НОД "Заколдованный лес"
план-конспект занятия

Касаткина Наталья Викторовна

"Заколдованный лес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zakoldovannyy_les.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 141»

Коминтерновского района города Воронежа

Образовательная деятельность в старшей группе

«Заколдованный лес».

              Составила воспитатель

 Касаткина Наталья Викторовна

Воронеж- 2018

Цель:

Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы

Задачи:

1.Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения)

2.Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному посредством музыки и с помощью театрализованных этюдов.

3.Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

4.Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.

5.Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.

6.Формировать потребность в здоровом образе жизни. Воспитывать активную жизненную позицию по отношению к своему здоровью и здоровью близких людей.

7.Обеспечивать освоение детьми приёмов изготовления цветов из салфеток.

Словарная работа: березовая роща, хвойный лес, ельник, дубовая роща, дубрава, дубравушка, этажи леса , чечевички, бруньки , мышкование, гайно.

Предварительная работа: беседа о лесе, о его пользе, о его многоэтажности; рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного, смешанного лесов, альбомов: «Звери леса»; «Времена года», «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Съедобные и ядовитые грибы», «Ягоды», «Царство цветов», заучивание стихов, пословиц, песен о лесе; отгадывание загадок на лесную тематику; обыгрывание разных ситуаций в лесу.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.)

Раздаётся голос сороки. Вы узнали, что что это за звуки? По- моему это сорока. Где же она спряталась? Да вот же она сидит на дереве. Что- то она нам принесла на хвосте. Это письмо. От кого же оно? (читаем)

Воспитатель: Письмо пришло от Старичка–Лесовичка. Вот что он пишет:

«Здравствуйте, дорогие детишки! Пишет вам старик по прозванью Лесовик. Случилась беда в моём лесу. Злая колдунья Бругандильда наложила заклятие на лес и поселилась в нём «мёртвая тишина», птицы не поют, зверей не видно, даже ветер не залетает в мой лес, не шумит в ветвях деревьев, насекомые и те разбежались. Что делать, ума не приложу, знаю только, что заклятие могут снять только дети, выполнив все задания, которые встретятся у них на пути. Чтобы вы не заблудились посылаю вам карту. Помогите моему лесу, очень вас прошу! До встречи, Старичок- Лесовичок.

Воспитатель: Вот какая беда случилась в лесу у Старика- лесовика. Надо спешить, чтобы помочь ему. А вы не боитесь трудностей, с которыми придётся встретиться в лесу, ведь лес заколдован.

 Дети: Нет, не боимся.

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. Но сначала давайте прислушаемся к своему сердцу, послушаем и ощутим, как оно бьётся, излучая свою доброту. А теперь, давайте возьмём друг друга за руки и частичку своей сердечной доброты подарим друг другу и окружающим. Видите, какое хорошее настроение появилось у всех, на лицах засияла жизнерадостная улыбка. С таким настроением мы всё преодолеем!

(Воспитатель разворачивает карту и прикрепляет её на фланелеграф)

Воспитатель: Что нарисовано первым на карте? Правильно, берёза. Чем берёза отличается от других деревьев? Как называется верхний слой коры берёзы? А как называются чёрные полоски и точки на белой бересте? Для чего они нужны? Скажите, пожалуйста, как называются семена берёзы? Как называется лес, в котором растут одни берёзы? (на ветке находим конверт с заданием)

Вот и первое задание «Расколдуй животных» Дети посмотрите, что это за животное? Вы его знаете? Раньше где-нибудь видели? Что же наделала злая колдунья?  Она заколдовала всех животных. Хотите их расколдовать? Чья мордочка у этого животного? (лисы) Появляется картинка лисы. Что вы можете рассказать о лисе?

(Лиса охотится на мелких зверушек и птиц. Любимая её пища-мышки. Интересно наблюдать, как она на них охотится. Она бежит по снегу и что-то вынюхивает, затем резко останавливается, наклоняет голову и начинает прислушиваться: где-то под снегом пищат мыши. Лиса высоко подпрыгивает, падает на все четыре лапы и быстро выкапывает добычу. Такая охота называется «мышкованием» Летом пища лисицы более разнообразна: она питается насекомыми, ягодами.

Воспитатель: Чьё же туловище? (ежа)

Что вы можете рассказать о ежах? (Ёж покрыт иголками, причём иголки внутри пустые. В них находится воздух, между ними – редкие волосы. Иголки растут очень быстро. Ежи- ночные животные. Днём они спят в своих гнёздах, которые устраивают в ямах или старых норах грызунов. Ежи хорошо слышат и чувствуют разные запахи, но очень плохо видят. Они быстро бегают, умеют плавать и прыгать. Они питаются насекомыми, гусеницами иногда дождевыми червями и мышами.)

Чей же хвост у этого животного? (беличий)

Расскажите о белке.( Белки живут в дуплах деревьев или строят на деревьях из ветвей шарообразные гнёзда с крышей и боковым выходом, называемые «гайно» Изнутри такое гнездо выстлано сухими листьями. Белки прекрасно лазают по деревьям. Белки любят делать запасы на зиму. Они закапывают орехи в землю или прячут их в дуплах деревьев. Часто белки забывают о закопанных орехах, и из них прорастают деревья. Так эти животные помогают сохранять леса. Кроме орехов , белки едят семена, грибы, насекомых, яйца небольших птиц.

Воспитатель: А чьи же лапы? (Медведя)

Кто расскажет о медведе? (Хотя с виду этот зверь неуклюж, в действительности он очень подвижный и ловкий. Медведь охотится ночью, а днём прячется в укромных уголках леса. Он питается мышками, птичками, лягушками, насекомыми, орехами, ягодами и грибами. Очень любит мёд. Бурый медведь занесён в Красную книгу. Ближайший родственник бурого медведя – белый медведь. Он живёт на Севере.

