Консультации для педагогов.
консультация

Башун Марина Сергеевна

консультации для педагогов. Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya._igraem_v_muzyku.docx18 КБ
Файл igraem_v_muzyku.pptx1.93 МБ
Файл muzykaterapiya_1.docx21.02 КБ
Файл muzykaterapiya.pptx854.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия) 

Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.

Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять игровые методы, помогающие педагогу в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребенку – легко его усвоить. Игровая ситуация создает психологическую установку, настраивает психику ребенка на музыкальную деятельность.

Игры на развитие у дошкольников музыкального восприятия и интереса к классической музыке не требуют большой подготовке, дополнительных пособий. . Музыкальный руководитель может использовать подручные материалы, ведь главное – это необходимый эмоциональный настрой ребенка, его интерес к деятельности.

Игры можно разделить на три группы в зависимости от общей дидактической задачи (развитие художественного словаря, вокализация, пантомимическое и двигательное моделирование характера музыки). На одном занятии рекомендуется использовать 1-3 игры из разных групп.

  1. Игры на развитие художественного словаря.

Дидактическая задача. Закреплять слова художественного словаря, способствовать адекватному применению знаний о музыке в анализе музыкальных произведений. Выявлять предпочтения, побуждать к выражению мотивированной оценки.

«Копилка» Правила игры. Складывать в копилку только те слова-определения, которые соответствуют характеру музыки. Игровые действия. При назывании педагогом слова-образа, соответствующего характеру произведения, дети складывают руки «чашечкой», не соответствующего – разводят в стороны. Ход игры. После прослушивания музыкального произведения педагог просит ребят сложить ладошки «чашечкой», затем обращается к детям: «Какая вместительная у каждого из вас копилка! Что мы будем в нее складывать?». Дети предлагают различные варианты. Педагог продолжает: «Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной мелодии». Рассказывает о правилах игры, обращая внимание на то, что в игре нужно быть очень внимательным. Объясняет детям: «Если слово нам подходит, мы закроем его в копилке (показывает), если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведете ладошки в стороны, чтобы оно не попало в вашу копилку.» Игра заканчивается повторением всех слов из копилки.

«Хитрая шляпа» Правила игры. Назвать понравившееся музыкальное произведение и объяснить свой выбор. Игровые действия. Передача шляпы. Ход игры. После прослушивания двух и более музыкальных произведений педагог показывает детям яркую шляпу и говорит, что она не простая, а волшебная. Кто ее надевает, начинает, словно заколдованный, рассказывать о той музыке, которая ему больше понравилась. Шляпу надевают на ребенка. Когда его рассказ закончится, он передает шляпу тому, кому захочет. Игра заканчивается, когда выскажутся все желающие.

  1.  Игры, основанные на вокализации. Дидактическая задача. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Способствовать осознанию выразительности музыкального образа, слуховой дифференциации музыкальной ткани произведения. Способствовать выражению ценностного отношения.

«Конкурс певцов» Правила игры. Выразительно исполнить (пропеть) фрагмент мелодии. Игровые действия. Соревнование. Ход игры. Педагог объявляет о том, что проводится конкурс певцов. Объясняет, что на вокальном конкурсе певцы исполняют обязательную программу, т.е. одинаковые произведения, а жюри оценивает их мастерство. Называет произведение, которое должны исполнить все участники, выбирается жюри – в него входят воспитатель и 2 ребенка. После этого все желающие интонируют заданный фрагмент мелодии. Жюри, посовещавшись, выбирают победителя. Побеждает тот, кто выразительно исполнит мелодию. В качестве приза предлагается выбрать музыкальное произведение для слушания.

