Семинар «ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ»
методическая разработка

Дорогова Марина Владимировна

Цель: Познакомить педагогов с техниками вербального общения для более эффективного взаимодействия с родителями.

Задачи:

- Расширять представления о психологических основах и особенностях профессионально-педагогического общения. 

- Познакомить педагогов с правилами конструктивного взаимодействия, с «речевыми формулами» для общения с родителями. 

- Отработать техники речевого общения с  родителям.

Материалы:  веревка 5-10 метров (в зависимости о количества участников), бумага, простые карандаши, карточки с описанием задания, прищепки 2-х цветов, магнитно-маркерная доска, маркер.

Ход

Педагог-психолог сообщает тему и цель семинара. Тема написана на магнитно-маркерной доске.

Психолог спрашивает педагогов, что они ожидают от сегодняшнего занятия?

Педагоги высказываются, ожидания записываются на доске.

  1. Игра «Геометрические фигуры»

Цель: формирование понимания о возможных коммуникативных сложностях, необходимости овладения техниками эффективного общения.

Участники встают в круг, в руки берут веревку, закрывают глаза. По команде ведущего они должны составить геометрическую фигуру (круг, равнобедренный треугольник, звезда).

  1. Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»

Цель: помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги, карандаш и ластик.

Ведущий просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и родителей своих воспитанников, пап и мам в виде геометрических фигур. Когда работа будет закончена, ведущий начинает задавать вопросы, которые участники обсуждают, высказывают свое мнение.

Вопросы:

1.  Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему? Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?

2. На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?

3. Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? Какой?

4. Сколько фигур мам, а сколько пап, одинаковые это фигуры или разные?

5. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько фигуры, изображающие родителей; почему?

6. Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?

7. Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?

8. Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?

9. На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?

Психолог предлагает нарисовать на маркерной доске идеальные по мнению педагога отношения с родителями.

 

  1. Упражнение «Прищепки»

Цель: поделить участников на две команды.

Прищепки двух цветов прикреплены на разные предметы, участники по команде находят прищепку и прикрепляют к одежде, на видное место. Те, у кого прищепки одного цвета, становятся слева, другие – справа.

 

  1. Упражнение «Можно - нельзя»

Цель: совершенствование коммуникативно-речевых умений в общении с родителями. 

Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта? 

Предлагается ситуация, одна команда готовит ответы воспитателя на аргумент родителя в не приемлемой форме, другая команда в форме конструктивной беседы.

Приёмы, разрушающие общение:

• Игнорирование партнёра: Отсутствие интереса к высказываниям партнёра.

• Негативные оценки: Например, замечания: «Это же глупости…»

• Неаргументированное выспрашивание: Задавая вопросы, злоупотребляйте их количеством. Задавая вопрос, поясните, почему это вас интересует.

• Проявление эгоцентризма: Говорить только о том, что волнует вас и не брать в расчёт то, что волнует партнёра.

• Делать «вставки» в монолог партнёра: Например: «А не пора ли нам поговорить о деле?». Или «Давайте вернёмся к цели нашего разговора» и др.

• Употребляйте в общении с родителями фразы «Вы не правы…», «Вы не понимаете…».

 • Сравнивайте ребенка родителя с другими детьми группы.

 

«Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями   

  • Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и… 
  • Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, потому что ….
  • Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны….
  • Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем что бы…..
  • Мне необходимо уточнить,  Я не могу сейчас…
  • Я в целом разделяю ваше мнение, но...     
  • «На Вашем месте я также…., однако,.. 

По окончанию упражнения участники делятся впечатлением.

 

  1. Упражнение «Техника «сэндвича» 

Цель: отработка навыка использования техники «сэндвича». 

Воспитатель вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать информацию о ребенке, носящую негативный характер.  Негативная информация, переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от стиля ее подачи педагогом.   Надо не осуждать родителей, а предлагать варианты (Родители в ответ на жалобы воспитателей говорят, что они знают какие у них дети, лучше подскажите, что делать.) По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы).  Начать с хорошего. Продолжить сложным и неприятным. Закончить хорошим.   

Для отработки навык использования техники «сэндвича» участники по очереди сообщают родителям положительную и негативную информацию о ребенке по предложенной ситуации. 

 

  1. Упражнение «Метафора»

Цель: отработка приемов косвенного воздействия на родителей с целью привлечения внимания к проблеме.

Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Педагогам предлагается рисунки-метафоры, надо образно представить проблему родителю.

Рисунки – метафоры:

 «Губка» (затрагиваемая проблема - воспитание ребенка)

 «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема - необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).

 «Яйцо» (затрагиваемая проблема – возрастной кризис, например кризис 3-х лет).

 «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема - отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).

 «Рюкзак» (затрагиваемая проблема - подготовка ребенка к школе).

 

Рефлексия  

Педагог-психолог:  Вернёмся к списку наших ожиданий, проанализируем, достигнуты ли поставленные цели.

Спасибо за внимание. Успехов Вам, удач и профессионального роста.       

 

Список использованной литературы   

  • Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) СПб.: Издательство «Речь», 2009. — 224 с: ил. 
  • Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары, практикумы, тренинги, рекомендации/ авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. – Волгоград, 2011 
  • Крамкова О.В. Этика и эффективное общение. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 44 с.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»

Семинар

«ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

 ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ»

                                                   Педагог-психолог:

Дорогова Марина Владимировна

г. Лесосибирск  2019г.

Цель: Познакомить педагогов с техниками вербального общения для более эффективного взаимодействия с родителями.

Задачи: 

- Расширять представления о психологических основах и особенностях профессионально-педагогического общения.  

- Познакомить педагогов с правилами конструктивного взаимодействия, с «речевыми формулами» для общения с родителями.  

- Отработать техники речевого общения с  родителям.

Материалы:  веревка 5-10 метров (в зависимости о количества участников), бумага, простые карандаши, карточки с описанием задания, прищепки 2-х цветов, магнитно-маркерная доска, маркер.

Ход

Педагог-психолог сообщает тему и цель семинара. Тема написана на магнитно-маркерной доске.

Психолог спрашивает педагогов, что они ожидают от сегодняшнего занятия?

Педагоги высказываются, ожидания записываются на доске.

  1. Игра «Геометрические фигуры»

Цель: формирование понимания о возможных коммуникативных сложностях, необходимости овладения техниками эффективного общения.

Участники встают в круг, в руки берут веревку, закрывают глаза. По команде ведущего они должны составить геометрическую фигуру (круг, равнобедренный треугольник, звезда).

  1. Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»

Цель: помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги, карандаш и ластик.

Ведущий просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и родителей своих воспитанников, пап и мам в виде геометрических фигур. Когда работа будет закончена, ведущий начинает задавать вопросы, которые участники обсуждают, высказывают свое мнение.

Вопросы:

1.  Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему? Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?

2. На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?

3. Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? Какой?

4. Сколько фигур мам, а сколько пап, одинаковые это фигуры или разные?

5. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько фигуры, изображающие родителей; почему?

6. Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?

7. Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?

8. Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?

9. На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?

Психолог предлагает нарисовать на маркерной доске идеальные по мнению педагога отношения с родителями.

  1. Упражнение «Прищепки»

Цель: поделить участников на две команды.

Прищепки двух цветов прикреплены на разные предметы, участники по команде находят прищепку и прикрепляют к одежде, на видное место. Те, у кого прищепки одного цвета, становятся слева, другие – справа.

  1. Упражнение «Можно - нельзя»

Цель: совершенствование коммуникативно-речевых умений в общении с родителями.  

Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?  

Предлагается ситуация, одна команда готовит ответы воспитателя на аргумент родителя в не приемлемой форме, другая команда в форме конструктивной беседы.

Приёмы, разрушающие общение:

• Игнорирование партнёра: Отсутствие интереса к высказываниям партнёра.

• Негативные оценки: Например, замечания: «Это же глупости…»

• Неаргументированное выспрашивание: Задавая вопросы, злоупотребляйте их количеством. Задавая вопрос, поясните, почему это вас интересует.

• Проявление эгоцентризма: Говорить только о том, что волнует вас и не брать в расчёт то, что волнует партнёра.

• Делать «вставки» в монолог партнёра: Например: «А не пора ли нам поговорить о деле?». Или «Давайте вернёмся к цели нашего разговора» и др.

• Употребляйте в общении с родителями фразы «Вы не правы…», «Вы не понимаете…».

 • Сравнивайте ребенка родителя с другими детьми группы.

«Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями    

  • Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…  
  • Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, потому что ….
  • Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны….
  • Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем что бы…..
  • Мне необходимо уточнить,  Я не могу сейчас…
  • Я в целом разделяю ваше мнение, но...    
  • «На Вашем месте я также…., однако,..  

По окончанию упражнения участники делятся впечатлением.

  1. Упражнение «Техника «сэндвича»  

Цель: отработка навыка использования техники «сэндвича».  

Воспитатель вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать информацию о ребенке, носящую негативный характер.  Негативная информация, переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от стиля ее подачи педагогом.   Надо не осуждать родителей, а предлагать варианты (Родители в ответ на жалобы воспитателей говорят, что они знают какие у них дети, лучше подскажите, что делать.) По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы).  Начать с хорошего. Продолжить сложным и неприятным. Закончить хорошим.    

Для отработки навык использования техники «сэндвича» участники по очереди сообщают родителям положительную и негативную информацию о ребенке по предложенной ситуации.  

  1. Упражнение «Метафора»

Цель: отработка приемов косвенного воздействия на родителей с целью привлечения внимания к проблеме.

Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Педагогам предлагается рисунки-метафоры, надо образно представить проблему родителю.

Рисунки – метафоры:

 «Губка» (затрагиваемая проблема - воспитание ребенка)

 «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема - необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).

 «Яйцо» (затрагиваемая проблема – возрастной кризис, например кризис 3-х лет).

 «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема - отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).

 «Рюкзак» (затрагиваемая проблема - подготовка ребенка к школе).

Рефлексия    

Педагог-психолог:  Вернёмся к списку наших ожиданий, проанализируем, достигнуты ли поставленные цели.

Спасибо за внимание. Успехов Вам, удач и профессионального роста.      

Список использованной литературы    

  • Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) СПб.: Издательство «Речь», 2009. — 224 с: ил.  
  • Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары, практикумы, тренинги, рекомендации/ авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. – Волгоград, 2011  
  • Крамкова О.В. Этика и эффективное общение. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 44 с.

 



Предварительный просмотр:

Педагог-психолог      Дорогова М.В.

C:\Users\Марина\Desktop\img0.jpg

Эффективные техники

речевого общения

педагога с родителями

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится работа педагогов с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Воспитателю необходимо выработать для себя конкретные формы корректного общения с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  • Индивидуальный подход

Необходим в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  • Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли даст положительные результаты. Гораздо эффективнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  • Готовимся серьезно

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество.

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:

  1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
  2. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
  3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
  4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
  5. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
  6. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные техники речевого развития дошкольников с ОВЗ

Не секрет, что даже взрослый, грамотный человек не умеет выступать перед большой аудиторией, кратко, связно и грамотно излагать мысли вслух.  Начинать эту работу необходимо в дошкольном возрасте,...

«Эффективные техники речевого общения с ребенком».

«Эффективные техники ре­чевого общения с ребенком»....

Эффективные техники речевого общения

Эффективные техники речевого общения....

«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич

laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...

вебинар "Применение эффективных техник взаимодействия педагогов с родителями в современном образовательном пространстве в соответствии с ФГОС ДО"

вебинар "Применение эффективных техник взаимодействия педагогов с родителями в современном образовательном пространстве в соответствии с ФГОС ДО"...