СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья (младшая группа)

Шляхтина Анна Александровна

Выступление из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНУШКА» С.ГОРОДИЩЕ» НМР РТ

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Подготовила: Шляхтина А.А.

2016г.

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста, от 1,5 до 3 лет.

Именно этот возраст  характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

 

Сенсорное развитие  направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира и составляет фундамент общего умственного развития ребенка, т.е. успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от того,  насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

 Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до лет трёх лет является игра.

В.А. Сухомлинский считал что, «без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать.  Поэтому в работе с детьми я поставила перед собой цель:   создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, стараясь создать доброжелательную обстановку. Использую  стихи, потешки, загадки, песни;  дети очень любят появление сказочного персонажа, нуждающегося в помощи; дидактические игры, игровые упражнения на развитие внимания, мышления, памяти, мелкой моторики; подвижные игры с речевым сопровождением.

В своей работе я использую следующие  игры:

пожалуй самым известным и приемлемым вариантом таких игр является собирание пирамидок. Эта игрушка никогда не надоедает, дети любят возиться с колечками, нанизывая их на палочку.

Игры с  конструктором «Лего». Хотя считается, что этот вид игрушек предназначен для детей как минимум с четырех-пяти лет, ограничений здесь нет. Конструкторы «Лего» - это уникальная  игра, к которой хочется возвращаться вновь и вновь. Если из обычного конструктора можно построить всего несколько предметов, то из «Лего» получится целый зоопарк различных зверей или дом для кукол. Вовсе не обязательно строить только то, что нарисовано на коробочке. Вполне можно дать волю фантазии и придумать свои уникальные модели. Сенсорное развитие детей 2-3 лет будет идти вперед гораздо быстрее, если позволить ребенку сооружать здания и выстраивать именно те конструкции, которые хочет он сам.

Сюда же можно отнести игры с матрешками. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста, конечно, невозможно без наличия логических игр. А все эти игры  способствуют развитию мышления, умения мыслить аналитически, сравнивать предметы между собой.

Дидактические игры.

 -  «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

 -   «Какой это формы», «Круг, квадрат»,  и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

 -   «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

 Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Очень нравятся детям игры, сделанные своими руками

 «Собери яблоки (осенние листья)».

Воспитатель выставляет три корзинки – красную, зелёную и жёлтую. Дети должны собрать и разложить яблоки (листья) по корзинкам соответствующего цвета.

Индивидуальная работа:

– Какого цвета у тебя яблочко? В корзинку какого цвета положишь его?

Аналогично можно использовать осенние разноцветные листочки.

«Баночка с сюрпризом»

Сделать все очень просто. Наполняем высокую баночку, например, фасолью. На дно прячем игрушки от киндер- сюрприза.  Попросите малыша искать в "волшебной баночке" различные мелкие предметы или игрушки - сюрпризы. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

«Волшебная коробочка»

Используется для  для  формирования основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем обычной самоклеящейся пленкой разных цветов, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер. Здесь могут быть различные варианты игры. Можно предложить детям найти одинаково звучащие киндеры или просто разложить по цветам.

Игра "Снеговик" 

Цель игры: закрепить представления о величине и понятия «большой», «средний», «маленький», формировать целостное восприятие предмета.

Каждому ребёнку выдается комплект из трёх картонных кружков разной величины (на маленьком кружке нарисованы глаза и морковка), игрушка «снеговик» и предлагается сделать для этого снеговика друзей.

Дети рассматривают кружки и называют размер каждого круга. Затем по примеру взрослого дети выкладывают из кружков снеговика, обращая внимания на величину фигур.

Рисование на песке или крупе. Игры с песком или крупами прекрасное средство для установления контакта с ребенком. Можно проигрывать волнующую ситуацию с помощью мелких игрушек, тем самым освобождая ребенка от напряжения, беспокойства и предоставляя ему возможность высказаться развивая речь.

Естественно идет развитие тактильной чувствительности, воображения, снятие эмоционального напряжения.

 Каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроля над состоянием сенсорного развития детей. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

 Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.

Из своего опыта работы я убедилась в том, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Сенсорное развитие детей в предметно игровой деятельности»

Родительское собрание«Сенсорное развитие детей в предметно игровой деятельности»...

Конспект нетрадиционного родительского собрания в младшей группе детского сада Тема: «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников2. Раск...

Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе. Тема: «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»

Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешни...

Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников2. Раск...

"Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности"

Нетрадиционное родительское собрание в первой группе раннего возраста...

«Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»

Нетрадиционное родительское собрание в 1 и 2 младших группах....

Родительское собрание "Сенсорное развитие детей в предметно-игровой деятельности"

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников.2. Рас...