«Сочини мелодию» Правила игры. Внимательно слушать музыку. Сочинить свою музыку подобного настроения. Игровые действия. Превращение с помощью волшебных слов. Ход игры. После слушания музыки, например, «Осенней песни» П. Чайковского, педагог говорит о том, что на музыкальных занятиях звучало очень много разной музыки, посвященной осени, и каждая имела свое неповторимое настроение. У одного композитора осень нежная и печальная, у другого ветреная, резкая, у третьего светлая и задумчивая. Педагог спрашивает у детей: «А какую музыку об осени сочинили вы, если бы были композиторами? И дети придумывают свою песенку…

  1. Игры, основанные на двигательном и пантомимическом моделировании характера музыки. Дидактическая задача. Развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, воображение.

«Поющие руки» Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей пластическими движениями рук. Игровые действия. Действие в воображаемом поле. Ход игры. После слушания музыки педагог предлагает детям представить, что они жители сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать. Он подводит дошкольников к «открытию», что передавать информацию и общаться возможно не только с помощью речи, но и с помощью языка движений, мимики. Дети приходят к выводу, что можно «разговаривать» и «петь» руками. Педагог обсуждает с ними варианты образных движений. Волнообразные движения всей руки передают направление плавной мелодии вверх или вниз; круговые движения кистей «изображают» быструю, кружащуюся музыку; легкое встряхивание кистями – легкое стаккато; несильное постукивание пальцами одной руки по ладони другой – осторожное, затаившееся движение и т.д. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью и силой движений.

«Художники» Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью пластических движений рук.

 Педагог предлагает детям представить себя художниками. Но художниками не обыкновенными, рисующими картины красками, а музыкальными художниками, изображающими музыку невидимой музыкальной кисточкой. Задача художника – нарисовать каждый звук музыки, заметить все оттенки настроения. Далее игра проходит, как предыдущая.  А так же можно рисовать на бумаге.

«Играем в музыку»

(дидактические игры на развитие музыкального восприятия) 

  1. «Копилка» Правила игры. Складывать в копилку только те слова-определения, которые соответствуют характеру музыки. Игровые действия. При назывании педагогом слова-образа, соответствующего характеру произведения, дети складывают руки «чашечкой», не соответствующего – разводят в стороны. Ход игры. После прослушивания музыкального произведения педагог просит ребят сложить ладошки «чашечкой», затем обращается к детям: «Какая вместительная у каждого из вас копилка! Что мы будем в нее складывать?». Дети предлагают различные варианты. Педагог продолжает: «Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной мелодии». Рассказывает о правилах игры, обращая внимание на то, что в игре нужно быть очень внимательным. Объясняет детям: «Если слово нам подходит, мы закроем его в копилке (показывает), если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведете ладошки в стороны, чтобы оно не попало в вашу копилку.» Игра заканчивается повторением всех слов из копилки.

  1. «Хитрая шляпа» Правила игры. Назвать понравившееся музыкальное произведение и объяснить свой выбор. Игровые действия. Передача шляпы. Ход игры. После прослушивания двух и более музыкальных произведений педагог показывает детям яркую шляпу и говорит, что она не простая, а волшебная. Кто ее надевает, начинает, словно заколдованный, рассказывать о той музыке, которая ему больше понравилась. Шляпу надевают на ребенка. Когда его рассказ закончится, он передает шляпу тому, кому захочет. Игра заканчивается, когда выскажутся все желающие.

  1. «Конкурс певцов» Правила игры. Выразительно исполнить (пропеть) фрагмент мелодии. Игровые действия. Соревнование. Ход игры. Педагог объявляет о том, что проводится конкурс певцов. Объясняет, что на вокальном конкурсе певцы исполняют обязательную программу, т.е. одинаковые произведения, а жюри оценивает их мастерство. Называет произведение, которое должны исполнить все участники, выбирается жюри – в него входят воспитатель и 2 ребенка. После этого все желающие интонируют заданный фрагмент мелодии. Жюри, посовещавшись, выбирают победителя. Побеждает тот, кто выразительно исполнит мелодию. В качестве приза предлагается выбрать музыкальное произведение для слушания.

