"Если поэзия - это музыка сердца, то эссе- это музыка души"
статья


Творческое эссе Лисковчук В.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_liskovchuk_v.a.docx21.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Начиная размышлять над тем, что значит эссе, кроме определений и правил его написания, мне встретились такие слова: «Если поэзия - это музыка сердца, то эссе - это музыка мысли». У меня, как  и у каждого педагога  есть, что сказать. Есть те струны, которые постоянно звучат во мне, волнуя, вдохновляя и двигая меня  вперёд.

В наше современное время дети растут и развиваются в условиях информационного общества. С самого рождения они  сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями, все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения - компьютерные игры, интерактивные игрушки, новинки кинематографа.  Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях  сюжетных  линий, хорошо запоминают все происходящее с героями и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам, иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что  мы, взрослые, всерьёз начинаем думать о преждевременном взрослении наших детей.  

Нет, я не против современных гаджетов: они позволяют человеку быстро и без особых усилий получить нужную информацию.  Я против того, чтобы дети,  нажимая на клавиши,  уходили от реальной жизни и жили событиями  виртуального мира.

В  настоящее время государство обеспокоено  снижением  уровня  духовно- нравственной и читательской культуры.  С 2006 года реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения», которая продлится до 2020 года.  2014 год в России объявлен  Годом культуры.

Поэтому я, как современный и инициативный  педагог, считаю, что повышать духовно- нравственный и культурный уровень нужно начинать с раннего детства.

Личностное развитие детей во все времена  связано с героями, на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех  добрых, заботливых,   ценящих дружбу персонажей, на которых выросла я и  родители моих воспитанников, их бабушки и дедушки. Чаще всего для современных детей героями  становятся персонажи западных мультфильмов с супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями нравственных и духовных ценностей.

И делая вывод из выше сказанного, отмечаю,   что культурная среда, в которой ребенок развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становление творческого  потенциала, воображения и фантазии.

Вот почему, на мой взгляд, одной из важных  задач воспитания дошкольников, сегодня становится сохранение и возрождение  культуры чтения.

Общаясь с книгой, он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится на положительных примерах  детской литературной классики, познает прошлое, настоящее и будущее мира,  в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Я считаю, чтобы воспитать у ребенка интерес к книге, мы, взрослые, должны сами проявлять любовь к чтению, понимать ее роль и стараться читать детям книги, а не нотации. Ведь книги – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Я передаю этот опыт, не иначе как с помощью чтения книг детям.

По словам Сухомлинского В.А., «чтение – миг, тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка».

Эту тропинку я нашла через сказку. Моя встреча с детьми, пришедшими первый раз в группу, начинается  со сказки - сказке  о детском саде, что здесь весело и интересно, здесь каждый  найдет много друзей.  Это очень хороший способ  формирования положительного отношения к детскому саду. Сказка – один из мощнейших ресурсов для адаптации малыша.

А по мере взросления дети сами участвуют в сказках, играх – драматизациях, решают сказочные кроссворды, участвуют в литературных  гостиных, тематических выставках, знакомятся с авторами произведений, посещают библиотеки.

Удачной находкой в своей работе  считаю использование метода проектов, способствующего развитию и воспитанию ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через взаимодействие детей и родителей. На мой взгляд, проектная деятельность - это  лучший способ общения и ненавязчивого воспитания,    позволяющий родителямглубже понять своего ребенка и сплотить семью.  Наиболее  интересным для моих воспитанников и родителей был и остается  проект «кросс-букинга»  - это так называемый обмен прочитанными книгами, журналами, газетами. Хотя само понятие «кросс – букинг» существует уже очень давно, в нашей стране это явление стало популярным сравнительно недавно. Порой, когда  дети вырастают, многие книжки становятся ненужными, они лежат и пылятся на полках. Правильнее всего отдавать эти книжки в  библиотеки, своим знакомым, в детские дома, которые нуждаются в них. Таким образом, избавляясь от старых книг, Вы делаете доброе дело.

Но в стенах своей группы я немного упростила  понятие «кросс-букинг». Такая форма обмена заинтересовала  ребят, благодаря которой они с желанием приносят книги из домашней библиотеки, делятся своими впечатлениями о героях сказок, об истории появления  той или иной книги в семье,  учатся делиться своими книгами.

Уверена, что мои воспитанники, получив «книжную прививку» с раннего детства,  будут   лучше подготовлены к обучению в школе и дальнейшей жизни,  приобретут  начальный опыт вхождения в современное информационное пространство.

Чтение книг –  это одна из форм духовного обогащения ребёнка. Это прекрасная возможность проникновения в мир познания и усвоения основных целостных знаний о жизни. Книги являются своеобразной школой чувств ребёнка, где он обучается восторгу, удивлению, сожалению и т.д. Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребёнка в глубине души спрятаны серебряные колокольчики, которые надо отыскать, затронуть, чтоб они звенели добрым и весёлым звоном, чтобы мир ребёнка стал светлым и радостным. Путь к этим колокольчикам отмечен чисто детскими вехами, а ниточка-верёвочка, которая заставляет их звенеть – это интересные, умные и добрые книги.  Благодаря книгам ребёнок учится понимать язык чувств, становится более отзывчивым и чутким.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Я учу детей любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Ребенок - дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется  взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой.

Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти нас, взрослых.

От нас, взрослых, в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Воспитатель - профессия души"

Педагогическое эссе " Воспитатель- профессия души"...

Российский конкурс Эссе "Воспитатель-профессия души."

Мой  рассказ о профессии воспитателя...

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" по теме "Осень, в поэзии, живописи, музыке"

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Осень, в поэзии, живописи, музыке» Образовательные области:- познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие....

Интегрированное занятие по развитию речи и музыке "Зимние картины в поэзии и музыке А. Вивальди и П.И. Чайковского"

Речь тонкая, правильная , выразительная  - это красивая речь. Такая речь встречается , как правило , в произведениях поэтов и писателей. Во время  интегрированного занятия планировалось: чте...

Консультация для родителей «Образ природы в русской поэзии и музыке 19 века».

Природа или   по латыни «naturа» - материальный мир, среда обитания, все то, что не создано человеком. Культура – человеческая деятельность в самых разных ее проявлениях, в...