рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» (Познание окружающего мира/Природа) для средних групп
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему

Анжелика Ломоносова

 

Рабочая программа

(перспективный план организации образовательной деятельности) по образовательной области «Познавательное развитие» (Познание окружающего мира/Природа) для средних групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

(перспективный план организации образовательной деятельности)

по образовательной области «Познавательное развитие»

 (Познание окружающего мира/Природа)

 для средних групп на период с 1 сентября 2014 г. по 31 мая 2015 г.

Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования/

Под ред. Л.А. Парамоновой.- М.: ТЦ Сфера,2014.

название комплексной или специализированной программы,  

программы на основе  которой составлена рабочая  программа

                                                                                                                        Выполнил:

                                                                                                                        Ломоносова Анжелика Николаевна

                                                                                                                       

 

Чебоксары

2014

Содержание

Целевой раздел программы……………………………………………………………………………………………….3

Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………3 Результаты  освоения содержания программы……………………………………………………………………………..6

Содержательный раздел программы……………………………………………………………………………………..9

Содержание рабочей учебной программы………………………………………………………………………………….9

Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы………………………………………………………28

Организационный раздел программы ……………………………………………………………………………………14

Календарно – тематический план , средняя группа………………………………………………………………………….14

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы……………………………………………………….32

Список литературы……………………………………………………………………………………………………………..34

Целевой раздел программы

Пояснительная записка

         Новый Закон об образовании признает дошкольное образование одним из уровней общего образования, его содержание определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.                    Образовательная программа  – это нормативно – управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно – образовательного процесса  ДОО. Программа обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка.

С введением ФГОС стандартизация дошкольного образования дает возможность формировать у детей интегративные качества.

       Цель программы –  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Задачи: формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 Настоящая программа разработана на основе ФГОС дошкольного образования с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования «Истоки»/ под ред. Л.А. Парамоновой.- М.: ТЦ Сфера, 2014.

         Программа  составлена с учетом интеграции образовательных областей «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Для реализации основных задач  программы используются следующие формы организации непосредственно образовательной деятельности: наблюдение, экскурсия, моделирование, экспериментирование, опыты, беседа, речевая ситуация, игровая обучающая ситуация: ситуации – иллюстрации, ситуации – упражнения, ситуации – проблемы, ситуации – оценки.

          Мониторинг освоения образовательной программы дошкольного образования  проводится с целью оценки достижений ребенка, отслеживания динамики его развития, для индивидуализации работы с детьми. Промежуточные мониторинги проводятся  с 15.12.2014-19.12.2014 и с 11.05.2015-15.05.2015г.

Система совместной деятельности взрослых и детей по  познавательно – исследовательской деятельности включает  непосредственно образовательную деятельность в средней группе –1 раз в неделю: I, III неделя – познание окружающего мира, II, IV неделя –познание окружающего мира в интеграции с природой.

Национально – культурные особенности  осуществляется через  Программу образования ребенка-дошкольника Л.В. Кузнецовой. - Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006.

Цель программы: всестороннее и гармоничное развитие физических и психических качеств ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, формирование основ базовой культуры личности, национальной самобытности, творческого потенциала.

Цель программы конкретизируется рядом взаимосвязанных задач:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья, забота об эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии и саморазвитии каждого ребенка, приобщение его к ценностям здорового образа жизни;

- развитие компетентности ребенка в сфере отношений к миру, к людям, к себе; развитие его познавательных интересов, способностей, потребностей;

- обеспечение качества предшкольной подготовки и удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей из разных слоев населения.

Результаты освоения содержания программы

Компоненты структуры личности

Критерии результативности

Показатели освоения содержания программы

Обязательная часть содержания образования

Содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса

Эмоционально-волевой

У воспитанников сформировано эмоционально-ценностное отношение к познаваемому

- испытывает  удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;

- переживает, если его не принимают в игру, обижают сверстники; ярко проявляет эмоции при слушании литературных произведений; с удовольствием поет, движется под музыку, танцует, участвует в игре-драматизации, фольклорных играх.

Формируется представление о своих индивидуальных особенностях в настоящий момент и в будущем.

Формируется элементарное понимание своих психических состояний, умение распознавать их у других людей.

Деятельностно-практический

Воспитанники владеют способами деятельности (умениями и навыками)

Экспериментирование:

—  в практических действиях с новыми для него предметами пытается узнать их свойства (можно сжимать, катать, бросать, разъединять, пересыпать, переливать и т.д.);

—  путем проб и ошибок находит решение практических задач (вставить и повернуть ключик, чтобы завести машинку, соединить детали для создания аппликации, постройки, смешать краски для получения нового цвета).

Развитие обобщений:

—  обобщает способы предметных, игровых действий и может их использовать в новых условиях (ложкой не только ест, но и пересыпает сыпучие вещи, рыхлит землю, имитирует в игре труд врача, шофера, продавца, здоровается и прощается не только в детском саду, но и в других ситуациях):

—  различает и называет основные геометрические формы (треугольник, квадрат, круг);

—  определяет положение предметов в пространстве относительно себя (вверху — внизу, сзади — спереди и др.);

—  имеет элементарные представления о времени (день — ночь, утро — вечер);

—  может находить сходство и различие, группировать объекты по цвету, величине, форме, фактуре материала и назначению;

- может пересчитывать предметы и определять их количество в пределах 5-10.

