Речевое общение с ребенком дома
консультация по коррекционной педагогике

Пашнина Ирина Вадимовна

Консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_obshchenie_s_rebenkom_doma.doc602.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Речевое общение с ребенком дома»

Подготовила:

учитель-дефектолог

Пашнина И.В.

С такими словами, как  «малыш…, ребенок» в семью входят радость, счастье, но если к этим словам добавляется диагноз «глухота», то это порождает тревогу и боль родителей, страх за судьбу ребенка.

Бронислава Давыдовна Корсунская - великий русский сурдопедагог сформулировала три важных исходных положения, которые должны знать родители и педагоги.

Первое. Умственные возможности развития здорового неслышащего ребенка, ни в чем не уступают возможностям слышащего.

Второе. Вера  в успех, умение воспитать эту веру в ребенке, упорная и настойчивая работа по обучению и развитию речи  - сделает неслышащего ребенка счастливым, поможет ему не ощущать свой физический дефект, или хотя бы, не тяготится им.

Третье. Глухой ребенок – прежде всего ребенок, а потом глухой.

Развитие речи у неслышащего  ребёнка предполагает накопление словарного запаса в процессе речевого общения с окружающими: родителями, сверстниками. Наиболее трудной задачей воспитания и образования ребенка с нарушенным слухом является формирование у него потребности в речевом общении.

Конечно, воспитание глухого ребенка в семье требует от родителей большой выдержки, терпения, напряжения, но приводит к положительным результатам, если они выполняют советы сурдопедагога. В дальнейшем такие дети для воспитания и обучения определяются в специальные учреждения.

Глухой ребенок имеет потребность общаться с окружающими, и для того чтобы его поняли, он прибегает к жестам, сопровождая их непонятными звуками и криками.

Ребенок часто не понимает окружающих, а окружающие не понимают его. Это вызывает у глухого ребенка раздражение. Чтобы привлечь к себе внимание, он кричит, толкает и дергает окружающих. Взрослые, стараясь отучить ребенка от неприятного поведения, нередко наказывают его, ругают. Ребенок озлобляется, капризничает, становится замкнутым, упрямым.

Родители не пытаются говорить с ним, не вызывая у него потребности в речевом общении, невольно толкают своего ребенка к немоте. Чтобы избегать этого, родителям следует быть очень внимательными и ласковыми к неслышащему ребенку. Нужно стремиться понять, что он хочет, а не отмахиваться от него. Как это, к сожалению, иногда бывает.

Трудно оценить значение помощи родителей своему ребёнку в познании окружающего мира.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации каждый неслышащий ребенок обеспечивается индивидуальными слуховыми аппаратами. Слуховые аппараты ребёнок должен носить постоянно, та как они помогают ему использовать самые малые остатки слуха. Ваша помощь будет достаточно ощутимой, если вы будете поддерживать тесную связь с педагогом, ведущим занятие по развитию слухового восприятия  и формированию произношения, интересоваться успехами своего ребенка.

Вы должны помнить, что в результате специальных упражнений, под влиянием развивающейся самостоятельной речи, состояние слуха у ребёнка измениться в лучшую сторону, он будет различать накопленный на специальных индивидуальных занятиях речевой материал на слух. Но если не носить слуховой аппарат или носить его от случая к случаю, не развивать остатки слуха, ребёнок будет чувствовать дискомфорт и может никогда не научиться пользоваться теми остатками слуха, которые у него остались. Если Ваш рeбёнок находится в специализированном детском саду или школе, то основная работа по развитию произносительных навыков происходит там. Но знайте, что эффект усвоения устной речи зависит не только от постановки звуков, которую осуществляет учитель-дефектолог, но и в большой мере от вашего внимания к произношению ребёнка в процессе общения с ним дома.

Если Вы будете внимательно прислушиваться  к произношению ребёнка, даже, не зная, как исправить тот или иной дефект вы сможете помочь ему. В случае невнятного и плохого произношения попросите его повторить слово или фразу: «Повтори, я не понял. Говори хорошо». Это напоминание заставит ребёнка постараться восстановить знакомые ему ощущения, правильные положения языка, губ, которым на специальных занятиях обучал его учитель - сурдопедагог,  и самому исправить ошибку.

Если будете следовать данному правилу постоянно, это приучит ребёнка к тому, что надо всегда стараться говорить хорошо. Следите за слитным произношением слов и  за правильным ударением в словах. Ударный слог нужно выделять длительным произношением гласного звука в этом слоге.

Чтобы всегда понимать своего ребенка и помочь ему в овладении знаниями об окружающем, расширить словарный запас, родителям  необходимо овладеть дактильной формой  речи, которая широко используется в системе обучения детей с тяжелым нарушением слуха. Умение правильно показать знаки – первое исходное условие. Дактильные знаки нужно показывать четко и ясно, если что-то не получается или забыли, спросите у ребенка, как правильно показывать ту или иную букву алфавита, этим вы завоюете уважение у своего ребенка. Когда вы дактилируете обязательно произносите дактилируемое слово, следите, чтобы ваша речь была слегка замедленной, но ни в коем случае не утрированной - слоговой, иначе это плохо отражается на произношении ребёнка, на навыке чтения с губ. Наибольшую роль играет закрепление навыков чтения, письма и, как вспомогательного средства, дактильной речи.

Дома родителям нужно обратить внимание на понимание и использование в самостоятельно речи ребенка глаголов. Понимание поручений: дай, возьми, принеси, помоги, покажи, нарисуй, напиши. Привлекайте внимание ребёнка к движению губ и, произнося слова обычным голосом, вам следует убедиться, что ребёнок усвоил смысл обращенных к нему слов. Давайте поручения вразбивку.

Заведите блокнот, где вы будете записывать новые слова и понятия во время занятий, игр,  и, особенно, во время прогулок, чтобы закреплять навыки речевого общения и расширять словарный запас. Если Вы не можете объяснить что-либо ребёнку, записывайте слова и фразы в блокнот. Например: ребёнок видит и показывает Вам  на машину. Тут же напишите фразу: «Машина едет», обязательно обратите внимание на звук, который издает машина. Ребёнок видит, как вы готовите обед, запишите и дайте ему прочитать: «Я варю суп», «Я сварила суп». Очень важно чтобы ребенок высказывал свои наблюдения, видел, что взрослому важно и интересно то, что он говорит, что его не будут осуждать, если он что-то скажет неправильно.

После прочтения какой-либо таблички, наименования, записи, эту фразу следует повторить устно. Таких случаев Вам жизнь представляет множество, вы их используйте. Изо дня в день будут вырастать возможности ребёнка понимать и запоминать такие фразы. Постарайтесь, чтобы он повторил каждую фразу на память и внимательно смотрел на вас, когда вы проговариваете новые слова. Если вы будете делать так систематически, то у ребёнка будет развиваться самостоятельная речь.

Записывайте впечатления, полученные им дома в специальной тетради, последовательно фиксируйте все, что он видел и делал дома. Необходимо на начальном этапе обучения подготовить таблички с названием игрушек, мебели, продуктов питания для закрепления словаря дома. Ребёнок должен ясно представлять себе содержание каждой написанной фразы. Следует обсуждать просмотренные картины, мультфильмы, телевизионные детские передачи.

Записав текст или фразу, расставьте ударения и прочитайте его два, три раза. Таблички-названия предметов необходимо писать одинаковым печатным  шрифтом и одного цвета (желательно черным). Шрифт простой. Для лучшего запоминания и восприятия  предложение нужно писать в  одну строку, переносить слова не следует. В зависимости от степени понижения слуха у ребёнка остаются возможности воспринимать те или иные элементы речи.

Учить и воспитывать неслышащего ребенка огромный труд, но, сколько радости приносит первое и каждое новое слово, которое ваш ребенок произнесет самостоятельно – это ПОБЕДА! 

С глухим ребенком следует больше играть в разные игры. В игре у глухого ребенка будет больше потребности к речи. Он оживится, будет общительным, радость, удовольствие от игры вызовет у него звонкий, чистый голос, который так ему нужен для речи.

Когда с ребенком говорят и он смотрит на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также складываются губки, они у него то вздрагивают, то выпячиваются, то смыкаются. Пусть это будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.

Для того чтобы подготовить ребенка к школе, нужно приучить его к определенному распорядку дня, к режиму, который поможет ему легче привыкнуть к школьным занятиям. Нужно, чтобы утром он не залеживался в кровати. Распределить время для занятий и прогулок, следить за правильным питанием, вечером вовремя укладывать спать.

