Семинар «Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников» (Конкурс)
материал

Савельева Анна Васильевна

Семинар- практикум для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников»

Цель: систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

Задачи:

  • повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения;
  • расширить знания педагогов по теме «Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников»;
  • развивать желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми

Форма проведения: Семинар - практикум.

Ход семинара:

Вниманию педагогов представлен  видеоролик «Мы- исследователи».

Ведущий: Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на нашей встрече. Как Вы уже могли догадаться, сегодня мы будем обсуждать: «Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников».

Ведущий: Ну и для начала, я предлагаю вам разделиться на три подгруппы применив социально- игровой метод (педагоги делятся на подгруппы по цвету глаз)

Ведущий: Я уверена, Вы со мной согласитесь, что эта тема особенно актуальна. Ведь в соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспериментирование является одним из ведущих видов детской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

И задача нас взрослых, в том числе и нас педагогов, не подавлять детские эмоции и любознательность, а опираться на них, насыщать жизнь детей значимыми для них разнообразными событиями, дать детям прожить полноценное и многообразное детство, которое сможет стать «золотым фондом» их личности.

Это принципиально иной ответственный и мудрый путь обогащения («амплификации, а не акселерации») детского развития.

Ведущий: Николай Николаевич Поддьяков отмечает: «Очень важно, чтобы детей окружали те вещи, события, явления, символы, которые превосходят возможность их сегодняшнего понимания, но «зароняют» впечатления, загадки, замыслы, размышления на годы вперёд». И именно познавательно – исследовательская деятельность дарит такую возможность.

Ведущий: Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Ведущий: Следовательно, чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Ведущий: Я Вам предлагаю, вспомнить и привести примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях. (Незнайка, Винни-пух, Карлсон)

Ведущий: Итак, надеюсь, что наши слушатели будут активны. Предлагаю  начать свою работу (работа в группах).

Ведущий: Работа в наших группах закончена. Перед Вами листы с изображением одного из героев сказки: Незнайка, Винни – Пух, Карлсон. Пожалуйста, ответьте на вопрос: Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским? (на размышления Вам 30 секунд).

Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.

Винни-Пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.

Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.

Ведущий: А теперь, внимание: Чего, на ваш взгляд, не хватает Вашему персонажу, чтобы его можно было назвать исследователем? Докажите это примерами.

Для полноценной исследовательской деятельности не хватает целенаправленности и выводов, которые эта деятельность предполагает.

Ведущий: Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписываются в принятые нормы поведения?

В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны. Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну, Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рожденья.

Ведущий: Молодцы! Вы все отлично справились с заданием!

Ведущий: А сейчас методист Прохорова Е.О. расскажет нам о развитии познавательной деятельности в младшем возрасте.

Ведущий: А сейчас предлагаем Вам немного отдохнуть.

  Игра на положительный психологический настрой «Мозговой штурм»

- Объясните высказывание Льва Семеновича Выготского: «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию».

- Ответьте на вопрос: «Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого?»

- Объясните выражение «Дошкольники – прирожденные исследователи»

- «Перевёртыши» (строки из пословиц и поговорок наоборот; нужно правильно отгадать пословицу или поговорку).

«Счастье перемещается кучами». (Беда не ходит одна.)

«Уйти от новой стиральной машины». (Остаться у разбитого корыта.)

«На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)

«Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)

  «Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)

«Начал развлекаться – трусливо сиди дома». (Кончил дело — гуляй смело).

Рефлексия:

Ведущий: Для нас время пролетело незаметно, надеюсь и для Вас тоже. Очень приятно если Вы смогли узнать что - то полезное, а может быть открыть что - то новое и самое главное, мы надеемся, что наша сегодняшняя встреча привнесет, свежую струю в Вашу профессиональную деятельность. Поэтому предлагаем Вам обратиться к нашей Книге пожеланий и оставить свои пожелания!

Приложение № 1

«Мозговой штурм»

- Объясните высказывание Льва Семеновича Выготского: «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию»

«Мозговой штурм»

- Ответьте на вопрос: «Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого?»

«Мозговой штурм»

- Объясните выражение «Дошкольники – прирожденные исследователи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников в условиях музыкально-развивающей среды

НОД  проводятся преимущественно в игровой форме, продолжительность занятий не превышает допустимой нормы. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждо...

Из опыта работы:АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Аннотация: данная статья посвящена детскому экспериментированию как средству познания действительности. Автор приходит к выводу о решающей роли экспериментирования в развитии ребенка.Ключевые сло...

Развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Развивающая предметно - пространственная средакак фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО...

Организация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников при проведении прогулки

Прогулка - это способ организации образовательной деятельности в ДОУ при планировании содержания ее частей (наблюдение, трудовая деятельность, игровая деятельность (подвижные игры), индивидуальная раб...

Мастер-класс для родителей "Развитие самостоятельной игровой деятельности дошкольников"

О роли родителей в развитии самосттельной игровой деятельности...

Семинар «Развитие самостоятельной двигательной деятельности дошкольников»

Методическая разработка указывает на необходимость обращения внимания педагогов на развитие  самостоятельной двигательной активности дошкольников как одной из важнейших задач полноценного физичес...