Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»
рабочая программа (подготовительная группа)
(развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением,
социальным миром, ознакомление с миром природы)
(подготовительная логопедическая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie.docx | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №21 «Аленький цветочек» города Саяногорска
Обсуждено Утверждаю
Принято методическим советом Заведующий МБДОУ д/с №21
МБДОУ д/с №21
«Аленький цветочек» «Аленький цветочек»
г. Саяногорск г. Саяногорск
«___» ______20 г.
Протокол №_______ «____»________20 г.
Председатель методического совета
_____________________ ____О.В.Пигальцева
Рабочая программа
по образовательной области
«Познавательное развитие»
(развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением,
социальным миром, ознакомление с миром природы)
(подготовительная логопедическая группа)
Авторы составители: Кудрявцева М.А.,
воспитатель 1.к.к.
Пономарева Т.А. ,
воспитатель 1.к.к.
Саяногорск, 2018
Пояснительная записка.
Детский сад работает по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М.: Мозаика – Синтез -2016, которая комплексно представляет все содержательные линии воспитания и образования ребёнка от 2 до 7 лет.
Адаптированная образовательная программа – программа коррекционно – развивающей работы, реализуется в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте от 5 до 7 лет, с учетом «Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», автор Нищева Н.В.; С-П.; Детство-Пресс, 2015.
Программы сформированы в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным стандартом. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного образования.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Актуальность:
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В подготовительной группе продолжительность образовательной деятельности 30 минут, 2 раза в неделю, 72 в год.
Рабочая программа состоит из четырёх составляющих: развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром и ознакомление с миром природы.
Основные цели и задачи для подготовительной группы:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Представления об объектах окружающего мира.
Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.
Расширять представления о качестве поверхности предметов и объектов.
Учить применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).
Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы; привлекать к простейшим экспериментам и наблюдениям.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
В подготовительной группе находятся дети с общим недоразвитием речи (второй год обучения), успешно усвоившие программу старшей группы, но имеющие ещё определённое отставание, как в развитии языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Сроки реализации: Программа разработана педагогами подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год. Программа обеспечивает всестороннее развитие детей в возрасте 6-7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным направлениям.
Реализуемые образовательные области: по образовательной области
«Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением, социальным миром, ознакомление с миром природы)
Формы работы:
- Словесные: пояснения, указания, разъяснения используются при демонстрации способа действия и в ходе выполнения работ, рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей. Словесные методы: организация развивающих проблемно-практических и проблемно-игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов. Личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы. Этические беседы. Чтение художественной литературы.
- Наглядные: показ иллюстрированного материала, показ реальных предметов, картин. Экскурсии, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями, рассматривание видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей). Знакомство с элементами национальной культуры народов России: национальная одежда, особенности внешности, национальные сказки, музыка, танцы, игрушки, народные промыслы. Виды упражнений: коллективные; индивидуальные.
- Практические методы: игровые проблемно-практические ситуации, имитации
Планируемые результаты:
- Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
- Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
- Знает название родного города (поселка), страны, ее столицу
- Называет времена года, отмечает их особенности.
- Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.
- Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений.
- Бережно относится к природе.
Система оценки индивидуального развития детей
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику. По методике Н.А.Коротковой, П.Г.Нежнова
Содержание воспитательно-образовательной работы
Сенсорное развитие.
Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности.
Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств.
Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.).
Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).
Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах.
Ознакомление с миром природы
Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений.
Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).
Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.
Продолжать знакомить детей с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся.
Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.).
Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях).
Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.).
Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).
Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.
Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.
Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.
Сезонные наблюдения.
Осень.
Закреплять знания детей о том, что сентябрь первый осенний месяц.
Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают.
Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.
Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.
Зима.
Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).
Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм для птиц.
Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).
Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).
Рассказать, что 22 декабря — самый короткий день в году.
Привлекать к посадке семян овса для птиц.
Весна.
Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).
Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце).
Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.
Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования.
Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню.
Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.
Лето.
Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга).
Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.
Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».
Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).
Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах.
Воспитывать желание помогать взрослым.