Воспитатель: Какие вы молодцы, всех животных мы расколдовали.

Воспитатель: Какое дерево нарисовано за берёзой? (клён)

Чем клён отличается от других деревьев? (листьями, которые напоминают раскрытую ладонь руки)

Какую пользу он приносит людям? (он очень красив и даёт много тени в жаркую погоду. Из древесины клёна делают мебель, музыкальные инструменты. Весной пчёлы собирают нектар с цветков клёна. Чтобы получить мёд.)

Как называются семена клёна? (крылатки)

 Второе задание «Разгадай ребусы».

Воспитатель: Молодцы, ребята. Дети, а хотите превратиться в деревья и птиц.

Физкультминутка «В удивительном лесу».

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти стряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.

Воспитатель: Посмотрим на карту. Около какого дерева нужно искать задание? (ели)

Как называется лес, в котором растут одни ели? (хвойный)

Как называются иголки у ели(хвоя)

Как это дерево помогает людям быть здоровыми? (оно издаёт приятный запах и очищает воздух от бактерий и пыли. Ель выделяет кислород и служит пищей для многих зверей и птиц.

Под елью находим конверт с заданием.

Воспитатель: Дети, Бругандильда заколдовала всех птиц. Чтобы им помочь, нужно узнать их голоса.

Третье задание. «Птичий концерт».

Воспитатель: Дети, на птичий концерт пришли животные и прилетели насекомые, птицы.

(дети берут животных, насекомых и птиц).

Воспитатель: Дуб является домом для многих животных, насекомых и птиц. Давайте с вами заселим жильцов в дом. (дети расселяют жильцов).

Воспитатель: Молодцы! Всех поселили на свой этаж. Все обитатели дуба очень рады и нам было приятно им помочь. А сейчас вы закроите глазки и представите, что вам снится сон, а когда я хлопну в ладоши вы проснётесь.

 (Включается диск «Волшебство природы», дети, слушают лесные звуки, закрыв глаза).

Психологическая разгрузка.

Воспитатель: Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы деревьев, чудесных трав. Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем с друзьями оберегать все живое.

Воспитатель: Дети, что вы услышали в лесу? (пение птиц, журчание ручья, жужжание пчелы, стрекотание кузнечика, кукование кукушки, полёт стрекозы, кваканье лягушки…).

- Да, в лесу приятно бывать, общаться с животными и растениями, наблюдать за ними. Ведь Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнёзд и нор. Это огромная земная лаборатория, которая вырабатывает кислород и поглощает пыль и ядовитые газы.

-  Ребята, как вы думаете, что даёт лес человеку, животным и птицам? (людям лес даёт чистый и свежий воздух, спасает от жары, зноя, даёт тень и прохладу, дарит грибы и ягоды, дрова…Животным и птицам – жилище и корм).

Воспитатель: Дети. Посмотрите. На карте ничего больше не нарисовано. Значит мы расколдовали лес.( звучит музыка).

Воспитатель: А где же Старичок- Лесовичок?

Воспитатель: Дети, наверное мы не поздоровались с лесом, поэтому Лесовичок и не показывается.

Ребёнок : Здравствуй, лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь- мы свои.

Входит Старичок- Лесовичок.

Кто в лесу моём гуляет?

О, да это ребятишки-

Смешливые девчонки.

Забавные мальчишки.

Здравствуйте, ребята!

Дети: здравствуйте!

Старичок- Лесовичок: Узнали, дети, вы меня?

Я Старичок- Лесовичок. Кто природу губит,

С теми я строг. А кто лес уважает,

Растения не обижает. Зверям помогает,

Тот гостем желанным у меня бывает.

Спасибо вам, ребята, помогли вы мне и зверям лесным. Лес стал прекрасным и оживлённым.

А вот вы сами знаете правила поведения в лесу?

Дети: Да.

Дети:

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай.

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, никогда не забывай

Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать!!!

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги! Ведь они нам не враги!!!

Старичок-  Лесовичок : Молодцы, ребята. Лес- это не только украшение Земли и удивительный наряд, но и источник здоровья. Лес даёт людям чистый и свежий воздух. Здесь и легко дышится и сладко спится. Вот однажды я присел на пенёк и мне приснился сказочный сон.

Полька «На лесной полянке».

Лесовичок : Дети, вот если вы будете совершать прогулки по лесу, тогда вам будут сниться такие замечательные сны.

Воспитатель: Ребята, послушайте одно важное правило. Правило безопасности, послушайте внимательно:

Должны всерьёз вы уяснить:

Без взрослых в лес нельзя ходить!

Ведь заблудиться там легко:

Уйти от мамы далеко,

И не найти назад пути,

И больше к маме не дойти….

Вы запомнили правило? Без взрослых в лес нельзя ходить.

Лесовичок : Ребята, к нам в лес направлялась весна, а Бругандильда, убегая. повредила ей платье, я думаю вы поможете украсить платье для Весны, а мне пора обходить лес ,будить лесных жителей. В награду за вашу доброту я дарю вам волшебный клубочек. До свидания!

Дети: До свидания!

Дети с воспитателем украшают платье цветами. Затем звучит музыка. Воспитатель бросает клубок к ёлке и на ней находят сундук. Открывают его и находят медали Защитник леса».

Дети :

Мы леса своей страны

Охранять всегда должны!

Чтобы ели зеленели,

На цветах шмели звенели,

В чаще ландыши цвели,

А в борах грибы росли!

И, поверьте мне, тогда

Сказки будут жить всегда!

Смогут долго малыши

Слушать их в лесной тиши.

Лес – не только для забавы,

Он – богатство всей страны.

Все деревья в нём и травы

Нам на пользу взращены.