех детей и конечно, не забывать, что самым лучшим партнером для ребенка являемся мы, взрослые. Так давайте тряхнем стариной и поиграем!

 

2 Игра с правилами 6—7 лет

Самое первое задание для детей почти не отличается от того, которое давалось в предыдущей возрастной группе: объединить по возможности большее количество предметов. Материал подбирается тот же, а вот форма задания меняется коренным образом. Теперь мы уже не вводим «колдуна», который «заколдовывал» единичные предметы. В данном случае может быть использован другой стимул, более подходящий для детей старшего дошкольного возраста и не менее мощный — соревнование.  Оно может быть и крайне полезно ребенку, «поворачивает» его на сверстника и к тому же может сослужить нам службу в работе по развитию воображения. Важно только, чтобы соревновательный момент не затмил собой другого ребенка, а включал бы в себя как необходимые компоненты сотрудничество и совместную деятельность.

Итак, ребенку или команде (не больше трех человек) предлагают набор кубиков (или мелких игрушек) и просят «подружить» кубики, объединив их единым сюжетом. Выигрывает тот (или та команда), кто сможет объединить большее количество предметов. Если дети будут при этом испытывать трудности, то им нужно помочь, включившись в игру в качестве партнера по команде или в качестве соперника. Взрослый может предложить такой рассказ, используя кубики с картинками: «Жил-был ежик, и жил он в маленьком домике, а у него была подруга бабочка. Однажды собрался он к бабочке в гости. Он сел на поезд и поехал. Кругом было много флагов, ведь был праздник...» (Выделены слова, называющие изображения на кубиках.) Такое задание ребенок выполняет один, соревнуясь с воображаемым партнером, обучаясь объединять между собой как можно больше предметов, или как участник команды из двух-трех человек. Партнерами по команде могут быть дети его возраста, а также более младшие, более старшие. Как и в других случаях, лучшим партнером будет близкий ребенку взрослый.

Во-первых, участие малыша в совместном с другими деле полезно для его обучения, особенно если партнеры и соперники имеют разный уровень развития. Дети в таких компаниях могут обучать сами и обучаться у других. Таким образом, развивается не только их деятельность, но и воображение. Во-вторых, участие в такого рода соревновании дает возможность малышу учитывать разные позиции, разные точки зрения, что весьма важно и для развития позиции режиссера в режиссерской игре, и для развития воображения. Главный итог нашей работы с детьми на этом этапе — умение объединять по 20—25 отдельных предметов-картинок в единый сюжет.

Что лежит за неумением играть?  

В первую очередь неумение осмыслить и переосмыслить ситуацию, однозначное восприятие предметов и вещей, неумение управлять своими эмоциями и воображением.  

 

Режиссерская игра. (2)

Именно она завершает развитие игры в дошкольном возрасте, Она по-прежнему предполагает придумывание сюжета, объединяющего разные предметы, она так же предметно представлена, в ней так же один ребенок исполняет все роли. Правда, сюжеты становятся сложнее, предметная представленность иной раз только служит пусковым механизмом, часто уступая место собственному литературному творчеству детей, а роли иногда трудно выделить, так как ребенок все время сопровождает все действия речью, а порой и заменяет ею все действия. Режиссерская игра перерастает в литературное творчество, Иногда режиссерская игра старших дошкольников проходит и без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Например, девочка играет с куклой, говорит «взрослым» голосом: «Спи, пожалуйста, уже поздно» — и тут же другим, тоненьким голоском: «Не хочу я, посиди со мной, почитай мне». Подобный диалог ребенок скорее всего взял из собственного опыта. Этот способ проживания очень важен для детей, так как дает им возможность лучше понять чужую позицию, взглянув на ситуацию извне, со стороны.

  Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте иногда может быть и коллективной. Правда, участников в ней немного — не более двух-трех, и они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют и исполняют множество ролей. Но для того, чтобы такого рода игры состоялись, необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова и иметь общие интересы и наклонности. Часто дети этого возраста увлекаются или придумыванием сказок, или переделыванием старых сказок на новый лад. Это тоже своеобразный вид режиссерской игры.

Ребенок, переходящий на данный уровень развития воображения, уже способен не только осмыслить сделанное им самим, но и придать смысл тому, что сделали другие люди, не только осмыслить бессмысленное, например пятно или незнакомый предмет, но и хорошо знакомые ему вещи. Так, дети могут использовать одну и ту же вещь по-разному, в зависимости от своего замысла, причем делать это в одной и той же ситуации. Таким образом, ребенок перестает нуждаться в многочисленных предметах для своей игры. Он может не только представлять одну и ту же палочку то шприцем, то градусником, то карандашом, то гвоздем, а воображать саму эту палочку и придавать ей самое разное значение и смысл.