№ | Раздел (тематика) | Количество часов |
1. | С явлением общественной жизни | 18 |
3. | С природным окружением | 18 |
Итого: | 36 |
Календарно-тематическое планирование
Лексические темы. | Предметное и социальное окружение. | Природное окружение. |
Сентябрь День знаний. Детский сад. Овощи. Фрукты. | День знаний. Уточнить представление детей о школе. Рассказать о празднике 1 сентября. Дать первоначальное представления о значении образования в жизни человека. Детский сад – знакомство с групповой комнатой, спальней, игровыми зонами. Воспитывать бережное отношение к предметам окружающих детей. | Как мы будем дежурить по уголку природы. Познакомить с новым видом дежурств. Объяснить обязанности дежурных по уголку природы. Напомнить правила ухода за растениями. Поупражнять в поливе растений и некоторых других видах работ по уходу за ними. Овощи и фрукты вырастили заботливые руки. Уточнить представления о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, способах их использования в пищу. Закрепить знание о значении свежих плодов для здоровья человека. Учить готовить салат. |
Октябрь Золотая осень. Одежда. Обувь. Россия | Что из чего шьют. Закрепить обобщающее понятие «одежда». Познакомить с классификацией одежды: зимняя, летняя, демисезонная. Закрепить знания о свойствах ткани, познакомить с некоторыми названиями тканей и их использованием. Наша страна. Мой родной край. Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России. Воспитывать у детей чувство гордости за свою страну. | Наступила осень. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» Уточнить признаки осени в живой и неживой природе. Учить понимать поэтические образы стихотворения. Воспитывать любовь к родной природе. Как увидеть и услышать воздух. Познакомить детей с понятием «воздух», с его свойствами и ролью в жизни живых организмов. Дать первоначальные представления о функции дыхания. |
Ноябрь Москва Игрушки. Посуда. Продукты. | Москва – столица России. Уточнить знания о Москве, познакомить с её гербом, воспитывать чувство любви и гордости за столицу. Закрепить знания о главном городе России. Познакомить с Красной площадью. Дать некоторые знания об истории Кремля, о названии отдельных башен. В гостях у бабушки Федоры. Закрепить знания о мебели и посуде, обобщающие понятия. Уточнить дифференцировку посуды (чайная, столовая, кухонная) и мебель (спальная, гостиная, кухонная) | Воздух, вода и свет. Дать представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле. Что нас окружает? Воспитывать бережное отношение к природе; учить различать объекты, созданные природой и человеком; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.Познакомить детей с процессом выращивания хлеба. Дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Воспитывать бережное отношение к хлебу. |
Декабрь Мебель. Дикие животные. Домашние животные. Зима. | Как живут люди в сёлах и деревнях. Познакомить с особенностями жизни людей в деревне, формировать интерес к своей малой родине. Опасности вокруг нас. Уточнить правила обращения с опасными предметами. Закрепить знания о поведении с незнакомыми животными. | И. Никитин «Встреча зимы» Учить понимать поэтические образы природы, эмоционально откликаться. Дать представления о лесе как среде обитания диких животных. Познакомить с приспособлением разных животных к зимним условиям (медведь, ёж, белка). Домашние животные: корова, коза, лошадь, овца. Продолжать формировать обобщённое представление о домашних животных. Уточнить знание о внешнем виде, роли в хозяйстве, заботе о них человека. |
Январь Зима. Зимние забавы. | Что такое театр. Что такое музей. Познакомить с историей создания музеев. Дать знания о некоторых музеях города Дать знания о театре как виде искусства. Формировать интерес к театральному искусству как источнику радости, переживаний. Дать представления об особенностях разных театров. Масленица. Обобщить знания о народных промыслах Познакомить детей с народным праздником, обрядами, поэзией. Учить детей называть продукты питания, из чего они сделаны, что из них можно приготовить. Воспитывать любовь к старине. | Зима. Уточнить представления о признаках зимы, зимних явлениях природы: изменение долготы дня, снегопад, метель. Закрепить знания о свойствах снега: белый, холодный, тает в тепле. Показать, как снег превращается в воду, нацелить на длительное наблюдение за превращением воды в лёд. Зима. Зимние забавы. Воспитывать интерес к изменениям в природе в зимний период. Расширять знания об играх и забавах зимой. Уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызывать радость от открытия. |
Февраль Птицы. Домашние птицы. Армия. Транспорт. | Наши защитники. Познакомить детей с обороной Москвы в годы Великой Отечественной войны, формировать понимание значимости героизма воинов. Закрепить знания о родах войск, службе в армии. Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память. На чём люди ездят. Закрепить знания о родовом понятии «транспорт», познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный. Познакомить с профессией шофёра. Учить детей правилам поведения в транспорте, правилам дорожного движения. Познакомить детей с опасными ситуациями, возникающими на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности. | Как люди заботятся о диких животных и птицах. Учить детей группировать птиц: зимующие, кочующие, перелётные. Закреплять умение различать птиц по внешнему виду.Приучать заботиться о птицах. Зимняя посадка овощей. Закрепить знания об овощах. Дать знания о том, что в тёплой комнате можно вырастить зелёные листья овощей. Воспитывать желание ухаживать за растениями. Развивать наблюдательность. |
