Поддержка детской инициативы через проектную деятельность дошкольников
статья (старшая группа)

Гаврикова Людмила Ивановна

Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают боятся высказать свое мнение. Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gavrikova_l_i_initsiativa_v_proekte.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга

«Поддержка детской инициативы через проектную деятельность дошкольников»

/ Отчет о проделанной работе по проектной деятельности

для педсовета/

Подготовила:

воспитатель — Гаврикова Л.И.

Санкт-Петербург

2017г.


Каждая деятельность — новый шаг в познание. А ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. В своей деятельности ребенок может и не заметить, как окажется в условиях опасных для жизни и здоровья, ведь как говорится: «Улица полна неожиданностей». Поэтому в обучении дошкольников ПДД, я активно использую технологии проектно-исследовательской деятельности педагога с детьми « Безопасность на дороге».

 Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития социальной активности и поддержки детской инициативы.

Метод проектной деятельности необходимо использовать в работе с дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым, вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников и педагогов. В ходе совместной деятельности дошкольники приобретают социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Участие в проекте – это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает ребенку возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства, даже если он слаб физически или творчески. Коллективная творческая деятельность побуждает к радостной, хоть и напряженной работе.

Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают боятся высказать свое мнение. Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах. В процессе использования проектной деятельности развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным, нежели отдельно развивать знания, умения и навыки на занятиях, что я и попробовала отразить в своем проекте.

В условиях реализации  проекта «Безопасность на дороге» воспитанники старшей группы учились различать виды транспорта, знакомились с назначением дорожных знаков, учились выделять специальный транспорт и его назначение, закрепляли правила дорожного движения, поведения на дороге детей, пешеходов и водителей, правила поведения в пассажирском транспорте, знакомились с профессиями людей, работающими на транспорте.

Эти задачи  проекта реализовывались  с использованием различных методов и приемов, а именно:

  • словесные приемы: рассказ взрослого из личного опыта, вопросы, беседа — рассказ ребенка, беседа — рассказ взрослого, проблемные ситуации.
  • художественное слово — стихи, сказки, загадки, рассказы.
  • наглядные приемы — иллюстрации, видеоматериалы, фотографии.

Но данные виды деятельности могут погубить детскую инициативу из-за своего статического положения детей в данных условиях и навязыванием своего мнения педагогом.

Тогда  в помощь педагогам приходит игровая технология, которая заставляет детей двигаться, искать решения, мыслить, общаться. Ведь игра — это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она является способом переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний

С помощью игры дети учатся умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закреплять знания сигналов светофора, назначения знаков, правила для пешеходов и водителей. Дети проигрывают дорожные ситуации, после чего могут составить рассказ, применяя иллюстративный материал. В подвижных играх не только обогащается жизненный опыт детей, но и совершенствуются двигательные навыки и умения: ловкость, быстрота, координация движений.

Зная все это в группе была создана предметно-развивающая среда  в виде уголка безопасности  и созданы условия для сюжетно-ролевых игр таких, как «Полиция», «Строители», «Автобус», был изготовлен макет улицы с различными домами для обыгрывания дорожных ситуаций, сделано дидактическое пособие «Дорожные часы», приобретены дидактические игры «Правила дорожного движения для маленьких», «Светофор», «Дорожные знаки», «Лото по ПДД», также приобретены различные виды транспорта, сделаны тематические альбомы и иллюстрации, отражающие дорожные ситуации, подобрана художественная литература, а для индивидуальной работы был создан лэпбук «Дорожная азбука». Например: макет дороги вызывал интерес у детей в течении недели, потому что он был новым, неизведанным. Спустя время опыта детей перестало хватать для создания новых игровых сюжетов, и макет им наскучил. Для развития детской инициативы я предложила детям создать новые атрибуты для игры, найти новые решения. На что дети охотно откликнулись и стали предлагать свои варианты: сделать дорожные знаки, поставить ж.д.станцию, организовать круговое движение, сделать пожарную станцию. Обогащая макет, дети смогли применить полученные навыки и знания, что  стало для них мотивацией для самостоятельного решения проблемы однообразия сюжетов игры, повысило детскую инициативу в области усовершенствования игровых пособий, внесения личных, новых, современных предложений, креативности и новых, не только реалистичных, но и воображаемых, сюжетов для игр.

Также в проекте используется информационно-коммуникативная технология при обучении детей правилам дорожного движения. Она позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, насыщенным, благодаря использованию учебных мультфильмов: «Что такое светофор», «Пешеходный переход», «Где опасно играть», «Разгильдяйки». Они позволяют вызвать активный познавательный интерес у детей.

Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. А главный взрослый в жизни ребенка — его родители. Поэтому проект без участия родителей в нем не возможен. Мы нацеливали родителей на поддержания в ребенке пытливости, любознательности, дисциплинированности и привычке правильно ходить по улице: в уголке для родителей размещали материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте, проведено родительское собрание по правилам дорожного движения с показом фрагментов занятий.

Это не только позволило вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплотило семью (многие задания в ходе проекта выполнялись совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям и педагогам, просят найти новые сведения, интересные факты, что- то сделать вместе. И для этого родителям давались творческие задания, были размещены материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте, по вопросу безопасного поведению на дороге. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, атрибуты к играм, оформляют альбомы, создавались часы «Умные стрелки», была организованна выставка совместных творческих работ «Внимание дорога!», давались задания родителям на тему «Расскажите детям об историях на дороге», фотосессии и многое другое.

Из представленного отчета видно, что проектный метод является эффективным средством в комплексном подходе по обучению детей  ПДД и поддержке детской инициативы в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка "Эффективные формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников."

Особенности развития коммуникативной деятельности дошкольников..Формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников……………………………………………….....

Поддержка детской инициативы в проектной деятельности как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Поддержка детской инициативы в проектной деятельности как средство развития речи дошкольников....

Доклад для педагогов РМО группы детей дошкольного возраста 4-5 лет на тему: Поддержка детской инициативы через трудовую деятельность

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Поддержка детской инициативы, через создание условий для свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия условий игры, выражения эмоций.

Проблема формировния у детей самостоятельности была и остается в педагогике самой актуальной. А без самостоятельности не будет инициативы....

Презентация: "Поддержка инициативы и самостоятельности через проектную деятельность дошкольников (из опыта работы)"

Презентация: "Поддержка инициативы и самостоятельности через проектную деятельность дошкольников (из опыта работы)"...

"Поддержка детской инициативы и самостоятельности младших дошкольников через приобщение к традициям народной культуры."

Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок; - говорил В.А.Сухомлинский.Дошкольный возраст - период а...