Консультация для воспитателей «Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»
консультация

Шепелева Ксения

«Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»

Шепелева ксения Николаевна 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_obzh.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Гнездниковский детский сад «Колосок» Солигаличского муниципального района Костромской области.

                                   

«Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»

                   

                                               

                                                                 

Воспитатель: Шепелева Ксения Николаевна

   Нет на свете прекрасней картины, чем     видеть ребенка, уверенно идущего по дороге жизни, после того, как вы показали ему ее. ( Конфуций)

Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.

 Знание и соблюдение правил безопасности  только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства, которые нужно четко знать и выполнять. Поэтому цель такой  работы  научить дошкольников оберегать и защищать себя,  подготовить его  к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Актуальность формирования культуры безопасного поведения в быту у детей обусловлена тем, что дети-дошкольники не могут реально оценить степень угрозы возникающей опасности и тем более своевременно предотвратить причины ее возникновения. Поэтому задача взрослых — подготовить ребенка к встрече с различными жизненными обстоятельствами, обучению адекватным, осознанным действиям в разных ситуациях.

Основным из наиболее перспективных методов   усвоения правил безопасного поведения является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования. Так что же такое модель и моделирование? Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей, основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы, способствует запоминанию  полученной информации,  является обобщённым отражением знаний.  

Под моделированием ситуации понимается процесс конструирования модели реальной ситуации (в данном случае, опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели, с целью понять различные стратегии поведения в ней. Данный метод является связующим между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Это важно для накопления опыта безопасного поведения.

Важно учитывать специальные условия для эффективного использования метода моделирования ситуации:

•​ отбор доступного детям содержания информации для усвоения знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге;

•​ применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения, при активной позиции ребенка;

•​ осознание педагогами и родителями необходимости совместной целенаправленной деятельности в данном направлении, и ее осуществление при изменении характера взаимодействия с ребенком;

•​ организация развивающей среды, способствующей интеграции различных видов детской деятельности.

Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные  к реальности.

Основой непосредственно организованной деятельности с детьми является метод моделирования опасных и безопасных дорожных ситуаций, построенный на игровых сюжетах и игровых проблемных ситуацииях.

 

Так же можно моделирование ситуаций на макетах (например, разыгрываются ситуации «Мы на остановке», «Прогулка по городу», «Играем в мяч во дворе», «Переходим проезжую часть», и др.). Полученные знания детей закрепляются во всех видах детской деятельности. Выбор игры зависит от заинтересованности детей, но наибольший результат достигается при сочетании интеллектуальной и ролевой игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.

Вот например давайте разберем ситуацию!!

Ситуация «Друзья на разных сторонах дороги. Саша кричит  Олегу, что бы он быстрее перебежал на его сторону дороги. Пешеходный переход через 10 метров. Как поступит  Олег в этой ситуации? Побежит через дорогу сию же минуту, …..дойдет до пешеходного перехода и перейдет дорогу на зеленый свет светофора?»

Ситуация: «Мальчик слушает музыку, у него в ушах наушники, и в это же время он начинает переходить проезжую часть дороги в отведенном для этого месте. Что может произойти с мальчиком и что он сделал неправильно?»

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познать. Ребенку нужно помочь овладеть способами практического взаимодействия с окружающей средой через поисково-познавательную деятельность. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы  «как?»  и «почему?»

В ходе опытнической деятельности  дети учатся  наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В экспериментально-исследовательской деятельности постоянно возникают вопросы, связанные с фактороми, укрепляющими и разрушающими здоровье. В одном исследовании может быть затронуто одно или несколько направлений.

Знакомя  детей на занятиях с понятием «вода», ее значением для человека, бережном и разумном использовании. В ходе цикла бесед, опытов, рассматривание иллюстраций у детей закрепляются знания о воде.  Но в тоже время происходит в этих занятиях взаимосвязь с факторами, укрепляющими и настораживающими на безопасность жизнедеятельности ребенка. Давно известно: вода, а точнее плавание, приносит огромную пользу, закаляет организм. Ребенку необходимо помочь овладеть элементарными правилами безопасного поведения на воде. Познакомить ребенка же с азами водной грамоты гораздо сложнее. Ведь чтобы наглядно объяснить дошкольнику, какое место подходит для купания, где можно нырять и как вести себя в лодке надо не только все это знать самому, но и суметь показать свои знания на практике. Тогда и ребенок лучше усвоит и запомнит их. Человек, умеющий плавать, всегда подвергается большому риску. Необходимо научить ребенка соблюдать в воде разумную осторожность.

Поэтому считают, что экспериментальная деятельность, и ОБЖ взаимосвязаны между собой. Проблемы, которые ставятся перед детьми на занятиях и в повседневной жизни заставляют ребенка не только логически мыслить, анализировать, обобщать, но и обучают, как нужно поступить, чтобы не навредить своему здоровью, какие использовать меры безопасности попав в ту или иную ситуацию.

Проводя опыты, наблюдения, беседы ставятся перед детьми или вопросы, или проблемы:

  • Чем опасен водоем весной? (тема лед)
  • Почему нельзя купаться в грозу? (взаимосвязь с темой — молния)
  • Где и почему нельзя нырять в воду вниз головой?
  • Можно ли купаться при высоких волнах?
  • Что надо помнить перед входом в воду?
  •  Почему нельзя купаться в водоемах расположенных рядом с фабриками и заводами?
  •  Какой лед можно считать безопасными?

Когда у детей накопится достаточное количество  знаний о данной теме,  с детьми подготовительной к школе группы можно использовать моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать??..., подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия.

Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

Так же можно целесообразно научить детей составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др.  Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками».

Использовать мнемотехнику, мнемотаблицы  – схемы, в которых заложена определенная информация  с целью подведения детей к формулированию  правил безопасного поведения. Используя опорные схемы,   дети   самостоятельно добывают   информацию, проводят  исследование, применяют  полученные знания и правила  на практике.  

Тем самым у детей обобщаются и закрепляются знания о различных экстремальных ситуациях и правилах поведения при их возникновении.

Огромное место в исследовательской деятельности имеет иллюстрированный материал  по обеспечению основам безопасности жизнедеятельности. Это всевозможные соображалки, где детям предоставляются на внимание, размышление различные ситуации. С помощью них у ребенка воспроизведение той или иной ситуации в действительности и поиска выхода из нее.

 Например: « Какое место подходит для купания?» Детям дается несколько вариантов:

крутой берег,

быстрое течение,

поваленные деревья,

пологий берег, песчаное дно,

прибрежные водоросли

Детям предоставляется возможность выбрать вариант и порассуждать вслух.

В результате дети учатся мыслить, анализировать ситуации, а самое главное формируются правила безопасности, которые ребенок запомнит и будет их применять в жизни.

Заключение

Моделирование,  проигрывание ситуаций, а так же элементы поисково- исследовательской деятельности делают понятным смысл запретов и способов  действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных  для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи  образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации, позволяет  ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. За...

«Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»

Актуальность формирования культуры безопасного поведения в быту у детей обусловлена тем, что дети-дошкольники не могут реально оценить степень угрозы возникающей опасности и тем более своевременно пре...

ОБЖ- через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности.

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и...

доклад на тему: "Основы безопасного поведения через метод моделирования"

Безопасности формула есть:Надо видеть, предвидеть, учесть.По возможности-все избежать,А где надо-на помощь позвать....

Доклад на тему :"Основы безопасного поведения через метод моделирования"

Доклад на тему :"Основы безопасного поведения через метод моделирования" Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безо...

Сообщение из опыта работы: "ОБЖ - через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности

Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования , который содержит в своей структуре несколько компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игр...