Поддержка и развитие игровой деятельности дошкольников через создание авторского мультипликационного фильма.
консультация

Макарова Снежана Сергеевна

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Ребенок должен научится многому , но как же детство? Для того, чтобы научить ребенка и при этом не украсть у него драгоценные годы детства, нужно осуществлять процесс обучения посредством игровой деятельности. В поисках методов,  способствующих развитию ребенка именно через игровую деятельность, я обратилась к  мультипликации.

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной технологии, очень привлекательный для детей и воспринимается ими как игра.

Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей, в игровой форме. Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности, а также ресурсы развивающей предметно пространственной  среды. Кроме того, детская мультипликация является универсальным видом творческой деятельности, отвечающая требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и позволяющая решать ряд задач в рамках дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multiplikatsiya_v_dou.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка и развитие игровой деятельности дошкольников через создание авторского мультипликационного фильма.

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Ребенок должен научится многому , но как же детство? Ведь огромная роль в развитии  ребенка принадлежит игре - самой важной детской  деятельности. Именно в детстве, в этом удивительном и уникальном возрасте всё возможно. Для того, чтобы научить ребенка и при этом не украсть у него драгоценные годы детства, нужно осуществлять процесс обучения посредством игровой деятельности. В поисках методов и средств , способствующих развитию ребенка именно через игровую деятельность, я обратилась к мультипликации.

 Создание мультфильм воспринимается детьми как игра, в которой можно создавать различные игровые сюжеты.

Образовательная мультипликация обладает широкими образовательно-воспитательными возможностями, ее главная педагогическая ценность, как формы работы с детьми дошкольного возраста заключается, прежде всего, в возможности интегративного развития личности. Высокая продуктивность мультипликации заключается в том, что она объединяет в себе   несколько видов детской деятельности таких как игровая, музыкальная, изобразительная,  коммуникативная, двигательная,  исследовательская, проблемно поисковые виды деятельности, а также ресурсы развивающей предметно пространственной  среды. Кроме того, развитие дошкольника в процессе образовательной мультипликации осуществляется в пяти образовательных областях ФГОС ДО.

В процессе образовательной мультипликации осуществляется развитие дошкольника в рамках образовательной области «Познавательное развитие». Мультипликация активно использует в своей работе методы моделирования, пиктографирования, символизации, замещения, которые направлены на развитие наглядно-образного мышления, способствует развитию креативности. Для создания сюжетов ребенку необходимо приобретать понятия о входящих в них  предметах и явлениях, так развивается познавательно-исследовательская деятельность, происходит формирование знаний о сенсорных эталонах, о свойствах объектов окружающего мира, пространственной ориентации. Активно развиваются и совершенствуются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), происходит формирование умений определять причинно-следственные связи в окружающей действительности. Не менее богат педагогический потенциал мультипликации в области развития памяти и внимания. Дошкольник запоминает мультфильмы, готов пересказывать их содержание, внимателен к деталям происходящих событий, проявляет высокий уровень концентрации и устойчивости внимания в процессе просмотра и создания мультфильмов. Особое внимание в процессе образовательной мультипликации уделяется развитию речи дошкольников, т. к. сюжет мультфильма построен на активном диалоге и связном монологе, что способствует развитию данных видов речи, обогащает словарь ребенка, формирует грамматический строй, совершенствует звуковую культуру речи. Активно развиваются умения рассказывать, составлять описательные и повествовательные рассказы, придумывать творческие рассказы. В процессе всего периода создания мультфильма каждый ребенок находится в ситуации активной речевой практики, начиная с задумывания и проговаривания сюжета и заканчивая озвучиванием уже готового мультфильма.

 Использование мультипликации в образовательном процессе помогает развитию ребенка в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Работа в группе позволяет развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, понимать друг друга, уступать, эффективно взаимодействовать, оказывать поддержку, выполнять различные социальные роли, развивать лидерские качества, нести ответственность за свой участок работы. Ребенок может попробовать себя в роли художника, сценариста, композитора, технического специалиста, актера озвучения. Дети дарят друг другу положительные эмоции, настроение, каждый что-то  вносит в групповой процесс по своим силам и способностям (кто-то лучше сочиняет, кто-то лучше рисует), а получают совместный творческий продукт. С помощью мультипликации возможно эффективное формирование моральных и нравственных ценностей, воспитание правил поведения в обществе. Это происходит в основном за счет того, что сюжетами мультфильмов часто становятся различные воспитательные коммуникативные ситуации, ставящие героев в положение нравственного выбора: что такое хорошо, что такое плохо? правильно ли поступил главный герой? и т. п. Велико влияние мультипликации на развитие эмоционального интеллекта. Во-первых, мультфильмы являются источником и практикой проживания самых различных эмоций: радости, грусти, восхищения, удивления и т. д. Процесс мультипликации позволяет детям развивать игровые навыки вследствие того, что процесс создания мультфильма увлекателен для ребенка, развивает  воображение и фантазию, похож на режиссерскую игру, где дошкольник руководит героями мультфильма также, как привычными ему образными игрушками, которые «оживают» и могут передвигаться, перемещаться из одного места в другое, полноценно жить на экране.