Развивается умение сравнивать, группировать и классифицировать их по нескольким признакам. Знакомиться со способами изучения предметов.

Когнитивный

Воспитанники имеют знания

Ориентировка в окружающем:

—  знает свое имя, фамилию, возраст, имена родителей и других членов семьи, имя-отчество воспитателей;

—  знает, в какой стране, в каком городе (поселке) он живет;

—  ориентируется в помещении и на участке детского сада;

—  задает вопросы о новых вещах;

—  проявляет интерес к явлениям природы, имеет представления о различных животных (рыбки, кошки, собаки, лошади, бабочки) и растениях (деревья, цветы, травы);

—  понимает простейшие причинно-следственные связи (идет снег -  холодно — надо тепло одеваться);

—  соблюдает осторожность, оказавшись в новых жизненных обстоятельствах, столкнувшись с незнакомыми людьми, понимает, что без разрешения взрослых нельзя уходить с территории детского сада, поднимать незнакомые предметы и т.д.

Формируется желание больше узнать о своей «малой» Родине, свободно использовать полученные знания в повседневной жизни.

Расширяются представления о природе Чувашского края, бережное отношение к природным ресурсам.

Знакомиться с полезными ископаемыми Чувашского края, их значением для человека.

Систематизируется представление о местах обитания диких и домашних животных.

Формируется умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Рефлексивно-творческий

У воспитанников развито творчество и способности

—  принимает на себя роль, называет свою роль словом («Я — мама», «Я — врач»);

—  выполняет игровые действия;

—  использует предметы-заместители (палочка может быть ложкой, градусником и т.д.);

—  взаимодействует с другими детьми (договаривается о распределении ролей и содержании игры по ходу развития сюжета);

—  инициативен в организации предметной среды для самодеятельных игр.

—  способен общаться со взрослым на темы, отражающие как воспринимаемую ситуацию, так и выходящую за ее пределы («Когда было лето, мы с папой...», «Скоро мы поедем...»);

—  охотно задает вопросы в разговоре со взрослым;

—  способен заметить эмоциональные состояния взрослых и детей;

—  проявляет сочувствие близким взрослым и сверстникам;

—  владеет элементарными навыками проявления вежливости (умеет здороваться, прощаться, благодарить):

—  использует в общении речевые и неречевые средства (выразительные жесты, мимику);

Формируется представление о себе и другом человеке как члене общества, имеющих определённые права и обязанности; о людях другой национальности.

Содержательный раздел программы

Содержание рабочей учебной программы

Вид деятельности

Возраст

Обязательная часть содержания образования

Содержание, формируемое участниками образовательных отношений

Познание окружающего мира

Средняя группа

Примерная образовательная программа дошкольного образования «Истоки» под ред. Л.А. Парамоновой.

Программа образования ребенка-дошкольника

 Л.В. Кузнецова

Образовательные задачи

Воспитание стремления детей узнавать новое, задавать вопросы, формирование познавательной мотивации.

Развитие умений детей сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать их по разным основаниям (цвету, форме, величине), вы-страивать 5—7 предметов в ряды в возрастающем или убывающем порядке с небольшой разницей в размере; формирование обобщенного способа обследования предметов.

Развитие умений различать пространственные характеристики объектов — протяженности (высоты, ширины); месторасположения частей и деталей (сверху, снизу, над, под и др.); умений анализировать объекты в следующей последовательности: объект в целом — части и их расположение — детали — вновь объект в целом, что создает целостно-расчлененное представление об объектах.

Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и зависимостях в окружающем мире.

Расширение представлений детей об устройстве человеческого жилья (в городе и деревне), о труде взрослых, их хозяйственной деятельности (в доме, на улице, в городе, в деревне), о транспорте, предметах домашнего обихода, мебели, одежды, домашней утвари и т.п.

Формирование первоначальных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках.

Формирование системы знаний об окружающем и самом себе:

- -формировать первое представление о своей «малой» Родине, городе Чебоксары, как части родного края  – Чувашской республики;

-ребенок узнает о профессиях, связанных с магазином;

-расширять знания о том, какие овощи и фрукты произрастают  в Чувашии;

-продолжается знакомство с выращиванием растений из семян, об их значении для жизни человека и животных;

асширение знаний о классификации животных, об отдельных представителях фауны Чувашской; республики

-познакомить детей с временами года на чувашском языке;

-обогащать знания о предметах быта и их назначении;

-подводить ребенка к самостоятельным нравственным и эстетическим оценкам узнанных объектов;

-обогащаются знания о предметах одежды и их назначение;

-формирование причинно-следственных связей (например, когда холодно – люди одевают теплую одежду и пр.);

-обогащать знания о пространстве и времени;

-формировать представление об отдельных характерных признаках зимы;

-формировать представление о праздниках в разные времена года;

-обучать находить причинно-следственные связи;

-формирование системы знаний об этике;

-формировать знания о предметном мире – происхождение, значение, свойства предметов, их функциональное назначение;

-обучать распознавать и называть 2-3 вида птиц по величине, окраске оперения, издаваемым звукам;

