Мониторинг музыкального развития дошкольников
учебно-методический материал
Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мониторинг по музыкальному развитию дошкольников по программе "От рождения до школы"
Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт. Диагностика проводится на программном материале.
Цель: : выявление уровня музыкального развития ребенка.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Результаты исследований представляется в виде трехуровневой шкалы: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень:
- высокий уровень -3б,ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием или с небольшой помощью взрослого;
- средний уровень –2 б, ребенок частично справляется с заданием с помощью взрослого;
- низкий уровень – 1б,ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью взрослого.
Метод: Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.
Первая младшая группа
1. Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий - низкий).
2. Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.
Материал:«Баю» (колыбельная), муз. М. Раухвергера
3.Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки. Детям предлагается выполнить движения, соответствующие данному музыкальному фрагменту (хлопки в ладоши, покачивание головой, повороты кистей рук)
Материал: «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида
4. Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
Материал: «Микита», белорус, нар. мелодия, обр. C.Полонского
5. Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Материал: ширма; игрушки-би-ба-бо: зайчик, мышка.
Вторая младшая группа
1. Слушает музыкальное произведение до конца. Детям предлагается выполнить движения, соответствующие данному музыкальному фрагменту:
• плясовая (хлопки в ладоши, притоп носком ноги);
• колыбельная (покачать куклу, закрыть глаза);
• марш (марширование на месте).
Материал: Е. Тиличеева «Марш», А. Гречанинов «Колыбельная», р. н. м. «Как у наших у ворот» в обр. И.Михайловой
2.Узнает знакомые песни.
Материал: Карточки-картинки, отражающие содержание песен из музыкального репертуара второй младшей группы
3. Различает звуки по высоте (в пределах октавы)
Материал: «Птицы и птенчики» муз. Е.Тиличеевой; иллюстрации с изображением птичек
4. Замечает изменения в звучании (тихо — громко).
Материал: «Громко - тихо», музыка Г.Левкодимова
5. Поет, не отставая и не опережая других. Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает спеть эту песню вместе с ним.
Примечание. Если ребенок затрудняется или не знает предлагаемую песню, педагог предлагает ему исполнить любую песенку, которую он знает.
6. Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.). Материал: русские народные плясовые мелодии («Ах вы, сени», «Барыня», «Из-под дуба» и т.п.)
7. Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)
Материал: картинка «Колобок на лужайке», карточки-картинки с изображением персонажей сказки, дудочка, металлофон, бубен, погремушка, барабан.
Средняя группа
1.Узнает песни по мелодии.
Материал: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского, «Мы запели песенку», муз. М.Рустамова, сл. Л.Мироновой
2.Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).
Материал: «Качели» муз. Е.Тиличеевой; карточка с изображением качелей в верхнем и нижнем положении, цветная карточка, закрывающая изображение, металлофон, ширма.
3.Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—начинать и заканчивать пение.
Материал: в начале года«Осень», муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной, в конце года «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой
4.Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения
Материал: «Летчики, на аэродром» муз. М. Раухвергера
5. Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
пружинки - «Барыня»
- подскоки – «Полька»
- кружение
Педагог просит детей построиться парами и под музыку «Пляска парами»:
- идти по кругу
- бежать парами на носочках
кружиться в парах
Материал: «Барыня», русская народная мелодия, «Полька», муз. М. Глинки,«Пляска парами», латыш, нар. Мелодия.
Материал: «Калинка», русская народная мелодия
6. Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке. Материал: «Мы идем с флажками», «Небо синее», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова. Металлофон.
Старшая группа
1. Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
Материал: «В церкви» П.Чайковского, «Детская полька» М. Глинки, «Марш» Д.Шостаковича.
2.Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
Материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), металлофон
3.Может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента .
Материал: «Песенка друзей» сл. Я.Акима, муз. В.Герчик
4.Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
Материал:«Перевоз Дуня держала», русская народная мелодия
5. Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении).
Поочередное выбрасывание ног в прыжке
- Полуприседание с выставлением ноги на пятку
- Притопы
Материал: «Полька» муз. М.Красева.
6. Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям
Материал: «Про лягушек и комара» сл.Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко
7. Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей.
