Материалы для педагогов
методическая разработка

Мельникова Людмила Валерьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска детский сад №34 «Дюймовочка»

МАСТЕР - КЛАСС

ПО

ОБУЧЕНИЕ РАБОТЕ С ЦИФРОВЫМ МИКРОСКОПОМ

Выполнила: Исаева Л.В.

Материалы и оборудование необходимое для проведения мастер-класса: компьютер, микроскоп Kena, препараты для рассмотрения.

План проведения мастер-класса.

1. Знакомство с оборудованием.

2. Программное обеспечение.

3. Работа с микро- и макрообъектами.

Содержание мастер-класса.

1. Знакомство с оборудованием. Изучение конструктивных особенностей микроскопа.

2. Установка программного обеспечения. Запуск программного обеспечения.

3. Работа с микропрепаратами (предлагаются готовые образцы на выбор). Работа с макрообъектами (кристаллики соли, сахара, лимонной кислоты, соды, льда). Работа в свободном режиме (комнатные растения) .

Ход мастер-класса:

Среди инновационного оборудования, которое позволило расширить возможности традиционного средства обучения, особое место занимает цифровой микроскоп. Привычное средство с новыми возможностями.

Цифровой микроскоп – это разновидность традиционного оптического микроскопа, который использует оптику и цифровую камеру для вывода изображения.

Использование этого оборудования позволяет нам перейти на качественно новый уровень. Благодаря цифровой камере изображение выводиться на большой экран. Это даёт возможность нам педагогам акцентировать внимание на конкретные детали, что не сделаешь с обычным микроскопом. Кроме того можно с его помощью сфотографировать объекты для иллюстрации рассказа например, произвести видеозапись движущих объектов.

Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие – пушистые, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец – зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему".

ОБУЧЕНИЕ РАБОТЕ С ЦИФРОВЫМ МИКРОСКОПОМ

Цель: научиться работать с цифровым микроскопом «Kena»

По ходу объяснений идёт просмотр презентации.

Ход работы:

I. Изучение конструктивных особенностей микроскопа «Kena»

1. Внимательно рассмотрите рис. 1 и 2 и соотнесите составные части микроскопа с действующей моделью.

1. Кнопка захвата. 2. Тубус. 3. Базовый блок. 4. Револьверная головка (объективы: 2x, 4x, 10x и верхнее освещение – падающий свет). 5. Дверка батарейного отсека. 6. Центр нижнего освещения (проходящий свет). 7. Силиконовый коврик (предметный столик). 8. Ручка фокусировки. 9. Кнопка нижнего света. 10. Кнопка верхнего света. 11. Красная ручка для транспортировки микроскопа и намотки кабеля. 12. USB-кабель. 13. USB штекер.

2. Включение верхнего освещения

Чтобы включить верхнее освещение, нажмите на кнопку верхнего света серебряного цвета, расположенную в верхней части тубуса чуть ниже кабеля USB.

VI. Включение нижнего освещения

Нижнее освещение необходимо для просмотра прозрачных образцов, например, микропрепаратов. Нажмите на кнопку нижнего света серебряного цвета, расположенную на правой стороне базового блока.

3. Изменение увеличения

Поверните револьверную головку с объективами так, чтобы надпись «2x» была совмещена с индикаторным штрихом на головке камеры. Вы услышите легкий щелчок. Это означает, объектив установлен правильно. Потренируйтесь во вращения этой револьверной головки, чтобы установить настройки 2x, 4x, и 10х.

А теперь предлагаю вам разбиться на группы по 3 человека и попробовать самим разные режимы работы.

Работа с микропрепаратами

1. Поверните револьверную головку с объективами так, чтобы объектив 2x был совмещен с индикаторным штрихом на тубусе.

2. С помощи ручки фокусировки поднимите тубус на высоту 30–40 мм от предметного столика.

3. Разместите микропрепарат на предметном столике так, чтобы расположить его в центре круглого отверстия для нижнего освещения. (Это центр зрения камеры.)

