Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Воспитатель и музыка"
    консультация

    Кравчук Анастасия Андреевна

    Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vospitatel_i_muzyka.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Администрация г. Улан-Удэ

    Комитет по образованию  Администрации города Улан-Удэ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД  84 «СНЕГУРОЧКА» ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ  ГОРОДА УЛАН-УДЭ

     

                                                                                                                                Утверждаю:

    Заведующий МБДОУ

    Детский сад № 84

    «Снегурочка»

    _________Г.Е.Кравчук

    Консультация для педагогов :

    "Воспитатель и музыка"

                     

    Кравчук Анастасия Андреевна                                                                     музыкальный руководитель.

    г. Улан-Удэ

    2017 г.

    Воспитатель и музыка

    РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса. Поэтому, на музыкальном занятии воспитатель, прежде всего такой же участник, который вместе с детьми поет песни, задорно танцует, вдумчиво слушает музыку…

    Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

    Специфика музыкальных занятий несет за собой ряд организационных вопросов, которые необходимо знать, как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем:

    • Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.
    • На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
    • Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
    • Воспитатель с собой приносит тетрадь и ручку, чтобы записывать слова песен, движения танцев, рекомендации и т.д.
    • Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.
    • Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.
    • Следить за правильным выполнением детьми движений.
    • В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

    Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

    Музыкальное занятие-это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

            На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)

    Умственное: Дети получают знания о различных сторонах  и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях лю-дей. Систематизируется жизненный  опыт.

    Нравственное- волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формиру-ются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно  заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

    Физическое:  В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

     Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно  ее  чувствовать, познают прекрасное.

    Певческие навыки:  Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певче-ских интонаций

    Виды музыкальной деятельности:

    1.        Слушание– основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетическо-го развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для  раннего  и  младшего возраста доступнее вокаль-ная  форма  звучания. Более  старшие дети слушают инструментальную музыку, приветствуется наличие фонограмм. Необходимо не только научить ребенка слу-шать музыку, но и эмоционально отзываться  о ней (характер), дать некоторые на-звания (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности  ( темп, динамика, регистр)   и  именами  композиторов. Слушая неоднократно про-изведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определен-ное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведе-ния

    2.        Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. дея-тельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоциональ-ного общения.. на первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизве-дение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)

    3.        Музыкально-ритмические  движения включают танцы, танцевальное творчест-во, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответст-вии  с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Разви-вают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На пер-воначальном этапе, при разучивании плясок, движений, необходим  показ воспи-тателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, ис-правляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать  сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осоз-нанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении дви-жений. Следовательно развивается творческая активность детей путем целена-правленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации  чувств, во-ображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсцениро-вание песен.

    4.        Обучение игре на детских музыкальных инструментах  (знакомство со звуча-нием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные му-зыкальные  способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышле-ние. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, ини-циативности, умение различать звучание инструментов

    Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

    1.        Вводная часть:  движения в различных построениях  (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

    2.        Слушание музыки

    3.        Пение и песенное творчество

    4.        Обучение игре на детских музыкальных инструментах  (знакомство со звуча-нием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах

    5.        Танец

    6.        Игра (не всегда)

    Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

    Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не все-гда приводит к желаемым результатам. Если  все  музыкальное воспитание сводится только к проведению  музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в  таком случае музыкальное воспи-тание  не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит  в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспи-тания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

    Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

    Однако, непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музы-ку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

    Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

    Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

    1.        Воспитатель сидит с безучастным видом

    2.        Воспитатель перебивает исполнение

    3.        Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров вни-мания быть не может)

    4.        Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

    Активность воспитателя зависит от  трех  факторов

    1.        От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

    2.        От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании

    3.        От программного  материала: в зависимости новый или старый материал

    Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном заня-тии и активно участвовать  в процессе обучения детей:

    1.        Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель са-дится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

    2.        При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в млад-ших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым ма-лышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)

    3.        Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.

    4.        Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям спо-собы звукоизвлечения на каждом инструменте

    5.        Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с деть-ми

    6.        Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.

    Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»

    Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музы-кального руководителя с ним. Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно  с детьми.

    Существует  2  формы работы музыкального руководителя с воспитателем

    1.        Индивидуальные  консультации: проводятся 1 раз в 2 недели

    Содержание консультаций:

            Знакомство с задачами предстоящих занятий

            Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)

            Продумывание форм индивидуальной работы с детьми

            Продумывание внесения музыки в быт

            Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях

    2.        Групповые консультации:

            Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двига-тельное творчество, обучение игре на инструментах)

            Составление сцен праздника

            Обдумывание сюрпризных моментов

            Обсуждение различных вопросов

            Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)

            Разучивание песен для слушания  или  для  их исполнения на праздниках (об-ращая внимание на чистоту интонации и дикцию)

            Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, вос-питатели делают более  сложные движения, которые способствуют развитию координации  их движений и общему музыкальному развитию)

            Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку)

            Обучение  воспитателей пользоваться проигрывателем, магнитофоном, совер-шенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог по нотам исполнить детскую песенку на музыкальных инструментах, спеть ее

    Педагогу - воспитателю необходимо:

    1. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

    2. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

    3. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

    4. Разучивать движения с отстающими детьми.

    5. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

    6. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

    7. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).

    8. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

    9. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

    10. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

    11. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

    12. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

    13. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

    14. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

    15. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

    16. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

    17. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

    18. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

    РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ и ВЕДУЩЕГО НА ПРАЗДНИКЕ

    Методические рекомендации

    Роль ведущего очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в одно целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.
            Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.
            Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
    На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям, гостям (например: Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?»)
            На утреннике надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят.
            Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).
            Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант) т.е. встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям.
           Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).
           Большое удовольствие доставляет детям сольные и групповые выступления воспитателей (песни, танец, персонаж). Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми)
           Костюмы для праздника берутся воспитателями заблаговременно, чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может случится, что резинки на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и пр.
           Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей. Можно так же провести закрепляющее музыкальное занятие (оставить оформление праздника, детали костюмов, атрибуты для игр и предложить вспомнить, что им понравилось, обменяться впечатлениями. Некоторые выступления можно повторить 2-3 раза со сменой исполнителей). Можно выступить с праздничными номерами перед детьми младших групп.
    Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.
          Родители – желанные гости на празднике. Родителей обязательно необходимо предупредить о том, что нужно принести сменную обувь. После утренника воспитатели предлагают родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов»
          Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на педагогическом совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей по музыке "Воспитание ребёнка средствами музыки"

    «Воспитание ребёнка средствами музыки». «Воспитание ребёнка средствами музыки» - эта тема никогда не потеряет своей актуальности.  Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войт...

    Консультация для родителей по музыке. «Воспитание ребёнка средствами музыки».

    Консультация  для родителей по музыке. «Воспитание ребёнка средствами музыки»....

    Консультация для родителей по музыке. «Воспитание ребёнка средствами музыки».

    Консультация для родителей "Воспитание ребёнка средствами музыки"...

    Консультация для родителей " Влияние музыка на развитие ребенка.Правила подбора и прослушивания успокаивающей музыки для сна."

    Влиение музыки на психиоэмоцональное состояние ребенка. Правила подборки и прослушивания успокаювающей музыки для ребенка ....