Консультация на тему: «Сказкотерапия: значение сказки и психическое здоровье ребёнка».
консультация (средняя группа)

Сказка – принципиально универсальный жанр: содержит все проблемы развития личности, взаимоотношений между людьми, все человеческие страсти.

Сказки как народные, так и авторские оказывают психотерапевтическое действие на ребенка. Во-первых, ребенок понимает, что взрослые интересуются его проблемами, что родители на его стороне. Во-вторых, он осваивает позитивный, оптимистичный подход к проблемам и трудностям в жизни, учится находить силы разрешить свои внутренние конфликты, которые блокируют его психическую энергию. В сказке всегда есть выход из проблемной ситуации, а слабый или герой, которому причинили вред, в конце повествования трансформируется в сильную, успешную и самоанализирующуюся личность. В-третьих, сказочные истории внушают, что всегда есть выход из каждой ситуации, нужно только его найти. 

Таким образом, сказкотерапия – это метод, который использует возможности сказки для интеграции личности, расширения сознания, усовершенствования ее взаимодействия с окружающим миром.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 103»

Консультация на тему:

«Сказкотерапия: значение сказки

и психическое здоровье ребёнка».

                                                        Подготовила:

                                                                                         воспитатель

                                                                                         Савушкина В.А.  

Саранск


Сказка – принципиально универсальный жанр: содержит все проблемы развития личности, взаимоотношений между людьми, все человеческие страсти.

Ребенок живет в мире фантазии, сказки. Воображение – это внутренний мир детей, врожденный естественный процесс, при помощи которого они учатся понимать окружающий их мир, толковать его смысл. Контакт с глубинным уровнем сказки не простой. Образы в сказках воздействуют одновременно на сознание и на подсознание, что предоставляет дополнительные возможности во время общения. Это определяет значение сказки как «волшебного дара» на пути личностного развития, как «лекарства» для детской души, поэтому педагоги, психологи, терапевты активно изучают и используют сказку, миф, притчу в своей работе, анализируя их возможности.

Таким образом, сказкотерапия – это метод, который использует возможности сказки для интеграции личности, расширения сознания, усовершенствования ее взаимодействия с окружающим миром.

В практике можно применять как народные или известные авторские (Х.К. Андерсен, К.С. Льюис, Е.Шварц), так и специально сочиненные сказки с психотерапевтическими целями. Например, рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает современный ребенок (родители расстаются, эмоциональное одиночество в силу различных причин и обстоятельств, мать уезжает в длительную командировку и т.п.), или описаны чувства, возникающие у детей по поводу совершенно разных событий.

Такие истории оказывают психотерапевтическое действие. Во-первых, ребенок понимает, что взрослые интересуются его проблемами, что родители на его стороне. Во-вторых, он осваивает позитивный, оптимистичный подход к проблемам и трудностям в жизни, учится находить силы разрешить свои внутренние конфликты, которые блокируют его психическую энергию. В сказке всегда есть выход из проблемной ситуации, а слабый или герой, которому причинили вред, в конце повествования трансформируется в сильную, успешную и самоанализирующуюся личность. В-третьих, сказочные истории внушают, что всегда есть выход из каждой ситуации, нужно только его найти.

Выделяют следующие коррекционные функции сказок: психологическая подготовка к напряженным, эмоциональным ситуациям; символическое реагирование на физиологические и эмоциональные стрессовые ситуации; преобразование своей физической активности в символическую форму [3, 4, 9]. В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают:

  1. Конфликты, трудности, связанные с общением (со сверстниками и с родителями);
  2. Чувство неполноценности, неприятие себя. Практически всё агрессивное поведение – результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки доказать обратное;
  3. Страхи и тревоги по самым различным поводам;
  4. Неспособность осмыслить свою жизнь, её ценности;
  5. Жизнь в грёзах, уход от реальности;
  6. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Так, дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться в детском саду без мамы, быть самостоятельным.