-формировать знания о предметном мире – происхождение, значение, свойства и функциональное назначение;

-формировать представление о том, что человек живет среди других людей, строит свои взаимоотношения с ними в соответствии с определенными правилами;

-уточняются представления о растениях и животных Чувашского края;

Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы

Показатели освоения программы

Уровни освоения программы

Методы мониторинга

Название пособия

Сроки проведения

низко формализо

ванные

высоко формализо

ванные

-Различает и использует в деятельности различные плоскостные формы;

-Различает и называет девять цветов и их светлые и темные оттенки;

-Различает и называет параметры величины и несколько градаций величин данных параметров;

-Может провести целостно-расчлененный анализ объектов;

-В практических действиях с новыми для него предметами пытается узнавать и использовать в своей деятельности их свойства;

-Путем проб и ошибок находит решение новых практических задач;

-Получает особое удовольствие от экспериментирования с разными материалами, звуками, словами;

-Конструирует по образцу, преобразует конструкции по заданию взрослого, используя различные материалы;

-Пользуется простыми способами конструирования;

-Владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности;

-Определяет положение предметов в пространстве относительно себя;

-Имеет элементарные представления о частях суток и ориентируется в последовательности названий ближайших дней;

-Может сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать объекты по разным признакам;

-Может пересчитывать предметы и определять их количество в пределах 5—10;

-Сравнивает предметы по параметрам величины;

-Способен общаться со взрослым, опираясь на опосредованный опыт;

-Задает вопросы о новых вещах, в зависимости от ответа может формулировать новые вопросы-уточнения, рассуждать на данную тему;

-Классифицирует объекты природы, обобщая предметы по определенным признакам;

-Устанавливает элементарные причинно-следственные; зависимости между явлениями природы;

-Знает и стремится выполнять некоторые правила поведения в природе;

Достаточный уровень – тот или иной показатель сформирован у ребенка полностью и соответственно наблюдается в его деятельности.

Уровень, близкий к достаточному - тот или иной показатель находится в стадии становления, проявляется неустойчиво

Недостаточный уровень – тот или иной показатель не проявляется в деятельности  ребенка

наблюдение за детьми,

беседа, обсуждения, диалог, опыты, моделирование, экспериментирование

 Программный продукт «Истоки». Система мониторинга: система оценки результатов освоения основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.

с 15.12.2014 по 19.12.2014  

 с 11.05.2015-по 15.05.2015г.

Организационный раздел

Календарно-тематический план

Средняя  группа

Месяц

Тема недели

Тема, форма организации образова-тельной деятельности

Обязательная часть содержания образования

Часть,  формируемая участниками образова-тельных отношений

Взаимодействие с родителями

Интеграция с другими образова-тельными областями

Непосредственно образовательная деятельность

Образова-тельная деятель-ность в  режимные моменты

Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоя-тельная деятельность детей

I КВАРТАЛ

Сентябрь

1 неделя

«Здравствуй, детский сад»  

«Здороваться – прощаться»

Беседа 

Чтение и обсуждение стихотворения 

Обучать вежливо обращаться к взрослым и сверстникам при встрече и прощании. Знакомить с понятиями «старший, старше» и «младший, младше».

Создавать условия для разыгрывания диалогов с ситуациями приветствия и прощания.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Обучать  правильно произносить  слова: «ырăкун», «сывă пул».

Сочинение сказки «Вежливые слова».

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие.

Сентябрь

2 неделя «Наша группа»

Интеграция «Вежливое отношение к людям и бережное к растениям» Беседа 

Чтение

Обсуждение

Наблюдение

Беседа

Обучать  детей вежливо и точно формулировать просьбу, благодарность. Дать возможность почувствовать, как плохо быть одиноким, как плохо думать только о себе и как хорошо – о других, обучить, как можно подружиться.

Воспитывать любовь и уважение друг к другу.

  Познакомить детей с некоторыми видами цветов в группе. Дать представление о строении цветка (стебель, листья, серединка, лепестки). Обучать внимательно рассматривать цветы,  находить сходство и различия.

Закреплять умения детей вежливо обращаться  друг к другу и взрослым.

Формировать бережное отношение к живой природе.

Наблюдение за цветами на участке

Познакомить детей с вежливыми словами на чувашском языке: «тархасшăн», «тавтапуç».

Нарисовать вместе с ребенком дом, в котором они живут. Сформировать в группе панно «Мой город»

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие.

Сентябрь

3 неделя «Городская улица. Транспорт»

«На городских улицах»

Чтение и обсуждение 

Беседа 

Игровая обучающая ситуация-иллюстрации 

Продолжать знакомить детей с видами  общественного транспорта и правилами проезда на нем. Объяснить различия между видами транспорта. Рассказать о работе водителя, кондуктора, контролера, милиционера. Воспитывать уважение к сотрудникам  МВД и ГАИ. Обсудить с детьми правила перехода улицы по надземному переходу.

Закреплять правила проезда в общественно транспорте и ПДД.

Расширять представление о труде взрослых.

Обогащать представление детей о наземном транспорте.

Развитие связной речи.

Формировать первое представление о своей «малой» Родине, городе Чебоксары, как части родного края  – Чувашской республики.