4. Нажмите кнопку нижнего света на базовом блоке, чтобы включилось нижнее освещение.

5. Убедитесь, что верхнее освещение в это время выключено.

6. Вращая ручку фокусировки против часовой стрелки, опустите объектив как можно ниже до микропрепарата, почти касаясь его. (Будьте осторожны, чтобы не повредить микропрепарат) .

7. Медленно начните вращать ручку фокусировки по часовой стрелке, поднимая объектив от микропрепарата, одновременно просматривая изображение на экране компьютера. Как только вы увидите изображение на экране, может потребоваться тонкая настройка.

8. При желании, рассмотрите объект при большем увеличении, повернув объективы 4x и 10x.

9. Сделайте фото четкого изображения микропрепарата при любом увеличении на Ваш выбор. Для этого используйте кнопку захвата на тубусе, либо значок в ПО микроскопа.

10. Сохраните изображение в папке под названием микропрепарата с указанием увеличения. Пример: «Кожица лука_10х»

Работа с макрообъектами так же по схеме, представленной выше, есть отличия:

1. Разместите монету на предметном столике в центре. (Это центр зрения камеры.)

2. Нажмите кнопку верхнего светодиода камеры, чтобы включить верхний свет.

3. Убедитесь, что нижнее освещение в это время выключено.

Работа в свободном режиме «TouchScope» («Ручной микроскоп»)

Режим «TouchScope» («Ручной микроскоп») используется для просмотра объектов не на предметном столике: в поле с ноутбуком или во время движения по группе.

1. Убедитесь, что шнур USB не обернут вокруг красной ручки / основы для кабеля.

2. Снимите тубус с базового блока. Для этого обеими руками, поверните ручку фокусировки по часовой стрелке до самой высокой и удаленной точки от предметного столика. Тубус должен удерживаться одной рукой и вытягиваться ей из базы. При этом продолжайте поворачивать ручку фокусировки другой рукой для облегчения удаления тубуса.

3. Прикрепите защитную крышку к тубусу, осторожно навинчивая ее на устройство.

4. Расположите тубус в руке так, чтобы палец легко мог нажать кнопку захвата изображения на верхней части тубуса.

5. Подойдите к любому интересному для Вас объекту (комнатное растение, коллекция насекомых, предмет интерьера и пр.) с тубусом. Настройте фокус. Вы можете сделать это двумя способами:

а) удерживая тубус на определенном расстоянии от объекта, вращать револьверную головку, чтобы подобрать объектив, дающий более четкое изображение;

б) выбрав объектив с определенным увеличением, перемещать камеру перпендикулярно к объекту до получения четкого изображения.

6. Нажмите кнопку спуска затвора для записи изображения.

7. Сохраните изображение в папке под названием объекта с указанием увеличения. Пример: «Лист_2х»

А теперь хочется коротко познакомить с главными особенностями цифрового микроскопа. Это фото и видео съемка. Что бы сделать фото необходимого образца, используйте кнопку захвата на тубусе, либо значок в ПО микроскопа.

В появившемся окне внизу расположена панель инструментов, предназначенная для работы с фотографией, короткое описание значков и их функции.

На следующем слайде больше всего нас интересует значок «Сохранить». Нажимаем его.

В данном окне необходимо указать имя, формат и месторасположение данного файла. Пример обозначения: «Монета 2х»

Чтобы записать видео, необходимо нажать на значок «Запись», дать имя, формат и месторасположение файлу, затем начать запись, когда необходимо остановить её.

Спасибо, успехов вам в вашей работе!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска детский сад №34 «Дюймовочка»

Конспект занимательной – образовательной  деятельности в подготовительной группе

«Микроскоп и клетка»

.

Выполнила: Исаева Л.В.

Цель

– формировать представления о микроорганизмах – клетках

Программное содержание:

- познакомить детей с микроорганизмом – клеткой;

- закрепить знания детей о микроскопе;

- продолжать учить пользоваться микроскопом;

- учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом;

- активизировать словарь детей следующими словами и выражениями: микроскоп, объектив, окуляр, предметный столик, микорорганизмы, клетки, пластиды;

- развивать любознательность, внимание;

- развивать интерес к исследованиям;

- воспитывать взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу.