Материал: «Часики», муз. С.Вольфензона
Подготовительная группа
1.Узнает мелодию Государственного гимна РФ. Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение, назвать его, пропеть куплет с припевом.
Материал: Аудиозапись Государственного гимна РФ
2.Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) иинструмент, на котором оно исполняется.
Материал: игра-лото «Три кита в музыке», аудиоподборка к игре с записями различных видов маршевой, танцевальной и песенной музыки
3. Определяет общее настроение, характер музыкального произведения.
Материал: карточки с изображением спокойного моря (штиль), легких волн и шторма
«Грустная песня», муз. Г. Свиридова; «Море», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»); «Зима» А.Вивальди («Времена года»)
4.Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев.
Материал: карточки с изображением дирижера перед хором, поющего солиста, поющего хора, кланяющегося дирижера. Любая песня из репертуара подготовительной группы.
5. Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание
6. Может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
Материал: «Листопад»; муз. Т.Попатенко, сл. Е.Авдиенко«Моя Россия», муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой.
7. Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
.Материал: «Марш» И.Дунаевского, полька «Добрый жук» А.Спадавеккиа, «Вальс цветов» П.Чайковского, «Шествие гномов» Э.Грига
8. Умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг
Материал: русская народная мелодия «Калинка» (чередование быстрого припева и медленного запева)
9. Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играхи хороводах.
Игра с пением «Как у деда Трифона»
10. Исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских
музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Материал: «В нашем оркестре», муз. Т. Попатенко
Диагностическая карта уровня развития детей по образовательной области «Музыка».
2015– 2016 учебный год вторая младшая группа «Солнышко»
Восприятие музыки | Пение | Музыкально-ритмические движения | Игра на детских музыкальных инструментах | Детское музыкальное творчество | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий | 4 - 5% | 9 - 35% | 2 – 8% | 6 – 23% | 0% | 1 – 4% | 0% | 1 – 4% | 0% | 1 – 4% |
Средний | 12 – 47% | 14 –53% | 14 – 54% | 16 –62% | 24 – 92% | 25 – 96% | 24 – 92% | 25 – 96% | 22 – 85% | 24 – 92% |
Низкий | 10 - 38% | 10 –38% | 10 – 38% | 4 – 15% | 2 – 8% | 0% | 2 – 8% | 0% | 4 – 15% | 1 – 4% |
Всего детей: 26 человек |
Итоговая диаграмма уровня развития детей по образовательной области «Музыка»
2 мл.гр «Солнышко»
Уровни/год | Начало 2015-2016 уч.г. | Конец 2015-2016 уч.г. |
Высокий | 0% | (2 чел.) 8% |
Средний | (21 чел.) 81% | (24 чел.) 92% |
Низкий | (5 чел.) 19% | 0% |
К концу года дети младшей группы достигли успехов в музыкальном развитии. Они проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, выразительно подпевают, узнают музыкальное произведение и находят соответствующую игрушку, активно принимают участие в музыкальных играх.
Диагностическая карта уровня развития детей по образовательной области «Музыка».
2016– 2017учебный год средняя группа «Солнышко»
Восприятие музыки | Пение | Музыкально-ритмические движения | Игра на детских музыкальных инструментах | Детское музыкальное творчество | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий | 0% | 4 - 15% | 3 - 12% | 7 - 27% | 0% | 9 - 35% | 1 - 4% | 6 - 23% | 6 - 23% | 10 – 38% |
Средний | 24 – 92% | 21 -81% | 17 - 65% | 18 69% | 19 – 73% | 16 – 61% | 17 – 65% | 20 – 77% | 16 – 62% | 14 – 54% |
Низкий | 2 - 8% | 1 - 4% | 6 - 23% | 1 - 4% | 7 - 27% | 1 - 4% | 8 - 31% | 0% | 4 - 15% | 2 - 8% |
Всего детей: 26 человек |
Итоговая диаграмма уровня развития детей по образовательной области «Музыка» ср.гр. «Солнышко»
Уровни/год | Начало 2016-2017уч.г. | Конец 2016-2017 уч.г. |
Высокий | (1 чел.) 4% | (7 чел.) 27% |
Средний | (20 чел.) 77% | (19 чел.) 73% |
Низкий | (5 чел.) 19% | 0% |
К концу года дети эмоционально отзываются на музыку разного характера .Определяют музыкальный жанр (марш, песня, танец – пляска, полька, вальс).Высказываются о настроении, чувствах, которые передает музыка. Умеют выразительно петь естественным звуком, передавая характер песни, меняя темп и динамику. Ритмично и выразительно двигаются, творчески используют знакомые движения, ориентируются в пространстве. Передают ритмическую пульсацию, ритмический рисунок в хлопках и на музыкальных инструментах. Придумывают свои движения на сюжет к музыкальному произведению.