Рекомендация: «Познакомить ребенка с ПДД».

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие.

Сентябрь

4 неделя  «Городская улица. Магазины»

Интеграция «Магазины.

Такие разные фрукты и овощи»

Чтение и обсуждение

Отгадывание загадок 

Рассказ 

Опыты 

Рассказ 

Познакомить  с разными видами магазинов, обобщить и систематизировать детские представления о торговле. Познакомить с весами и принципами взвешивания. Учить видеть соответствие оборудования машины ее назначению.

Обучать детей находить различие и сходство между объектами, обобщать объекты по определенным признакам, знакомить с понятиями «овощи» и «фрукты», со значением их в жизни животных и человека.

Создать условия для проведения сюжетно-ролевой игры

Наблюдение за тем, как      привозят в детский сад продукты.

Обогащать речь прилагательными.

Ребенок узнает о профессиях, связанных с магазином.

Организация выставки «Такие разные фрукты»

Речевое,

художественно-этетическое,

развитие

Октябрь

5 неделя «Во саду ли, в огороде»

«Сад и огород»

Опыт Закрепление

Чтение

Рассматривание 

Рассказ 

Закрепить представления детей о том, что растет в саду и огороде, об использовании овощей и фруктов человеком. Продолжать знакомить с русскими народными традициями на примере праздника «Капустник».

Создание условий для возникновения игры «Капустник»

Обогащать представление детей о том, что можно приготовить из овощей и фруктов.

Развитие связной речи

Расширять знания о том, какие овощи и фрукты произрастают  в Чувашии.

Конкурс среди родителей на самое красивое и оригинальное блюдо из капусты.

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие.

Октябрь

6 неделя «Такие разные зернышки»

Интеграция

«Зернышки, их роль в жизни людей и животных»

Рассматривание 

Обсуждение,

Рассказ 

Чтение и обсуждение

Беседа 

Познакомить детей со значением хлеба в жизни человека и животных, с названиями и использованием различных зерен, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.

Познакомить детей с обобщающими понятиями «домашние животные» и «дикие животные», с отдельными домашними животными, их особенностями.                

Расширять представление детей о разнообразии хлебных изделий.

Обогащение словарного запаса прилагательными.

Продолжается знакомство с выращиванием растений из семян, об их значении для жизни человека и животных.

Конкурс среди родителей на самое красивое и оригинальное блюдо из капусты.

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие.

Октябрь

7 неделя «Домашние животные»

«Деревня»

Рассматривание

Рассказ 

Чтение и обсуждение

Познакомить детей с разными типами домов (многоэтажными и одноэтажными), с особенностями жизни людей за городом, с деревенским бытом. Знакомить детей с профессиями взрослых. Уважать труд крестьян, фермеров.

Расширяем представление детей о понятиях «домашние животные» и «дикие животные»

Закрепляем представления детей о работе крестьян, фермеров.

Расширение знаний о классификации животных, об отдельных представителях фауны Чувашской республики.

Написать совместный рассказ о своем питомце.

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие.

Октябрь

8 неделя «Запасы на зиму»

Интеграция

«Времена года. Деревья осенью»

Рассматривание Обсуждение,

Игра 

Чтение и обсуждение 

Беседа

Обсуждение

Показать на примере рябины взаимосвязь дерева с окружающей средой, воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

Формировать первоначальные представления детей о временах года, их последовательности и цикличности. Знакомить с заготовкой продуктов впрок, со способами длительного хранения продуктов. Приобщать к традициям и обычаям русского народа.

Обогащать представления детей о взаимосвязи в жизни людей, животных, растений.

Создание условий для возникновения игры

Закреплять знания о деревьях и кустарниках.

Познакомить детей с временами года на чувашском языке.

Конкурс поделок на тему «Осенние фантазии».

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие.

Октябрь

9 неделя «Поздняя осень»

«Какие разные птицы»

Наблюдение Обсуждение

Беседа

Отгадывание загадок

Развивать умение рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко.

Развивать наблюдательность. Воспитывать заботливое отношению к птицам.

Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа.

Конкурс поделок на тему «Осенние фантазии»

Речевое,

художественно-эстетическое

развитие.

Ноябрь

10 неделя

«В гостях у трех медведей»

«Мебель»

Беседа

Чтение стихотворения

Обсуждение

Рассматривание

Обучать детей называть и описывать предметы мебели  и их детали, показывать связь между размером, формой предмета и его использованием.

Воспитание ценностного отношения к труду столяров.

Формирование элементарных математических представлений (длина, ширина, высота)

Продолжать знакомить детей с разными материалами, профессиями людей.

Создавать условия для игр с мебелью.

Развитие литературной речи.

Обогащать знания о предметах быта и их назначении.

Неделя добрых дел. Совместное изготовление кормушек для птиц родителей с детьми.

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие.

Ноябрь

11 неделя

«Книжки про ежиков и не только»

Интеграция «Книжки про ежиков и не только»

Рассматривание

Обсуждение

Чтение стихотворения

Беседа

Формирование представления детей о настоящем ежике и его сказочных образах.

Формировать представления  детей о том, какие бывают книги, чем они похожи и различаются. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Продолжать знакомить с профессиями взрослых.