Предварительная работа:

Беседа о назначении микроскопа, рассматривание составных частей микроскопа, беседа о правилах пользования микроскопом, рассматривание иллюстраций с видами микроорганизмов.

Материалы:

Микроскоп, тонкий срез листика фикуса, кожица репчатого лука, картинки с изображением микроорганизмов – клеток.

Раздаточный материал:

Листки – раскраски с изображением тонкого среза репчатого лука и тонкого среза листика фикуса.

Ход:

В микроскоп ученый смотрит,

Видно, опыты проводит.

Дела нет ему до скуки-

Весь в работе, весь в науке.

Воспитатель: Ребята, про кого говорится в этом стихотворении?

 Ответ детей: про ученого

Воспитатель: сегодня я предлагаю вам стать учеными и открыть свою научную лабараторию. Вы согласны? (да)

Воспитатель:ребята, посмотрите, как называется этот предмет? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите на микроскоп внимательней, это очень сложный механизм. А знаете ли вы, из каких частей состоит микроскоп? (ответы детей)

Воспитатель: правильно, и я сегодня вам напомню…

1) Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки.

2) Окуляр - это часть микроскопа, которое находится к нашим глазкам ближе всего. Окуляр закрыт стеклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе.

3) Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.

Воспитатель: как вы думаете, для чего нужен микроскоп? (ответы детей)

Воспитатель: правильно, с помощью микроскопа можно рассматривать самые маленькие предметы, которые мы не можем разглядеть так.

Воспитатель: все состоит из маленьких микроорганизмов, которые называются – клетки. Ребята, почему мы их не видим? Что это за клетки? (ответы детей)

Воспитатель: А как же люди про них узнали? (ответы детей)

Воспитатель:  Правильно, их можно рассмотреть под микроскопом.

Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим под микроскопом кожицу репчатого лука, а затем тонкий срез листика комнатного растения – фикуса.

Дети поочередно подходят к микроскопу и через окуляр рассматривают образцы.

Воспитатель: что вы увидели там? Это клетки.

Воспитатель:  Клетки лука и фикуса похожи или отличаются? (отличаются, они разного цвета)

Воспитатель: правильно, внутри клеток фикуса есть особые включения зеленого цвета – пластиды. Именно они дают листьям зеленый цвет.

Воспитатель:  Сейчас я покажу вам картинки с клетками.

Дети рассматривают картинки с клетками.

Воспитатель: Как вы заметили на этих картинках, клетки бывают разные.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сделать альбом с клетками. Каждый возьмет листок – раскраску с изображением тонкого среза репчатого лука и тонкого среза листочка фикуса и заполним наши изображения клетками и раскрасим нужным цветом. Клетки, как мы видели на картинках, бывают разной формы.

Дети выполняют зарисовки клеток.

Воспитатель: Молодцы! Теперь у нас в группе есть свой альбом с изображением клеток.

Воспитатель: Ребята, время работы нашей лаборатории подходит к концу.

Воспитатель:  Скажите, что такое микроскоп? Для чего он нужен? (Ответы детей)

Воспитатель: Из каких частей состоит микроскоп? (ответы детей)

Воспитатель: Что с помощью микроскопа мы сегодня изучали?

Воспитатель: Клетки каких растений мы сегодня с вами рассматривали? Чем они отличаются?

