Доклад "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
учебно-методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад20 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие  с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка, как в ДОО, так и в семье.

Педагог в ДОО должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

  • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
  • Достичь понимания того, что нельзя ребенка сравнивать с другими детьми;
  • Узнать сильные и слабые стороны развития ребенка и учитывать их;
  • Быть эмоциональной поддержкой ребенку.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви  воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Издавна ведется спор: что важнее в становлении личности – семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение  взаимодействовать с другими детьми  и взрослыми, организовывать собственную деятельность.

Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания,  поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе об образовании и др.

Так, в Законе об образовании записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения  - не только воспитатель детей, но и партнер  родителей по их воспитанию.

Приоритеты взаимодействия с родителями:

- осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь  ребенку, с уважением и пониманием относиться к родителям;

- помнить о том, что  ребенок – уникальная личность. Поэтому  недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых всегда оказать ему личную поддержку и прийти ему на помощь;

- воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил, для того чтобы они росли и были счастливы;

- учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы;

- рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и в образовательном учреждении;

- с уважением относиться к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка, лепка, рисунок и т.д.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностей, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям и их детей;

- регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей;

- через приобщение родителей к педагогическому процессу;

- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

- информационно- педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе узнать специфику учреждения, знакомят его с  воспитывающей и развивающей средой;

- разнообразные программы совместной  деятельности детей и родителей;

- проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать  точку зрения родителей.

Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОО. Необходимо  следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы  работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы, и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).

Эффективность  работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей и к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности  родителей и затруднения семейного воспитания.

Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; обязательно вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.

«Ребенок должен с радостью идти в детский сад и радостно  возвращаться домой. Нужно, чтобы ребенку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ по проблеме: "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи". Деловая игра.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для...

Педагогический совет "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

в данном материале затронуты проблемы взаимодейстаия педагогов и семьи, обозначены направления работы с семьями воспитанников....

Современный взгляд на решение проблемы взаимодействия детского сада и семьи в развитии творчества детей (консультация для воспитателей

Существует много форм организации взаимодействия, тесного сотрудничества детского сада и семьи. В статье приводятся примеры наиболее эффективных....

Деловая игра с коллегами "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи".

Целью этой игры с коллегами было умение диффкренцированно подходить к организации работы с родителями; находить оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах ...

Педсовет в детском саду "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является  взаимодействие с с...

Педсовет в детском саду (ДОУ) "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

quot;Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полно...