"Духовно-нравственное воспитание дошкольников в сотрудничестве семьи и детского сада"
статья

Бурдина В.В.

Статья рассказывает о работе по взаимодействию семьи и детского сада в  деле  воспитания духовности и нравственности у подрастающего поколения. В ней отражен  опыт работы нашего дружного коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

в сотрудничестве семьи и детского сада.

        Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

        Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи: через телевизионное «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

        Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

        Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности.  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

       Одной из важнейших задач нашего образовательного учреждения является сотрудничество с семьей по воспитанию  и обучению подрастающего поколения.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому, необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные традиции и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

        Я, как педагог по  приобщению детей к истокам русской народной культуры понимаю необходимость  воспитания духовности  и нравственности в первую очередь у  родителей, а затем и у детей. Провожу просветительскую работу на родительских собраниях в виде презентаций, докладов и сообщений. Объясняю, что нормы поведения в обществе: уважение к старшим, к родителям, доброта, отзывчивость, милосердие – все это является характерной особенностью людей, проживающих на русской  земле. Все эти добродетели передавались из поколения в поколение  нашими предками и являются основой русской культуры. Именно поэтому  приобщение  детей и родителей к русской культуре является и приобщением  к духовности, нравственности.

        Вместе с родителями мы подбираем детям народные костюмы. Родители с детьми начинают изучать костюмы, узоры и  выбирать понравившийся. Особенно приятно, когда костюм создают своими руками, поскольку в него вложена частичка души, видна индивидуальность и неповторимость.  

Периодически проводится анкетирование , в ходе которого я и мои коллеги узнаем, с какими традициями знакомят малышей дома, с какой  дополнительной информацией необходимо ознакомить родителей.

        Особое место занимает знакомство детей с народными праздниками и обрядами, которые близки и понятны им, вызывают яркие эмоции. Праздник для ребенка – это не только удовлетворение игровых, двигательных, эмоциональных и социальных потребностей, но и важный пример для подражания. Праздники  всегда играли значительную роль в жизни русского народа, они позволяли продемонстрировать свои творческие возможности, таланты, способности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение окружающих, передать свое умение молодым. Сколько радости , шуток и смеха  дарят детям совместные с родителями праздники: «Рождество», «Колядки», «Масленница», «Пасха», «Жаворонки», «Сороки», «Посиделки» – все эти праздники проходят ярко и весело, с закличками, зазывалками, прибаутками, играми, потехами, песнями и плясками.

        Интересна история проведения Колядок в детском саду. Дети с песнями и пожеланиями богатства и счастья обходят детский сад. Все ждут колядовщиков, заранее готовят для них сладости.

        Неповторимая, эмоциональная, духовно-нравственная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников: воспитателей, детей, родителей. Жизнь ребенка наполняется радостью и смыслом. Приобретенный опыт и совместные переживания детей и взрослых становятся базой для поддержания народных традиций в семье: социальной общности, ответственности и справедливости, благодарности и почитания, гостеприимства. Праздник сближает детей с природой и оставляет глубокий след в их душе. Жизнь ребенка  наполняется богатыми эмоциями. Активное сотрудничество воспитателей, детей, родителей при подготовке к празднику включает в себя традиционные русские игры, хороводы, изменение интерьера и украшение помещений, участков, изготовление поделок, подарков.

        К изготовлению подарков  дети относятся особенно трепетно, с любовью и это не может не радовать, ведь через отношение к семье складывается отношение к Родине – любовь, патриотизм, стремление стать полноправным членом общества.

Дети охотно знакомятся с народно-прикладным искусством, занимаются народными промыслами: изготовлением дымковской игрушки из глины  и ее росписью, с городецкой росписью по дереву, изготовлением тряпичных кукол, сувениров  из соленого теста и т.д.  Работа в  детском коллективе проходит в атмосфере дружелюбия и взаимопомощи, что очень сплачивает ребят. Материалы для поделок заготавливают родители, незаметно для себя вовлекаясь в процесс творчества. О полученных знаниях дети с  удовольствием рассказывают родителям, тем  самым зачастую  просвещают  их.

        Творческие домашние задания также порождают совместную деятельность с  детьми. Так,  к примеру, задание нарисовать родовое дерево  помогает обратиться к истории семьи и своих предков, познакомить с ними  детей.

Таким образом, разнообразные формы сотрудничества с семьей позволяют достичь главную цель: дети начинают интересоваться культурой своей страны. Совместный труд родителей, педагогов и детей приносит свои плоды. Дошкольники гордятся, что трудились вместе со взрослыми, испытывают радость от полученных результатов, а мы в свою очередь понимаем, что затраченные усилия не прошли даром.


Российская  Федерация

Муниципальное  дошкольное  образовательное учреждение

детский  сад  №17  «Семицветик» комбинированного   вида

Истринского  муниципального  района

Доклад на тему:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

в сотрудничестве с семьей.

 Составил воспитатель:

                      Кабанова

Валентина Васильевна

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в подготовительной группе детского сада "Уважение к родителям"

Конспект занятия разработан для детей подготовительной группы детского сада. Форма проведения: занятие-интервью....

Доклад на пед.совет :"Развитие духовно - нравственного потенциала здоровья дошкольника в условиях детского сада и семьи."

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА НА ТЕМУ: «УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА НА ТЕМУ:«УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ»...

Гражданское и духовно-нравственное воспитание в семье и детском саду

Гражданское и духовно-нравственное воспитание детей в семье и детском саду...

Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку. Средняя группа детского сада.

В основе проекта «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели...

Выступление на педсовете «Гражданское и духовно-нравственное воспитание в семье и детском саду»

Формирование высоконравственной личности, педагогическое содействие становлению ее гражданских качеств....