«Эффективные техники речевого общения с ребенком».
консультация по коррекционной педагогике на тему

Нестерова Лариса Ивановна

«Эффективные техники ре­чевого общения с ребенком».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnika_rechevogo_obshcheniya.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Эффективные техники речевого общения с ребенком».

Используйте технику «Я сообщение».

Мы испытываем в жизни разные чувства. Если они отрицательные, не следует их держать в себе: молча переносить обиду, подавляя гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Что делать, если нас переполняют эмоции, когда поведение ребенка мы считаем неприемлемым? Ответ прост: нужно сказать ребенку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.

Когда вы говорите о своих чувствах к ребенку, делайте это от первого лица. Сообщите о себе, о своих переживаниях, а не о ребенке и его поведении. Такие высказывания, в которых есть личное местоимения «я», «мне», «меня», психологи называют «Я-сообщение». Оно передает отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной для собеседника форме:

  • «Мне не нравится, я бы хотела и т. п.»;
  • «Меня раздражает, когда дети хнычут»;
  • «Я злюсь»;
  • «Я сержусь»;
  • «Я огорчена»;
  • «Мне скучно».

Схема «Я-сообщения».

  1. Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда я вчера увидела, какая ты грязная...»).
  2. Называние чувства в тот момент (.. .я почувствовала беспокойство...»).

3.Называние причин («...наверное, это произошло потому

что...»).

Упражнение «Я-сообщение».

Цель: научить педагогов создавать условия для доверительного общения, выражать свои негативные чувства приемлемым способом.

Инструкция: используя технику «Я-сообщение», передайте свое отношение к происходящему, искренне выражая свои чувства в необидной для ребенка форме.

Ситуации:

  • Ребенок в течение дня постоянно ноет, хнычет: то игрушку заберут, то игрушку потерял, то на занятии не спросили.
  • Ребенок шалил за столом и пролил молоко, несмотря на

предупреждение.

•        Дети играют. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку
и убирать игрушки. Кто-то из детей ответил: «А я еще не успел
поиграть», другой - «А я не хочу гулять», третий - «А я не

играл.

  • Вы зовете детей садиться за стол. А один ребенок отвечает: «Сейчас» - и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.
  • У вас важный разговор с коллегой или родителем. Ребенок

то и дело вас перебивает

                               Техника «Активное слушание».

В психологии общения существует специальная техника, которая дает нам возможность проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его реальные интересы, настроение, эмоции. Эта техника носит название активного слушания.

Активное слушание партнера по общению предполагает ваше стремление понять, что же он хочет вам сказать на самом деле. В словах и поведении, в интонации и мимике ребенка всегда содержится эта информация, надо лишь внимательно к нему прислушаться. Однако, как правило, в реальной жизни мы привыкли уделять слишком мало внимания тому, что ребенок нам говорит.

Воспитатель часто занят собственными делами и заботами, жизнь в детском саду расписана по минутам, и мы просто не успеваем выслушать ребенка, в лучшем случае делаем это формально.

Американский психолог Вирджиния Сатир особо подчеркивала, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же вы в данный момент не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты, и подойдете к нему, как только освободитесь. Но при этом чрезвычайно важно помнить ваше обещание и, не дожидаясь повторного напоминания, уделить ребенку внимание, как только появится такая возможность.

Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. При помощи особой техники активного слушания, которая в психологии общения называется техникой настройки, мы можем получить интересующую нас информацию.

Настройка на партнера предполагает особое внимание к нему, способность поставить себя на его место. Настраиваясь на ребенка как на партнера по общению, не стоит торопиться с выводами, имеет смысл проверить несколько возникших у вас предположений, сформулировав их, чтобы удостовериться, правильно ли вы его поняли.

Практикум по активному слушанию.

Проигрывая предложенные ниже ситуации, разбейтесь на пары. Одну и ту же ситуацию имеет смысл проигрывать два раза: в первом случае один педагог из пары берет на себя роль воспитателя, а другой - ребенка; во втором случае участники меняются ролями - педагог, бывший воспитателем, становится ребенком, и наоборот.

Задание 1.

В обоих случаях педагог, играющий роль воспитателя, отвечает «ребенку» как невнимательный слушатель.

Инструкция «воспитателю». Представьте себе, что вы в группе чем-то заняты. К вам подходит ребенок и произносит одну из следующих фраз:

  1. «А Вася отобрал у меня паровозик!»
  2. «Они не принимают меня играть!»
  3. «А вот я нарисовал!»
  4. «А маму вчера отвезли в больницу».
  5. ... (придумайте или вспомните сами типичную проблему, с которой ребенок может обратиться к воспитателю).

Вы должны ответить «ребенку» как невнимательный слушатель.

Инструкция «ребенку». Представьте себе, что вы ребенок определенного возраста (от 3 до 7 лет). У вас возникла одна из проблем, которые перечислены выше. Вы подходите к воспитателю и произносите одну из приведенных выше фраз.

Ситуация продолжается 1-2 минуты. После окончания ситуации участник, игравший роль ребенка, рассказывает своему напарнику, что он почувствовал, услышав ответ «воспитателя». После обсуждения, которое длится 2-3 минуты, участники меняются ролями и выбирают другую проблему из предложенных выше.

Задание 2.

В обоих случаях педагог, играющий роль воспитателя, отвечает «ребенку» как внимательный слушатель.

Инструкция «воспитателю». Ситуация такая же, как в задании 1, однако вы отвечаете ребенку как внимательный слушатель.

Инструкция «ребенку». Ситуация такая же, как в задании 1, однако для проигрывания ситуации 2 выберите другую проблему из предложенного списка, не ту, которую вы обсуждали в задании 1.

После окончания ситуации происходит обсуждение, затем участники меняются ролями.

2.3. Эмоциональная культура педагога.

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Каждый ребенок очень впечатлительный и опыт взаимодействия получает также от взрослых. Особенно важно устраивать каждому педагогу собственную психологическую разрядку в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, психогимнастика, аутотренинг, музыкотерапия и т. п.

Мы вам предлагаем несколько простых, но очень эффективных игр и упражнений, которые позволят вам управлять вашим эмоциональным состоянием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные техники речевого развития дошкольников с ОВЗ

Не секрет, что даже взрослый, грамотный человек не умеет выступать перед большой аудиторией, кратко, связно и грамотно излагать мысли вслух.  Начинать эту работу необходимо в дошкольном возрасте,...

«Когда молчание-золото» (о речевом общении с ребенком)

Культура, в которой растет современный ребенок, бесспорно, носит речевой характер. С раннего детства он постоянно слышит разнообразную речь: разговаривают взрослые, гремит радио и телевизор. В этих ус...

Эффективные техники речевого общения

Эффективные техники речевого общения....

Семинар «ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ»

Цель: Познакомить педагогов с техниками вербального общения для более эффективного взаимодействия с родителями.Задачи:- Расширять представления о психологических основах и особенностях профессионально...

Речевое общение с ребенком дома

Консультация для родителей...

Консультация для педагогов "Единые требования к речевому общению с ребенком для взрослых"

Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослыхНавык речи формируется у ребенка по подражанию, поэтому  необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной, могла стать эт...