Известные и сочиненные специально для психологической работы сказки содержат ряд указаний о перспективах личностного развития, например, осмыслить свою жизнь, отношения, необходимость принять себя как личность и бороться с некоторыми своими негативными пристрастиями [5, 9]. В результате сказкотерапии ребенок чувствует взаимопонимание и поддержку взрослых, которая ему так необходима. Помочь могут самые обыкновенные истории о белках, зайцах или детях, которые удивительно похожи на самого малыша, как история о застенчивом медвежонке, который научился завязывать дружбу с другими животными. Она намного убедительнее всяких родительских советов покажет ребенку, как найти себе друзей. Если мы хотим научить своих детей чему-то доброму, то рассказываем им сказку, в которой они сами совершают что-то доброе. Если мы хотим скорректировать нежелательное поведение, то рассказываем историю, в которой у другого ребенка было плохое поведение, но , в конце концов он преодолел это.

В практической психологии описаны несколько способов работы со сказками в зависимости от того, какие задачи поставил перед собой педагог.

Их можно классифицировать исходя из поставленных целей и задач.

Использование сказки как метафоры.

Текст сказки, как и образы в ней, вызывает интенсивный эмоциональный отклик как у детей, так и у взрослых. Возникают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, после чего эти метафоры и ассоциации обсуждаются. При этом важно, чтобы во время обсуждения ребенок был уверен, что может высказать любое свое мнение, что его не подвергнут осуждению.

Рисование по мотивам сказки.

Свободные ассоциации проявляются в рисунках, а дальнейшая работа проводиться с учетом полученного графического материала.

Поиск мотива

Почему герой поступил именно так? Выяснение побудительных мотивов предполагает более активную работу с текстом, обсуждение поведения персонажей являются поводом для анализа не только их действий, но и человеческих ценностей. Необходимо ввести понятия «плохой» и «хороший», «добрый» и «злой».

Драматизация эпизодов сказок

Участие в играх-драматизациях дает ребенку возможность попасть в эмоционально значимые ситуации, например, сыграть негативную эмоцию, чтобы освободиться от неё. Ребенок интуитивно выбирает для себя «излечивающую роль».

Постановка сказки при помощи кукол

В роли кукловода ребенок видит, что поведение кукол зависит от каждого его действия, что помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и придавать действиям куклы максимальную выразительность. Этот вид игр-драматизаций позволяет выполнить и выразить при помощи кукол эмоции, которые ребенок ни в коем случае не может позволить себе проявить в повседневной жизни. Посредством кукольных этюдов особенно удачно можно инсценировать с маленькими детьми разнообразные сказки, включая и сочиненные совместно всей группой.

Использование сказки как нравоучение

Сказочная метафора подсказывает вариант для разрешения ситуации.

Творческая работа по мотивам сказки

Подобная работа полезна, однако не следует использовать для этих целей волшебные сказки. Переделать или дописать народную или авторскую сказку имеет смысл только тогда, когда ребенку, или взрослому почему-то не нравиться сюжет, например, какой-то поворот в событиях, ситуациях, чаще конец сказки и т.д. Это важный диагностический инструмент. «Переписывая» сказку, придумывая свой конец, добавляя необходимый персонаж, ребенок сам выбирает соответствующее его внутреннему состоянию развитие действия и находит вариант, способствующий разрешению конкретной ситуации. В результате он освобождается от внутреннего напряжения, а именно в этом заключается психолого-коррекционный смысл этого способа – переписать сказку.

Сочинение сказки

В каждой волшебной сказке есть определённые закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенной ситуации покидает дом, отправляется в путешествие.

Во время странствий он находит и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло, и возвращается домой, достигая цели. Таким способом в сказках дается не только жизнеописание героя, а образным способом рассказывается об основных этапах формирования личности.

Используя сказкотерапию, мы даем возможность сказке выполнить свою древнюю психотерапевтическую функцию. Если речь идет о ребенке, то достаточно просто читать ему сказки перед сном, и, таким образом, задействовать этот глубинный процесс.