Воспитатель: Наша работа в лаборатории получилась очень интересной, мы сегодня много нового узнали.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством цифрового микроскопа на занятиях в ДОУ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и деятельности педагогов и родителей

Слайд 2

более глубокое эмоциональное воздействие ! мультимедиа ЭОР - представляются фрагменты реальной или воображаемой действительности трехмерный визуальный ряд и стереозвук возможность одновременного воспроизведения совокупности объектов, представленных различными способами

Слайд 3

Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами. Информатизация общества ставит перед педагогами ДОУ и родителями задачи : стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр сформировать основы информационной культуры личности ребенка

Слайд 4

Подразумевается использование: информации в электронном формате : текст, видео, аудио, анимация, изображение информационных носителей: DVD , CD , флэш-памяти мультимедиа: игровые компьютерные программы, презентации и др. аудиовизуального оборудования: компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора, интерактивной доски…. ИКТ – это технологии обмена информацией, коммуникации

Слайд 5

Достоинства компьютера: Компьютер может помочь развитию у детей таких важнейших операций мышления как обобщение и классификация; В процессе занятий на компьютере улучшаются память и внимание детей; При игре в компьютерные игры у детей раньше развивается знаковая функция сознания, которая лежит в основе абстрактного мышления; Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, для формирования координации зрительной и моторной функций Недостатки компьютера: Чрезмерное обращение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребенка, а также отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Особенно это опасно для застенчивых детей. И главное, нельзя уповать только на компьютер. Ребенок – маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми, и, живя в реальном мире.

Слайд 6

• Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация); • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии); • Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. • Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении; • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет, скачав их, мы создали медиатеку статей по направлениям образовательной работы ; • Оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности; • Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей; • Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности ; • Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

Слайд 7

более глубокое эмоциональное воздействие ! Основные фирмы – производители лицензионных детских компьютерных игр Новый диск Alisa Studio

Слайд 8

Интерактивные электронные доски

Слайд 9

Рынок компьютерных игр обучающие развивающие диагностические Математическое развитие Мир природы Речевое развитие Социальный мир Художественное творчество Музыка

Слайд 10

Угадай сказку

Слайд 11

курочка ряба Где и когда приключилось такое?! Мышка разбила яйцо золотое. Дед горевал. И печалилась баба… Только кудахтала …



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО

«СОЗДАНИЕ РППС В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО»

Подготовила:  Исаева Л.В.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».  Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. 

«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития. Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы,        мебель и т.п.,        в сочетании        с        определенными принципами разделения пространства Организации (группы).

Основные принципы организации РППС ДОО

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

  • Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том

числе, технические), материалы (в том числе, расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

  • Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;
  • Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;
  • Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.

При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:

  • Соответствие общеобразовательной программе ДОО;
  • Соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;
  • Соответствие возрастным возможностям детей;
  • Трансформируемость        в        зависимости        от        образовательной        ситуации, интересов и возможностей детей;
  • Возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
  • Вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
  • Наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.
  • Соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.

С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного процесса. Данная задача решается системно, в том числе, упорядочивая множество игровых средств ДОО в «систему игровых средств- «игровую поддержку развития детей.

Полноценное и одновременное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду ДОО с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО в лице педагога с семьей воспитанника для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Например, совместные игровые мероприятия, организованные в рамках общеобразовательной программы (обмен опытом семейного воспитания, проектная деятельность, участие в различных конкурсах, фестивалях, ярмарках и др.). Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. В том числе, организация РППС таким образом позволит содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО.

Примерный перечень зон для организации РППС:

  • для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);

  • для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктиная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
  • для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

- для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

  • для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные        лаборатории,        календарь        природы,        центры        для организации различных проектов и пр.);
  • для отдыха (уединение, общение и пр.).
  • Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.

Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей. В то же время следует учитывать и возможность изменения структуры зонирования РППС для возникающих образовательных задач: организация детской импровизированной самостоятельной игры, проведение различных тематических занятий и пр. Иными словами, оперативное изменение пространства является одним из необходимых критериев для полноценного функционирования РППС. Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС, необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену  материалов, со  временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для педагога-психолога ДОУ

Консультации для родителей...

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности. Сборник методических материалов для педагогов образовательных организаций.

       В сборник вошли методические материалы, используемые педагогом-психологом для осуществления психолого-педагогического сопровождения педагогов, работающих в инновацион...

Материалы для педагогов

материалы для педагогов...

материалы для педагогов и родителей

Консультации по теме "Капризы и упрямство"...