Итак, режиссерская, образная, сюжетно-ролевая игры, игра с правилами и снова режиссерская игра способствуют формированию воображения в дошкольном возрасте.

Для своего развития они требуют специальных условий.

Коррекционная работа   предполагает четыре этапа. 

На первом этапе необходимо помочь малышу с помощью роли-образа занять позицию управляющего, режиссера. Дело в том, что по своим личностным особенностям дети с «аффективным» поведением не в состоянии быть субъектами деятельности и играть, например, в режиссерские игры, так как принципиально не способны удерживать позицию режиссера. Их зажатость и безынициативность, низкий уровень развития воображения и неумение играть приводят к тому, что они «сползают» от режиссерской игры к простой манипуляции. Необходимо научить придумыванию сюжета, соединению предметов по смыслу, ведь именно это и лежит в основе выхода из трудных ситуаций, их осмысления и переосмысления и помогает избегать аффективных реакций. Таким образом, с детьми необходимо играть в режиссерские игры. Кроме тех условий, о которых говорилось раньше, детям с «аффективным» поведением нужна на первых порах роль-образ, так как она делает ребенка более уверенным в своих силах и дает ему возможность управлять ситуацией. Всемогущий волшебник, маг, чародей — с помощью этой роли-образа ребенок ставится как бы над ситуацией и через предметный материал управляет ею. В таких играх нет ролей, нет и ролевых отношений. Главная функция роли-образа — преодолеть зажатость и «послушание» ребенка.  

Вначале нужно обучить малыша владеть образом.  

Взрослый предлагает ребенку игру, в которой он учится защищать слабых, побеждать злых, помогать друзьям и т.п. Наиболее удачны сюжеты, когда с трудностями сталкиваются два противоположных по характеру героя: один боится, плачет, теряется, а другой решает все задания и преодолевает все преграды. Такие герои очень наглядно демонстрируют малышу два способа выхода из трудных ситуаций. Ребенок, не осознающий своих трудностей, конечно, примет роль смелого и сильного и убедится в том, что любые сложности преодолимы. Кроме этого, находясь в позиции вовне, он сможет помогать «своему» персонажу. Тогда исполнение роли образа должен взять на себя взрослый, предоставив малышу роль зрителя. Постепенно ребенок будет приближаться к совместному со взрослым исполнению роли и, наконец, перейдет полностью к самостоятельной игре и преодолению трудностей, встречающихся в ней. Можно использовать на этом этапе коррекционной работы рассказ про двух братьев, с которыми все время происходят разные приключения: то им надо пройти сквозь дремучий лес, то переплыть океан, то сразиться с чудовищем и т.д. В общем, получается своеобразная «многосерийная» игра. Один из братьев (очень похожий на ребенка, испытывающего аффективные реакции) все время плачет, не хочет ничего делать, не может преодолеть ни одно препятствие, другой же, наоборот, все время что-то придумывает и всегда выходит победителем из всех переделок. Играть можно с куклами или с двумя кубиками, на которых изображены «личики» — одно веселое, а другое грустное. Управлять ситуацией может волшебник, который наблюдает за братьями и помогает им в решающий момент. Если малыш вначале не справляется с этой ролью (взрослый рассказывает и разыгрывает завязку истории, предоставляя героям выпутаться из сложной ситуации, например сразиться с драконом) и всячески хочет избежать данной игры или, что еще хуже, начинает плакать, можно продолжить, как ни в чем ни бывало: «"Ложись, дракон, спать, а утром мы сразимся", — сказал один из братьев. В это время чародей дал ему волшебный меч, и мальчик отсек дракону все его головы». Слезы высыхают, и ребенок уже хочет самостоятельно повторить счастливый исход поединка. Постепенно дети убеждаются в том, что из самых сложных ситуаций можно найти выход, и при этом решающее слово — за ними. Они уже без прежнего страха слушают взрослого и даже иногда сами просят его рассказать что-нибудь «страшненькое». Поборов страх и преодолев трудности один раз, дети стремятся закрепить возникшие уверенность в своих силах и смелость. Конечно, эти ощущения еще очень хрупкие, и появляются они лишь в результате введенной взрослым роли. Вместе с тем можно считать, что задачу первого этапа коррекционной работы мы выполнили.

На втором этапе коррекционной работы мы снова предлагаем детям режиссерские игры с каким-нибудь конфликтом, сложной ситуацией, но играть в них малыш уже должен без роли-образа, а только исходя из позиции режиссера, которую он строит самостоятельно. Вначале, как и на предыдущем этапе, ребенок может быть просто зрителем. Очень полезны здесь какие-нибудь нелепицы, фантастические, нереальные истории. Например, такая: «По дороге идет великан, волосы у него так запутались, что он ничего не видит. Вдруг он наткнулся на что-то, смотрит, а это забор. Взял великан забор и причесался, потом поставил забор на место и пошел дальше».  