События в волшебной сказке не реалистичны с точки зрения бытового сознания. Так, например, волк глотает девочку, притворяясь бабушкой («Красная Шапочка» Ш.Перро). Описанные действия невозможны и недопустимы в повседневной жизни. Однако они совершенно логичны и правильны для сказочного сюжета, развиваясь по определенным правилам, которые соответствуют образному миру метафор и снов, поэтому поколения детей разных стран слушают сказочные истории, а взрослые рассказывают их им вопреки «странностям», «чудесам» и «жестокостям». Дети с желанием слушают страшные волшебные сказки, в которых с героями часто происходят ужасные события. Иногда герой умирает, но потом возвращается живой и невредимый, проходя через все испытания и победив всех врагов. Ребята волнуются, страдают, переживают за него, они сопричастны его трудностям и овладевают в символической форме некоторыми серьезными вещами, не осознавая сложных механизмов своего собственного восприятия.

В результате в психике ребенка протекают важные процессы, он учиться освобождаться от своих страхов, его эмоциональный мир формируется более гибким и восприимчивым, поэтому бесполезны в этом смысле переделанные и улучшенные сказки, сделанные с самыми хорошими намерениями, например, изменить страшные сцены, попросить Волка не есть Красную Шапочку. Красная Шапочка встречается с Волком, потому что отказывается вырасти, а её бабушка не желает умереть в приюте для престарелых, и Волк съедает их.

Волшебные народные сказки нужно просто пережить, не обсуждая мотивов и эмоции героев. Каждая переделка сюжета уменьшает целостность композиции на подсознательном уровне, даже если это делает ее более понятной и приемлемой с точки зрения современного рационального сознания. Кроме того, теряется психотерапевтический эффект сказки, который так необходим ребенку.

Приведу в качестве примера случай из психотерапевтической практики, имевший место в действительности. Молодая мама хотела, чтобы её дочь выросла и стала хорошей девочкой, не имея понятия о царящих в мире зле и несправедливости. Рассказывая дочери сказки, она устраняла все страшные эпизоды. Например, Красную Шапочку Волк не съел, а убежал. В результате, когда девочке исполнилось пять лет, ее пришлось привезти на консультацию к психологу, так как она была слишком труслива и не могла общаться ни с детьми, ни со взрослыми. Оказалось, что, избегая страшных эпизодов сказок, заботливая мама устраняла и самое существенное в них заключенное – конфликт и генерирующую способность ребенка противостоять опасностям внешнего мира, опыт воспринимать смерть и возрождение. После подобных неадекватных изменений сказки она уже не может выполнять свою естественную эстетическую и психотерапевтическую функцию.

Дети воспринимают сказки с интересом и восторгом, не критикуют их, не анализируют на базе многолетнего опыта их воздействие на социальную среду в отличие от взрослых.

Хорошее и плохое, как и справедливость, в сказках являются не только моральными, но и психологическими категориями. Плохое может воплощать темную сторону личности каждого человека. В сказке «Золушка» мачеха может воплощать бессознательное эго, от которого героине нужно освободиться, достичь индивидуализации. Сказочные великаны – это первозданная, разрушительная стихия природных инстинктов, а волшебные помощники – неосознанные богатые ресурсы глубиной человеческой психики, которыми можно воспользоваться для утверждения и развития доброго начала, если они будут осознаны и воплощены в жизнь. Животные со своей стороны символизируют интуитивную анималистическую природу человека. Наказание злого, плохого героя в сказках часто кажется слишком суровым, но эту разрушительную жестокость ребенок воспринимает как утверждение справедливости, которая на глубинном психологическом уровне свидетельствует об окончательном освобождении от какого – либо комплекса, связанного с внутренним ростом доброго героя.

Психотерапевтические сказки создаются в процессе поиска событий вокруг нас и в проблемных ситуациях. Они являются связывающим звеном между специалистом – терапевтом и ребёнком. В процессе создания психотерапевтической сказки очень важен образ главного героя. Он выражает спрятанный, сокровенный образ «Я» ребёнка. Как можно выявить этот образ? С одной стороны, этому поможет сам ребёнок, отвечая на вопрос: «В кого из героев сказки ты хочешь перевоплотиться при помощи доброго волшебника?». Так можно открыть идеальное «Я» ребёнка при помощи героя из сказки. Именно любимая сказка (или несколько любимых сказок) послужит основной модели поведения ребенка, формируя его жизненный сценарий, объяснить психологическую логику его поступков.