  1. «Сочини мелодию» Правила игры. Внимательно слушать музыку. Сочинить свою музыку подобного настроения. Игровые действия. Превращение с помощью волшебных слов. Ход игры. После слушания музыки, например, «Осенней песни» П. Чайковского, педагог говорит о том, что на музыкальных занятиях звучало очень много разной музыки, посвященной осени, и каждая имела свое неповторимое настроение. У одного композитора осень нежная и печальная, у другого ветреная, резкая, у третьего светлая и задумчивая. Педагог спрашивает у детей: «А какую музыку об осени сочинили вы, если бы были композиторами? И дети придумывают свою песенку…

  1. «Поющие руки» Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей пластическими движениями рук. Игровые действия. Действие в воображаемом поле. Ход игры. После слушания музыки педагог предлагает детям представить, что они жители сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать. Он подводит дошкольников к «открытию», что передавать информацию и общаться возможно не только с помощью речи, но и с помощью языка движений, мимики. Дети приходят к выводу, что можно «разговаривать» и «петь» руками. Педагог обсуждает с ними варианты образных движений. Волнообразные движения всей руки передают направление плавной мелодии вверх или вниз; круговые движения кистей «изображают» быструю, кружащуюся музыку; легкое встряхивание кистями – легкое стаккато; несильное постукивание пальцами одной руки по ладони другой – осторожное, затаившееся движение и т.д. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью и силой движений.

  1. «Художники» Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью пластических движений рук.

 Педагог предлагает детям представить себя художниками. Но художниками не обыкновенными, рисующими картины красками, а музыкальными художниками, изображающими музыку невидимой музыкальной кисточкой. Задача художника – нарисовать каждый звук музыки, заметить все оттенки настроения. Далее игра проходит, как предыдущая.  А так же можно рисовать на бумаге.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия) Подготовила: музыкальный руководитель- Башун М.С

Слайд 2

Слушание музыки…. Развивает интерес и любовь к ней; Расширяет музыкальный кругозор; Повышает музыкальную восприимчивость; Воспитывает зачатки муз. вкуса.

Слайд 7

Игры на развитие музыкального восприятия. Три группы: На развитие художественного словаря; На развитие вокализации; На развитие двигательного и пантомимического моделирования характера музыки.

Слайд 8

1. Игры на развитие художественного словаря. Закрепляют слова художественного словаря; Способствуют адекватному применению знаний о музыке; Пополнение словарного запаса; Развитие эмоциональной отзывчивости; Развитие коммуникативности ; Развитие эстетического восприятия.

Слайд 9

«Копилка»

Слайд 10

«Хитрая шляпа»

Слайд 11

2 . Игры, основанные на вокализации. Развитие эмоциональной отзывчивости; Способствует осознанию выразительности муз. образа; Развитие слуха, голоса; Способствует раскрепощению детей; Развитие внимания, фантазии, воображения.

Слайд 12

«Конкурс певцов», «Сочини мелодию»

Слайд 13

3. Игры, основанные на двигательном и пантомимического моделировании характера музыки. Развитие эмоциональной отзывчивости; Развитие музыкального мышления, воображения; Побуждение к осознанию свойств музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз. Акцентов, особенностей характера, динамики, темпа, регистров.

Слайд 14

«Поющие руки», «Художник»

Слайд 15

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«Музыкотерапия как коррекционное- профилактическое средство»

  1. Что такое музыкотерапия как вы думаете?

Музыкотерапия – это психотерапевтический метод использующий музыку в качестве лечебного средства.

  1. Проблема!!!! За последние годы резко возросло число детей с дефектами речи, недостатками внимания, памяти, повышенной отвлекаемостью, умственной утомляемостью, агрессивностью, повышенной тревожностью и возбудимостью, имеющими различные соматические симптомы. Среди симптомов отмечаются различные нарушения сна, головные боли, возбудимость, метеозависимость,  энурез

По данным статистики, почти у 50 % -60 % детей детских садов и школ города имеются нарушения психологического здоровья.