Но прежде всего мультипликация - это вид творческой деятельности обладающий чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического развития. Дети изучают свойства и технические возможности художественных материалов. Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина, бросового материала, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя  для чего они рисуют, лепят, мастерят.

Внедрение элементов мультипликации в образовательный процесс способствуют развитию мелкой моторики дошкольников (продуктивная деятельность, передвижение персонажей и декораций), а так же развитию двигательных навыков (проигрывание движений персонажей, физминутки), что соответствует содержанию  образовательной области «Физическое  развитие».

Работа над созданием мультфильма создает условия для формирования у ребенка личностных качеств, таких как инициатива, настойчивость, трудолюбие, ответственность и коммуникабельность, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Сама технология заключается в том, что дети совместно со взрослым реализуют проект придуманной истории, сказки или какого либо  сюжета из жизни, получая конечный продукт в виде мультипликационного фильма.

Прежде чем приступить к созданию мультфильмов, знакомим детей с основными техническими средствами используемыми в процессе создания мультфильма, с технологией создания и видами анимации, профессиями людей создающих мультфильмы.

Затем приступаем к непосредственное создание продукта (мультфильма).

Технология  создания мультфильма:

1 этап: Выбор сюжета. Это может быть, как сказка, рассказ, басня, так и авторские сказочные истории, придуманные вместе с детьми. 

2 этап: Раскадровка . На данной ступени происходит деление сюжета на отдельные сцены.

3 этап: Изготовление героев и декораций для мультфильма. Выбор материала и техники изготовления предоставляется детям. Дети могут нарисовать героя, слепить его, сделать из бросового материала, выбрать уже готовых персонажей, а так же изготовить фон и декорации с использование различных техник изобразительного искусства, или различные виды конструктора.

4 этап:   Покадровая съемка.  Здесь мы выбираем оператора, который ведет покадровую съемку мультфильма и выбираем аниматоров, которые передвигают героев, каждый отвечает за своего героя.

 5 этап: Предварительный монтаж. На этом этапе мы редактируем отснятый материал, удаляем неудачные кадры. Помещаем отобранные фотографии в видеоредактор, устанавливаем время, дублируем снимки при необходимости.

6 этап  : Озвучка. Вместе с детьми подбирается музыка, шумовые эффекты, распределяются роли и озвучивается мультфильм.

7 этап: Монтаж мультфильма в  видеоредакторе производится взрослым, но дети должны присутствовать при монтаже, здесь мы соединяем фото со звуком и получаем единый продукт в виде готового видеоролика.

8 этап: совместный просмотр и обсуждение мультфильма.

Процесс создания мультфильма является практической совокупностью знаний, умений, навыков детей и педагогов. Самое главное, что на каждом этапе создания мультфильма дети принимают участие, как равноправные участники процесса.  При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей  дошкольного возраста, в наиболее доступном для детей виде деятельности – игровой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание авторской программы»

  Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Ведь детство – самая благоприятная пора для привития чувства л...

Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности дошкольников

Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развив...

«Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности дошкольников»

Использование многофункциональных ширм и игровых пособий для сюжетно-ролевых игр...

Методическая разработка технологии поддержки и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с использованием (лего) конструирования «Приключения маленьких человечков»

В работе были созданы условия для поддержки детской инициативы для игровой деятельности детей с использованием лего конструкторов, опираясь на сказку Н. Носова про Незнайку. Дети средствами конструкто...

Методическая разработка. Технологии поддержки и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с использованием (лего) конструирования «Тайна планеты роботов»

В работе были созданы условия для поддержки детской инициативыдля игровой деятельности детей с использованием лего конструктора....

Методическая разработка Конспект педагогического мероприятия по познавательному развитию. Технология поддержки и развития игровой деятельности с использованием набора «Дары Ф.Фрёбеля»: «СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ»

Конспект занятия с детьми старшей группы с использованием набора "Дары Ф.Фребеля". Игра "Стихийное бедствие"Цель. Создать условия для развития познавательных и творческих способнос...

Технология поддержки и развития игровой деятельности детей 6-7 лет. Игра с правилами и режиссерская игра высокого уровня по Е.Е.Кравцовой.

В свои дошкольные годы ребенок проходит достаточно большой путь развития. К семи годам дошкольнику предстоит многое узнать и многому научиться. От того, чему научится ребенок в дошкольном возраст...