Март Семья. Народная культура и традиции Профессии. | Моя семья. Закрепить представление о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представление о родословной. Воспитывать представления о событиях, связанных с празднованием «Международного женского дня». Хакасия – земля, где я живу. Закрепить знания детей о символике Республики Хакасия, о жилище хакасов, о национальной одежде. Продолжать знакомить с бытом, обычаями, традициями хакасского народа. Закрепить знания о разнообразных профессиях: их названии и роде деятельности. Воспитывать интерес к родному краю. | Что такое почва. Водоёмы родного края. Дать элементарное представление о разном составе почвы (земля, песок, глина), показать различие. Обобщить знания о значении почвы для роста растений. Совершенствовать знания о родном крае. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. Воспитывать бережное отношение к природе. К нам весна шагает быстрыми шагами. Закрепить знания о весенних явлениях природы. Уточнить и расширить представления об изменениях в жизни растений и диких животных с наступлением весны. |
Апрель Весна, признаки весны. Космос. Наш город. | Экскурсия в библиотеку. Познакомить с особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотеки. Архитектура родного города.Мой город. Закрепитьзнания о достопримечательностях родного города. Дать знания о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми интересными зданиями. Познакомить детей с предпраздничным городом. Наш город – часть большой страны. Познакомить с основной символикой родного города. Воспитывать любовь к родине. | Космос. Звёзды. Вселенная. Разнообразие природы Земли. Познакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах. Познакомить детей с многообразием растительного мира Земли, со значением растений в природе и жизни людей. Как человек охраняет природу. Дать представление о том, как люди заботятся о природе, создают заповедники. Познакомить с красной книгой, рассказать об охраняемых растениях своего региона. Воспитывать желание охранять и заботиться о природе. |
Май Гражданство. День победы. Лес - растения-насекомые. Школа. | Они прославили Россию. Уточнить знания о знаменитых россиянах (А.С. Пушкин, П.И. Чайковский, И.И. Шишкин) и известных людях родного города. Воспитывать чувство гордости за свою страну и её народ. Этот День победы – закрепить знания о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. | Вода и её обитатели. Что такое лес. Дать знания о значении воды в жизни человека, растений и животных, о формах её существования (жидкое, твёрдое, газообразное). Уточнить знания о водных обитателях – растениях и животных. Дать представление о лесе, его значении. Уточнить представление о том, кто живёт в лесу, что растёт в лесу. Дать представление, что леса бывают лиственные, хвойные, смешанные. Учить видеть красоту леса в разное время года на картинках и репродукциях. Экскурсия в школуУточнить и систематизировать знания детей о школе о предметах нужных для обучения. |
Список литературы:
- Дыбина О.Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением.-М: Мозаика-Синтез, 2016.
- Дыбина О.Б. Ребёнок и окружающий мир.- М: Мозаика-Синтез, 2005.
- ДыбинаО.Б.Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов.- М.: Сфера,1999
- Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир. 2007
- Можейко А.В. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. – М.: Сфера, 2009.
- Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Серия наглядных пособий «Мир в картинках». - М.: Мозаика-Синтез,2005.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство: М.; Мозаика-Синтез, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для старшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)
Рабочая программапо образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Озна...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие» для разновозрастной группы (разделы: развитие элементарных математических представлений, окружающий мир, поисково-исследовательская деятельность, конструирование)
Рабочая программа разработана по образовательной области «Познавательное развитие» для старшей группы МДОУ «Детский сад «Медв...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие» для разновозрастной группы комбинированной направленности (разделы: развитие элементарных математических представлений, окружающий мир, поисково-исследовательская деятельность, констр
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Познавательное развитие»для разновозрастной группы комбинированной направленности(разделы: развитие элементарных математических представлений,...
- Мне нравится (2)