"Дары Осени"
план-конспект занятия (старшая группа)

Денисова Ольга Владимировна

Комбинированный конспект НОД в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл denisovaov_proekt-dari-oseni.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области ««Речевое развитие»

Тема: «Дары Осени»

  Денисова О.В., воспитатель

МБДОУ ЦРР д/с №1 «Рябинка»

 г. Пущино Московской области

Аннотация

В данной работе представлен конспект образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие». В процессе НОД продолжаем расширять словарь детей; побуждать детей интересоваться смыслом слов; совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка; совершенствовать фонематический слух: учим называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове; продолжаем упражнять детей в согласовании слов в предложении; развиваем литературную речь; приобщем к словесному искусству.

Ключевые слова: речевое развитие, старшая группа, осень.

Цель: практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Задачи:  

  • Образовательная область «Речевое развитие»: продолжать расширять словарь детей; побуждать детей интересоваться смыслом слов; совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка; совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове; продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству.

  • Образовательная область «Физическое развитие»: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

  • Образовательная область «Познавательное развитие»: продолжать развивать зрение, слух. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.

Предварительная работа: Наблюдать листопад в тихую ветреную погоду, формировать умение устанавливать причинно- следственные связи. Рассмотреть созревшие семена и ягоды (рябина, сирень, берёза). Упражнять в различении и названии семян и плодов. Наблюдать за растениями участка: почти нет цветов, трава пожухла, засохла.

Оборудование: наборное полотно, математический пенал, простой карандаш, цветные карандаши, прописи.

 Наглядности: картинки с изображением овощей и фруктов.

Ход

1.Вводная часть.

 Звучит музыка Чайковского, дети обращают внимание на воспитателя. Затем вместе слушают музыку, и воспитатель спрашивает у детей:

- Вам понравилась музыка? (ответы детей)

- С каким временем года вы бы её сравнили? (ответы детей)

- Эта музыка называется «Времена года. Осень». Написал её Пётр Ильич Чайковский.

2. Основная часть. 

-Ребята, послушайте рассказ «Лес осенью». 

Игра «Слушаем и размышляем», (педагог читает детям рассказ)

ЛЕС ОСЕНЬЮ

Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные. Между ними ёлочки зеленеют.

Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо тихо на землю опускаются.

Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

(По Г. Скребицкому)

-Ребята, скажите, пожалуйста: о каком времени года говорится в рассказе?

-Какого цвета лес был летом?

- Какого цвета стали берёзки и клёны осенью?

-Какого цвета стали осины осенью?

-Какие деревья не изменили своего цвета?

-Как кружатся листья в воздухе? {ответы детей)

(прослушивание музыки, рассказа и ответов на вопросы происходит на ковре) --Пройдите пожалуйста на свои места (дети сели за столы.)

-Прослушайте стихотворение и подумайте, о чём мы дальше будем с вами говорить:        

Солнце,         солнце,         веселей,

Посвети ещё, погрей!

Дождик, дождик, не мешай

Собирать нам урожай:

Груши, яблоки в садах,

Помидоры на полях,

Не мешай пшеницу жать,

Не мешай ты нам копать

Свёклу, редьку и картошку

И, конечно же, морковку;

Бруснику, клюкву понемножку,

В час по полному лукошку

На болотах набирать;

Собирать грибы, орехи,

Чтоб, когда замёрзнут реки

И когда придёт зима,

Были полны закрома.

Л. Завалънюк

- Ребята, как вы думаете, все, что мы собираем в садах, на огороде, на полях, как назвать одним словом?

-В какое время года мы собираем основной урожай?

- Осень называется «припасихой». Почему?

- Почему осень - хлопотливая пора для животных, птиц, людей?

-Как заготавливают овощи на зиму? (Сушат, солят, маринуют, морозят, отжимают, варят...)

- Где хранят собранный урожай?

(Ответы детей с места)

-Молодцы, ребята, сразу видно, что вы помогаете своим бабушкам и мамам на огороде. Ребята, а сейчас предлагаю вам послушать сказку и немножко поразмышлять (педагог читает сказку).

Игра «Слушаем и размышляем».

ОГУРЧИК (сказка)

Жил на свете маленький Огурчик. Очень боялся Огурчик темноты и, как только солнышко садилось, всегда прятался под листок. Спрячется так, что его не видно. Будто он и не растет тут.

Проспит он всю ночь, а утром проснется и удивляется. Что такое? Вечером он весь укрылся листочком, а утром только наполовину.

Почему? - думает Огурчик. - Это я во сне, наверное, сильно ворочаюсь. А, может быть, кто-то стаскивает с меня листочек?

Не вытерпел Огурчик и спросил однажды у Тыквы:

- Не знаешь ли, Тыква, кто стаскивает с меня листочек?..

-Ребята, как вы думаете, что ответила Тыква? (ответы детей с места) (воспитатель обращает внимание на то, что никто не стаскивает с Огурчика листочек, просто тёплой ночью он быстро растёт).

-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру Игра «Что из чего?».

Предлагаю вам назвать одним словом, например, салат из овощей- овощной салат; тот, на кого я покажу, и должен будет ответить:

Салат из овощей, из огурцов, из моркови, из свёклы, из картофеля, из капусты, сок из яблок, из моркови, из томата, повидло из слив, варенье из вишни, сок из персиков, компот из смородины, кисель из малины, коктейль из клубники, салат из фруктов, каша из гречки, суп из риса, начинка для пирожков из гороха, желе из крыжовника, сироп из земляники, икра из баклажанов, из кабачков. (отвечает тот, на кого показывает педагог, исправляя некоторые неправильные ответы детей на правильные).

