Статья "Взаимодействие родителей и воспитателей в период адаптации ребенка к ДОУ"
статья (младшая группа)

Чараева Лидия Павловна

Взаимодействие родителей и воспитателей в период адаптации ребенка к ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка и его родителей.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение. Как вы знаете существует 3 степени адаптации.

Лёгкая адаптация

Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций.

Привыкание средней тяжести

При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

Тяжёлая адаптация

Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев и в редких случаях до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Ребенок

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

• особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.

Процесс адаптации порой проходит тяжело и для родителей

Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке.

Адаптирующегося родителя отличает:

• повышенная тревожность;

• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;

• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);

• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);

• многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).

Так же и Педагог

Набирая новую группу, знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.

Формами взаимодействия с родителями являются следующие параметры

1.Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

 2.Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка. 3.Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

4.Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях

Традиционные мероприятия взаимодействия с родителями

  • Коллективные – общие и групповые родительские собрания, консультации, лекции, школа молодых родителей, педагогические кружки, мастер-классы,
  • Индивидуальные – консультации эпизодические и систематические, по запросам родителей, индивидуальные беседы.
  • Наглядные – памятки, тематические выставки, папки- передвижки, ширмы, информационные стенды.

Формы взаимодействия с родителями

Традиционные формы

-Родительские собрания

-Консультации

-Анкетирование

-Утренники

 -Дни открытых дверей

-Оформление информационных стендов

Нетрадиционные формы

-Информация о группе, детском саде на сайте в Интернете

-Вовлечение в спортивные и творческие конкурсы

-Презентация группы

-Тематические досуги

-Оформление стенгазет и буклетов

-Групповые встречи – практикумы, мастер – классы, круглые столы, дискуссии,

-Театрализованные представления для детей с участием родителей

-Нетрадиционные собрания

 Из опыта работы нашего детского сада работа по взаимодействию с родителями проводится в нескольких этапах

Этап - организационный /конец августа/:

Первое родительское собрание «Пора в детский сад»;

Знакомство с режимом, который находится на сайте гбдоу

Функциями которого являются:

-согласование ценностно-смысловых ориентиров учвстников ОП

-педагогического просвещения родителей

-включение семьи в совместную с ребенком ОД

-«обратная связь»

знакомство с участком, групповым помещением;

сбор информации о потенциальных воспитанниках;

ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристика возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;

знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение;

установление партнерских, доброжелательных отношений;

родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.

Этап основной

Главная задача данного этапа – создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность данного этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Воспитатель, узнавая ребенка со слов родителей, сможет найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.

    В адаптационный период чтобы ребенок не испытывал «двойной стресс» нежелательно разрушать любые привычки в том числе и вредные( например если ребенок сосет палец, не может заснуть без соски или своей любимой игрушки)тк это осложняет приспособления к новым условиям.

В первый день мы стараемся создать хорошее впечатления ребенка и родителя на ДОУ и поэтому устраиваем ему настоящий праздник. Муз. Руководитель приходит с игрушкой персонажем, поет и танцует вместе с детьми. Со второго дня почасовое пребывание в группе, родитель становится активным участником игрового процесса, тк важен контакт воспитателя и родителя.  

Итоговым этапом становится доверительные взаимоотношения между воспитателем и родителями, а также положительное отношение ребенка к детскому саду. В этот период  для родителей мы устраиваем мастер- классы. И родители охотно участвуют в выступлениях.

Итогом всех этапов становится счастливые родители и ребенок жаждущий приходить в доу снова и снова.

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

  • Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.
  • Отсутствие родителей в течении дня
  • Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей
  • Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
  • Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

- самостоятельно садиться на стул;

- самостоятельно пить из чашки;

- пользоваться ложкой;

- активно участвовать в одевании, умывании.

  • Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.

 

  • Неумение занять себя игрушкой.
  • Наличие у ребенка своеобразных привычек.

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.

Ребенок

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

• особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.

Адаптирующегося ребенка отличает:

• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

• утрата навыков самообслуживания;

• нарушение сна;

•снижение петита;                                                                                   

• регрессия речи;

• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).

Родители

Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:

• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);

• начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);

• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);

• в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад... Что скажет воспитательница, если увидит такое...).

И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.

Адаптирующегося родителя отличает:

• повышенная тревожность;

• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;

• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);

• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);

• многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).

Педагог

Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.

Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому - адаптация.

Адаптирующегося педагога отличает:

• чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;

• повышенная эмоциональность.

Сколько это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?

Выделяют три степени адаптации:

• легкую (15-30 дней);

• среднюю (30-60 дней);

• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.

  • В основе технологии данного опыта лежит система взаимодействия с родителями для успешной  адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
    Работа проводится в нескольких этапах:

Этап - организационный /конец августа/:

родительское собрание «Пора в детский сад»;

знакомство с участком, групповым помещением;

сбор информации о потенциальных воспитанниках;

ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристика возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;

знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение;

установление партнерских, доброжелательных отношений;

родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.

Этап основной сентябрь наблюдение

  • поэтапный прием детей в группу;
  •  постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
  • консультирование родителей;
  • наблюдения за поведением детей;
  • разработка индивидуального режима для ребенка;
  • организация библиотеки для родителей развивающих и дидактических игр, педагогической литературы для повышения компетенции  в вопросах адаптации малышей к ДОУ;
  • оформление листов адаптации;
  • Этап – итоговый (анализ и выводы /ноябрь-декабрь/:
  • обработка результатов (анализ адаптивных листов,  анализ индивидуальных карт развития);
  • выявление детей с тяжелой адаптацией;
  • оценка уровня нервно – психического развития детей.
  • индивидуальная работа с детьми;
  • рекомендации родителям по проведению развивающих  игр и занятий с детьми;
  • родительское собрание «Наши достижения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие родителя и воспитателя в период адаптации ребенка старшего дошкольного возраста и его социализация в детском коллективе.

Статья посвещена адаптации и социализации ребенка старшего дошкольного  возроста в детском саду. В статье приводятся примеры из жизни  и даются практические рекомендации по решению дан...

статья "Взаимодействие родителей и воспитателей в период адаптации ребенка к ДОУ"

Взаимодействие родителей и воспитателей в период адаптации ребенка к ДОУ...

Заповеди воспитателя на период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

1. Проявить максимум терпимости ко всем просьбам и даже приказам ребенка заслужить его доверие!   2. Сохранять постоянство обстановки в группе - и порядка следования разных режимных мом...

Заповеди воспитателя на период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Найти возможность ежедневного индивидуального общения с каждым ребенком, не форсировать начало «групповой жизни»....

Рекомендации для родителей и воспитателей в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация в детском саду-тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков....

Консультации для воспитателей младших групп «Роль воспитателя в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»: -Основные особенности нормально текущего периода адаптации; - Как облегчить адаптацию.

Основная роль в успешной адаптации ребёнка в детском саду ложиться на плечи воспитателя. Всё зависит от его профессионализма, чуткости, умения найти подход к каждому ребёнку, уметь сопереживать...