Диагностическая карта уровня развития детей по образовательной области «Музыка». 2017– 2018 учебный год старшая группа «Солнышко»
Восприятие музыки | Пение | Музыкально-ритмические движения | Игра на детских музыкальных инструментах | Детское музыкальное творчество: | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий | 6 - 27% | 10 –45% | 8 – 36% | 10 –45% | 2 - 9% | 8 - 36% | 1 - 5% | 9 - 41% | 4 - 18% | 6 - 27% |
Средний | 13 - 59% | 12 –55% | 12 – 55% | 12 –55% | 15 – 68% | 12 – 55% | 19 – 86% | 12 – 54% | 14 – 64% | 13 – 59% |
Низкий | 3 - 14% | 0% | 2 - 9% | 0% | 5 - 23% | 2 - 9% | 2 - 9% | 1 - 5% | 4 - 18% | 3 - 14% |
Всего детей: 22 человека |
Итоговая диаграмма уровня развития детей по образовательной области «Музыка» ст.гр. «Солнышко»
Уровни/год | Начало 2017-2018 уч.г. | Конец 2017-2018 уч.г. |
Высокий | (2 чел.) 9% | (8 чел.) 36% |
Средний | (18 чел.) 82% | (14 чел.) 64% |
Низкий | (2 чел.) 9% | 0% |
К концу старшей группы дети эмоционально отзываются на музыку разного характера, определяют музыкальный жанр (марш, песня, танец – пляска, полька, вальс), высказываются о настроении, чувствах, которые передает музыка. Дошкольники умеют выразительно петь естественным звуком, передавая характер песни, меняя темп и динамику, ритмично и выразительно двигаются, творчески используют знакомые движения, ориентируются в пространстве, передают ритмическую пульсацию, ритмический рисунок в хлопках и на музыкальных инструментах, придумывают свои движения на сюжет к музыкальному произведению.
-На основании полученных результатов обследования можно сделать вывод, что за период с сентября 2015 года по май 2018 года на музыкальных занятиях прослеживается положительная динамика в музыкальном развитии детей:
-Показатели высокого уровня постоянно возрастают, в основном за счет среднего и низкого уровня.
-Средний уровень повышается за счёт низкого уровня или понижается в счёт высокого уровня.
- Низкий уровень в основном снижается.
Это говорит о том, что на занятиях достаточно времени и внимания уделяется упражнениям на развитие ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Это отразилось на результатах обследования, которые говорят о том, что результативность определяется чётким определением содержания и условиями работы с детьми, использованием разнообразных форм и методов в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/28/picture-351108-1679996470.jpg)
Мониторинг музыкального развития дошкольников
В работе представленны критерии и карта диагностирование музыкальных способностей детей дошкольного возравта....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/05/picture-667717-1475686432.jpg)
Мониторинг музыкального развития дошкольников
"Мониторинг" по программе "Ладушки И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, анкетирование в группе раннего возраста и в других возрастных группах....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/14/picture-1278342-1602674194.jpg)
Мониторинг музыкального развития дошкольников
Показатели художественно – эстетического развития детей в процессе овладения музыкальной деятельностью....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-1293906-1606631070.jpg)
Мониторинг по музыкальному развитию дошкольников по программе "От рождения до школы".
Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуа...
Мониторинг музыкального развития дошкольников по Программе "От рождения до школы"
Образовательная область «Музыка»Диагностические задания для старшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/12/picture-653508-1686536952.jpg)
Мониторинг по музыкальному развитию дошкольников
Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуа...