Сущность игровой деятельности и её характер
статья

Логашева Лариса Евгеньевна

Игра является не только значимой частью жизни каждого человека, причем, не только в детские годы, но и неотъемлемой частью человеческой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2019_.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 Кировского района Санкт-Петербурга

Статья

Тема: «Сущность игровой деятельности и её характер»

Воспитатель:

высш. кат. Логашева Л.Е.

Санкт-Петербург

2019



. Сущность игровой деятельности и её характер

Игра является не только значимой частью жизни каждого человека, причем, не только в детские годы, но и неотъемлемой частью человеческой культуры.

Понять природу игры, определить ее характерные черты, проанализировать причины возникновения стремились, начиная с XIX века, многие отечественные и зарубежные исследователи.

Первые попытки разработать теорию игры были предприняты К. Гроосом, Г. Спенсером и др. Несмотря на множество принципиальных отличий, их теории имели одно общее: понимание игры исходило из представлений о том, что игра относится к унаследованным инстинктам. В основе этих тенденций лежали представления о тождественности процессов психического развития у детенышей животных и у детей.

Согласно биологизаторским теориям, игра ребенка освобождает врожденную биологическую потребность в активности, одинаково присущую как животным, так и человеку.  

В иностранной психологической литературе распространены также «глубинные» теории, в которых игра считается выходом из реального мира в мир грез (К.Левин, Ж. Пиаже).

Следует назвать и натуралистическую теорию Дж. Дьюи, где игра трактуется как стремление «приспособиться к среде обитания человека».

Несостоятельность таких взглядов опровергают сами детские игры, которые отличаются по содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и от географических, экономических и других условий.

Иной взгляд, обусловленный историческим развитием человечества, изложен в трудах В. Вунда, Г.В. Плеханова. Немецкий психолог и философ В. Вунд впервые высказал убеждение что, игра - это «дитя труда», а Г.В. Плеханов в работе «Письма без адреса» (1912 г.) пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю, ее истоки следует искать еще в первобытном обществе. По его мнению, в истории общества труд предшествовал игре, определял ее содержание, а в жизни отдельного человека игра предшествует труду. В этом заключается социальное назначение игры: она необходима для передачи многовекового опыта из рода в род, она готовит детей к труду.

Современный ученый, автор многих исследований по теории игры Д.Б. Эльконин выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. На основе анализа этнографического материала он сделал вывод, что в первобытном обществе детской игры не существовало. Труд и орудия труды был примитивны, для выживания рода дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых, помогали в сборе плодов, в ловле рыбы. С усложнением орудий труда, с развитием скотоводства и земледелия произошли изменения в положении ребенка в обществе: он перестал быть участником в работе взрослых, уделом детей стали игры-упражнения. Вместо настоящих орудий труда дети получили игрушки для упражнения в трудовых действиях (игрушечные лук, копье), которые можно назвать моделями настоящих орудий. С развитием техники, с распространением различных ремесел, игрушка перестала быть моделью - она стала образом орудий труда. С такой игрушкой нельзя было совершать настоящие действия, но можно было их изображать. Так возникла ролевая игра, именно в ней ребенок может реализовать свое стремление к активному участию в жизни взрослых. В воображаемой ситуации ребенок воспроизводит действия, взаимоотношения взрослых.

Итак, игра как особый вид деятельности человека возникла на определенном историческом этапе не и не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в результате конкретных социальных условий жизни общества.  

Особый вклад в разработку теории игры, в понимание ее «природы» внес известный ученый-психолог Л.С. Выготский. Он писал: «Игра, являясь с биологической точки зрения подготовкой к жизни, с психологической стороны раскрывается как одна из форм детского творчества» Игра - наиболее доступный, освоенный и желанный вид деятельности, в процессе которого ребенок получает и перерабатывает из окружающего мира знания, впечатления и тем самым познает его. В то же время, играя, ребенок не только познает мир, но и воздействует на него, преобразует в соответствии со своими представлениями и потребностями. В играх дети не просто воспроизводят то, что видят в реальной жизни, а преобразуют свои впечатления, передают свое отношение, мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, с художественной, эстетической деятельностью.

В самой природе игры заложена возможность перевоплощения, она является и мощным средством развития и одновременно «продуктом» воображения. «В процессе игры развивается воображение ребенка, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, а действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой и фантазией. Без выдумки, воображения не существует игры», - отмечает современный автор.

Именно в игре можно начинать формировать у ребенка основы умения находить собственное решение, способность действовать в плане образных представлений. В игре постепенно закладывается необходимая для развития воображения свобода обращения с игровым материалом, легкость в замене одного предмета другим, возможность увидеть нужную для игры вещь в самой простой палочке или кусочке бумаги.

Самостоятельность человека в создании игрового сюжета безгранична: играющий может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, много раз повторять одно и то же действие, которое приносит удовлетворение, дает возможность ощутить себя всемогущим и желанным. Можно сказать, что игра для малыша – это «машина времени». Она дает ему удивительную возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.  

Игра является одновременно способом познания и своеобразной формой отражения действительности. «По своей природе игра ребенка - это отобразительная деятельность. В основе игра – сюжетно-ролевая или творческая – отображает впечатления детей об окружающей жизни, их знания, понимание происходящих явлений природы и бытовых событий», - пишет Е.И. Новикова

В природе игры заложено удивительное чувство удовлетворения, которое возникает в процессе игрового действия. Большинство исследователей (В.В.Давыдов, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) отмечают, что возникновению игрового интереса способствуют следующие факторы:

  • удовольствие от контактов с партнерами по игре;
  • удовольствие от демонстрации своих возможностей партнерам;
  • удовольствие от успехов, от достижения желанного результата;
  • азарт ожидания непредвиденных ситуаций;
  • необходимость принятия решений в сложных и часто неопределенных, а, порой, просто непредвиденных условиях и ситуациях;
  • достаточно быстрое выяснение последствий принятых решений;

В последние годы в отечественных и зарубежных публикациях обращается внимание на обязательно присущей игре интеллектуальный и мотивационный заряды, подчеркивается, что главный эмоциональный мотив игры лежит не в результате действия, а в самом процессе.

Труды ученых (А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца и др.) доказывают, что ребенок именно в игре овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности. Забавляясь и играя, он осознает себя личностью. Игра – сфера интеллектуального творчества, поле общественного и творческого самовыражения, это своеобразная «копилка» творческого, интеллектуального и социального опыта, а момент игры – это момент активной познавательной и творческой деятельности личности.


Список литературы

  1. 1 Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академический Проект,2005.240с..
  2. 2 Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. М.: Просвещение, 1983.  192.с.

3.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. М.: Просвещение, 1983.  192.с.

4.Воробьева Д.И. Гармония развития.   СПб.: Детство-Пресс, 2003. 142.с.

5 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986..240.с.

6. Давидчук А.Н. Обучение и игра. Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 168.с.

7.Дневник воспитателя: Развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В. М.: ГномиД, 2001. 144.с.

8.Игра дошкольника. / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989.  286.с. 

9.Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой  деятельности дошкольников.  М.: Айрис-пресс, 2004.  107.с.

10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: ACADEMA, 2000.  416.с.

11.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.  400.с.

12.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480.с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР. «Происхождение и сущность игры. Современная практика организации игровой деятельности.»

            «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике?...

Сущность игровой технологии.

В материале дается описание целей,  задач и требований к игровой технологии, выделены  ее концептуальные  основы, условия организации....

Презентация по теме «Игровой занимательный материал математического характера как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Игровой занимательный материал математического характера как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста  (из опыта работы воспитателя).Целью педагогическо...

Презентация на тему "Игровой занимательный материал математического характера, как средство развития интеллектуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста"

Презентация на тему "Игровой занимательный материал математического характера, как средство развития интеллектуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности «Поступки и характер человека» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» (с использо

Задачи. Образовательная:- учить проводить связь между характером и поступками человека (уточнить понятия детей о том, что характер человека определяется по его поступкам).2. Развивающая:- учить состав...

доклад" Сущность и структура игровой деятельности."

В докладе рассматривается сущность и структура игровой деятельности в ДОУ...

Освоение дошкольниками представлений социального характера и развитие навыков социальных отношений в игровой деятельности

   Дошкольное детство – важнейший период в жизни каждого человека, поскольку именно в детском возрасте закладываются основы будущей личности. Огромный потенциал для личностного ...