С другой стороны, в основе образа главного героя могут стоять ассоциации специалиста, если он всмотрится внимательно в ребенка, то сможем найти одинаковые черты между ребенком и кем-то из сказочных персонажей. В этом случае посредством описания главного героя и происходящих с ним событий осуществляется связь с ребёнком и подчёркиваются самые хорошие черты его характера.

Слушая, повторяя и сочиняя сказки, дети свободно выражают свои чувства и освобождаются от части своей природной агрессии. Некоторые сказки вызывают страх, но этот страх имеет смешанный характер, и неправильно считать, что подобные эмоции вредны. Желание эпизодично вспоминать пробуждающие воображения ситуации – это признак хорошего психологического здоровья, напротив, нежелание слушать сказки, содержащие элементы бессилия и тревожности, может быть признаком эмоционально-психической нестабильности. Постоянное стремление избежать сложных ситуаций обычно является признаком неуверенности и страха.

Сказки близки эмоциям детей и их мироощущению. Для них пока ещё логика взрослых чужда, и сказки помогают им своими волшебными образами понять  окружающий мир. В сказках всегда есть чётко обозначенная граница между плохим и хорошим, и дети привыкают к тому, что хорошее должно всегда побеждать плохое. Это способствует формированию сложных детских чувств. Благоприятный конец истории помогает им поверить, что и они смогут преодолеть трудности, добиться успеха, сделать что-то хорошее.

Сказка становится источником позитивных переживаний. Когда дети участвуют в создании сказки, можно добиться удивительных результатов.

Сказочные уроки, извлечённые в ходе действенного анализа, по словам Бригины Браун, представляют собой «банк жизненных впечатлений» или «эмоциональную кладовую для накопления жизненного опыта». Через определенный жизненный период эти впечатления и опыт активизируются и проблемной ситуации, идентичной сказочной, помогают её решению.

Используемые литературные источники.

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М., 2001.
  2. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. – М., 2001
  3. Зинкевич-Евсигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2006.
  4. Зинкевич-Евсигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб., 1998.
  5. Зинкевич-Евсигнеева Т.Д. Сказки звёздной страны Зодиакалии. – СПб., 1998.
  6. Конешенко О. Домашний психолог. Сказкотерапия. – М., 2002.
  7. Лозанов Г. Суггестопедия – десугестивно обучение.  – София., 2005.
  8. Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребёнка». – М., 1996.
  9. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб., 2007.
  10. Пушкина Е. Сказкотерапия – это что-то новое… или хорошо забытое старое? – Интернет источник.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игры для психического развития ребёнка

Возможно, детский психолог проведёт игротерапию более профессионально, но польза от занятий, которые проводят сами родители, еще более очевидна. Ведь при этом меняется не только ребёнок; меняютс...

Консультация для воспитателей и родителей «Сказкотерапия: значение сказки и психическое здоровье ребёнка».

Консультация для воспитателей и родителей «Сказкотерапия: значение сказки и психическое здоровье ребёнка»...

Консультация для воспитателей по теме «Значение сказки в речевом развитии ребёнка дошкольного возраста».

Сказка –  это эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел. Она отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле, рассчитана н...

Консультация для педагогов: "Создание условий для психоэмоционального благополучия как фактора психического здоровья ребёнка с ОВЗ.

В данной консультации раскрывается вопрос создания безопасных социально-психологических условий для психоэмоционального благополучия ребёнка с ОВЗ...

Консультация. Значение дыхательной гимнастики для здоровья ребёнка

     Дыхание является важнейшей функцией организма. А дыхательная гимнастика - неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей, укрепления его здоровья и надеж...

Консультация для родителей «Значение режима дня для здоровья ребёнка»

Консультация для родителей«Значение режима дня для здоровья ребёнка»Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и з...

Консультация для воспитателей "Условия сохранения психического здоровья ребёнка - дошкольника в ДОУ"

Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности....