Главные вкладки

    Краевой конкурс: Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад №30»г. Михайловск 2018г
    рабочая программа

    Затула Валентина Александровна

    психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 30 комбинированного вида" г. Михайловска

    Принята на педагогическом совете                                               Утверждаю:

    Протокол № 1                                                                   Заведующий МБДОУ  

    От « 29 » августа 2018 г                                                  «Детский сад №30»

                                                                                         _________________

                                                                                                   Л.Д.Расинская

    Программа

    психолого-педагогического сопровождения одаренных детей

    дошкольного возраста

    МБДОУ «Детский сад  №30»

     г. Михайловск

    Автор программы: Затула Валентина Александровна – воспитатель

    Пояснительная записка

             «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать,.. уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено».  А.Маслоу,

        Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Подготовка ребенка к жизни в современных условиях предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей. В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений на уровне общества. В связи с этим появились образовательные учреждения, ставящие своей задачей выявление и развитие таких детей.

    Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования определяет задачу сохранения и поддержки индивидуальности ребѐнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребѐнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также развития эстетических качеств воспитанников.

        Работа с одаренными дошкольниками выступает с позиций реализации ФГОС дошкольного образования как одно из направлений индивидуализации дошкольного образования. Одарѐнных детей насчитывают от 2-5 % от общего количества детей. Их намного меньше, чем тех, которые не проявляют одарѐнность. Но, если помнить, что каждый ребѐнок это кладезь потенциальных возможностей, то необходимо приложить все усилия, чтобы помочь ему максимально реализовать себя.

        Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    Основные задачи:

    1.Выявлять детскую одарённость  с помощью различных методик.

    2. Создавать  условия для индивидуального развития способностей ребенка.

    3.Развивать предпосылки творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии.

    4.Формировать навыки коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку

    5. Формировать положительную самооценку и уверенность в собственных интеллектуальных силах.

    6.Создавать условия, обеспечивающие развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательною направленностью, высоким уровнем умственного развития.

    7.Создавать условия, обеспечивающие укрепление здоровья ребенка, его осознанное отношение к своему здоровью, физическое и психическое развитие  детей.

    8.Вовлекать родителей в образовательный  процесс и устанавливать с ними отношения сотрудничества.

    Формы выявления одаренных детей:
    1. наблюдение;
    2. общение с родителями;
    3. психологическое тестирование, анкетирование, беседа;
    4. олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции.
    Формы работы с одаренными детьми:
    1. работа по индивидуальным планам;
    2. участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
    3. тренинговая работа;
    4. кружки по интересам;
    5. курсы по выбору учащихся
    6. проектная и исследовательская деятельность
    7. проблемное обучение.

    Характер развития творческой одаренности в дошкольные годы – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованных деятельностью ребенка (игровой, художественной, трудовой, а также личностной активностью самого ребенка, его способности к саморазвитию. Лучшие достижения дошкольника в области освоения окружающей жизни говорят о том, что его знания появляются в результате сотрудничества с более компетентными взрослыми.


       

    Нормативно-правовая база программы.

    - Закон РФ «Об образовании»;

    - Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой генеральной Ассамблеей  ООН 20 ноября 1989 г.;

    - Основные положения «Декларации прав ребенка», принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

    - Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная

    распоряжением правительства РФ № 1756 - р от 29 декабря 2001 г.;

    - Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы  «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.

    Принципы педагогической деятельности в работе с талантливыми и одарёнными детьми.

         Одним из главных принципов в своей работе с детьми считаем создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно, не принуждаем детей к действиям (пению, рисованию, игре), а даем возможность освоиться, захотеть принять участие в игровом сеансе.

         Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач.

    Одним из важнейших принципов воспитания считаем  принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно, говорю добрые, ласковые слова.

    Немаловажным является принцип положительной оценки, который способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в  творчестве.

    Методы диагностики в ходе реализации программы:

    - наблюдения;

    - беседы;

    - педагогическая диагностика

    - изучение продуктов детского творчества;

    - ведение индивидуальных карт развития.

    Планируемые результаты.

    1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

    2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

    3. Повышение профессионального уровня педагогов по выявлению признаков одаренности у детей;

    4. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.

    5. Положительная динамика процентов участников и призеров конкурсов различного уровня;

    Основные направления реализации программы

    1.Выявление одаренных учащихся.

    2.Создание банка данных «Одаренные дети».

    3.Разработка индивидуальных форм работы.

    4.Внедрение в учебный процесс интерактивных технологий.

    5.Использование активных форм и методов организации образовательного процесса.

    6. Развитие системы деятельности воспитанников, которая позволит детям демонстрировать свои достижения на, районных олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях.

    Основные этапы реализации программы.

    1.Подготовительный.

    Цель этапа: изучение понятия детской одаренности, методов диагностики детской одаренности, оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.

    Виды деятельности:

    Обзор имеющихся программ по проблеме выявления одаренности у детей.

    Изучение опыта работы других дошкольных учреждений.

    Изучение технологий, теоретических основ.

    Подбор практических методических материалов.

    Подготовка воспитателей и специалистов к реализации проекта.

    2. Аналитико-диагностический.

    Цель этапа:

    С педагогами – оценка готовности к работе в инновационном режиме, изучение профессионального развития личности педагога, систематизация материалов по диагностике детской одаренности.

    Виды деятельности:

    Анкетирование профессиональной позиции педагога по вопросу дополнительного образования в ДОУ;

    Индивидуальные беседы с воспитателями и специалистами по вопросу «Одаренность детей».  Индивидуальные беседы с воспитателями и специалистами по вопросу «Формы и методы выявления признаков одаренности»;

    Разработка мониторинга определения и развития индивидуальных психолого-педагогических особенностей дошкольника, выявления одаренных и высокомотивированных детей;

    Оформление выставки литературы в методическом кабинете «Одарённые дети».

     Семинар ДОУ «Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми».

    Для определения направленности одаренности анкетирование педагогов и родителей одаренных детей при помощи опросника А. И. Савенкова «Определение склонностей ребенка».

    3. Информационный.

    Цель этапа: повышение профессиональной компетенции участников педагогического процесса в вопросе сопровождения и развития детской одаренности.

    Виды деятельности:

    Освоение современных педагогических технологий работы с одаренными детьми через систему методических мероприятий ДОУ, курсов повышения квалификации разного уровня;

    Семинар ДОУ «Мероприятия, проводимые в ДОУ  с одаренными детьми»;

    Родительские гостиные в старших группах «Одаренность детей»;

    Психолого-педагогический мониторинг детской одаренности;

    Анкетирование «Увлечение моего ребенка»;

    Оформление фотовыставки по работе с одаренными детьми;

    Анализ результатов работы с одаренными детьми за 1 полугодие;

    Педагогический совет «Выявлению признаков одаренности у детей»;

     Презентация проекта “Одаренные дети”;

    4.Развивающий.

    Цель этапа: гармоничное развитие одаренных и высокомотивированных детей.

    Виды деятельности:

    Создание развивающей среды для талантливых детей;

    Кружковые занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста;

    Анкета выявления одаренности. Проявление специальных способностей
    (по А.И. Савенкову)(на вопросы отвечать «да», «нет»)

    Занятия по развитию эмоционального мира ребенка;

    Семинары – практикумы для родителей «Наши таланты»;

    Педагогические гостиные в средних, старших и подготовительных группах .

     5.Рефлексивно – диагностический.

    Цели этапа: оценка качества реализации проекта, трансляция накопленного опыта системной деятельности по вовлечению детей в творческий процесс.

    Виды деятельности:

    Обобщение и распространение педагогического опыта работы с одаренными и высокомотивированными детьми дошкольного возраста;

    Организация и проведение конференции «Одаренные дети – будущее нашей страны»;

    Открытый показ кружковой работы;

    День открытых дверей «Работа с одаренными детьми»

    Рефлексивные техники;

    Оценка качества кружковой работы;

    Мониторинг эффективности работы с детьми в рамках проекта.

    Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы.

    -Создание творческой группы воспитателей по составлению программы «Сопровождение талантливых и одаренных детей в ДОУ».

    -Разработка программы «Сопровождение талантливых и одаренных детей в ДОУ».

    -Рассмотреть и изучить на заседании педагогического совета программу

    «Сопровождение талантливых и одаренных детей в ДОУ».

    - Работа по определению способностей талантливых и

    одаренных детей. Изучение интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев одаренности.

    -Подбор комплекса диагностических методик.

    -Познакомить родителей с основными направлениями в работе с детьми, имеющими

    предпосылки к одаренности.

    -Первичная диагностика с целью выявления талантливых и одаренных детей.

    -Составление банка данных детей, имеющих ярко выраженные способности.

     -Составление плана работы с талантливыми и одаренными детьми, планов - программ по дополнительному образованию (кружки).

    - Составление индивидуального маршрута развития талантливых и одаренных детей.

    -Разработка методических рекомендаций, материалов по работе с талантливыми и

    одаренными детьми.

     -Внедрение современных педагогических технологий развития детской одаренности.

    - Проведение мероприятий с талантливыми и одаренными детьми, используя разнообразные формы и методы.

    -Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, самостоятельную деятельность.

    -Функционирование кружков.

    -Организация и проведение спортивных соревнований, эстафет, праздников, выставок среди талантливых и одаренных детей.

    - Участие в районных, всероссийских и международных конкурсах.

    -Поощрение талантливых и одаренных детей.

    -Анкетирование родителей с целью определения их компетенции по воспитанию детей с предпосылками к одаренности.

    - Проведение различных форм работы с педагогами и родителями по работе с талантливыми и одаренными детьми. Анкета ( авторы Ф. Татл и Л. Бекер), Карта одаренности С.А.Ледневой ,И.Г. Холл, Н.Скиннер специально для родителей, Анкета выявления одаренности (для родителей)

    Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).

    -Организация совместного творчества родителей и детей.

    -Выставки детских работ.

    - Проведение промежуточной диагностики.

    - Итоговая диагностика воспитанников.

    - Обсуждение итогов развивающей работы с талантливыми и одаренными детьми, выявление проблем.

    -Корректировка данной программы в соответствии с выявленными проблемами.

    -Создание методической базы ДОУ по работе с талантливыми и одаренными детьми.

    - Обобщение материалов по работе  с талантливыми и одаренными детьми на

    педагогическом совете, размещение материалов на сайте

    Список литературы:

    1.Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. №2. - С. 68-74.

    2.Галянт, И. О проблемах художественно-творческой одаренности дошкольников [Текст] / И.Галянт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7.С. 31-38.

    3. Н.В. Алексеева, Развитие одаренных детей, 2011, В.

    4.Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное

    воспитание. - 2010. № 6.С. 48-55.

    5.Гердт, Н. Интеграция искусства: путь становления художественной культуры и творческой

    одаренности детей [Текст] / Н. Гердт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 42-46.

    6.Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети [Текст] / Ю.З. Гильбух. - М, 1991. - 112 с.

    7.Евтушенко, И. Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко // Дошкольное

    воспитание. - 2009. - № 7. С. 46-51.

    8.Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской

    одаренности [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 27-31.

    9. Капдунова И., Новоскольцева И.  Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

    10.Крынцылова, И. Развиваем способности ребенка [Текст] / И. Крынцылова // Дошкольное

    воспитание. - 2007. - № 5. С. 54-58.

    11.Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007

    12.Пасечник Л. Одаренные дети в детском саду и семье: статья вторая [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. С. 14-21.

    13.Пасечник, Л. Одаренный ребенок - особая ценность для общества [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. С. 13-20.

    14 .Л.И.Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 2 - 7 лет. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2009

    15.Путляева, Л. О задатках и способностях [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. С. 43-45.

    16.Трубайчук, Л. Одаренный ребенок дошкольного возраста как развивающийся феномен [Текст] / Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9.С. 32-3

    17. Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №30 комбинированного вида» на 2018-2022 г.г.

    18. И.М.Сучкова, Е.А.Мартынова., Н.А. Давыдова. Физическое развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство»

    19. «Камертон» программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э.П.Костина.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2006.

    Приложение 1.

    Диагностические материалы.

    Анкета выявления одаренности Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).

    Музыкальные способности (5 признаков)

    Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

    • любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
    • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;
    • если поет или играет на музыкальных инструментах, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
    • сочиняет свои собственные мелодии;
    • научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

    Технические способности (5 признаков)

    У Вашего ребенка совершенно очевидны технические способности, если он:

    • интересуется самыми разнообразными машинами и механизмами;
    • любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру, сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
    • может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
    • любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;
    • интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

    Способности к научной работе (5 признаков)

    У Вашего ребенка способности к научной работе, если он:

    • обладает явно выраженной способностью к восприятию абстрактных понятий, к обобщениям;
    • умеет четко выразить словами чужую и свою собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает (или просит записать) не с целью похвастаться, а для себя;
    • любит слушать (или читать) научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет;
    • часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
    • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
    • не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретения или проект не поддержаны или осмеяны.

    Артистический талант (7 признаков)

    Артистический талант проявляется у Вашего ребенка тем, что он:

    • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
    • стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
    • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
    • с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его слушателями были взрослые;
    • с легкостью передразнивает привычки, позы, выражения;
    • пластичен и открыт всему новому;
    • любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

    Незаурядный интеллект (9 признаков)

    У Вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

    • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
    • обладает хорошей памятью;
    • легко и быстро схватывает новый учебный материал;
    • задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
    • любит читать (или слушать) книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей дошкольную или школьную литературу;
    • обгоняет своих сверстников по интеллекту, причем в учебе не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ( или на занятиях в д/саду) ему скучно;
    • гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
    • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
    • очень восприимчив, наблюдателен, быстро не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

    Спортивный талант (8 признаков)

    Не сердитесь на Вашего шалуна - просто у него спортивный талант:

    • он энергичен и все время хочет двигаться;
    • он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
    • он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
    • не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
    • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко пластично, грациозно;
    • предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
    • кажется, что он никогда всерьез не устает;
    • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-то одним, но у него есть свой герой - спортсмен, которому он подражает.

    Литературное дарование (5 признаков)

    У Вашего ребенка литературное дарование, если он:

    • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
    • любит пофантазировать или импровизировать на тему действительно события, причем придает событию что-то новое и необычное;
    • выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние и чувства героев сюжета;
    • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
    • любит, уединившись, сочинять (или писать) рассказы, стихи, не боится начать писать (сочинять) роман о собственной жизни.

    Художественные способности (6 признаков)

    Художественные способности Вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

    • не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
    • в своих рисунках или картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;
    • серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
    • когда имеется свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
    • стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
    • не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

         Познакомившись с этими "признаками опознания" таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех восьми описанных талантах. Если какая-то характеристика особенно подходит Вашему ребенку, ставьте ему 5 баллов, если она выражена только хорошо - 4 балла, ну и так далее (но не ставьте оценку ниже 2 баллов). Затем суммируйте баллы внутри каждой из восьми анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму полученную при сложении баллов за спортивный талант надо поделить на 8).

    Теперь построим график. Проведем оси координат. На горизонтальной оси 8 позиций (по числу видов таланта). На вертикальной оси нанесите через равные расстояния цифры от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида таланта нанесите точку. Соединив полученные точки, вы получите нужный вам график

    Для чего нужен график одаренности ребенка? Для того, чтобы ребенок одновременно занимался музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием. Взглянув на график, вы сможете оценить перспективы малыша. У данного ребенка одаренность в области музыки, науки, интеллекта и артистических сферах. Плавание и технический кружок чужды ему и будут в тягость.

    А если линия на графике не имеет пиков? Не переживайте, предлагаемый Вам метод выявления одаренностей ребенка при помощи анкетирования все-таки довольно прост, а талант имеет свойство долгое время вести "скрытый образ жизни" и проявляться бурно и ярко.


    Анкета выявления одаренности. Проявление специальных способностей
    (по А.И. Савенкову)(на вопросы отвечать «да», «нет»):

    1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:

    1. в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;
    2. становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит хорошую музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;
    3. способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.;
    4. любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;
    5. охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);
    6. обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;
    7. любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;
    8. может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
    1. В сфере музыкальной одаренности:
    1. проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
    2. чутко реагирует на характер и настроение музыки;
    3. хорошо поет;
    4. вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;
    5. любит музыкальные записи;
    6. стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
    7. хорошо играет на каком-нибудь инструменте;
    8. в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
    9. сочиняет собственные оригинальные мелодии.
    1. В сфере литературной одаренности:
    1. любит писать и сочинять рассказы и стихи;
    2. может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого- либо конфликта;
    3. рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
    4. придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;
    5. выбирает в своих рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;
    6. склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
    7. умеет в характере изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
    1. В сфере артистической одаренности:
    1. легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;
    2. интересуется актерской игрой;
    3. меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;
    4. разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;
    5. склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;
    6. стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;
    7. с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания; любит игры-драматизации.
    1. В сфере технической одаренности:
    1. интересуется механизмами и машинами;
    2. может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых приборов, машин, механизмов;
    3. любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;
    4. любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;
    5. читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;
    6. любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;
    7. проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летальных аппаратов, автомобилей, кораблей);
    8. быстро и легко осваивает компьютер.
    1. В сфере лидерской одаренности:
    1. инициативен в общении со сверстниками;
    2. сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
    3. легко общается с детьми и взрослыми;
    4. улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;
    5. часто руководит играми и занятиями других детей;
    6. склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;
    7. другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
    1. В сфере спортивной одаренности:
    1. энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;
    2. любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
    3. часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;
    4. бывает быстрее всех в детском саду, в классе;
    5. движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;
    6. любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;
    7. предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);
    8. физически выносливее сверстников.
    1. В сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хаану и Г. Кафу):
    1. хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
    2. обладает хорошей памятью;
    3. легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
    4. задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
    5. любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;
    6. обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
    7. гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);
    8. обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
    9. очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

    Анкета ( авторы Ф. Татл и Л. Бекер)

    Анкета 1.

    Предлагается ответить «да» или «нет» на следующие утверждения:

    1. Ребенок инициативный, живой, подвижный.

    2. Он с готовностью откликается на все новое.

    3. Любит все загадочное, непонятное.

    4. Часто нуждается в поддержке старших.

    5. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.

    Оценка результатов: если на все пять утверждений был дан ответ «да», есть основания считать данного ребенка способным. Если на четвертый и пятый пункты был дан ответ «нет», надо обратиться к следующим утверждениям:

    • Любит задавать и решать трудные вопросы.

    • Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

    • Начатое дело доводит до конца.

    • Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.

    • Настойчив в достижении поставленной цели.

    • Задает много вопросов по интересующим его предметам, темам.

    • Интересы достаточно стабильны.

    • Любознательность достаточно устойчива.

    • Имеет много друзей среди своих сверстников.

    • Часто не соглашается с мнением взрослого.

    • Часто бывает эгоистичен.

    Оценка результатов: если на все вопросы дан ответ «да», то ребенка можно считать одаренным. (С нашей точки зрения, отрицательные ответы на пункты 7—11 не противоречат выводу о возможной одаренности ребенка-дошкольника, так как в дошкольном возрасте и у одаренных детей наряду с широтой интересов может наблюдаться их быстрая смена; если ребенок не ходит в детский сад, у него может не быть друзей среди ровесников; в дошкольном возрасте авторитет взрослого до статочно высок, и маловероятно, чтобы ребенок-дошкольник часто вступал в противоречие с взрослым.).

    Анкета 2.

    • Ребенок проявляет способности в различных сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве.

    • Имеет одного - двух друзей более старшего возраста.

    • Речь хорошо развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.

    • Ребенок всегда ищет самостоятельные решения.

    • В спорных вопросах опирается на собственное мнение, не любит общепризнанных утверждений.

    • Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.

    • Часто производит впечатление взрослого «не по возрасту».

    • Хорошо знает свои возможности и то, что хочет сделать.

    Оценка результатов: если на все утверждения дан ответ «да», то у ребенка действительно ярко и рано проявляющаяся одаренность.

    Карта одаренности С.А.Ледневой

    Экспресс-анкета «Одаренный ребенок»

    № 1        Вопросы

    Кого из детей в группе Вы считаете одаренными?        Ответы        

    2         В чем проявляется одаренность ребенка?        Фамилия, имя ребенка        Проявление одаренности

    3        Какое поведение у этих детей?        Фамилия, имя ребенка         В нескольких словах о поведении каждого ребенка

    4         Взаимоотношения детей со сверстниками         Фамилия, имя ребенка        Как сложились отношения с остальными детьми

    5        Есть ли трудности в работе с этими детьми?                

    6        Кто из родителей в группе считает своего ребенка одаренным?                

    Нормативная шкала для диагностики одаренности.

    Авторы: И.Г. Холл, Н.Скиннер специально для родителей.

    Она охватывает возрастной диапазон от одного месяца до семи лет.

    Опросник состоит из трех относительно самостоятельных рубрик. «Общие двигательные способности», «Двигательные способности более специального характера» и «Познавательный язык».

    Инструкция. В таблицах рядом с названием каждой способности указана возрастная норма в месяцах. Кроме целых значений приведены даже сотые доли. Рядом, в четвертом столбце таблицы, приводиться опережение на 30%, оно аналогично «коэффициенту интеллекта» —140 баллов. Данное опережение обычно квалифицируется как одаренность.

    Сопоставьте показатели своего ребенка с данными, представленными в таблицах

    МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ»

    Общая характеристика

    Эта методика создана специально для родителей. В ее основу легли собственные многолетние экспериментальные исследования, а также изучение опыта работы отечественных и зарубежных ученых. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, — от 5 до 10 лет.

    Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по 10 относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

    (++) — если оцениваемое свойство личности раз вито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

    (+) — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

    (0) — оцениваемое и противоположное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

    (~) — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

    Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую, и так далее. Всего у вас на это должно уйти 10—15 минут.

    Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. А пока можете считать, что вы получили «2» по этому параметру «в родительской школе».

    Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вы числить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

    Лист вопросов

    1.1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

    2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

    3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

    4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

    5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

    6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

    7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

    8. Интересуется механизмами и машинами.

    9. Инициативен в общении со сверстниками.

    10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

    11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

    12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

    13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

    14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

    15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

    16. Может легко построить рассказ, начиная от за вязки сюжета и кончая разрешением какого- либо конфликта.

    17. Интересуется актерской игрой.

    18. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

    19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

    20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

    21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

    22. Изобретателен в выборе и использовании раз личных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

    23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

    24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

    25. Хорошо поет.

    26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

    27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

    28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

    29. Легко общается с детьми и взрослыми.

    30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

    31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием,

    32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

    33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

    34. Любит использовать какой-либо новый матери ал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

    35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

    36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

    37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

    38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

    39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

    40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

    41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

    42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

    43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

    44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

    45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

    46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

    47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

    48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

    49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

    50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

    51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

    52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

    53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

    54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

    55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте

    56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

    57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рас сказывает.

    58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

    59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

    60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

    61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

    62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные вари анты.

    63. Умеет делать выводы и обобщения.

    64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

    65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

    66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем- то уже знакомом и известном всем.

    67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

    68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моде ли летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

    69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

    70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей,

    баскетбол, футбол и т.д.).

    71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

    72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

    73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

    74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

    75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

    76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

    77. Любит игры-драматизации.

    78. Быстро и легко осваивает компьютер.

    79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим

    80. Физически выносливее сверстников

    Обработка результатов

    Сосчитайте количество плюсов и минусов по вер тикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

    1. интеллектуальная;

    2. творческая;

    3. академическая (научная);

    4. художественно-изобразительная;

    5. музыкальная;

    6. литературная;

    7. артистическая;

    8. техническая;

    9. лидерская

    10. спортивная.

    Анкета выявления одаренности (для родителей)

    Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).

    Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности

    детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и

    характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):

    1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:

    - в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много

    разных предметов, людей и ситуаций;

    - становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит

    хорошую музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;

    - способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок,

    открыток и т.д.;

    - любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей,

    рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;

    - охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение

    (украшение для дома, одежды);

    - обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;

    - любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и

    клеем;

    - может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается

    воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной

    игрушке, скульптуре.

    2. В сфере музыкальной одаренности:

    - проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;

    - чутко реагирует на характер и настроение музыки;

    - хорошо поет;

    - вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;

    - любит музыкальные записи;

    - стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;

    - хорошо играет на каком-нибудь инструменте;

    - в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

    - сочиняет собственные оригинальные мелодии.

    3. В сфере литературной одаренности:

    - любит писать и сочинять рассказы и стихи;

    - может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением

    какого-либо конфликта;

    - рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет

    основную мысль;

    - придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет

    главное, наиболее характерное;

    - выбирает в своих рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что

    обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии

    событий, о которых рассказывает;

    - склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда

    рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;

    - умеет в характере изобразить своих героев очень живыми, передает их характер,

    чувства, настроения.

    4. В сфере артистической одаренности:

    - легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;

    - интересуется актерской игрой;

    - меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;

    - разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;

    - склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;

    - стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с

    увлечением рассказывает;

    - с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;

    - любит игры-драматизации.

    5. В сфере технической одаренности:

    - интересуется механизмами и машинами;

    - может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания

    новых приборов, машин, механизмов;

    - любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и

    вопросы на «поиск»;

    - любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;

    - читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин,

    механизмов;

    - любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;

    - проводит много времени над конструированием и воплощением собственных

    «проектов» (модели летальных аппаратов, автомобилей, кораблей);

    - быстро и легко осваивает компьютер.

    6. В сфере лидерской одаренности:

    - инициативен в общении со сверстниками;

    - сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;

    - легко общается с детьми и взрослыми;

    - улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо

    понимает недосказанное;

    - часто руководит играми и занятиями других детей;

    - склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для

    возраста;

    - другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

    - обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

    7. В сфере спортивной одаренности:

    - энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме

    движений;

    - любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;

    - часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;

    - бывает быстрее всех в детском саду, в классе;

    - движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;

    - любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;

    - предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол);

    - физически выносливее сверстников.

    8. В сфере интеллектуальной одаренности

    - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и

    мотивы поступков других людей;

    - обладает хорошей памятью;

    - легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;

    - задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

    - любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;

    - обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником»,

    часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;

    - гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и

    проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и

    т.д.);

    - обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по

    годам, даже расчетлив;

    - очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все

    новое и неожиданное в жизни.

    Приложение 2.

    Карта одаренного ребенка Карта одаренного ребенка

    ФИО ребенка.

    1. Возраст ребенка (год, месяц).
    2. Медицинское заключение (последний профосмотр).
    3. Сведения о родителях.
    4. Состав семьи.
    5. Статус семьи.
    6. Результаты психологической диагностики
    7. Результаты педагогической диагностики
    8. Результаты социометрического исследования
    9. Область одаренности
    10. Признаки одаренности
    11. Диагностика одаренности
    12. Выводы и рекомендации
    13. Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).
    14. Структура программы сопровождения (индивидуального маршрута)
    15. Определение целей и задач программы сопровождения.
    16. Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе.
    17. Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения.
    18. Мониторинг программы сопровождения .

    Приложение 3.

    План работы с талантливыми и одарёнными детьми

    месяц

    Мероприятия

    Ответственный

    Сентябрь

    Анкетирование родителей с целью выявления талантливости и одарённости детей.

    Конкурс рисунков на тему «Дети и наше будующее»

    Спортивные соревнования « На старт, внимание, марш!»

    Воспитатели

    Октябрь

    Консультация для родителей: «Одарённый ребёнок-какой он»

    Тематический праздник «Осень разноцветная»

    Рисование на ткани «Портрет осени из листьев»

    Воспитатели

    Муз. руководитель

    Ноябрь

    Деловая игра для педагогов «Одаренность детей»

    Детско-родительский проект «Мы за ЗОЖ»

    Праздник «День Матери»

    Творческая группа

    Воспитатели

    Муз. руководитель

    Воспитатели

    Декабрь

    Рекомендации для родителей «Советы родителям одарённых детей»

    Конкурс рисунков на тему «Зимнее дыхание»

    Выставка и презентация семейных поделок на тему «Снежинка»

    Воспитатели

    Январь

    Консультация для педагогов «Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми»

    Театрализованное представление «Сказка-ложь, да в ней намёк…»

    Спортивный праздник «Олимпийцы»

    Памятка для родителей «Чудочадо-одаренные дети»

    Педагог Луценко

    Муз. руководитель

    Воспитатели

    Воспитатели

    Февраль

    Родительское собрание: «Внимание! Одарённый ребёнок!»

    Выставка поделок из бросового материала «Кормушки  для птиц»

    «Папа, мама, я - спортивная семья» - спортивный праздник

    Воспитатели

    Март

    Круглый стол для педагогов

    Праздник «Для любимых мам»

    Выставка «Портрет для мамы»

    Буклет для родителей «Мой ребёнок-умник!»

    Творческая группа

    Муз. руководитель

    Воспитатели

    Воспитатели

    Воспитатели

    Апрель

    Коллективно-творческая игра для воспитателей «Модель творческого и одаренного ребенка»

    «День здоровья»

    Конкурс рисунков на тему «Весна пришла»

    Папка -передвижка «Одарённый ребёнок и как его

    воспитывать»

    Воспитатели

    Май

    Представление опыта работы с талантливыми и одарёнными

    детьми

    Акция «Открытка ветерану»

    «Мой весёлый, звонкий мяч» - спортивные игры

    Воспитатели


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого- педагогические особенности темперамента у детей дошкольного возраста

    Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности д...

    «Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»

    Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...

    Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества

    Социальная значимость труда в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определённое значение. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствует...

    Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС

    Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС...

    Сценарий педагогического совета по теме: «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста»

    Представлен сценарий педагогического совета по теме «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста» в форме аукциона...

    «Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

    СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

    Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей дошкольного возраста"

    Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе – это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, р...