Обогащать словарный запас прилагательными. Развивать наблюдательность.

Подводить ребенка к самостоятельным нравственным и эстетическим оценкам узнанных объектов.

Изовыставка в рубрике «Домашние зарисовки»

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие.

Ноябрь

12 неделя «Котятки и перчатки»

«Одежда»

Рассматривание картинок

Обсуждение

Чтение стихотворения

Обсуждение

Беседа

Рассказать о разных видах одежды, ее изготовлении. Познакомить с профессией портного (портнихи). Формировать  бережное и аккуратное отношение к своей одежде.

Обогащать словарь детей названиями разных видов одежды

Обогащаются знания о предметах одежды и их назначение.

Приглашение принять участие в мини-выставке кукольной одежды.

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие.

Ноябрь

13 неделя «Такая разная обувь»

Интеграция «Обувь у нас, а у животных?»

Чтение стихотворения

Обсуждение

Беседа

Рассматривание картинок

Формировать представления о разнообразии предметов обуви и их назначении.

Обратить внимание детей на значение меха, перьев и другого покрова животных, показать различие в покровах («одежде») разных животных. Рассказать об изготовлении обуви и о том, как за ней ухаживать. Познакомить  с профессией сапожника.

Продолжить знакомить детей  с разными материалами.

Создавать условия для игры с игрушечным волком, зайцем, лисой, медведем, и еще раз потрогать, погладить их шубки.

Обогащать словарь детей названиями разных видов обуви (туфли, сандалии, кеды и т. д.)

Формирование причинно-следственных связей (например, когда холодно – люди одевают теплую одежду и пр.).

Приглашение принять участие в мини-выставке кукольной одежды.

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие.

Декабрь

14 неделя «День и ночь – сутки прочь»

«Части суток. Сон»

Чтение стихотворения

Обсуждение

Беседа

Рассматривание картинок

Формировать первоначальные представления детей о частях суток. Подводить детей к пониманию того, что спать в темноте  не страшно. Объяснять разницу между правдой и вымыслом.

Создавать условия для игровой ситуации.

Развивать художественное восприятие

Обогащать знания о пространстве и времени.

Составление коллекции фантиков.

Речевое,

художественно-этетическое,

развитие

15 неделя «Здравствуй, зимушка-зима»

Интеграция

«Времена года. Зима»

Составление по опорным картинкам словесного «портрета» зимы

Чтение стихотворения

Обсуждение

Беседа

Рассматривание картинок

Продолжать формировать первые представления детей о временах года, их последовательности и цикличности.

Закреплять представления о зиме как о времени года, ее признаках и отличии от других времен года.

Развивать художественное восприятие.

Обогащать словарный запас прилагательными

Формировать представление об отдельных характерных признаках зимы.

Составление коллекции фантиков.

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие

16 неделя

Мониторинг промежуточных результатов освоения ООП ДО

17неделя «Подарки Деда Мороза»

Интеграция

«Кролик – не игрушка, волшебство – вымысел»

Отгадывание загадок

Беседа

Сравнение

Рассказ

Формировать первоначальные представления детей о реальных и вымышленных событиях,

Научить различать вымысел и реальность. Познакомить в общих чертах с тем, о каких волшебных предметах рассказывается в сказках, с легендами о новогодней елке.

Знакомить детей с миром животных, воспитывать бережное отношение к ним, формировать представление о том, что

 животные – это не игрушки, и с ними нельзя обращаться как с игрушками.

Побуждение к творчеству: придумыванию разных небылиц, видоизменению сюжетов, совмещению реальных и фантастических событий и персонажей, взаимодействующих в самых разных ситуациях.

Побуждать детей делать правильные выводы.

Обучать находить причинно-следственные связи.

Фотоконкурс на самую оригинальную елку.

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие

декабрь

18 неделя «Новогодний праздник»

«Игрушки. Подарки»

Чтение стихотворения

Обсуждение

Беседа

Рассматривание игрушек

Рассказ

Воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам. Рассказать о значении  подарков. Показать, как можно доставить другому человеку радость, сделать что-то приятное, поздравить, похвалить.

Развитие связной речи

Обогащать словарный запас прилагательными.

Формировать представление о праздниках в разные времена года.

Фотоконкурс на самую оригинальную елку.

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие

Январь

19 неделя «К нам гости пришли»

Интеграция «Зимние гости – снег и лед»

Чтение и обсуждение

стихотворения

Беседа

Опыт

Обсуждение результатов

Познакомить детей с правилами поведения в гостях, в том числе и за столом; обучить вежливо формулировать  просьбу, извиняться, просить  прощения.

Познакомить детей со свойствами снега  и льда, с некоторыми зимними явлениями природы (снегопад,  метель).

Расширять представления детей о зимних явлениях природы.

Обогащение словарного запаса словами метель, вьюга, пурга.

Формирование системы знаний об этике.

Воспитатель обращает внимание родителей на необходимость формирования навыков вежливого поведения

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие

20 неделя «Зимние развлечения»

«Лыжи и санки»

Чтение и обсуждение

стихотворения

Рассматривание

Обсуждение

Беседа

Продолжать знакомить детей с временами года, зимними развлечениями (катание на санках, лыжах). Обучать находить зависимость внешнего вида предмета от его назначения.