-Ребята, предлагаю вам выйти из-за столов и пройти на ковёр, сделайте круг. Я вам сейчас буду бросать мяч по кругу, и называть фрукты в единственном числе, а вы будете бросать мне мяч обратно, называя их во множественном числе:

Яблоко - ... , груша - ... , слива - ... , персик - ... , вишня - ... , абрикос - ... , апельсин —..., лимон — ..., банан -..., мандарин -..., виноград -..., гранат -...

-Молодцы, ребята, садитесь на свои места.

-Достаньте свои математические пеналы и наборное полотно.

-Посмотрите на доску, что на ней нарисовано? (ответы детей-виноград)

-Да ребята, это виноград. Сосчитайте, сколько ягод винограда на первой ветке? (ответ детей-9, один ребёнок выходит к доске и считает вслух ягоды)

-Выложите на своём наборном полотне 9 ягод винограда (выкладывают 9 кружочков)

-А на второй ветке сколько ягод? (ответ детей-3 ягоды)

-Выложите на своём наборном полотне столько ягод винограда, сколько их на второй ветке? (на второй линии дети выкладывают 3 кружочка)

-Выложите на второй веточке столько виноградин, чтобы на обеих ветках виноградин стало поровну

-Сколько надо выложить ягод? (дети отвечают- надо выложить б ягод- и выкладывают)

-Молодцы, ребята, у нас на обеих ветках стало поровну ягод. Убирайте свои наборные карточки и математические пеналы.

-Сейчас проведём физкультминутку, встаньте:

Топни правою ногой, вправо шаг, на месте стой.

Топни левою ногой, влево шаг и снова стой.

Повернись направо к другу, правую дай руку другу,

Повернись налево к другу, левую дай руку другу.

(Дети выполняют движения в соответствии с содержанием стихотворения.)

- Молодцы, садитесь. Произнесите слово фрукты. Какой первый звук выделился? (ф)

-Какой это звук? (дети отвечают: согласный, парный - глухой, парный - твёрдый).

-Придумайте слова с твёрдым и мягким звуком «ф» (ответы детей: фрукт и т.д.)

-Посмотрите на доску, какую букву ещё можно увидеть в написании буквы «ф»? (дети смотрят на доску, называют буквы, какие увидели, в том числе и букву о)

Воспитатель раздаёт листы со штриховкой.

-Посмотрите на листики, где нарисованы яблоки.

-На всех ли яблоках имеется штриховка? (ответ детей- нет)

  1. -На всех ли яблоках штриховка выполнена в одном направлении? (ответ детей- нет)

  1. -Выполните штриховки по образцам, а не штрихованное яблоко раскрасите цветными карандашами (дети берут простой карандаш и начинают выполнять штриховку, воспитатель кому надо оказывает помощь).

-Молодцы, ребята, а теперь откройте свои прописи на странице 7 и выполните задание с буквой «О» по образцу (ребята выполняют задание, воспитатель кому надо оказывает помощь).

3.Заключительная часть.

-Молодцы ребята, сегодня вы хорошо работали, сдавайте свои прописи.

-О чём мы сегодня с вами разговаривали? (ответы детей- об осени, об урожае)

- Кому что больше понравилось делать? (ответы детей)

Литература:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.

  1. Школа физкультминуток: 1-4-е классы : учебно-методическое пособие

 Авт.- сост. В. И. Ковалько. М.: Вако, 2013.

  1. Леонид Завальнюк. Сказки лесной поляны, или Жизнь и приключения зайца Прошки. Издательство: Алетейя, 2012 г.
  2. Скребицкий Г.А. Лесной голосок: Рассказы. Сборник. Для младшего школьного возраста. Москва: Издательство «Детская литература», 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие "Дары осени" с использованием ИКТ:презентация для детей ppt/в рамках проекта "Осень".

Занятие проводилось с детьми старшего возраста, у которых тяжелые нарушения речи. Цель: закрепление знаний детей об осеннем времени года в разных видах музыкальной деятельности.Задачи:Развитие эмоцион...

Осенний утренник для детей старшего дошкольного возраста первого года обучения (с 5 до 6 лет) "Дары осени"

Предлагаю вашему вниманию мероприятие, которое было проведено в нашем саду и очень понравилось детям и их родителям. Увлекательное путешествие в осенний лес и в деревню на огород захватывает детское в...

Примерный план – конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Дары осени» (Осень)

Примерный план – конспектнепосредственно образовательной деятельностипо познавательно-исследовательской деятельностиТема: «Дары осени» (Осень)...

Сценарий осеннего спортивного праздника "Дары Осени".

сценарий можно использовать в детском саду....

фото "Дары Осени", посвященная празднику Осенняя ярмарка. выполнил: воспитатель 1категории Авилова Нина Валентиновна

23.10.2014 я провела утренник в детском саду , в своей группе под названием "Покровская ярмарка". и к этому утреннику я подготоаила такую подделку....

Занятие с использованием игрового набора «Дары Фребеля». «Дары осени»

Дети на занятии закрепять и уточнят  знания об осени, названии осенних месяцев. Используя набор "Дары Фребеля" дети научатся делать узоры...