Консультация для педагогов "Методика организации занятий по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе"
методическая разработка (подготовительная группа)

Ярош Марина Васильевна

Консультация для педагогов "Методика организации занятий  по ознакомлению  с художественной литературой"

Организация занятия.

Методические приемы, облегчающие восприятие читаемого.

Повторное чтение художественных произведений.

Рассматривание картинок в книге.

Приемы словесной помощи детям в слушании художественного текста.

Рассказывание воспитателем художественных произведений.

 Заучивание стихотворений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4»

Методика организации занятий

по ознакомлению

с художественной литературой.

Воспитатель:

Ярош М.В.

Арзамас, 2019

Организация занятия.

На занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или по книге. Одна из таких задач состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи.

  • Детям для раннего и младшего дошкольного возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки);
  • Детям среднего и старшего дошкольного возраста он читает уже по книге довольно значительные по объему стихотворные и прозаические сказки, рассказы, повести.

Воспитатель перед занятием приготавливает весь наглядный материал, который предполагает использовать во время чтения: игрушки, муляж картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями.

На одном новом занятии читается одно произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений в детском саду обязательно. Дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи.

Для первичного чтения детям младшего дошкольного возраста выбирается произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в течение времени. Произведения больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2-3 занятия, читаются только в старшей и подготовительной группе.

Иногда перед чтением в средней или старших группах можно обратиться к опыту детей: напомнить им эпизод из их жизни, сходный или противоположный тому, который описан в книжке («Леночка, ты любишь своего маленького братика?...А ты, Таня?...В этой книжке рассказывается про девочку, которая тоже любит своего маленького брата, но…его унесли гуси!» Или: «У нас в группе есть дети, которые не любят умываться? Нет у нас таких! У нас все чистоплотные. А вот один мальчик был грязнулей. Ой, как ему досталось! Сейчас мы узнаем эту историю.

Методические приемы, облегчающие восприятие читаемого.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Это:

  • Повторное чтение всего текста;
  • Повторное чтение отдельных частей его.

Чтение может сопровождаться:

  • Игровыми действиями детей;
  • Предметной наглядностью: рассматриванием игрушек, муляжей; рассматривание иллюстраций; привлечением внимания слушателей к реальным объектам.
  • Словесной помощью: сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения; постановкой после чтения поисковых вопросов (Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте? и т. д.; подсказыванием при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.)

Чем младше ребенок, тем больше нуждается он в сопровождающих чтение игровых действиях и предметной наглядности; усвоению прочитанного старшим дошкольниками способствует словесная помощь.

Повторное чтение художественных произведений.

Небольшие по размерам художественные произведения воспитатель читает на данном занятии несколько раз подряд. Работа протекает в таком порядке:

  • Выразительно читается текст произведения;
  • Детям дают время на то, чтобы пережить эстетическое удовольствие от прозвучавшей миниатюры, затем воспитатель спрашивает их, не прочитать ли еще («Еще, еще», - просят они)
  • Воспитатель уступает просьбе и читает текст повторно. Можно прочесть и три и четыре раза, но ни в коем случае нельзя, чтобы чтение надоело детям, поэтому, как только чуть заметно ослабление внимания малышей, чтение (рассказывание) нужносейчас же прекратить. Лучше прочесть это произведение в другой раз, и тогда дети послушают его с таким же удовольствием.

Младшие дети быстрее утомляются от повторного чтения. Старшие могут слушать дольше, но воспитатель должен помнить: нельзя зачитывать произведение до полной утраты у нему интереса у слушателей.

Для детей отдельные места читаемых произведений повторяются просто для того, чтобы дети их запомнили – запомнили содержание, интонацию, то есть повторяют для развития чувства языка. Эти повторы и после прочтения сказки можно еще раз закрепить в памяти детей:

  • В 1 – й младшей группе, чтобы уяснить, какие же яички снесла курочка ряба, повторяются соответствующие места сказки (Снесла курочка яичко, не простое – золотое. Не плачь, дед, не плачь, баба! Снесу вам яичко другое, не золотое – простое.)
  • Во 2 – й младшей группе читая (рассказывая) уже знакомую детям сказку «Колобок» надо постараться, чтобы они запомнили песенку колобка, и для этого повторить ее.
  • В средней группе при чтении сказки «Гуси – лебеди» воспитатель может повторить диалоги девочки с печкой, речкой и яблонькой, чтобы подчеркнуть, как нехорошо отвечать недружелюбием на доброту.

В старшей группе также целесообразно фиксировать внимание детей на повторах в сказках и тем самым помогать непроизвольному запоминанию. После прочтения сказки «Хаврошечка» дети должны запомнить жалобу обиженной девушки своей коровушке: «Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят…» и ответы коровушки-волшебницы: «Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано». Но в старшей группе предусмотрено чтение авторских произведений большого размера и задачи воспитателя, естественно, усложняются: надо помочь детям запомнить сюжет произведения, отдельный образ (описание предмета, описание поступка героя и т. п.), отдельные предложения, интересные в языковом плане, обогащающие речь каждого ребенка.

Рассматривание картинок в книге.

На занятиях при знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Дети узнают на них героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно.

В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам. Приемы следующие:

  • Узнавание ребенком персонажей, вещей (Узнай, кто это?; «Покажи, где кто или что?»);
  • Соотнесение фраз текста с картинками («Найди картинку к этим словам…»; «Какие слова подходят к этой картинке?»);
  • Оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему нравится тебе эта картинка?»);
  • Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

Приемы словесной помощи детям в слушании художественного текста.

При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель использует такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст. Эти приемы следующие:

  • Объяснение понятных детям слов, встретившихся в тексте;
  • Введение слов – этических оценок поступков героев;
  • Привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями;
  • Сравнение двух произведений, изкоторых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев – положительного и отрицательного.

Рассказывание воспитателем художественных произведений.

Рассказывание включает элементы театрализации. Подготовка к рассказыванию состоит в следующем:

  • Воспитатель внимательно перечитывает текст выбранного им произведения;
  • Намечает те места, которые можно сократить без искажения смысла;
  • Намечает те фразы, которые целесообразно заменить синонимами (например, прямую речь передавать косвенной или наоборот; упростить или усложнить конструкцию предложения);
  • Производит обычную рабочую разметку интонации текста: паузы, логические ударения, темп, тембр (эмоциональную окраску) голоса;
  • Продумывает элементы артистичности своего выступления перед детьми – мимику, жесты; отмечает места текста, которые будет петь.

Заучивание стихотворений.

Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.При заучивании с детьми стихов перед воспитателем встает две задачи:

  • Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удержанию стихотворение в памяти.
  • Упражнять читать выразительно. Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли, чувства, выраженные в произведении. Оно требует дословного знания текста, т.к. пропуск или изменение порядка слов нарушают художественную форму.

Методические требования к заучиванию стихов.

  • Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения, появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение.
  • Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи, стихотворения заучиваются целиком.
  • Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять при подходящих обстоятельствах.
  • В процессе заучивания следует учитывать индивидуальные особенности. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песни. Застенчивым приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.
  • Необходимо создавать атмосферу поэзии в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе.

В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. После беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. Пауза после чтения педагога дает возможность пережить минуту эмоционального сопереживания. Потом беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст. Необходимо помочь детям понять трудные места, дать возможность еще раз их прослушать. Вопросы лучше сформулировать так, чтобы дети могли отвечать словами текста. Повторно произведение читается с установкой на запоминание. Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы:

  • Игровые (чтение стихотворения с обыгрыванием).
  • Досказывание детьми рифмующего слова.
  • Чтение по ролям.
  • Частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.
  • Драматизация с игрушками.
  • Воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского).

На формирование выразительности направлены следующие приемы:

  • Образец выразительного чтения.
  • Пример выразительного чтения ребенка.
  • Оценка чтения.
  • Подсказ нужной интонации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по художественной литературе в подготовительной группе

конспект открытого занятия по художественной литературе в подготовительной к школе группе на тему: Животные в неволе. В.Чаплина "Питомцы зоопарка"....

В мире басен. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

Работа над художественным произведением, содержащим моральные темы, дает возможность педагогу систематически расширять нравственный кругозор детей: на запечатлевающихся художественных образах конкрети...

Перспективный план работы по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе ЗПР

планирование непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе ЗПР...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Дорога ДОБРА»

Данный конспект представляет собой занятие по развитию речи в подготовительной группе....

Консультация для родителей "Приобщение детей к сокровищнице мировой художественной литературы" в подготовительной группе.

Школа Сухомлинского в основу воспитания ставила четыре культа: культ Родины, культ Матери, культ Славы и культ Книги. Научиться сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С. Маршак гово...