Продолжать знакомить детей со свойствами снега  и льда.

Развивать компоненты устной  речи

Формировать знания о предметном мире – происхождение, значение, свойства предметов, их функциональное назначение.

Конкурс поделок на тему «Зима пришла»

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие

21 неделя «Зимние холода»

Интеграция «Валенки и варежки. Зимующие птицы»

Чтение стихотворения

Рассматривание

Беседа

Рассказ

Отгадывание загадок

Обсуждение

 Рассказать, откуда берется шерсть, как из ниток получаются шерстяные вещи. Познакомить детей с зимующими птицами, особенностями их поведения, воспитывать бережное, заботливое отношение к ним.

Продолжать знакомить детей с разными материалами (мех и шерсть животных), обучить узнавать их.

Показать, как вяжут (на спицах и крючком) и валяют.

Расширять представления о природе.

Обучать распознавать и называть 2-3 вида птиц по величине, окраске оперения, издаваемым звукам.

Конкурс поделок на тему «Зима пришла»

Речевое,

художественно-этетическое,

развитие

Февраль

22 неделя «Путешествие в Африку с доктором Айболитом»

«Медсестра и врач»

Чтение стихотворения

Рассматривание

Беседа

Рассказ

Обсуждение

Продолжать знакомить детей с профессиями медицинских работников. Вести термины «поликлиника», «больница», «кабинет», названия некоторых медицинских инструментов.

Создать условия для создания ролевой игры «У врача»

Развивать связную речь

Формировать знания о том, как беречь свое здоровье, не употреблять без контроля взрослых лекарственные препараты, незнакомые растения, ягоды, грибы и пр.

Конкурс поделок на тему «Зима пришла»

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие

23 неделя»

Каникулы

24 неделя «Защитники»

«Ссора и примирение»

Чтение стихотворения

Рассматривание Обсуждение

Беседа

Рассказ

Воспитывать у детей стремление поддерживать хорошее отношение со сверстниками, обучать способам просить прощения, мириться  друг с другом.

Продолжать знакомить детей с профессиями взрослых (профессии военных), праздником «День защитника Отечества».

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Обучение тому, как можно конструктивно разрешить конфликтные ситуации в игре.

Формировать представление о том, что человек живет среди других людей, строит свои взаимоотношения с ними в соответствии с определенными правилами.

Оформление фотовыставки «Наши замечательные папы»

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие

25 неделя «Чаепитие»

Интеграция «Как животные и растения защищаются. Будни и праздники »

Чтение стихотворения

Рассматривание Обсуждение

Беседа

Рассказ

Познакомить детей с некоторыми способами защиты  животных и растений, развивать логическое мышление, подводить к пониманию отдельных причинно – следственных связей. Показать отличие праздничных дней от будней. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к мамам и бабушкам. Обучать понимать настроение другого человека.

Продолжать знакомить детей с традиционными праздниками.

Расширять кругозор детей.

Развивать внимание, наблюдательность.

Уточняются представления о растениях и животных Чувашского края.

         Оформление фотовыставки «Наши замечательные папы»

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие

Март

26 неделя «Праздник бабушек и мам»

«Посуда»

Чтение стихотворения

Обсуждение

Рассказ Рассматривание

Познакомить детей с названиями посуды: как они называются, из каких материалов сделаны (глина, стекло, дерево, металл, пластмасса, бумага), свойствами этих материалов. Обучить соотносить форму предмета и его назначение. Познакомить с разными видами чайников и самоваров.

Создавать условия для проведения дидактической игры на соотношение предметов

Обогащать словарный запас как существительными, так и прилагательными.

Формировать знания о предметном мире – происхождение, значение, свойства предметов, их функциональное назначение.

Рекомендовать папам совместно с ребенком поздравить женщин с праздником.

Речевое,

художественно-этетическое,

развитие.

27 неделя «Каким бывает огонь»

Интеграция  «Огонь и вода»

Чтение стихотворения

Рассматривание Обсуждение

Беседа

Рассказ

Опыты с водой

Познакомить детей с огнем, пламенем, светом, электричеством. Подвести к необходимости аккуратно обращаться с огнем и электричеством, довести до сознания детей, как важно безопасное  поведение. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Создание условий для самостоятельных детских игр на данную тематику.

Познакомить с людьми и службами, которые отвечают за безопасность.

Обогащение речи многозначным словом «огонек» (горячий огонь, огни машины, фонарей¸ фонарика, цветок-огонек и пр.)

Продолжать знакомство детей со свойствами воды.

Закреплять знания о правилах поведения с электрическими приборами.

Воспитатель напоминает о необходимости дома объяснять детям правила осторожного обращения с огнем , газом, электричеством.

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное,

физическое

развитие.

28 неделя «Какой бывает вода»

«Чистота»

Чтение стихотворения

Рассматривание Обсуждение

Беседа

Рассказ

Обучать правилам личной гигиены. Научить осознанно и правильно обращаться с предметами личной гигиены. Способствовать становлению опрятности у детей. Рассказать, откуда происходят предметы повседневного  употребления.

Продолжать формировать  культурно-гигиенические навыки.