  1. «Все болезни идут из детства», социального окружения,  поэтому особо актуальной становится проблема сохранения психологического здоровья дошкольников и создания психологически комфортных условий  в ДОУ.  
  2. В рамках решения этой проблемы, мною было изучено много информационного материала, а так же курсы повышения квалификации помогли в решении этой проблемы. Для нашего детского сада я подобрала муз. материал для проведения музыкотерапии.
  3. Музыкотерапия это  прослушивание муз. произведений, которые могут быть включены как в специально-организованные занятия (изодеятельность, конструирование, развитие речи и ознакомление с окружающим, экологические программы), так и в различные режимные моменты воспитательно-образовательного процесса.

  1. Существуют правила музыкотерапии:

  • Магнитофон следует размещать на расстоянии около 1 м от детей. При проведении целенаправленных сеансов музыкотерапии рекомендуемый уровень громкости динамика не должен превышать уровень громкости средней разговорной речи. Во время сна, а также во время приема пищи, музыку включают на минимальную громкость (фоновое воспроизведение).
  • Длительность одного целенаправленного сеанса музыкотерапии может варьироваться от 5 до 20 мин. Для детей младшего дошкольного возраста это, как правило, 5-15 минут, старшего дошкольного возраста – 15-20 минут. В день не следует проводить более трех сеансов (обычно ограничиваются одним-двумя).
  • При включении музыкотерапии в специально-организованную деятельность детей время прослушивания музыкального произведения составляет:

- для детей младшего дошкольного возраста до 10 минут;

     - для детей старшего дошкольного возраста до 20 минут.

  • В тихий час и во время приема пищи используется фоновое воспроизведение музыкальных произведений, время воспроизведения совпадает с длительностью режимного момента.
  • Прослушивать одно музыкальное произведение в рамках подобранной музыкальной программы рекомендуется в течение 7-10 дней, затем в рамках того же типа программы дети могут слушать другие ее фрагменты.
  • Очень важен правильный настрой детей и удобная поза при проведении сеансов музыкотерапии.

  1. Репертуар для музыкотерапии подобран для каждой определенной цели.

Направление воздействия

Музыкальные произведения

Организационная форма

Профилактика утомляемости.

Григ «Утро».

Чайковский «Времена года».

Мусоргский «Картинки с выставки».

Специально-организованные сеансы.

Снятие раздражения.

Чайковский «1-й концерт для фортепиано с оркестром».

Бетховен «Лунная соната».

Бах «Кантата № 2».

Гайдн «Симфония».

Бах «Итальянский концерт».

Специально-организованные сеансы.

Снятие тревожности.

Шопен «Вальсы, прелюдии, мазурки».

Штраус «Вальсы».

Чайковский «Вальс цветов».

Рубинштейн «Мелодия».

Огинский «Полонез».

Бах «Прелюдии и фуги для органа».

Чайковский  «Пятая симфония».

Оркестровые произведения А.Скрябина.

Специально-организованные сеансы.

Повышение пищеварительной активности.

Бетховен «Соната № 7».

Чайковский «Вальс цветов».

Прием пищи.

Физическая активность.

Равель «Болеро».

Хачатурян «Танец с саблями».

Г.Вольф "Путешествие пешком".

К. Дебюсси симфонический эскиз "Море".

О. Мессиана "Пробуждение птиц".

Мусоргский  увертюра "Рассвет на Москве-реке".

Э. Григ "Утреннее настроение".

Р. Штраус "Утро".

Сонаты и концерты Вивальди.

Серенады Шуберта.

«Утро в лесу» (звуки природы).

Подъем детей после тихого часа.

Успокаивающая музыка.

Григ «Пер Гюнт» (увертюра).

Глюк «Мелодия».

Моцарт «Ночная серенада».

Бетховен «Пасторальная симфония».

Брамс «Колыбельная».

Шуберт «Аве Мария».

Дебюсси «Свет луны».

Вивальди «Скрипичные концерты».

Бетховен "Симфония № 6", часть 2.

Шопен «Ноктюрн соль-минор»

Легкие, спокойные произведения Ф. Гойи.

