Нравственно патриотическое воспитание дошкольника (вторая младшая )
статья (младшая группа)

Бархудинова Инна Сергеевна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям. Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно патриотическое воспитание дошкольников (вторая младшая)                                                           

Выполнила:

Бархудинова Инна Сергеевна воспитатель  МБДОУ

Детский сад № 41 «Уголёк»

      Г. Междуреченск                                         

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям. Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. 

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. А чувство патриотизма – важная часть духовно-нравственного развития человека.

Что же такое патриотизм? Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям младшего дошкольного возраста. Однако эта сложность возникает именно в том случае, когда делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к отечеству. Дошкольный же возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше нужно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам. 

Особое место в патриотическом воспитании отводится фольклору. В своей работе педагоги должны использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщать их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. «Охранять природу – значит охранять Родину» (М. Пришвин). 

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога.

Во время прогулок, экскурсий показывать очарование пейзажа, учить ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Этому способствуют занятия по развитию речи, занятия по изобразительному искусству. 

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. 

Планируя работу по патриотическому воспитанию, мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям. 

2. Знакомить детей с народными традициями, обычаями. 

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. 

4. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. 

5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому. 

6. Воспитывать уважение к труду. 

7. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей. 

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.  Систему и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно представить следующими блоками: 

«Вместе дружная семья» 

«Детский сад» 

«Труд взрослых»

 «Родной город»

 «Родная страна» 

Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:

• специально организованные занятия 

• беседы 

• наблюдения 

•чтение художественной литературы 

•сюжетно-ролевые, дидактические игры 

•тематические праздники, развлечения 

•целевые прогулки.

 Работу по патриотическому воспитанию мы начали с создания для детей тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со сверстниками. Как на занятиях, так и в повседневной жизни, систематически формируем у детей этические представления и гуманные чувства; на основе бесед о конкретных поступках детей воспитываем представления о доброте и честности. Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки – всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга. В процессе различной деятельности они познают, как нужно беречь наш мир. В игровой форме дети приобретают знания, умения и навыки того, как должен себя вести человек, чтобы ему хорошо жилось в этом мире с другими людьми. Планирование работы с детьми ориентировано на государственные праздники. Кроме этого, знакомим детей с родным языком, фольклором (знакомство с пословицами, поговорками, народными приметами и загадками, народным прикладным искусством, замечательными русскими писателями, художниками). Работа по патриотическому воспитанию проводится в группе каждый день, она систематична, интегрирована в различные виды деятельности, пронизывает все сферы жизни детей.

 «Вместе дружная семья» 

Большое внимание в группе уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. Мы беседуем с детьми о мамах, обращаем их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д. Объясняем детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. В течение года расспрашиваем детей о других членах семьи – папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках, предлагаем принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи. Мы вместе с детьми подготовили развлечение с участием мам. В конце года мы запланировали проведение развлечения с участием всех членов семей наших воспитанников. Предлагаем детям сюжетно- ролевые игры «Семья», « Детский сад» и др. Рассказываем о структуре семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо. Как родные люди должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать. И, таким образом, постепенно мы подводим детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой.

 «Детский сад» 

В начале учебного года мы знакомили с помещениями группы и их назначением, с предметами, находящимися в группе. Обратили внимание детей на то, что в группе всё сделано так, чтобы им было удобно, комфортно. О детях заботятся сотрудники детского сада — воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети познакомились с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, со своим участком, с физкультурной площадкой. Мы рассказываем им о том, что взрослые много сделали для детей, и их труд надо беречь. Приучаем детей бережно относиться к окружающим их предметам, растениям, ко всему живому. 

«Труд взрослых» 

Знакомя детей с трудом сотрудников детского сада, мы постоянно подчеркиваем их заботу о детях. В первую очередь, мы познакомили детей с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день. Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение. Мы вместе с детьми ходим в кабинет медсестры, заглядываем на кухню, где трудятся повара, дети рассматриваем предметы, необходимые взрослым для работы, взрослые рассказывают о своей работе детям.  За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки. Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы. Главная задача — вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь. 

«Родной город» 

Воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Мы рассказываем детям, что в городе много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Учим детей рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут. В течение года мы рассматриваем вместе с детьми фотографии с видами родного города, фотографии тех мест, где они побывали с родителями. Перед праздниками обращаем их внимание на красиво украшенный город. 

 «Родная страна» 

Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным городом. Мы обращаем внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшаем группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашиваем, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны. . Знакомим детей с культурой своего народа: рассказываем русские народные сказки, играем в народные игры, читаем и разучиваем народные потешки, постоянно подчеркивая, что все это придумал русский народ. 

Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания. Для включения семьи в совместную работу мы систематически проводили консультации и индивидуальные беседы, анкетирование родителей, привлекали родителей к сбору материала для оформления альбомов «Наша семья», к изготовлению украшений для оформления группы.  

Основное направление нашей работы по патриотическому воспитанию - это движение от воспитания в детях любви к близким людям, природе, родному городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину. Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателей и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное слово может разрушить многое. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе. 

Исходя из вышесказанного, я считаю, что в проделанной работе есть положительные результаты:

 - Дети проявляют активный интерес к словам и действиям взрослых, эмоционально откликаются на ярко выраженное состояние близких.

-Охотно участвуют в организованной воспитателем общей деятельности с другими детьми.

- Отвечают на вопросы о своей семье и ближайших родственниках. Называют свое имя, фамилию, пол, возраст. Научились говорить о себе в первом лице - «Я», высказывать свои желания («Я хочу», называть любимые игрушки, предметы, любимые игры, сказки, стихи).

-Стали охотно посещать детский сад, включаются в общий ритм жизни, с доверием относятся к воспитателю.

-Ориентируются в ближайшем окружении (в группе ДОУ, на участке ДОУ и в семье).

 -Научились наблюдать за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель).

В результате проведённой работы дети научились различать понятия «город», знают, что мы живём в России, что Москва-это главный город нашей страны. 

Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам. Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения. 

Продолжая работу в рамках патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста, ставлю себе задачи: пополнить методическую литературу, практический материал; разработать и провести проектную деятельность «Родной свой край люби и знай!» в совместной деятельности с родителями и детьми.

Используемая литература: 

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005. 

2. Атоева И. Патриотическое воспитание // Ребенок в детском саду. 2001.- №5. 

3. Валеев И.И. Воспитать патриота. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990.  

4. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч,2003-№6.-С.8-9. 

5. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт. сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. М.: АРКТИ, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника). 

6. Кирилина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание // Дошкольное воспитание, 2005.- №1- №5. 

7. М.Д. Маханева Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. М .: 2009 

8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей второй младшей группы.

Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детсва, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально.Мы горим желанием воспитывать любовь к Родине, а оказываемся не в состо...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе на тему: "Детский сад - второй наш дом "

Данный конспект разработан для детей второй младшей группы и предназначен для формирования положительного отношения  к детскому саду и  ознакомления детей с профессиями сотрудников....

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе на тему: «Детский сад – второй наш дом»

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе на тему: «Детский сад – второй наш дом»Цель: показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослы...

Конспект открытого занятия по нравственно – патриотическому воспитанию во второй младшей группе «КОРОЛЕВА ВЕЖЛИВОСТИ НАС НАУЧИТ, А ФЕЯ ДОБРОТЫ НАС ВСЕХ ПОДРУЖИТ»

Конспект открытого занятия по нравственно - патриотическому воспитанию во второй младшей группе "королева вежливости нас научит, а фея доброты нас всех подружит"...