Правильный распорядок дня приучит ребенка к организованности, обеспечит ему достаточное пребывание на воздухе, регулярное питание и укрепит его здоровье. Родители должны помнить, что воспитание глухого ребенка и слабослышащего ребенка в семье требует выдержки, терпения — это длительная и кропотливая работа.

С ребенком полезно проводить такие игры (глаза у ребенка закрыты)

  • «Где звонили?» Ребенок указывает место.
  • «Угадай, кто звонил?» Ребенок показывает.
  • «Слушай внимательно». Ребенок отгадывает, чем издаются звуки (губная гармошка, дудочка, барабан и т. д.) Эти игры развивают у ребенка слуховое внимание.

Для речи необходимо правильное дыхание. Для развития речевого дыхания можно проводить следующие игры:

  • Поддувание (налить воду в таз) по воде бумажных корабликов, рыбок, уточек, гусей. Дуть сильно, чтобы игрушка поплыла.
  • Сильно дуть на воду до образования брызг.
  • Дуть на пушинки, ветки, одуванчик (летом).
  • Надувание резиновых игрушек.
  • Пускание мыльных пузырей и т. д.

Советы родителям

по речевому общению с детьми 

Ваш ребёнок уже умеет читать, учится говорить, ему поставлены основные звуки. Помните, что усвоение речи глухим ребёнком зависит не только от учителя, но и от вас, родителей, от близких людей, которые его окружают.

Постарайтесь сделать так, чтобы вашему ребёнку всегда было интересно с вами, чтобы он каждую минуту узнавал, познавал, удивлялся.

Чаще хвалите ребёнка, чтобы он почувствовал веру в свой успех, что его любят.

Неслышащий ребёнок, как и его родители, должен быть великим тружеником с самого раннего возраста.

Дети легче усваивают существительные – табличка + предмет. Нужно, чтобы ребёнок знал окружающие его предметы дома, но важно обратить внимание на глаголы: встань, сядь, иди, возьми, бегай, прыгай, положи, принеси и т.п.

Глухому ребёнку нужны постоянные занятия. Не повторишь – слова быстро забываются, особенно это прослеживается после каникул.

Впервые годы овладения речью допускается замена одних звуков другими, лишь бы не было грубых нарушений речи. Для уточнения произношения своего ребёнка держите тесную связь с учителем класса.

Читать наши дети часто начинают раньше, чем говорить. Прививайте им любовь к книге, читайте вместе с ребёнком, это способствует расширению словаря

Работа над сюжетными картинками – обсуждение содержания, составление рассказов обогащает речь ребёнка.

Полезно завести блокнотики – словарики, где можно записывать новые слова, особенно больше внимания надо уделить глаголам, прилагательным, наречиям.

Хорошо завести вместе с ребёнком календарь погоды; а также календарь, где отмечают дни рождения близких людей.

Семейные настольные игры – домино, лото, игры с бросанием кубика и продвижением фишки вперёд и проговариванием всех названий, также способствуют развитию речи и расширению кругозора ребёнка.

Помните, что заниженные требования к неслышащему ребёнку не способствуют развитию его речи. Приучите его всегда всё проговаривать, целый день разговаривайте с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему «Разговорная речь взрослого как игровое средство общения с ребенком дома» от 12.03.2015 г.

Семинар-практикум на тему «Разговорная речь взрослого  как игровое средство общения с ребенком дома» от 12.03.2015 г....

«Эффективные техники речевого общения с ребенком».

«Эффективные техники ре­чевого общения с ребенком»....

Игра в театр – как средство общения с ребенком дома.

Все начинается с детства. Какое оно у ваших детей? Вы об этом задумывались? Ведь это важно — что ребенка окружает в детские годы.Игра в театр – как средство общения с ребенком дома.«Как часто родители...

Консультация для родителей «Разговорная речь взрослого как игровое средство общения с ребенком дома»

Цель: показать родителям возможности использования слова как игровому средству общения с ребенком. Согласимся, что родительское слово звучит в доме довольно часто. Да и тональную окраску отношени...

Консультация для родителей " Музыка в общении с ребенком дома"

Важную роль в становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей, как известно, играет общение с взрослыми. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в вашей семье зависит от т...