Закрепление понятия «предмет личной гигиены».

Формировать знания о том, как беречь свое здоровье (делать зарадку, чистить зубы и пр.).

Оформление фотовыставки «Самые обаятельные и привлекательные».

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие.

29 неделя «К нам весна шагает»

Интеграция

«Весна. Отражение»

Чтение стихотворения

Рассматривание Обсуждение

Беседа

Рассказ

Показать  связь между живой и неживой природой, сформировать представление об особенностях весны.

Познакомить детей со свойствами разных предметов. Выяснить, какие предметы способны давать отражение. Учить детей наблюдать, сравнивать, делать простые выводы.

.

Продолжить знакомство  детей с временами года  и их отличиями.

Создание условий для проведения командной игры-соревнования.

Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе

Расширять знания о природе Чувашского края весной.

Оформление фотовыставки «Самые обаятельные и привлекательные».

Речевое,

художественно-этетическое,

развитие.

Апрель

30 неделя «Кто построил этот дом?»

«Строители»

Рассматривание

Сравнение Обсуждение Беседа 

Познакомить детей с профессиями, связанными со строительством зданий и ремонтом помещений. Познакомить с видами гражданских построек (жилой дом, театр, школа, детский сад, кинотеатр, поликлиника, торговый центр).

Обучать правилам безопасного поведения около строящихся объектов.

Создание условий для проведение дидактических и настольно-печатных игр.

Развивать связную речь

Вызвать интерес к родному городу и к его улицам.

Подбор смешинок, случаев, фото и т.д.

Рекомендация родителям понаблюдать за ходом строительства дома, действиями строителей, работой строительной техники.

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие.

31 неделя «Что там в небе голубом?»

Интеграция «Летает – не летает. Кто где живет»

Проведение опытов

Чтение стихотворения

Обсуждение

Рассматривание

Показать, что значит «легче воздуха», как люди  используют это свойство.

Формировать представления  о взаимосвязях в природе, о приспособленности животных к разным местообитаниям.

Продолжать знакомить детей со свойствами предметов, сделанных из разных материалов (легкие и тяжелые).

Обогащать словарь.

Расширять представления о простых взаимосвязях в природе, развивать интерес к жизни животных

Формировать знания о предметном мире – происхождение, значение, свойства и функциональное назначение.

Организовать выставку-демонстрацию совместных поделок.

Речевое,

художественно-этетическое,

развитие.

32

неделя «Выдумщики и изобретатели»

«Компьютер»

Обсуждение  Демонстрация

Беседа 

Познакомить детей с тем, как работает компьютер, для чего  он используется. Показать, как можно сделать мультфильм.

Воспитывать внимательное отношение к своему здоровью, формировать основы здорового образа жизни.

Просмотр интерактивного мультфильма

Развивать связную речь, навыки диалогического общения, интонационную выразительность речи

Формировать элементарные представления о компьютерной технике.

Организовать выставку-демонстрацию совместных поделок.

Речевое,

художественно-этетическое,

физическое

развитие.

33 неделя «Такие разные насекомые»

Интеграция «Сладкоежки. Насекомые»

Рассматривание

Обсуждение Беседа

Познакомить детей с разнообразием и особенностями  насекомых, их связью с растениями. Воспитывать бережное отношение к природе.

Рассказать детям о том, откуда берется мед. Показать, что бывает сладким, объяснить, что есть много сладкого – вредно.

Продолжать знакомить детей  с профессиями взрослых, рассказать о профессии кондитера.

Развивать любознательность и наблюдательность.

Обогащать словарь.

Уточняются и обогащаются представления о разных насекомых.

Воспитатель рекомендует разыгрывать дома игры-инсценировки, объясняет важность игр для развития речи

Речевое,

художественно-этетическое,

физическое

развитие.

34 неделя «Во поле       береза стояла»

Интеграция «Моя родина. Береза – символ русского народа»

Чтение стихотворения

Обсуждение

Рассматривание

Беседа

Формировать первые представления о том, что такое родина. Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, рассказать о значении березы для русской культуры.

Развивать внимание и наблюдательность

Обогащать словарь

Формировать представление о том, что ребенок живет в России.

Рекомендация посетить музей декоративно-прикладного искусства.

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие.

Май

35 неделя «Праздничная почта»

«Почта»

Чтение стихотворения

Обсуждение

Рассказ

Знакомить с работой почты. Объяснить, что такое адрес, зачем нужны марки, конверты.

Продолжать знакомить с профессиями взрослых «на примере профессии почтальона).

Создавать условия для проведения игры  в почту.

Закреплять правила безопасного поведения на прогулке

Формировать элементарные знания о средствах связи и их значении в жизни человека.

Вместе с ребенком написать и отправить письмо.

Речевое,

художественно-этетическое,

социально-

коммуникативное

развитие.

36 неделя

Мониторинг промежуточных результатов освоения ООП ДО

37 неделя «Летние путешествия»

Интеграция «Летние путешествия. Правила поведения в природе»

Чтение стихотворения

Обсуждение

Рассматривание

Беседа

Рассказ

Рассказать о том, как отдыхают и чем занимаются дети летом. Познакомить с железной дорогй, профессией машиниста, правилами поведения в поезде. Познакомить детей с правилами поведения на природе; формировать  бережнее отношение к растениям и животным.