На третьем этапе коррекционной работы малыш уже научается строить рассказ без опоры на предметы: он продолжает рассказ взрослого, решая предложенную им задачу словесно, без помощи роли-образа и предметов, которые он использовал на первых этапах. Очень важно, чтобы и на этом этапе рассказы постепенно усложнялись. Вначале конфликта нет, потом он появляется, достаточно простой и не страшный, и только после того, как малыш научился справляться с ним, можно предложить более трудную и значимую для него ситуацию. Например: «Дети пошли в лес. Их очень долго не было. Мама ждала их дома и волновалась, она ходила их искать, но никого не нашла...» Если нам удалось скорригировать воображение ребенка, если у него появилась надситуативная внутренняя позиция, если он стал личностно более уверенным, то он может закончить этот рассказ примерно так: «Детей долго не было, но зато они пришли домой довольные: много грибов и ягод собрали. Мама с папой были рады. Они все поели и легли спать».

На четвертом э т а п е работы можно использовать еще один прием, который очень помогает детям с трудностями в поведении. Мы уже отмечали, что дети часто не осознают своих страхов и именно поэтому им очень трудно помочь. Вот, например, когда ребенок боится темноты, а мы говорим ему «там никого нет», мы все равно не сможем ему помочь, потому что это для нас никого нет, а для ребенка есть. Его страх бессмысленный, бессознательный, и любые наши доводы не убеждают малыша. Поэтому очень важно, чтобы ребенок стал осознавать, что он боится, и понял, чего именно он боится, как он себя ведет. Для этого необходимо изменить позицию ребенка: ведь когда детям надо кого-то защитить, они становятся умнее и храбрее. И мы должны стараться использовать эту черту ребенка.

Девочка, которая боялась ходить по лестнице. Каждый раз, когда ее приводили и уводили из детского сада, когда дети шли на прогулку или возвращались, девочка устраивала истерики. Помочь ей удалось, когда ей предоставили возможность обучать, быть взрослой, сильной по отношению к другому. Воспитательница пожаловалась девочке, что она очень старенькая и поэтому ей трудно ходить по лестнице, она может упасть и разбиться. Она попросила малышку помочь ей подняться по ступенькам и спуститься. И девочка, которая раньше без слез не могла подойти к лестничному пролету, спокойно помогла воспитательнице.

Позиция более сильного, взрослого, задания типа «защитить», «помочь» и т.п.

также ставят ребенка в позицию обучающего, что активно способствует развитию воображения.

Другим удачным методическим приемом является объединение в одну группу, команду детей разных возрастов с заведомо разными уровнями развития воображения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематической проверки «Состояние развития игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий»

Цель: Выяснить состояние работы по игровой деятельности с применениеминновационных игровых технологий в МБДОУ детском саду №5 «Искорка»...

«Развитие игровой деятельности детей по средствам технологии макетирования в условиях реализации ФГОС ДО».

Данный материал отражает опыт работы со старшими дошкольниками, для  использованиии в работе с детьми технологии макетирования....

Поддержка и развитие игровой деятельности дошкольников через создание авторского мультипликационного фильма.

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Ребенок должен научится многому , но как же детство? Для того, чтобы научить ребенка и при этом не украсть у ...

Методическая разработка технологии поддержки и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с использованием (лего) конструирования «Приключения маленьких человечков»

В работе были созданы условия для поддержки детской инициативы для игровой деятельности детей с использованием лего конструкторов, опираясь на сказку Н. Носова про Незнайку. Дети средствами конструкто...

Методическая разработка. Технологии поддержки и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с использованием (лего) конструирования «Тайна планеты роботов»

В работе были созданы условия для поддержки детской инициативыдля игровой деятельности детей с использованием лего конструктора....

Методическая разработка Конспект педагогического мероприятия по познавательному развитию. Технология поддержки и развития игровой деятельности с использованием набора «Дары Ф.Фрёбеля»: «СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ»

Конспект занятия с детьми старшей группы с использованием набора "Дары Ф.Фребеля". Игра "Стихийное бедствие"Цель. Создать условия для развития познавательных и творческих способнос...

Технология поддержки и развития игровой деятельности детей 6-7 лет. Игра с правилами и режиссерская игра высокого уровня по Е.Е.Кравцовой.

Возникнув в дошкольном детстве, игра сопровождает человека всю его жизнь. Игра позволяет человеку моделировать мир и обеспечивает возможность личностного роста. Игра создает фундамент для становления ...