Специально-организованные сеансы, перед тихим часом.

Релаксация, саморегуляция.

«Звуки природы», «Дождь в соснах», «Звуки леса», «Океан», «Ростовские звоны», «Церковный хор».

Специально-организованные сеансы, занятия по экологическим программам, тихий час.

Творческий импульс, развитие интелекта.

Произведения Моцарта.

Специально-организованные занятия по конструированию, изодеятельности и т.д.

Снятие эмоционального напряжения, головной боли.

Моцарт "Дон Жуан".

Лист "Венгерская рапсодия №1".

Хачатурян "Сюита Маскарад".

Огинский «Полонез».

Бетховен «Фиделио».

Специально-организованные сеансы

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.

Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.

Бетховен "Увертюра Эдмонд".

Паганини «Каприз № 24».

Специально-организованные сеансы,

Профилактика агрессивности.

Бах "Итальянский концерт".

Гайдн "Симфония".

Бах «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата № 21».

Барток «Соната для фортепиано», «Квартет 5».

Брукнер «Месса ля-минор».

Произведения Шостаковича.

Специально-организованные сеансы.

Повышения концентрации внимания, сосредоточенности.

Чайковский "Времена года".

 Дебюсси "Лунный свет".

Мендельсон "Симфония № 5".

Перед и между специально-организованными занятиями.

Расслабление.

Григ сюита «Пер Гюнт».

Сибелиус «Грустный вальс».

Шуман «Грезы».

Пьесы Чайковского.

Тихий час.

 

  1. На занятия музыки мы так же используем музыкотерапию, которая помогает сконцентрироваться. Успокоится, пофантазировать и расслабится детям.
  2. Если музыкотерапию использовать в группе, значительно улучшится психоэмоциональное состояние детей, а так же поспособствует снятию тревожности, агрессивности, формированию чувства психологической защищенности, что представляет большое значение для нормализации психологического микроклимата.

Воспитатели отмечают улучшение сна, аппетита, самочувствия, активности, настроения детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ № 3 Детский сад «Тополек» Консультация для педагогов. «Музыкотерапия как корекционно -профилактическое средство» Подготовил музыкальный руководитель: Башун Марина Сергеевна 2018 г.

Слайд 2

Что такое музыкотерапия???

Слайд 3

Музыкотерапия - это психотерапевтический метод использующий музыку в качестве лечебного средства

Слайд 4

Проблема!!! Дефекты речи Недостатки внимания, памяти Повышенная отвлекаемость Умственная утомляемость Агрессивность Повышенная тревожность Возбудимость Нарушение сна, головные боли, возбудимость

Слайд 5

Музыкотерапия Специально- организованные занятия ( изодеятельность , конструирование, развитие речи, ознакомление…) Различные режимные моменты (тихий час, прием пищи, игровая деятельность…..)

Слайд 6

Правила музыкотерапии! Магнитофон на расстоянии- 1м от детей. Громкость не превышает уровень громкости средней речи Длительность от 15-20 мин. В день не более 3х сеансов Младший возраст- 10 мин. Старший возраст- 20 мин.

Слайд 7

Правила музыкотерапии! В тихий час и во время приема пищи используется фоновое воспроизведение Программа 7-10 дней Правильный настрой детей, удобная поза

Слайд 8

Репертуар для музыкотерапии Направления: Профилактика утомляемости Снятие раздражения Снятие тревожности Повышение пищ . активности Физическая активность Успокаивающая музыка Релаксация Творческий импульс Снятия напряжения И т.д.

Слайд 9

Результат! Улучшение психоэмоционального состояния ребенка Снятие тревожности, агрессивности Формирование чувства психологической защищенности Улучшение сна, аппетита, самочувствие, активности. Настроение детей.

Слайд 10

Рефлексия Поднимите сейчас флажок, кому моя консультация была « Полезна » Поднимите флажок если узнали что то «Новое» Поднимите флажок, если информация была для вас «Бесполезной».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....