Закреплять представления детей о разных временах года, их последовательности

Развивать связную речь

Продолжать прививать осмотрительность в незнакомых ситуациях, при встрече с незнакомыми людьми, предметами, животными.

Рекомендации по развитию наблюдательности детей во время каникул.

Речевое,

художественно-этетическое

развитие.

38 неделя «Море и его обитатели»

Интеграция «Тонет – не тонет. Морские животные»

Просмотр видеофильмаЧтение сказки

Экспериментирование

Обсуждение

Рассказ

Объяснить, как люди используют свойства предметов – не тонуть (держаться на поверхности воды) и тонуть (идти ко дну).

Познакомить детей с морем и его обитателями на примере некоторых морских животных, воспитывать положительное отношение ко всем без исключения видам.

Продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов (какие предметы тонут, а какие держатся на поверхности воды).

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.

Формировать знания о предметном мире – происхождение, значение, свойства и функциональное назначение.

Изготовление открыток ко дню защитника Отечества.

Речевое,

художественно-этетическое

развитие

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Название учебного курса (предмета, дисциплины, образовательной области) или тематического блока (цикла) занятий

Материалы, оборудование

Учебно-наглядное пособие

Информационные и технические средства обучения

Познание окружающего мира/Природа

доска магнитная

фланелеграф

демонстрационный материал «Мой дом»

 игра-лото «Где я это видел?»

 развивающая игра «Знаю все профессии»

игровой дидактический материал «Расскажи про свой город»

развивающая игра «Любимые сказки»

игры на развитие внимания «Что изменилось?»

наборы картин и плакатов

 «Овощи»

 «Фрукты»

 «Домашние животные»,

 «Дикие животные»

 «Мебель»

 «Посуда»

 «Транспорт»

 «Праздники в детском саду»

 «Правила дорожного движения»  Автор Э.Я. Степаненкова

   «Растительный мир»  (плакаты)

    «Мы играем» Автор Г.А. Тумакова

«Как много интересного вокруг» Автор Г.А. Тумакова

«Времена года»

   «О культуре поведения»

«Профессии» Автор Л.И. Мусякина 

«Кем быть?» Автор Г.Л. Львова

«Люди мужественных профессий»                                      

муляжи фруктов, овощей, грибов, продуктов питания

материалы для опытно - экспериментальной работы в  неживой природе и многое другое.

CD диски из серии ЗАО «Новый диск»:

- «Мир природы» (Познавательный материал об окружающем мире)

-«Веселый зоопарк» (Игра, видеоролики, энциклопедия, задания)

- «Природа России»

- «Путешествие в страну знаний»

DVD диски

- «Улица полна неожиданностей»

- «Одуванчик» спектакль из серии «Приглашаем в театр детского сада»

- «Экологический паспорт детского сада: среда, здоровье, безопасность»

- «Лаборатория в детском саду и дома»

- «Добро пожаловать в экологию»

- «Ребенок – исследователь»

- «От самого порога»

-«Методика ведения педагогических наблюдений»

- «Дракоша и правила дорожного движения»

- «Шедевры своими руками»

- «Территория детского сада»

- «Готовим детей к школе»

мультимедийное  оборудование,

 экран,

 ноутбуки,

 теле-, видеоаппаратура,

 магнитофон

музыкальный центр

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно-      эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные Постановлением  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 22.
  4. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Л.А. Парамоновой.- М.:ТЦ Сфера, 2014
  5.  Программа образования ребенка – дошкольника. Научный руководитель Л. В. Кузнецова – Чебоксары: Чувашский республиканский институт  образования, 2006
  6. Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 4-5 лет. Еженедельное интегрированное содержание работы по всем образовательным областям. – М.:ТЦ Сфера, 2012. – 224 с. (Истоки).
  7. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет /Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 592 с.: ил. – (Программа развития и обучения дошкольника).
  8. Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева,  Н.Н. Авдеева Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998
  9. Рыжова Н.А. Пособие по экологическому образованию дошкольников «Наш дом - природа». М., 1998.
  10. Рыжова Н.А.  Я и природа: Учеб.-метод. комплект по эколог. образованию дошкольников.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996.
  11. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам.- М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  12. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении.- М. Новая школа, 1993.школьного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС
  13. Уланова Л.И., Пушкарева Л.Д., Ларина Г.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, 1995.
  14. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий.- СПБ, 2001.
  15. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания/ Автор-сост. С.Н. Николаева.- М., 1998.
  16. Пахмутова Н.И., Домрачева Л.Н. Ознакомление с окружающим миром.- Йошкар-Ола, 1996.
  17. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа.- М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы. Тема: «Природа дарит чудеса»

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы.Тема: «Природа дарит чудеса»...

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)

Рабочая программапо образовательной области «Познавательное  развитие»  Вид организованной образовательной деятельности:   Познавательное  развитие (Озна...

АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «МАЛЕНЬКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ» по экспериментированию (Средняя группа)

Актуальность.В соответствии с ФОП ДО, основными задачами образовательной деятельности в области познавательного развития являются: обогащение сенсорного опыта детей, развитие целенаправленного восприя...